logo
УМПок

1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества

В рамках исследования российской политической системы отметим несколько принципиальных моментов.

Ключевым звеном политики (политической сферы, политической системы) является государство. Споры о причинах его появления ведутся издавна. Несомненно, что разложение первобытно-общинных отношений и появление социального неравенства обусловили отказ от примитивно-коммунистических форм управления социумом. Несмотря на то что еще долго пережитки таких отношений сохранялись (народные собрания у народов Поволжья, вече в Новгородском и Псковском княжествах и т. д.), политическая власть все в большей степени переходила к специально создаваемому аппарату управления — «публичной власти». Наряду с другими признаками государства — системой налогов и заменой кровно-родственных связей территориальными, нормативно-правовой системой поддержания порядка и наличием профессиональных вооруженных сил — появление аппарата управления как особой системы органов и учреждений ставило государство в центр политической системы тогдашнего общества.

Любое государство независимо от времени существования и географического положения выполняет ряд обязательных функций, как внутренних (защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка общей политики), так и внешних (оборона, защита своих интересов на международной арене).

Одновременно с развитием государства возникают и деструктивные диссидентские силы, носящие религиозный (ереси), классовый, идеологический, национальный, политический и иной характер.

XIX—XX вв. дали начало глобальному распространению массовых движений (женского, молодежного, национально-освободительного, миротворческого, правозащитного, экологического, спортивно-олимпийского), что привело к значительному расширению участников политического процесса за счет новых, ранее деполитизированных социальных страт.

Усложнение политических систем характеризуется не только появлением новых и модернизацией имеющихся институтов, но и развитием идеологической базы. Буржуазные революции XVII—XIX вв. дали начало зарождению идеологии либерализма, которая, в свою очередь, породила своих конкурентов — консервативную и социалистическую идеологию. XX в. стал периодом глобальных социально-политических экспериментов, что обусловило появление таких феноменов политической жизни, как идеократия и тоталитарные политические режимы различных типов: коммунистический (Россия, страны Восточной Европы и Азии); фашистский (Италия, Германия), исламско-фундаменталистский (Иран, Афганистан).

Российская государственность неоднократно переживала кризисы своего развития в переходные периоды истории (призвание Рюрика на Русь, опричнина и смута, реформы Петра I и Александра II, революция 1917 г. и гражданская война, горбачевская «перестройка»).

Именно на этом фоне вот уже более двух десятилетий в стране идет процесс формирования новой концепции

российской государственности, отсчет которого следует вести с принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов Декларации о государственном суверенитете РСФСР. После августовских событий 1991 г. декларативные принципы стали активно реализовываться, а после распада СССР суверенитет России стал фактом. Следующие годы (1991—1993) были периодом интенсивной подготовки концептуального документа новой России, завершившимся всенародным принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации.

Исходя из основных положений Конституции Российской Федерации, мы можем выделить семь основополагающих принципов построения новой российской государственности:

1. Россия — суверенное государство (основные принципы суверенитета и степень их реализации в конкретных российских условиях изложены в следующей теме).

2. Россия — демократическое государство. Это положение реализуется в народном характере суверенитета, республиканском строе, принципах выборности, сменяемости и разделении властей (реализация демократических основ построения Российского государства рассмотрена в теме 3).

3. Россия — федеративное государство. Федерализм как проявление территориальной демократии логично вытекает из двух предыдущих концептуальных основ российской государственности (проблемы развития российского федерализма как непременного элемента демократического решения интересов страны и регионов, народов и граждан рассмотрены в теме 8).

4. Россия — правовое государство. В отличие от вышеуказанных принципов, правовой характер государства — новый, почти не изведанный подход в формировании нашей государственности, осуществляемый посредством верховенства Конституции и законов и независимости судебной власти (пути его реализации изложены в главах, освещающих законотворческий и государственный механизмы Российской Федерации).

5. Россия — социальное государство. Этому важному аспекту построения современного государства посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, включающая 38 статей. Конституция декларирует, что народный суверенитет, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью (аспекты решения социальных проблем в России рассмотрены в темах, посвященных функционированию институтов государственной власти).

6. Россия — светское государство. Таковым оно является начиная с декретов 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Современные процессы ренессанса религии сопровождаются возникновением клерикальных тенденций в обществе, что вступает в определенные противоречия с конституционными нормами.

7. Россия — идейно-плюралистическое государство. Это самый революционный, до сих пор не принятый широкими слоями общества и наиболее сложно реализуемый принцип построения демократического общества.

Выбор этих позиций был не случаен. Как и во всех предыдущих ситуациях модернизационной смены государственной модели, были востребованы лучшие, объективно обусловленные образцы зарубежного опыта. Учтено было, например, что подавляющее число1 политически и экономически мощных, социально благополучных и стабильных государств мира живут в условиях демократического режима. Демократия реализуется в принципах правового государства и федерализма власти2, в ограничении монополизма, т. е. экономическом и идейном плюрализме. Что касается таких принципов, как светскость государства и его социальный характер, то нелишне отметить приоритет нашего Отечества, впервые в мире отделившего церковь от государства и поставившего социальную политику в качестве приоритетных задач государства.