3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
Представительная демократия реализуется через избирательное право граждан.
Избирательное
Различают активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право.
При определении демократии как народовластия следует понимать, что народом считается не население вообще, а та его часть, которая способна ответственно участвовать в общественном прогрессе.
Инструментарием выявления степени ответственности являются избирательные
Пассивное избирательное право в российском законодательстве имеет больше цензовых ограничений. Так, для лиц, претендующих на замещение некоторых выборных должностей существуют возрастные цензы. Нижние ограничения возраста колеблются от 21 года для депутатов некоторых представительных органов до 40 лет для судей Конституционного суда Российской Федерации. В качестве нижнего предела установлен 35-летний ценз для президента Российской Федерации и председателя правительства Российской Федерации. Для судейского корпуса установлен верхний возрастной предел в 70 лет. Для кандидатов на судейские должности также установлены образовательный (требуется высшее юридическое образование), медицинский (кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование) и морально-этический (кандидаты должны предъявить факты личной биографии для подтверждения безупречности репутации) цензы. Для ряда категорий избираемых лиц существует запрет на участие в политических партиях.
В некоторых случаях законодательство требует от кандидатов на выборные должности определенного срока проживания на территории избирательного округа (ценз оседлости). Так, при выборах президента Российской Федерации закон предусматривает для кандидатов на этот пост необходимость проживания в России не менее 10 лет, не подчеркивая, впрочем, необходимость непрерывности этого срока.
Федеральное законодательство Российской Федерации допускает использование ценза оседлости при выборах региональных представителей власти, однако ограничивает требование оседлости (постоянного проживания) сроком в 1 год.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации отмечалось, что законодательство Республики Калмыкия неправомерно ограничило избирательное право граждан введением имущественного ценза для кандидатов в депутаты Народного хурала (в виде «избирательного залога» в размере 100 минимальных зарплат). Кроме того, недемократичным признано положение о том, что треть депутатов (9 человек) не избираются, а назначаются президентом этой Республики.
Одно из положений Конституции Республики Марий Эл (пункт 2 статьи 76 главы 4) предусматривало языковой ценз для кандидатов в президенты Республики (обязательное знание всех трех государственных языков республики: русского, марийского лугового и марийского горного), что было опротестовано в Конституционном суде Российской Федерации.
Важное значение в системе демократического общества имеют механизмы сменяемости (ротации) власти. Как правило, законодательство ограничивает непрерывное времянахождение на одной должности лиц исполнительной власти двумя сроками. Однако система фактического назначения глав субъектов Федерации по сути позволила находиться тому или иному ранее избранному лицу у власти гораздо большие сроки (главы Башкортостана М. Рахимов, Кабардино-Балкарии В. Коков, Татарстана М. Шаймиев, Калмыкии К. Илюмжинов, Тывы Ш. Ооржак, Мордовии Н. Меркушин, Орловской, Кемеровской, Свердловской, Омской, Томской областей Е. Строев, А.Тулеев, Э.Россель, Л.Полежаев, В.Кресс). Обоснованием подобных устремлений всегда выступает фактор опытности избранного лица и его умения эффективно руководить регионом, что далеко не всегда подтверждается фактами.
Неоднократно в политических дискуссиях поднимался вопрос о праве отзыва избранного лица, нарушившего предвыборные обещания либо не справляющегося со своими обязанностями. Российское законодательство не предусматривает таких механизмов. Право отзыва избранного лица есть только в системе местного самоуправления.
Для осуществления избирательных прав граждан используются различные избирательные системы. В мире известны различные модели избирательных систем. Наиболее распространены среди них мажоритарная, проводимая в один (Великобритания, США) или два (Франция) тура, и пропорциональная (Бельгия, Испания, Финляндия, Польша). В Болгарии, Японии, Германии, Италии используются смешанные системы.
В Российской Федерации используются как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы.
По мажоритарной
Недостатком мажоритарной системы является то, что она не учитывает в полной мере интересы той части избирателей, которые голосовали против победителя, а доля таковых при двухтуровой системе приближается к 50 %, а при однотуровой, наиболее распространенной в России, она доходит до 80 %.
Пропорциональная избирательная система используется при формировании половины состава представительных органов власти в субъектах Федерации и всего состава депутатов Государственной думы Российской Федерации.
Для ограничения маловлиятельных избирательных объединений и формирования крупных парламентских фракций в ряде государств существует ограничение («процентный барьер»), при котором списки, собравшие меньше определенной квоты (от лат. quota — доля) голосов, вообще не получают мандатов, а отданные за них голоса пропорционально распределяются между списками-победителями, преодолевшими «процентный барьер». В ходе парламентских выборов 1993—2003 гг. использовался 5 %-й барьер. Решением Государственной думы по предложению фракции «Единая Россия» на очередных выборах в Думу с 2007 г. используется 7 %-й барьер. При выборах региональных парламентов применяется, как правило, пяти- или семипроцентный барьеры.
Важное значение в легитимации выборов имел кворум – минимально необходимая явка избирателей. Для выборов президента Российской Федерации он составлял 50 %, при выборе органов власти в субъектах Федерации и местных органов представительной власти - 25 %. Однако в 2007 году по инициативе фракции «Единая Россия» он был отменен и выборы признаются состоявшимися при любой явки избирателей.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов