logo
УМПок

9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России

Конституция Российской Федерации не использует выражение «гражданское общество». Вместе с тем в преамбуле и целом ряде статей основной закон государства определяет правовую базу гражданского общества: конституционные права на объединения и на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, на доступ к информации, свобода мысли и слова, массовой информации, принципы избираемости власти и доступа граждан к государственной и муниципальной службам, открытость государственных органов и органов МСУ. Законодательство гарантирует частную собственность, что создает экономическую базу гражданского общества.

Современное российское законодательство четко исповедует не разрешительный, а добровольный принцип регистрации гражданских ассоциаций, резко снижает количество запрещающих норм их создания и деятельности, ставит принцип добровольности и самодеятельности во главу угла.

Первым государственно-правовым актом, регулирующим деятельность институтов гражданского общества в России, был закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 г. и усовершенствованный в 1996 г. Он предоставил обществам потребителей право проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение правил торгового и бытового обслуживания, вносить в органы государственного управления, на предприятия, в организации предложения по повышению качества товаров, работ, услуг или о снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для потребителей и окружающей среды.

Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый в 1995 г., предусматривает определенные рамки благотворительной деятельности.

Наиболее важными актами государства в вопросах правового регулирования институтов гражданского общества являются принятые в середине 90-х гг. законы Российской Федерации «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О средствах массовой информации» и др. Исходя из нашего определения политических партий как структур, пограничных между государством и гражданским обществом, мы можем назвать и принятый позднее федеральный закон «О политических партиях»69.

Суммируя положения этих и ряда других нормативных актов70,, мы можем констатировать, что в России сложилась совокупность различных организационно-правовых форм гражданских ассоциаций. Прежде всего, это некоммерческие организации (НКО), включающие в себя:

В свою очередь общественные объединения, открывающие список НКО имеют следующие виды:

Под религиозным объединением федеральный закон 1997 г понимает «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Религиозные объединения законодательство РФ подразделяет на религиозные группы и религиозные организации, отличия между которыми в необязательности для групп регистрации и образования юридического лица.

Кроме того, законодательством России к общественным объединениям граждан отнесены политические партии (подробнее в следующей теме пособия) и профессиональные союзы.

Исходя из вышеизложенных парадигм гражданского общества мы можем отнести к организационным формам гражданского общества брачные союзы (семьи) и медийные объединения (СМИ) и органы местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также классифицирует территориальные рамки деятельности - общероссийские (имеющие отделения в более половины субъектов РФ), межрегиональные (отделения в менее половины субъектов Федерации), региональные (в границах одного субъекта) и местные (действующие в пределах территориальной организации местного самоуправления).

Законодательство Российской Федерации предъявляет требования: к численности физических лиц, выступающих инициаторами создания общественного объединения (не менее 3); к учредителям такого объединения (по гражданству, возрасту) и его членам (для молодежной организации — 14 лет, для детской — 10 лет); к уставу объединения.

Одновременно с законом «О некоммерческих организациях» был принят и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он дал правовое определение этого старейшего института защиты прав трудящихся: «…добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Зафиксировав права и обязанности объединений трудящихся, государство только через 6 лет подошло к подобной задаче в отношении другой стороны трудовых отношений — работодателей. В ноябре 2002 г. оно приняло закон «Об объединениях работодателей» и зафиксировало эти объединения в форме некоммерческих организаций, построенных на территориальной, отраслевой или смешанной основе.

Отмечая достаточно разветвленную систему правового нормирования тех или иных форм гражданских инициатив, мы не можем не отметить сохранение весьма крупных правовых лакун в общей системе законодательства Российской Федерации. Всевозрастающая роль корпоративных объединений в социально-политической и экономической жизни страны вступает в острое противоречие с отсутствием правовых актов, регулирующих подобную деятельность. Законодательством не регулируется и лоббистская

деятельность общественных ассоциаций.

Общественные коллизии возникают и вокруг уже существующих правовых регуляторов институтов гражданского общества. Назовем только несколько проблем этого плана:

— соотношение свободы слова, декларированной Конституцией и законом «О средствах массовой информации», и ответственности средств массовой информации за нарушение прав и свобод других субъектов, игнорирование их информационной безопасности;

— неполитический характер профессиональных союзов и реальное их участие в политических процессах;

— неопределенный принцип формирования органов местного самоуправления («несколько поселений, объединенных общей территорией»), что создает правовые противоречия при определении статуса административных районов;

— реальное вмешательство конфессиональных структур в политические процессы и функции государства.

Отсутствие комплексной и разветвленной системы правового регулирования институализации гражданского общества затрудняет не только собственно генезис такого образования, но и всю совокупность демократических преобразований в России.

Одновременно мы должны констатировать наличие как автономных, так и зависимых от государства институтов гражданского общества. Последние стали итогом исторически сложившейся в последние столетия

патерналистской зависимости общества от государства. Так было и в XIX в., и при советской власти, к сожалению, так во многом остается и в настоящее время. Примером может служить механизм формирования Общественной палаты, что объясняется, прежде всего, непониманием самой идеи общественного договора. И. Клямкин подчеркивает: «он общественный не потому, что это договор общества с государством, а потому что он — договор различных сегментов общества о том, каким оно хочет видеть государство».

Общественная палата Российской Федерации, созданная в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. - совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Первую треть палаты (42 членов) назначает Президент России; вторая треть избирается утверждёнными членами из представителей общероссийских общественных объединений; наконец третья треть формируется из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, избранных в каждом из федеральном округов. Срок полномочий членов Общественной палаты в мае 2011 г. увеличен с двух до трех лет. Среди гражданского общества есть диаметрально противоположные взгляды на Общественную палату. Одни считают ее полезным инструментом для решения проблем общества, воздействия на государство и участвуют в ее деятельности. Другие полагают, что влияние на принятие государственных решений она не может оказать в принципе, практических результатов от ее работы нет, а сама она является лишь имитацией взаимодействия государства и общества.

Другой проблемой становления гражданского общества является крайне низкая доля лиц с достойной оплатой своего труда (что не только обеспечивает их социальное благополучие, но и дает материальные основы гражданских инициатив). Исследования Института социологии РАН71 показали, что слой малообеспеченныхв стране вырос с 43 до 51%. Возрос до 5% (около 4 млн. чел.) т.н. «андеркласс» - слой людей находящихся на грани физиологического существования, не имеющие поддержки ни государства, ни социальных сетей. Только 40% граждан отказываются от патернализма государства и просят его не поддержки, а сокращения вмешательства (проверок, запретов, взяток). В этом же ряду проблема снижения социальной мобильности и исчерпания предела наполняемости «социальных лифтов» - карьеру, в сравнении с 1990-ми годами, для сегодняшних представителей активного возраста сделать крайне трудно.