logo
УМПок

7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия

Демократическое, федеративное, социальное, светское, правовое государство, признающее, соблюдающее и защищающее конституционные права и свободы человека и гражданина, не может существовать без органов, гарантирующих реализацию этих принципов. Таким органом является Конституционный суд Российской Федерации.

В России необходимость создания конституционного суда была признана еще в 1990—1991 гг. в рамках провозглашения суверенитета. 30 октября 1991 г. V (внеочередной) Съезд народных депутатов России избрал первый состав Конституционного суда РСФСР из 13 судей. С января 1992 г. он приступил к обязанностям по осуществлению конституционного правосудия.

Статус и прерогативы Конституционного суда неоднократно уточнялись путем внесения поправок в Конституцию 1978 г., принятия новой Конституции России 12 декабря 1993 г., закона «О Конституционном суде Российской Федерации» 21 июля 1994 г. и поправок в данный закон.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. В его состав избирают наиболее грамотных юристов специалистов в различных областях конституционного права: конституционалистов-теоретиков, криминологов, цивилистов, юристов-международников и т. п.

Срок полномочий судей Конституционного суда составляет 15 лет.

Весь состав суда входит в пленум Конституционного суда, возглавляемый председателем Конституционного суда. Первым председателем Конституционного суда был Валерий Зорькин (1991—1993), покинувший пост в результате политизированности своей позиции по отношению к событиям осени 1993 г. В 1993—1995 гг. обязанности председателя Конституционного суда исполнял Николай Витрук. В дальнейшем председателями были Владимир Туманов (1994—1997) и Марат Баглай (1997—2003), оставившие председательский пост в связи с достижением предельного возраста. В феврале 2003 г. председателем Конституционного суда был вновь избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

В работе председателю Конституционного суда помогают заместители председателя. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей.

Поправками в законодательство инициированными в 2009-2010 гг. президентом Д.Медведевым избрание председателя КС самими судьями заменено назначением его Советом Федерации по представлению Президента РФ. Одновременно для него отменен 70-летний возрастной предел, восрос с 3 до 6 лет срок его полномочий, увеличено до двух число заместителей председателя. Право судей на досрочное отрешение руководства КС за недобросовестное исполнение обязанностей или злоупотребления передано Совету Федерации по представлению Президента. Тогда же были введены ограничения на обращение граждан в суд – отныне будут приниматься жалобы только в отношении норм, примененных против заявителя.

Местопребыванием КС с 21 мая 2008 года стала в отличие от других высших органов государственной власти не столица страны, а Санкт-Петербург, что установлено Указом Президента РФ от 24 декабря 2007 г.

Республики в составе Российской Федерации вправе создавать собственные конституционные суды, а с 1997 г. закон дает право создания конституционных судов (уставных палат) краям и областям Российской Федерации. Несмотря на то что Конституционный суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации работают в одной отрасли права, они не подотчетны друг другу, а совершенно самостоятельны. Вместе с тем не все правоведы считают подобное положение рациональным. Так, заместитель председателя Конституционного суда Российской Федерации Владимир Стрекозов полагает необходимым составить единую вертикаль конституционных и уставных судов с предоставлением Конституционному суду Российской Федерации функций второй инстанции51.