6.3. Управление социальной политикой государства
Еще Адам Смит писал: «То, что улучшает условия большинства, никоим образом не может быть признано вредным для целого. Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительная часть его членов бедна и несчастна». Однако вплоть до XX в. идеи социального
Первым в мире социальным государством стала Россия, объявившая в 1917 г. задачу реализации социальных ценностей приоритетной. В советский период были достигнуты такие социальные завоевания, как всеобщая занятость, бесплатное образование и здравоохранение. Граждане советской страны имели систему жилищно-коммунальных льгот, уделялось специальное внимание социальной заботе о детях, беременных женщинах, инвалидах, пенсионерах. Во многом под влиянием достижений нашей страны происходила активная социализация политики капиталистических государств, разрабатывавших и внедрявших различные модели государства благосостояния (welfare state).
В мире сложились три типа (модели) социальных государств:
— Либеральная (англосаксонская) модель, в которой государственные обязательства сведены к минимуму и распространяются только на самые неблагополучные слои населения.
— Скандинавская (социал-демократическая) модель, предусматривающая базисное обеспечение социальных гарантий всем гражданам за счет всеобщих налогов.
— Континентально-европейская модель, ориентированная на долевое отчисление взносов как работников, так и работодателей и сочетание борьбы против бедности с обеспечением достойного уровня жизни всем.
Социальные государства в тех или иных своих проявлениях должны реализовывать следующие функции:
— компенсаторную (функцию возмещения);
— инвестиционную (развитие и модернизацию общественной инфраструктуры, образования, науки);
— эмансипаторскую (защиту личности от социальных рисков);
— распределительную (перераспределительную);
— интегративную;
— легитимационную.
В начале 90-х гг. ХХ в. перед новым российским государством встали задачи необычайной сложности: во-первых, сохранить ресурсы государственной социальной политики, во-вторых, расширить их с целью приближения к зарубежным стандартам. Новая социальная политика первой половины 90-х гг. строилась на ложной посылке быстрого выхода России из кризиса, что должно было позволить решить эти задачи. Именно этим объясняется декларированный Конституцией и законодательством широкий спектр социальных гарантий с одновременным неисполнением их в связи с нехваткой ресурсов. Одновременно возникли новые негативные факторы и явления (безработица, вынужденная миграция, имущественное расслоение, бездомность, беспризорность, массовая наркомания и т. п.). Все это сопровождалось остаточным принципом финансирования социальных программ. Подобный дисбаланс стал мощным социальным раздражителем, который должен быть погашенным рациональной системой социального правления.
К полномочиям правительства в социальной сфере Конституция Российской Федерации относит:
— обеспечение единой государственной социальной политики;
— меры по реализации трудовых прав граждан;
— разработку и реализацию программ сокращения и ликвидации безработицы;
— меры по реализации социального обеспечения;
— обеспечение единой миграционной политики;
— реализацию прав граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие;
— развитие физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;
— содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, реализацию молодежной политики;
— государственную поддержку развития науки;
— обеспечение единой государственной политики в области образования;
— государственную поддержку культуры, в том числе культурного наследия народов Российской Федерации;
— взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями.
Головным органом решения этих проблем является Министерство здравоохранения и социального развития, которое обеспечивает реализацию конституционного права граждан на благоприятные условия жизни, через подведомственные федеральные службы курирует вопросы защиты прав на труд и социальное обеспечение, здравоохранение и права потребителей.
Сходные социальные задачи по обеспечению здорового образа жизни решает Министерство спорта, по туризма и молодежной политики с подведомственными федеральными агентствами.
Министерство образования и науки является основным органом по осуществлению управлением развития научных исследований и реформированию системы просвещения. В этом направлении активно работает и Министерство культуры.
24 мая 2011 г. указом Президента РФ в ведении правительства для правовой защиты авторских прав образована Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Важной является проблема разрешения ситуации с неблагоприятными условиями жизни: это и переселение россиян из неблагополучных районов, и переселение граждан России и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья в Россию, и реализация прав граждан на жилье, на свободное перемещение и выбор места жительства. В той или иной степени перечисленные вопросы курирует Федеральная миграционная служба.
Несмотря на разветвленную систему социальных органов власти, мы вынуждены констатировать, что государство демонстрирует некомплексность и безадресность социальной политики, крайне неудовлетворительно использует ее основные механизмы:
— рост денежных доходов съедается нехваткой ресурсов и инфляцией;
— организация адресной социальной защиты плохо структурирована;
— натуральная безвозмездная помощь эпизодична;
— долгосрочное кредитование не налажено;
— отсутствует система семейных пособий;
— бюджетное финансирование образования, здравоохранения и культуры недостаточно и малоэффективно;
— соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ, 4611 руб.), прожиточного минимума (в 2010 г. по стране 5688 руб.46), абсурдно;
— оплата труда бюджетников катастрофически занижена;
— неоправданно велика отраслевая дифференциация доходов.
Трудности в реализации социальной политики связаны с тем, что правительство не понимает, что выполнение социальной функции заключается не в физическом предоставлении какой-то услуги, а в организации того, чтобы эта услуга на рынке появилась и в компенсации для тех, кому эта услуга недоступна. Это наиболее наглядно видно на примерах политики в области образования, здравоохранения или так называемой монетизации льгот, приведших к реальному снижению социального благополучия населения.
Неудовлетворенность граждан социальной политикой опасна не только как фактор общественной нестабильности, но и как отрицательный показатель роста экономической эффективности производства. Остаточное финансирование сферы образования приводит к вымыванию наиболее подготовленных педагогических кадров, снижению уровня образования и, как следствие, приходу на производство малоподготовленных работников. Низкая оплата труда других бюджетных категорий трудящихся способствует аналогичным негативным процессам и в этих сферах.
Непонимание непосредственной связи эффективной социальной политики с успешным ходом реформ является мощным тормозящим фактором создания современного государства.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов