1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
В рамках исследования российской политической системы отметим несколько принципиальных моментов.
Ключевым звеном политики (политической сферы, политической системы) является государство. Споры о причинах его появления ведутся издавна. Несомненно, что разложение первобытно-общинных отношений и появление социального неравенства обусловили отказ от примитивно-коммунистических форм управления социумом. Несмотря на то что еще долго пережитки таких отношений сохранялись (народные собрания у народов Поволжья, вече в Новгородском и Псковском княжествах и т. д.), политическая власть все в большей степени переходила к специально создаваемому аппарату управления — «публичной власти». Наряду с другими признаками государства — системой налогов и заменой кровно-родственных связей территориальными, нормативно-правовой системой поддержания порядка и наличием профессиональных вооруженных сил — появление аппарата управления как особой системы органов и учреждений ставило государство в центр политической системы тогдашнего общества.
Любое государство независимо от времени существования и географического положения выполняет ряд обязательных функций, как внутренних (защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка общей политики), так и внешних (оборона, защита своих интересов на международной арене).
Одновременно с развитием государства возникают и деструктивные диссидентские силы, носящие религиозный (ереси), классовый, идеологический, национальный, политический и иной характер.
XIX—XX вв. дали начало глобальному распространению массовых движений (женского, молодежного, национально-освободительного, миротворческого, правозащитного, экологического, спортивно-олимпийского), что привело к значительному расширению участников политического процесса за счет новых, ранее деполитизированных социальных страт.
Усложнение политических систем характеризуется не только появлением новых и модернизацией имеющихся институтов, но и развитием идеологической базы. Буржуазные революции XVII—XIX вв. дали начало зарождению идеологии либерализма, которая, в свою очередь, породила своих конкурентов — консервативную и социалистическую идеологию. XX в. стал периодом глобальных социально-политических экспериментов, что обусловило появление таких феноменов политической жизни, как идеократия и тоталитарные политические режимы различных типов: коммунистический (Россия, страны Восточной Европы и Азии); фашистский (Италия, Германия), исламско-фундаменталистский (Иран, Афганистан).
Российская государственность неоднократно переживала кризисы своего развития в переходные периоды истории (призвание Рюрика на Русь, опричнина и смута, реформы Петра I и Александра II, революция 1917 г. и гражданская война, горбачевская «перестройка»).
Именно на этом фоне вот уже более двух десятилетий в стране идет процесс формирования новой концепции
Исходя из основных положений Конституции Российской Федерации, мы можем выделить семь основополагающих принципов построения новой российской государственности:
1. Россия — суверенное государство (основные принципы суверенитета и степень их реализации в конкретных российских условиях изложены в следующей теме).
2. Россия — демократическое государство. Это положение реализуется в народном характере суверенитета, республиканском строе, принципах выборности, сменяемости и разделении властей (реализация демократических основ построения Российского государства рассмотрена в теме 3).
3. Россия — федеративное государство. Федерализм как проявление территориальной демократии логично вытекает из двух предыдущих концептуальных основ российской государственности (проблемы развития российского федерализма как непременного элемента демократического решения интересов страны и регионов, народов и граждан рассмотрены в теме 8).
4. Россия — правовое государство. В отличие от вышеуказанных принципов, правовой характер государства — новый, почти не изведанный подход в формировании нашей государственности, осуществляемый посредством верховенства Конституции и законов и независимости судебной власти (пути его реализации изложены в главах, освещающих законотворческий и государственный механизмы Российской Федерации).
5. Россия — социальное государство. Этому важному аспекту построения современного государства посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, включающая 38 статей. Конституция декларирует, что народный суверенитет, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью (аспекты решения социальных проблем в России рассмотрены в темах, посвященных функционированию институтов государственной власти).
6. Россия — светское государство. Таковым оно является начиная с декретов 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Современные процессы ренессанса религии сопровождаются возникновением клерикальных тенденций в обществе, что вступает в определенные противоречия с конституционными нормами.
7. Россия — идейно-плюралистическое государство. Это самый революционный, до сих пор не принятый широкими слоями общества и наиболее сложно реализуемый принцип построения демократического общества.
Выбор этих позиций был не случаен. Как и во всех предыдущих ситуациях модернизационной смены государственной модели, были востребованы лучшие, объективно обусловленные образцы зарубежного опыта. Учтено было, например, что подавляющее число1 политически и экономически мощных, социально благополучных и стабильных государств мира живут в условиях демократического режима. Демократия реализуется в принципах правового государства и федерализма власти2, в ограничении монополизма, т. е. экономическом и идейном плюрализме. Что касается таких принципов, как светскость государства и его социальный характер, то нелишне отметить приоритет нашего Отечества, впервые в мире отделившего церковь от государства и поставившего социальную политику в качестве приоритетных задач государства.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов