9.4. Общественные объединения граждан
При рассмотрении деятельности различных институтов гражданского общества следует уделить внимание общественным корпоративным структурам.
Под корпорацией мы понимаем общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов; принадлежащих к той или иной отрасли профессиональной деятельности.
Корпоративные группы получают все большую весомость, социально-экономическую значимость в условиях современной России. От их притязаний во многом зависят важнейшие социально-политические решения в стране.
В качестве примера всероссийских корпоративно-отраслевых союзов можно назвать организации, представляющие интересы крупнейших народно-хозяйственных комплексов (топливно-энергетического, военно-промышленного, агропромышленного, банковского бизнеса), армии, ученых, журналистов и др. Так, Союз нефтегазопромышленников (президент — Владимир Медведев), имея разветвленную сеть представительства в различных структурах (вплоть до палат Федерального собрания), активно лоббирует интересы тружеников своей отрасли. Среди корпоративных структур военно-промышленного комплекса (ВПК) наиболее известны Лига содействия оборонным предприятиям и Союз оружейников России. Уже почти два десятилетия существуют Союз лесопромышленников, Российский союз строителей, Российский союз химиков и др.
Часть агропромышленного комплекса, которая ориентирована на коллективное хозяйствование, имеет в качестве своей представительной структуры Агропромышленный союз России (РСПП, председатель — депутат Государственной думы Николай Харитонов). Сторонники фермерского хозяйствования объединены в Ассоциацию крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР, президент — Владимир Башмачников).
Наиболее влиятельными в политической сфере корпоративными структурами бизнеса в России являются существующий вот уже третье десятилетие Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП, президент — Александр Шохин), объединение малого и среднего бизнеса «Деловая Россия» (председатель — Борис Титов, являющийся одновременно одним из сопредседателей партии «Правое дело») и ассоциация малого бизнеса (Объединение предпринимательских организаций России, ОПОРА) «Опора России» (президент Сергей Борисов).
Старейшей структурой объединения в сфере торговли России по праву считается Торгово-промышленная палата, созданная как Всесоюзная торговая палата еще в мае 1932 г. С недавнего времени ее возглавляет Сергей Катырин.
Не претендуя на показ всей специфики деятельности этих союзов, отметим их общую устремленность на создание партнерских отношений с государством, во многом напоминающих старую советскую систему государственного заказа.
Ассоциация приватизированных и частных предприятий, созданная ныне покойным Егором Гайдаром, напротив, стремится ограничить излишнее вмешательство государственной бюрократии в дела частного бизнеса (президент Григорий Томчин).
Сходных позиций придерживаются и другие объединения бизнесменов и работников новых для России форм собственности и хозяйствования: Ассоциация совместных предприятий (Петр Зрелов), Ассоциация российских банков (Гарегин Тосунян), Российский союз автостраховщиков (Павел Бунин), Российский биржевой союз (Виктор Баранов), Российский союз туриндустрии (Сергей Шпилько) и др.
Конечно, общее число подобных организаций на несколько порядков больше, и мы, называя некоторые из них, прежде всего ориентировались на их известность и определенную политическую ангажированность.
Государство, прекрасно понимая значимость подобных ассоциаций, ведет с ними постоянный диалог, используя различные формы участия. Так, при правительстве России действует совет по конкурентоспособности и предпринимательству, в котором представлены все крупнейшие корпоративные объединения. Показательно и то, что в руководстве подобных ассоциаций уверенное большинство занимают бывшие руководители министерств и ведомств.
Следует отметить, что если в 1990-х гг. высокую степень политико-корпоративной организованности демонстрировали военно-корпоративные структуры (движение «Венные за демократию», Всеармейское офицерское собрание, резко оппозиционный власти Союз офицеров, Ассоциация работников правоохранительных органов, Всероссийское движение в поддержку армии, военной науки и оборонной промышленности и др., то сегодня их политическая (и общественная) активность значительно снизилась, что объясняется экспертами встроеностью многих «силовиков» в реальные структуры власти и решение их проблем не публичным путем.
В условиях демократического государства резко возрастает социальная и политическая значимость средств массовой информации (СМИ). Принятый в начале реформ закон о свободе слова (как часто для краткости называют закон «О средствах массовой информации») был оценен как один из самых демократичных в мире. В российских СМИ все в большей степени укореняется принятая во всем мире так называемая либертадная теория прессы, согласно которой печать должна информировать, развлекать, рекламировать и переводить конфликты в искусство. Советская пресса в отличие от такой установки имела агитационно-пропагандистскую доминанту. К сожалению, в последние годы она во многом стала восстанавливаться и в современной российской прессе. Причина этой тенденции кроется во все более возрастающем давлении государства на СМИ. Так, под государственный контроль переведены все федеральные телеканалы и ведущие радиостанции, большинство печатных СМИ. По оценке западных специалистов, в настоящее время в России до 93 % СМИ контролируются государством72.
Переход прав владения отдельными медиа-ресурсами сопровождается возрастанием цензурных ограничений — скрытых и явных. К последним можно отнести, например, ряд поправок в закон о СМИ, ограничивающие свободу печати. В последние годы велась целенаправленная атака и на такой современный коммуникационный источник как Интернет. О необходимости цензуры говорят достаточно широкие слои политического истеблишмента, их поддерживает весомая доля рядовых граждан, а на практике цензурные ограничения осуществляют сами журналисты (так называемая внутренняя цензура).
По мнению Т. М. Горяевой, цензура возникла даже не вместе с государством, а вместе с человеком и исчезнет тоже вместе с ним. Государственная же цензура является неизбежным и необходимым элементом общественной жизни73.
Однако подобное отношение государства и бизнеса к свободным СМИ заставляет их создавать и развивать корпоративные союзы. Наиболее известным и массовым из них является Союз журналистов России (председатель — Всеволод Богданов). В последние годы появились и такие объединения, как «Медиасоюз» (Александр Любимов), Международная академия телевидения и радио (Анатолий Лысенко) и Национальная ассоциация телерадиовещания (Эдуард Сагалаев). Естественно, специфическая роль СМИ в обществе придает этим объединениям не только правозащитный, но в определенной степени и политический характер.
Кроме отраслевых корпораций интересы тех или иных групп населения отражают территориально-корпоративные объединения. Конечно, следует отметить, что территориальные корпорации в России существовали и в прошлом — в виде так называемых землячеств, имевших большое политическое значение как латентные силы еще в советский период нашей истории. В 1990-е гг. они институизировались в межрегиональные ассоциации экономического развития («Сибирское соглашение», «Большой Урал», «Большая Волга», «Дальний Восток» и др.). Однако создание такой новой административной единицы как федеральные округа минимизировало лоббирующую сущность межрегиональных ассоциаций и привело к их фактическому вымиранию.
Специфической формой корпоративных объединений сословно-территориального типа являются войсковые казачьи общества. Они также взяты под эгиду государства, что, в частности, выражается в том, что назначение атаманов и присвоение званий казачьих атаманов осуществляется указами президента РФ.
В системе социальных отношений важное место также занимают профессиональные
Крупнейшим современным профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), ставшая преемником советской профсоюзной системы (ВЦСПС). ФНПР формирует союзы по отраслевому принципу с включением в свой состав как работников, так и работодателей. Эксперты отмечают, что сегодня профсоюзы ФНПР поменяли зависимость от государства на зависимость от работодателей, однако в плане защиты экономических интересов их акции направлены не столько на работодателей, сколько на государство.
Сильной стороной ФНПР является ее многочисленность, обеспеченная минимальной добровольностью вступления, и то, что она является крупнейшим после государства владельцем недвижимости (прежде всего рекреационных и лечебно-оздоровительных учреждений).
Среди т.н. независимых профсоюзов, построенных на принципах профессиональной (цеховой) общности и принципиально отказывающие в приеме работодателям и администраторам известны Объединение социальных профсоюзов («Соцпроф»), Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ), Комитет социальной защиты (КСЗ), «Справедливость» и «Независимость» (Санкт-Петербург) и др. Всего в стране действуют 13 общероссийских профсоюзных объединений.
В современных условиях профсоюзные объединения не свободны от политической ангажированности. Известны примеры того, как их официальные представители участвовали не только в избирательных процессах, но и в других политических акциях.
Особое место среди общего числа институтов гражданского общества занимают общественные объединения граждан в социальной сфере. Это не случайно. Так, по данным мировой статистики установлено, что лишь 5—6 % населения в стабильной ситуации общественного развития склонны заниматься политикой. Остальные реализуют себя в той или иной социальной сфере. Для современного общества характерно и то, что реализация декларированных принципов социального государства не отдается на откуп чиновникам. Для России, где социальные проблемы многократно острее, а способность государства решать несравненно меньше, массовость социально ориентированных объединений не должна удивлять. В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрировано более 150 тыс. подобных ассоциаций.
Основные направления деятельности подобных организаций связаны с реабилитационными, правозащитными и благотворительными инициативами. Так, защитой социально ущемленных групп граждан занимаются Всероссийское общество инвалидов, Союз «Чернобыль», Конфедерация беженцев и переселенцев, общество жертв политических репрессий «Мемориал». Защиту интересов участников военных конфликтов считают своей задачей союзы ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, необъявленных военных конфликтов, Комитет солдатских матерей и т. п.
Широко представлены в общественной жизни России союзы защиты прав и интересов потребителей; половозрастные объединения (женские, молодежные, ветеранские); национально-культурные ассоциации граждан; спортивно-оздоровительные и туристические союзы; творческие союзы (писательские, композиторские, театральные, журналистские и т. п.); объединения ученых по отраслям научного знания (академии, ассоциации, общества); экологические (природоохранные) движения и организации; досуговые объединения граждан.
Несмотря на обилие подобных структур, их доля в общественной жизни еще явно недостаточна. Например, в Голландии вклад общественных объединений в валовой внутренний продукт составляет 12 %: это социальные услуги, трудовой вклад волонтеров, участие в создании новых рабочих мест и т. д. В России это еще задачи будущего.
Для конфессиональных образований характерен повсеместный дуализм. С одной стороны, они были одними из древнейших институтов гражданского общества, которые защищали интересы верующих перед притязаниями светской власти; с другой — часто становились союзниками государства либо непосредственно включались в систему государственных органов (Священный синод в России в 1721—1917 гг.).
Российское демократическое государство стало иначе строить свое отношение к конфессиям. Сохраняя свой светский характер, оно декларирует веротерпимость, свободу вероисповеданий и плюрализм религий. Законодательство Российской Федерации о религиозных культах дает лишь рамочные параметры для этого вида добровольных объединений граждан.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Для создания местной религиозной организации требуется наличие не менее 10 участников; для создания централизованной организации — вхождение не менее 3 местных организаций. Централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на законных основаниях не менее 50 лет, имеют право использовать в своих названиях слово «Россия» и его производные75.
Большую дискуссию вызвали положения закона о делении религий на «традиционные» и «нетрадиционные». Причем критерии понятия «традиционные» религии не определяются. Закон проводит различия между «традиционными» и «нетрадиционными» религиозными организациями на основе наличия или отсутствия документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории не менее 15 лет.
В России наиболее крупной конфессиональной структурой является Русская православная церковь (РПЦ). Территориально она включает 164 епархии (30 675 приходов), в которых служат более 29 тыс. священника, 217 епископов. РПЦ имеет 398 мужских и 407 женских монастырей.
Многообразие цивилизационных (этнических, языковых, культурных, демографических и т. п.) различий среди граждан России способствовало проникновению в нашу страну и других самых разнообразных религий как общемировых (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), так и достаточно экзотичных.
Конституция и законодательство защищают принцип светскости современного российского государства, находящий свое выражение в недопустимости установления той или иной религии в качестве государственной, невмешательстве государства в дела церкви и церкви — в дела государства, отделении учебных заведений от церкви и светском характере образования.
По Конституции религия отделена от политики. Но это de jure. De facto активное вторжение в политику не просто верующих (что естественно для любого свободного общества76), но священнослужителей и даже иерархов (особенно это касается ислама и православия) стало иметь место в нашей жизни уже в середине 80-х гг.
Некоторые священники, отвергая запрет РПЦ, баллотировались и были избраны народными депутатами РСФСР. Крупными политическими фигурами конца 80 — начала 90-х гг. были отец Глеб Якунин, отец Вячеслав Полосин, отец Александр Мень77. В конце 90-х гг. была образована инициативная группа «Возрождение», выдвинувшая митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (нынешнего патриарха РПЦ) в президенты России.
Аналогичные процессы происходят и среди священнослужителей других религиозных организаций. Мулла Фаниль Хазрат Ахмади возглавил Исламскую демократическую партию, выступающую за создание «исламского демократического государства Булгартатар». Имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукалдас Бибарсов возглавлял общественно-политическое движение «Мусульмане России».
Вячеслав Полосин в религиозно-политической связке различает три компоненты: религиозную администрацию, несомненно участвующую в публичной политике; объединения верующих, имеющих некоторое единство в мировоззрении (но не общее политическое самосознание); религиозно-мифологическую, которую активно используют все политики78.
Клерикализм
— в существовании ряда клерикальных политических организаций;
— непосредственном участии священников в политической деятельности, в том числе в экстремистских объединениях (как правых, так и левых);
— приглашении церковных деятелей к непосредственному участию в государственном управлении;
— вмешательстве церкви в военную политику государства (осуждение операции НАТО на Балканах, одобрение патриархом антитеррористической операции в Чечне, стремление придать капелланам функции политруков, введение института святых покровителей родов войск79 и т.п.) ;
— стремлении церкви (или хотя бы отдельных ее представителей) регулировать общественную нравственность (в этом ряду - скандалы неприятия вокруг демонстрации ряда фильмов, спектаклей, выставок, книг) и символику80;
— отношении церкви со школой (понимании закона Божия не как жизни во Христе, а как суммы религиозных знаний приводит, например, к активному продвижению идеи обязательного изучения курса «Основы православной культуры»).
А. А. Зиновьев писал, что «православие при поддержке постсоветской власти просто захватило освободившееся место (государственной идеологии.— А. М.) подобно тому, как была захвачена небольшой частью ловкачей вся экономическая сфера, созданная в советские годы»81.
Клерикализм неприемлем не только конституционным законодательством Российской Федерации, но и «Социальной доктриной РПЦ», принятой Архиерейским собором. В этом документе перечислены направления деятельности, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут сотрудничать с государством:
«а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в следственной, разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному священноначалию»82.
К сожалению, как отмечает социолог Александр Щипков, существующий в России закон о свободе совести и религиозных объединений явно не справляется с задачей борьбы с клерикализмом, не предусматривает механизмы, предотвращающие сращивание религиозной власти с местными (да и федеральными) политическими элитами83.
Резюме
1. Гражданское общество — это система свободных частных отношений граждан и вырастающих из них общественных институтов, добровольно созданных гражданами для реализации на самодеятельной основе разнообразных интересов, способностей и потребностей.
2. Отличительной чертой гражданского общества является негосударственный, в основном неполитический и некоммерческий, добровольный и самодеятельный характер создания и функционирования.
3. Экономической основой гражданского общества является частная собственность и вырастающая из нее экономическая свобода человека как необходимое условие его реальной свободы во всех сферах жизни.
4. Нормативной базой гражданского общества следует считать как правовые акты государства, регулирующие деятельность добровольных ассоциаций граждан, так и нормы самих этих институтов.
5. Социальной базой гражданского общества является свободный человек, получающий достойную оплату за свой труд.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов