9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
Конституция Российской Федерации не использует выражение «гражданское общество». Вместе с тем в преамбуле и целом ряде статей основной закон государства определяет правовую базу гражданского общества: конституционные права на объединения и на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, на доступ к информации, свобода мысли и слова, массовой информации, принципы избираемости власти и доступа граждан к государственной и муниципальной службам, открытость государственных органов и органов МСУ. Законодательство гарантирует частную собственность, что создает экономическую базу гражданского общества.
Современное российское законодательство четко исповедует не разрешительный, а добровольный принцип регистрации гражданских ассоциаций, резко снижает количество запрещающих норм их создания и деятельности, ставит принцип добровольности и самодеятельности во главу угла.
Первым государственно-правовым актом, регулирующим деятельность институтов гражданского общества в России, был закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 г. и усовершенствованный в 1996 г. Он предоставил обществам потребителей право проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение правил торгового и бытового обслуживания, вносить в органы государственного управления, на предприятия, в организации предложения по повышению качества товаров, работ, услуг или о снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для потребителей и окружающей среды.
Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый в 1995 г., предусматривает определенные рамки благотворительной деятельности.
Наиболее важными актами государства в вопросах правового регулирования институтов гражданского общества являются принятые в середине 90-х гг. законы Российской Федерации «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О средствах массовой информации» и др. Исходя из нашего определения политических партий как структур, пограничных между государством и гражданским обществом, мы можем назвать и принятый позднее федеральный закон «О политических партиях»69.
Суммируя положения этих и ряда других нормативных актов70,, мы можем констатировать, что в России сложилась совокупность различных организационно-правовых форм гражданских ассоциаций. Прежде всего, это некоммерческие организации (НКО), включающие в себя:
общественные и религиозные объединения;
фонды;
государственные корпорации;
некоммерческие партнерства;
учреждения;
автономные некоммерческие организации;
общины коренных малочисленных народов РФ;
саморегулируемые организации.
В свою очередь общественные объединения, открывающие список НКО имеют следующие виды:
общественные организации (признаками которых являются членство и наличие уставных выборных органов);
общественные движения (не имеющие членства массовые объединения);
общественные фонды (объединения, основанные на формировании имущества за счет добровольных взносов и его использовании в общественно-полезных целях);
общественные учреждения, ставящие своей целью оказание конкретных видов услуг;
органы общественной самодеятельности, создаваемые для совместного решения социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.
Под религиозным объединением федеральный закон 1997 г понимает «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Религиозные объединения законодательство РФ подразделяет на религиозные группы и религиозные организации, отличия между которыми в необязательности для групп регистрации и образования юридического лица.
Кроме того, законодательством России к общественным объединениям граждан отнесены политические партии (подробнее в следующей теме пособия) и профессиональные союзы.
Исходя из вышеизложенных парадигм гражданского общества мы можем отнести к организационным формам гражданского общества брачные союзы (семьи) и медийные объединения (СМИ) и органы местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также классифицирует территориальные рамки деятельности - общероссийские (имеющие отделения в более половины субъектов РФ), межрегиональные (отделения в менее половины субъектов Федерации), региональные (в границах одного субъекта) и местные (действующие в пределах территориальной организации местного самоуправления).
Законодательство Российской Федерации предъявляет требования: к численности физических лиц, выступающих инициаторами создания общественного объединения (не менее 3); к учредителям такого объединения (по гражданству, возрасту) и его членам (для молодежной организации — 14 лет, для детской — 10 лет); к уставу объединения.
Одновременно с законом «О некоммерческих организациях» был принят и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он дал правовое определение этого старейшего института защиты прав трудящихся: «…добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Зафиксировав права и обязанности объединений трудящихся, государство только через 6 лет подошло к подобной задаче в отношении другой стороны трудовых отношений — работодателей. В ноябре 2002 г. оно приняло закон «Об объединениях работодателей» и зафиксировало эти объединения в форме некоммерческих организаций, построенных на территориальной, отраслевой или смешанной основе.
Отмечая достаточно разветвленную систему правового нормирования тех или иных форм гражданских инициатив, мы не можем не отметить сохранение весьма крупных правовых лакун в общей системе законодательства Российской Федерации. Всевозрастающая роль корпоративных объединений в социально-политической и экономической жизни страны вступает в острое противоречие с отсутствием правовых актов, регулирующих подобную деятельность. Законодательством не регулируется и лоббистская
Общественные коллизии возникают и вокруг уже существующих правовых регуляторов институтов гражданского общества. Назовем только несколько проблем этого плана:
— соотношение свободы слова, декларированной Конституцией и законом «О средствах массовой информации», и ответственности средств массовой информации за нарушение прав и свобод других субъектов, игнорирование их информационной безопасности;
— неполитический характер профессиональных союзов и реальное их участие в политических процессах;
— неопределенный принцип формирования органов местного самоуправления («несколько поселений, объединенных общей территорией»), что создает правовые противоречия при определении статуса административных районов;
— реальное вмешательство конфессиональных структур в политические процессы и функции государства.
Отсутствие комплексной и разветвленной системы правового регулирования институализации гражданского общества затрудняет не только собственно генезис такого образования, но и всю совокупность демократических преобразований в России.
Одновременно мы должны констатировать наличие как автономных, так и зависимых от государства институтов гражданского общества. Последние стали итогом исторически сложившейся в последние столетия
Общественная палата Российской Федерации, созданная в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. - совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти. Первую треть палаты (42 членов) назначает Президент России; вторая треть избирается утверждёнными членами из представителей общероссийских общественных объединений; наконец третья треть формируется из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, избранных в каждом из федеральном округов. Срок полномочий членов Общественной палаты в мае 2011 г. увеличен с двух до трех лет. Среди гражданского общества есть диаметрально противоположные взгляды на Общественную палату. Одни считают ее полезным инструментом для решения проблем общества, воздействия на государство и участвуют в ее деятельности. Другие полагают, что влияние на принятие государственных решений она не может оказать в принципе, практических результатов от ее работы нет, а сама она является лишь имитацией взаимодействия государства и общества.
Другой проблемой становления гражданского общества является крайне низкая доля лиц с достойной оплатой своего труда (что не только обеспечивает их социальное благополучие, но и дает материальные основы гражданских инициатив). Исследования Института социологии РАН71 показали, что слой малообеспеченныхв стране вырос с 43 до 51%. Возрос до 5% (около 4 млн. чел.) т.н. «андеркласс» - слой людей находящихся на грани физиологического существования, не имеющие поддержки ни государства, ни социальных сетей. Только 40% граждан отказываются от патернализма государства и просят его не поддержки, а сокращения вмешательства (проверок, запретов, взяток). В этом же ряду проблема снижения социальной мобильности и исчерпания предела наполняемости «социальных лифтов» - карьеру, в сравнении с 1990-ми годами, для сегодняшних представителей активного возраста сделать крайне трудно.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов