logo
УМПок

4.1. Место и роль президента в системе государственной власти

 Термин «президент» происходит от лат. praesiedens, что буквально означает «впереди сидящий», и является близким родственником русского слова «председатель». В периоды античности и средневековья этот термин использовался для титулования председательствующих в сенате (Рим), судейских сообществах (Франция), купеческих гильдиях и т. п. В условиях построения государственной власти на принципе разделения властей он стал применяться для обозначения главы исполнительной власти и позднее — главы государства. Впервые в этом значении термин «президент» начал использоваться в 1787 г. в Соединенных Штатах Америки. Затем примеру США последовали молодые независимые государства Латинской Америки. В 1848 г. пост президента вводится во Франции и Швейцарии, а после окончания Первой мировой войны — в большинстве государств мира. В СССР пост президента СССР был введен в 1990 г., в России 17 марта 1991 г.

На первых всенародных выборах 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Борис Николаевич Ельцин. Выборы проводились на альтернативной основе всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием на срок 5 лет.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы президента назначает Совет Федерации.

Они проводятся в первое воскресенье того же месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. В случае досрочного избрания президента выборы проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий президентом. Так, связи с досрочной отставкой Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. очередные выборы президента проводились 26 марта 2000 г. Если Совет Федерации не назначает выборы, это делает Центральная избирательная комиссия.

Закон выдвигает сравнительно незначительные цензовые ограничения для кандидатов в президенты: ценз гражданства (кандидат должен быть гражданином Российской Федерации), нижний возрастной (35 лет), ценз дееспособности и ценз оседлости (кандидат должен проживать в России не менее 10 лет). Помимо биографических данных кандидат обязан представить сведения об имуществе, размере и источниках своих доходов, доходов супруга и детей за 2 последних года.

Из закона устранен существовавший в 1991—1995 гг. верхний возрастной ценз для кандидатов (65 лет): законодатели посчитали возможным предоставить право оценивать способности пожилого кандидата справляться с возложенными на него обязанностями самим избирателям. Вместе с тем редакция закона оговаривает запрет на регистрацию для кандидата, в отношении которого действует судебный приговор о запрете занимать государственные должности, а также для ранее действовавшего президента, подавшего в отставку или отрешенного от должности.

Законодательство Российской Федерации не дает четкого определения, связанного с возможной партийностью или беспартийностью президента.

Российская практика такова, что после выхода из КПСС Б. Н. Ельцин не связал свою судьбу ни с одной партией (несмотря на активную его поддержку теми или иными партиями), обеспечив себе чисто формальную политическую нейтральность. Беспартийными являлись и последующие президенты В. В. Путин и Д.А.Медведев, хотя их связь с партией «Единая Россия» достаточно очевидна. Однако такие претенденты на пост президента, как В. Жириновский, Г. Зюганов, Г. Явлинский, И. Хакамада и др., широко демонстрировали свою партийность.

По-видимому, фактор партийности будет еще более возрастать в дальнейшем, чему способствует и то, что новая редакция закона предоставляет право выдвижения кандидатов на должность президента именно политическим партиям и их объединениям (блокам).

Законодательство предоставляет гражданам право самовыдвижения на пост президента при условии создания ими группы поддержки численностью не менее 500 человек.

Для регистрации кандидата необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на 1 субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей. В случае досрочных президентских выборов (как это случилось в 2000 г.) количество подписей сокращается наполовину. От сбора подписей освобождаются партии и избирательные блоки, списки которых участвовали в распределении мандатов депутатов Государственной думы.

Финансирование выборов осуществляется из бюджетных средств, а также избирательных фондов кандидатов. Каждый кандидат в президенты обязан создать собственный избирательный фонд, который складывается из собственных средств кандидата (не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ)), средств избирательного объединения, выдвинувшего его (не более 200 тыс. МРОТ), добровольных пожертвований (не более 400 МРОТ для каждого гражданина и 40 тыс. МРОТ для юридического лица). Предельная сумма всех расходов кандидата из его фонда не должна превышать 300 тыс. МРОТ.

Выборы президента проводятся по мажоритарной системе. В том случае, если в первом туре ни один из претендентов не собрал более 50 % голосов (так случилось в 1996 г.), назначается второй тур выборов, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших в первом туре наибольшее количество голосов. Второй тур должен проводиться через 21 день со дня установления результатов первого тура. Победителем второго тура считается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

В случае, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными (в случае нарушения избирательного закона), то Совет Федерации назначает повторные выборы. В этом случае вся процедура выдвижения, регистрации и голосования осуществляется заново. Повторные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов.

В международной практике существуют различные варианты сроков президентских полномочий: от 1 года в Швейцарии до 7 лет в Италии, Сирии и Турции.

Срок полномочий президента Российской Федерации в 1991 г. был определен в 5 лет; по закону 1995 г. был сокращен до 4 лет, а поправками в Конституцию РФ от 30 декабря 2009 в Конституцию РФ увеличен до 6 лет.

Остановимся на такой особенности президентского правления, как возможность избрания института вице-президента. Наличие второго лица в системе президентской власти предусмотрено законодательством США, Швейцарии, Болгарии, Индии, КНДР, Казахстана, Кыргызстана, некоторых африканских, азиатских и большинства латиноамериканских государств. Законы СССР 1990 г. и РСФСР 1991 г. также предусматривали избрание наряду с президентом и вице-президента. Следует признать крайне неудачным итог этих новаций: оба вице-президента (Г. Янаев в СССР и А. Руцкой в России) оказались политическими противниками своих напарников по президентскому дуумвирату, пытались узурпировать их власть и закончили карьеру вице-президентов тюремными стенами.

Новое российское законодательство исключило из перечня высших должностных лиц институт вице-президента. В случае, когда президент «не в состоянии выполнять свои обязанности» (пункт 3 статьи 92 Конституции), их временно исполняет председатель правительства. Так, во время операции Б. Н. Ельцина временно (с 7 ч 5 ноября до 6 ч 6 ноября) обязанности президента исполнял председатель правительства В. С. Черномырдин. После отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. временно исполняющим обязанности президента Российской Федерации был назначен председатель правительства В. В. Путин.

Избранный президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центризбиркомом результатов выборов. Процедура инаугурации предусматривает публичное принесение избранным президентом присяги народу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии парламентариев и судей Конституционного суда Российской Федерации. В момент инаугурации президенту вручаются официальные символы президентской власти: штандарт президента, знак президента и специальный текст Конституции Российской Федерации.

Основной закон определяет президента Российской Федерации как «главу государства», «гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (статья 80)19. Он (согласно этой же статье) «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Такое толкование роли президента не случайно, оно находит свое отражение в общемировой практике.

Роль президента в системе Российского государства чрезвычайно велика. В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, ведет международные переговоры, заключает международные договоры, решает вопросы войны и мира, назначает послов и иных дипломатических представителей, принимает верительные грамоты у аккредитованных при нем послов. Президент принимает решение об установлении дипломатических отношений с другими государствами или о вступлении в международные организации, встречает и провожает глав государств, посещающих страну с официальным визитом.

Президент является Верховным главнокомандующим, утверждает военную доктрину государства, имеет право введения на территории страны военного и чрезвычайного положения, право на мобилизацию и ведение военных действий.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Хотя формально-юридически государственная власть в Российской Федерации реализуется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы, их обеспечивающие, самостоятельны в пределах и рамках их компетенции, конституционно-правовой статус института президента позволяет ему одновременно быть как бы вне системы разделения властей и в то же время фактически нести публично-правовую ответственность за состояние дел в этих сферах государственной деятельности (статья 10 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем такое положение дел оценивается некоторыми правоведами как противоречие с принципом разделения властей. Так, О. Кутафин считает это главным минусом действующей Конституции20.

За годы существования институт президентской власти глава государства получил 469 дополнительных полномочий, в т.ч. 220 регулятивных, 80 кадровых.

168 новых полномочий получил в 1993-1999 гг. Б.Ельцин, 234 полномочия – В.Путин (2000-2008) и уже 67 Д.Медведев за 2008-2010 гг.

Это осуществлено с помощью принятия 115 законов21.

Причем, если дополнительные полномочия Б.Ельцина касались сфер, за которые президент отвечает по Конституции (национальная безопасность, внешняя политика, взаимодействие органов власти, кадровая политика в отношении правительства и судейского корпуса), то при последующих президентах они распространены на экономику, культуру, образование, федеративные отношения, организацию органов деятельности госорганов и общественных организаций

По оценке видных российских юристов М.Краснова и А.Кононова такое делегирование вышло за пределы конституционных задач главы государства и не соответствует Конституции. Это касается, прежде всего, фактического назначения главой государства губернаторов, председателей высших судов, Счетной палаты.

Президент в соответствии с Конституцией, пишет М.Краснов, «может совершать действия, но не определять правила»22.