7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
Демократическое, федеративное, социальное, светское, правовое государство, признающее, соблюдающее и защищающее конституционные права и свободы человека и гражданина, не может существовать без органов, гарантирующих реализацию этих принципов. Таким органом является Конституционный суд Российской Федерации.
В России необходимость создания конституционного суда была признана еще в 1990—1991 гг. в рамках провозглашения суверенитета. 30 октября 1991 г. V (внеочередной) Съезд народных депутатов России избрал первый состав Конституционного суда РСФСР из 13 судей. С января 1992 г. он приступил к обязанностям по осуществлению конституционного правосудия.
Статус и прерогативы Конституционного суда неоднократно уточнялись путем внесения поправок в Конституцию 1978 г., принятия новой Конституции России 12 декабря 1993 г., закона «О Конституционном суде Российской Федерации» 21 июля 1994 г. и поправок в данный закон.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. В его состав избирают наиболее грамотных юристов специалистов в различных областях конституционного права: конституционалистов-теоретиков, криминологов, цивилистов, юристов-международников и т. п.
Срок полномочий судей Конституционного суда составляет 15 лет.
Весь состав суда входит в пленум Конституционного суда, возглавляемый председателем Конституционного суда. Первым председателем Конституционного суда был Валерий Зорькин (1991—1993), покинувший пост в результате политизированности своей позиции по отношению к событиям осени 1993 г. В 1993—1995 гг. обязанности председателя Конституционного суда исполнял Николай Витрук. В дальнейшем председателями были Владимир Туманов (1994—1997) и Марат Баглай (1997—2003), оставившие председательский пост в связи с достижением предельного возраста. В феврале 2003 г. председателем Конституционного суда был вновь избран Валерий Дмитриевич Зорькин.
В работе председателю Конституционного суда помогают заместители председателя. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей.
Поправками в законодательство инициированными в 2009-2010 гг. президентом Д.Медведевым избрание председателя КС самими судьями заменено назначением его Советом Федерации по представлению Президента РФ. Одновременно для него отменен 70-летний возрастной предел, восрос с 3 до 6 лет срок его полномочий, увеличено до двух число заместителей председателя. Право судей на досрочное отрешение руководства КС за недобросовестное исполнение обязанностей или злоупотребления передано Совету Федерации по представлению Президента. Тогда же были введены ограничения на обращение граждан в суд – отныне будут приниматься жалобы только в отношении норм, примененных против заявителя.
Местопребыванием КС с 21 мая 2008 года стала в отличие от других высших органов государственной власти не столица страны, а Санкт-Петербург, что установлено Указом Президента РФ от 24 декабря 2007 г.
Республики в составе Российской Федерации вправе создавать собственные конституционные суды, а с 1997 г. закон дает право создания конституционных судов (уставных палат) краям и областям Российской Федерации. Несмотря на то что Конституционный суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации работают в одной отрасли права, они не подотчетны друг другу, а совершенно самостоятельны. Вместе с тем не все правоведы считают подобное положение рациональным. Так, заместитель председателя Конституционного суда Российской Федерации Владимир Стрекозов полагает необходимым составить единую вертикаль конституционных и уставных судов с предоставлением Конституционному суду Российской Федерации функций второй инстанции51.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов