7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
Показателями правового характера российского государства являются принципы формирования и функционирования судебной системы. Конституция
В статье 118 Конституции констатируется, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке представителям народа (народным, присяжным и арбитражным заседателям).
Однако на практике отмечаются нарушения этого принципа законодателями регионального уровня. Печальную известность получили в «нулевые» годы такие понятия как «басманное правосудие» и «телефонное право», символизирующие зависимость судей от других ветвей власти.
В законодательстве Российской Федерации фиксируется ряд цензовых ограничений для лиц, занимающихся судебной деятельностью. Прежде всего, это возрастные ограничения: не менее 25 лет — для судей арбитражного и конституционного (уставного) судов субъекта, районных судов, гарнизонных военных судов, для мировых судей, не менее 30 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 35 лет — для судей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 40 лет — для судьи Конституционного суда Российской Федерации. С 1 января 2005 г. установлен и верхний возрастной предел для судей в 70 лет. Кроме того, для занятия судебной должности необходимо наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет — для судей Конституционного суда Российской Федерации, не менее 10 лет — для судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 7 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 5 лет — для судей иных федеральных судов и мировых судей. Кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование, а также предъявить факты личной биографии для подтверждения безупречности репутации.
Независимость судебной власти от иных ветвей обеспечивается принципами несменяемости судей в течение всего срока их полномочий, неприкосновенности судей, финансирования судов только из федерального бюджета, запретом на совмещение судебной деятельности с депутатской работой. Единственными органами, регулирующими деятельность судей, являются советы судей и квалификационные коллегии, созданные в каждом субъекте Федерации.
Право назначения по представлению президента Российской Федерации судей, заместителей председателя и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора, принадлежит Совету Федерации. Судьи иных федеральных судов назначаются непосредственно президентом Российской Федерации по представлению председателей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации с учетом либо по согласованию с законодательными органами субъектов Федерации. Вне компетенции федеральных органов власти находятся вопросы назначения (избрания) мировых судей и членов конституционных судов (уставных палат) субъектов Федерации: механизм их назначения (избрания) устанавливается законодательными органами субъектов Федерации.
Полномочия судей не определяются сроком (если иное не определено законом). Судьи несменяемы. В случае нарушения судьями морально-этических либо правовых норм их полномочия могут быть прекращены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Некоторые правоведы и политологи считают, что система независимости судей излишне широка. Так, юрист В. Филиппов полагает, что «судьи стали носителями власти и безграничных прав. При этом закон не обременяет их обязанностями и ответственностью, они вольны безнаказанно чинить произвол». Он приводит ряд примеров в подтверждение своих суждений и делает вывод, что «такого закона не знает ни одна страна мира»49. Частично согласен с этим и председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Л. Жеребцов: «Закон был рассчитан на крепкий, профессиональный состав судейского корпуса. Некоторая часть судей… поняли независимость односторонне, посчитали себя неприкасаемыми. Началось явное бравирование своей независимостью, за которой порой стоит судебный произвол»50.
Механизмом предотвращения подобных случаев является как совершенствование законодательства, так и усиление надзирающей функции органов прокуратуры и органов юстиции соответствующего уровня. Так, недавними поправками внесены изменения в состав квалификационных коллегий, куда помимо представителя президента вводятся избираемые Советом Федерации представители общественности. Предусмотрена возможность привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности, упрощена процедура прекращения полномочий судей и ужесточен контроль за исполнением судебных решений Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем, 9 ноября 2009 г. по инициативе президента Д. Медведева принят ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» как апелляционной инстанции для жалоб на лишение судей полномочий. Новый судебный орган формируется из числа судей Верховного и Высшего арбитражного судей.
Судебная система России включает
Федеральные суды в России делятся на три ветви судебной власти:
— конституционного контроля;
— общей юрисдикции;
— экономического арбитража.
Наличие в стране трех высших судов — явление в мировой практике редкое. Исключением является Германия, где насчитывается шесть высших судов, а в остальных странах действует только один высший суд. Деятельность трех ветвей судебной власти в России порождает ряд столкновений в разграничении полномочий.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов