logo
УМПок

3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях

Представительная демократия реализуется через избирательное право граждан.

Избирательное

право считается демократичным при соблюдении пяти требований: оно должно быть всеобщим, прямым, равным, тайным и альтернативным. Эти пять требований предусмотрены избирательным законодательством Российской Федерации.

Различают активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право.

При определении демократии как народовластия следует понимать, что народом считается не население вообще, а та его часть, которая способна ответственно участвовать в общественном прогрессе.

Инструментарием выявления степени ответственности являются избирательные

цензы. Основными в России являются цензы гражданства (не могут обладать избирательными правами граждане иных государств), возрастной (устанавливают нижний, а иногда и верхний возрастные пределы12), ценз дееспособности (ограничение или отсутствие ее в связи с психической болезнью или осуждением к лишению свободы13 приводит к лишению избирательного права). Иные цензовые ограничения активного избирательного права (образовательный, оседлости, имущественный, половой, расовый, национальный, религиозный) в Российской Федерации запрещены законом как противоречащие общедемократическим требованиям к избирательному праву.

Пассивное избирательное право в российском законодательстве имеет больше цензовых ограничений. Так, для лиц, претендующих на замещение некоторых выборных должностей существуют возрастные цензы. Нижние ограничения возраста колеблются от 21 года для депутатов некоторых представительных органов до 40 лет для судей Конституционного суда Российской Федерации. В качестве нижнего предела установлен 35-летний ценз для президента Российской Федерации и председателя правительства Российской Федерации. Для судейского корпуса установлен верхний возрастной предел в 70 лет. Для кандидатов на судейские должности также установлены образовательный (требуется высшее юридическое образование), медицинский (кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование) и морально-этический (кандидаты должны предъявить факты личной биографии для подтверждения безупречности репутации) цензы. Для ряда категорий избираемых лиц существует запрет на участие в политических партиях.

В некоторых случаях законодательство требует от кандидатов на выборные должности определенного срока проживания на территории избирательного округа (ценз оседлости). Так, при выборах президента Российской Федерации закон предусматривает для кандидатов на этот пост необходимость проживания в России не менее 10 лет, не подчеркивая, впрочем, необходимость непрерывности этого срока.

Федеральное законодательство Российской Федерации допускает использование ценза оседлости при выборах региональных представителей власти, однако ограничивает требование оседлости (постоянного проживания) сроком в 1 год.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации отмечалось, что законодательство Республики Калмыкия неправомерно ограничило избирательное право граждан введением имущественного ценза для кандидатов в депутаты Народного хурала (в виде «избирательного залога» в размере 100 минимальных зарплат). Кроме того, недемократичным признано положение о том, что треть депутатов (9 человек) не избираются, а назначаются президентом этой Республики.

Одно из положений Конституции Республики Марий Эл (пункт 2 статьи 76 главы 4) предусматривало языковой ценз для кандидатов в президенты Республики (обязательное знание всех трех государственных языков республики: русского, марийского лугового и марийского горного), что было опротестовано в Конституционном суде Российской Федерации.

Важное значение в системе демократического общества имеют механизмы сменяемости (ротации) власти. Как правило, законодательство ограничивает непрерывное времянахождение на одной должности лиц исполнительной власти двумя сроками. Однако система фактического назначения глав субъектов Федерации по сути позволила находиться тому или иному ранее избранному лицу у власти гораздо большие сроки (главы Башкортостана М. Рахимов, Кабардино-Балкарии В. Коков, Татарстана М. Шаймиев, Калмыкии К. Илюмжинов, Тывы Ш. Ооржак, Мордовии Н. Меркушин, Орловской, Кемеровской, Свердловской, Омской, Томской областей Е. Строев, А.Тулеев, Э.Россель, Л.Полежаев, В.Кресс). Обоснованием подобных устремлений всегда выступает фактор опытности избранного лица и его умения эффективно руководить регионом, что далеко не всегда подтверждается фактами.

Неоднократно в политических дискуссиях поднимался вопрос о праве отзыва избранного лица, нарушившего предвыборные обещания либо не справляющегося со своими обязанностями. Российское законодательство не предусматривает таких механизмов. Право отзыва избранного лица есть только в системе местного самоуправления.

Для осуществления избирательных прав граждан используются различные избирательные системы. В мире известны различные модели избирательных систем. Наиболее распространены среди них мажоритарная, проводимая в один (Великобритания, США) или два (Франция) тура, и пропорциональная (Бельгия, Испания, Финляндия, Польша). В Болгарии, Японии, Германии, Италии используются смешанные системы.

В Российской Федерации используются как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы.

По мажоритарной

системе избираются президент Российской Федерации, половина депутатов республиканских, краевых, областных, окружных и городских (в Москве и Санкт-Петербурге) представительных органов, а также депутаты муниципальных представительных органов (в один тур), главы администраций городов и районов (проходят в два тура в том случае, если в первом туре никто из кандидатов не набрал более 50 % голосов). Ранее по этой системе избирались президенты республик в составе Российской Федерации, главы администраций субъектов Федерации (до 2004 года), половина депутатов Государственной думы Российской Федерации в 1993-2007.

Недостатком мажоритарной системы является то, что она не учитывает в полной мере интересы той части избирателей, которые голосовали против победителя, а доля таковых при двухтуровой системе приближается к 50 %, а при однотуровой, наиболее распространенной в России, она доходит до 80 %.

Пропорциональная избирательная система используется при формировании половины состава представительных органов власти в субъектах Федерации и всего состава депутатов Государственной думы Российской Федерации.

Для ограничения маловлиятельных избирательных объединений и формирования крупных парламентских фракций в ряде государств существует ограничение («процентный барьер»), при котором списки, собравшие меньше определенной квоты (от лат. quota — доля) голосов, вообще не получают мандатов, а отданные за них голоса пропорционально распределяются между списками-победителями, преодолевшими «процентный барьер». В ходе парламентских выборов 1993—2003 гг. использовался 5 %-й барьер. Решением Государственной думы по предложению фракции «Единая Россия» на очередных выборах в Думу с 2007 г. используется 7 %-й барьер. При выборах региональных парламентов применяется, как правило, пяти- или семипроцентный барьеры.

Важное значение в легитимации выборов имел кворум – минимально необходимая явка избирателей. Для выборов президента Российской Федерации он составлял 50 %, при выборе органов власти в субъектах Федерации и местных органов представительной власти - 25 %. Однако в 2007 году по инициативе фракции «Единая Россия» он был отменен и выборы признаются состоявшимися при любой явки избирателей.