3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
В мире известны два основных способа
Представительная демократия реализуется путем избрания депутатов представительных органов или руководителей исполнительных органов власти.
Единственный в СССР всесоюзный референдум прошел 17 марта 1991 г. Гражданам СССР был задан вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии республиканские власти референдум не проводили, однако часть граждан все-таки проголосовала. Всего в референдуме участвовали 75,4 % граждан, «да» ответили 76,4 % опрошенных.
Одновременно с общесоюзным 17 марта 1991 г. проводился всероссийский референдум о введении института президентства. В нем приняли участие 75,09 % россиян, из них 69,85 % поддержали предложение.
Второй общероссийский референдум, содержащий четыре вопроса, проходил 25 апреля 1993 г. Граждане России поддержали политику президента и одновременно высказались против досрочных перевыборов органов федеральной власти.
Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации прошло 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,79 %, одобрили проект 58,42 % голосовавших.
По закону инициативное право на проведение референдума имеют 2 млн. граждан (причем на 1 субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 % инициаторов) либо специально созванное Конституционное собрание.
Законодательство запрещает выносить на референдальное обсуждение вопросы, связанные с изменением статуса субъектов Федерации, досрочным прекращением или продлением полномочий президента и палат парламента, изменением федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, объявлением амнистии и помилования. Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения. Повторно один и тот же вопрос может быть вынесен на референдум не ранее чем через год после оглашения результатов предыдущего. Итоги референдума носят окончательный характер и не требуют дополнительного законодательного определения.
Следует задуматься о причинах того, что за последнее десятилетие в стране не было ни одного общенационального референдума. По нашему мнению, это происходит как по объективным, прежде всего материальным (референдум является достаточно дорогим мероприятием), так и по субъективным причинам. Коррекция первоначального акта о референдуме 1991 г. значительно сузила спектр вопросов, подлежащих референдальному обсуждению, и серьезно усложнила процедуру его легитимации. Причины этому видятся в стремлении властных органов государства (и депутатов, и исполнительной власти) реально сократить возможности участия избирателей в непосредственном принятии политических решений. Так, вместо предусмотренного законом всенародного голосования по вопросу об объединении с Белоруссией был использован демократически ущербный вариант «всенародного обсуждения», результатом которого стали поспешное подписание и стремительная ратификация договоров об образовании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996 г.), Союза Белоруссии и России (2 апреля 1997 г.), Союзного государства (8 декабря 1999 г.), слабая жизнеспособность которых уже всем очевидна.
Ограничением прав граждан можно также считать внесенные в закон 27 сентября 2002 г. поправки, вводящие мораторий на проведение всероссийского референдума в период общефедеральных избирательных кампаний, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий президента или Государственной думы. Иными словами, более четверти времени функционирования высших органов власти являются закрытыми от референдального воздействия граждан.
Новая редакция федерального конституционного закона «О референдуме», принятая 28 июня 2004 г., ужесточила условия проведения референдума. Отныне для его инициации необходимо создание групп сторонников (численностью не менее 100 человек) в более половины субъектов Российской Федерации; введено требование нотариального заверения подписей всех участников собрания региональных подгрупп, установлена норма обязательной регистрации каждой подгруппы в теризбиркоме субъекта РФ; сокращены сроки регистрации инициативных групп до 2 месяцев и сбора подписей в поддержку референдума с 3 месяцев до 45 дней. 30 декабря 2006 г. запрещены пожертвования в фонд референдума некоммерческих организаций, финансируемым из иностранных источников.
Как следствие этого, за последние 18 лет в стране не было проведено ни одного общероссийского референдума Так, федеральными органами многократно блокировалась по разным причинам инициатива референдума о привязке минимальной заработной платы к прожиточному минимуму. Отказы систематически получают и другие инициативные группы.
Политическая практика современной России знает институты городских, районных и областных референдумов, наиболее известными из которых были плебисциты об объединении субъектов Федерации. Однако и на этом уровне референдальные права граждан сокращаются. Так, принадлежащее ранее только референдуму право отрешать от должности избранных мэров передано региональным депутатским ассамблеям.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов