logo
УМПок

8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России

Одним из важнейших показателей демократичности Российского государства является формирование подлинного

федерализма (от лат. foedus соглашение, договоренность), что позволяет наиболее успешно учитывать не только волю большинства, но и потребности малых групп населения для всеобщего удовлетворения интересов общества.

 Основоположниками федерализма считаются Д. Локк и Л. Монтескье, определяющие федерацию как «союз демократических государств».

Российский исследователь Л. Смирнягин выделяет основные показатели федерализма:

Признаки федерализма:

1) вертикальное разделение властей;

2) наличие бикамерального парламента;

3) конституционное фиксирование федерализма.

Цели федерализма:

1) защита общества от деспотии государства;

2) субсидиарность власти;

3) территориальная форма демократии54.

Воплощения федерализма:

1) разные выборы при независимости друг от друга и зависимости от народа;

2) разные полномочия;

3) разные бюджеты55.

Российская Федерация фиксирует в своей Конституции все признаки федерализма. Однако сопоставление анализа целей и воплощений с российской практикой позволяет Л. Смирнягину характеризовать наше устройство как «недофедерализм».

Анализ проблем федерализма не сводится к изучению связей между центром и субъектами Федерации. Федерализм — это принцип взаимоотношений государства, местного самоуправления и различных структур власти больших и малых

этносов, населяющих данное государство.

Особенности федерализма проявляются в путях формирования федерации (объединение суверенных государств или преобразование унитарного государства в федеративное); в принципах образования субъектов федерации (территориальный, как в США, или национально-территориальный, как в бывших странах социализма); в подходах к решению национальных проблем (национально-культурная автономия,

или право наций на самоопределение).

Отличительным свойством формирования Российской Фе­дерации является то, что на различных этапах ее исторического развития причудливо переплетались все эти варианты.

Определяя методологию данной темы, следует четко развести два ее аспекта: национальную составляющую и собственно принцип федерализма. Исследование проблемы в целом, в том числе состояния межнациональных отношений и национальной государственности в России, требует уточнения ряда категорий. Известно, что дать определение какому-либо явлению — значит подвести его под более широкое понятие и вычленить качественные ориентиры, отличающие его от других явлений, т. е. его специфические признаки.

Помимо наций

и народностей объектом нашего рассмотрения являются этнические (национальные) группы и субэтносы.

Под этнической группой подразумевается часть нации, живущая отдельно от основного массива в окружении иноэтнического народа и составляющая самостоятельную диаспору (это русские в Тыве, эвенки в Бурятии, татары в Новосибирской области и т. п.).

Под субэтносом имеется в виду часть нации, сохранившая специфические черты народности в собственном самосознании (аджарцы среди грузин, тептяри и мишари среди татар, горные и луговые марийцы и т. д.).

Кроме того, можно использовать термин, введенный в оборот Л. Н. Гумилевым

- суперэтнос.

В ходе многовековой истории Российское государство приобрело полиэтнический и поликонфессиональный характер. Наряду с основным населением (русскими) в нашем государстве проживали этнически близкие украинцы, белорусы, поляки и литовцы, представители тюркской, финно-угорской, кавказской, алтайской и палеоазиатской семьи народов.

Смена мононационального характера населения Русского государства на полиэтнический, вызывала определенные межнациональные трения, однако в целом взаимоотношения с нерусскими народами носили характер не столько национально-угнетательский, сколько цивилизаторский. В России был накоплен богатый опыт государственного управления, который учитывал территориально-географические и социально экономические, национальные и культурно-исторические особенности регионов. Вместе с тем накапливались и все большее количество межнациональных проблем, задержка в решении которых была одной из причин распада СССР.

Союзные республики требовали все большей самостоятельности. Принятый в 1990 г. закон о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации прямо указывал на необходимость принятия декларации о суверенитете, что, по существу, уравнивало союзные и автономные республики и порождало такой феномен, как «парад суверенитетов». Так, в августе 1990 г. независимость провозгласил Татарстан, в октябре — Приднестровье и Бурятия. В это же время о переходе к республиканскому статусу заявили Чукотский, Ямало-Ненецкий и Таймырский округа. А 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Первый Съезд народных депутатов РСФСР — крупнейшей республики в составе СССР, в которой было провозглашено право «на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах».

Таким образом, с начала 90-х гг. проблема совершенствования национально-территориального устройства приобрела уже не общесоюзный, а российский характер и стала одной из важнейших задач независимого федеративного государства.