8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
Одним из важнейших показателей демократичности Российского государства является формирование подлинного
Основоположниками федерализма считаются Д. Локк и Л. Монтескье, определяющие федерацию как «союз демократических государств».
Российский исследователь Л. Смирнягин выделяет основные показатели федерализма:
Признаки федерализма:
1) вертикальное разделение властей;
2) наличие бикамерального парламента;
3) конституционное фиксирование федерализма.
Цели федерализма:
1) защита общества от деспотии государства;
2) субсидиарность власти;
3) территориальная форма демократии54.
Воплощения федерализма:
1) разные выборы при независимости друг от друга и зависимости от народа;
2) разные полномочия;
3) разные бюджеты55.
Российская Федерация фиксирует в своей Конституции все признаки федерализма. Однако сопоставление анализа целей и воплощений с российской практикой позволяет Л. Смирнягину характеризовать наше устройство как «недофедерализм».
Анализ проблем федерализма не сводится к изучению связей между центром и субъектами Федерации. Федерализм — это принцип взаимоотношений государства, местного самоуправления и различных структур власти больших и малых
Особенности федерализма проявляются в путях формирования федерации (объединение суверенных государств или преобразование унитарного государства в федеративное); в принципах образования субъектов федерации (территориальный, как в США, или национально-территориальный, как в бывших странах социализма); в подходах к решению национальных проблем (национально-культурная автономия,
Отличительным свойством формирования Российской Федерации является то, что на различных этапах ее исторического развития причудливо переплетались все эти варианты.
Определяя методологию данной темы, следует четко развести два ее аспекта: национальную составляющую и собственно принцип федерализма. Исследование проблемы в целом, в том числе состояния межнациональных отношений и национальной государственности в России, требует уточнения ряда категорий. Известно, что дать определение какому-либо явлению — значит подвести его под более широкое понятие и вычленить качественные ориентиры, отличающие его от других явлений, т. е. его специфические признаки.
Помимо наций
Под этнической группой подразумевается часть нации, живущая отдельно от основного массива в окружении иноэтнического народа и составляющая самостоятельную диаспору (это русские в Тыве, эвенки в Бурятии, татары в Новосибирской области и т. п.).
Под субэтносом имеется в виду часть нации, сохранившая специфические черты народности в собственном самосознании (аджарцы среди грузин, тептяри и мишари среди татар, горные и луговые марийцы и т. д.).
Кроме того, можно использовать термин, введенный в оборот Л. Н. Гумилевым
В ходе многовековой истории Российское государство приобрело полиэтнический и поликонфессиональный характер. Наряду с основным населением (русскими) в нашем государстве проживали этнически близкие украинцы, белорусы, поляки и литовцы, представители тюркской, финно-угорской, кавказской, алтайской и палеоазиатской семьи народов.
Смена мононационального характера населения Русского государства на полиэтнический, вызывала определенные межнациональные трения, однако в целом взаимоотношения с нерусскими народами носили характер не столько национально-угнетательский, сколько цивилизаторский. В России был накоплен богатый опыт государственного управления, который учитывал территориально-географические и социально экономические, национальные и культурно-исторические особенности регионов. Вместе с тем накапливались и все большее количество межнациональных проблем, задержка в решении которых была одной из причин распада СССР.
Союзные республики требовали все большей самостоятельности. Принятый в 1990 г. закон о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации прямо указывал на необходимость принятия декларации о суверенитете, что, по существу, уравнивало союзные и автономные республики и порождало такой феномен, как «парад суверенитетов». Так, в августе 1990 г. независимость провозгласил Татарстан, в октябре — Приднестровье и Бурятия. В это же время о переходе к республиканскому статусу заявили Чукотский, Ямало-Ненецкий и Таймырский округа. А 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Первый Съезд народных депутатов РСФСР — крупнейшей республики в составе СССР, в которой было провозглашено право «на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах».
Таким образом, с начала 90-х гг. проблема совершенствования национально-территориального устройства приобрела уже не общесоюзный, а российский характер и стала одной из важнейших задач независимого федеративного государства.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов