5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
К законодательной власти относится система органов государства, имеющих право принимать законы. Носителем этой власти в различных странах являются как законодательные органы
Историческими предшественниками парламента в России в различные периоды выступали народные собрания, Боярская дума, Земские соборы. В соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 г. были созданы такие представительные органы, как Государственная дума и Государственный совет, действовавшие до 1917 г.
С февраля по октябрь 1917 г. предпринимались попытки создания Учредительного собрания — новой формы представительно-законодательного органа России, не реализованной в силу отказа пришедших к власти большевиков признать ее легитимность.
Советская система представляла собой качественно новую систему представительных органов власти. Они пронизывала все уровни властных органов — от низовых до общенациональных. Высший представительный орган — Съезд Советов — был аналогом общенационального парламента.
Конституция СССР 1936 г. заменила систему съездов новой совокупностью постоянно-действующих Советов, в которой роль парламента играл Верховный совет СССР. Подобная система просуществовала до 1989 г., когда был создан институт Съезда народных депутатов СССР. Через год аналогичная система высших представительных органов была создана и в РСФСР. В состав Съезда народных депутатов РСФСР было избрано 1 068 народных депутатов, в том числе 168 от национально-территориальных округов (по 4 — от каждой республики в составе РСФСР, по 2 — от автономного округа, по 1 — от автономной области, по 1 — от каждого края, области, городов Москвы и Ленинграда) и 900 от территориальных округов. Съезд избрал из своего состава Верховный совет как постоянно действующий парламентский орган, состоявший из двух равноправных палат — Совета Республики и Совета Национальностей (по 126 депутатов в каждой). Периодически осуществлялась ротация депутатов в состав Верховного Совета.
Острый кризис 1993 г. во многом был вызван дискуссией о месте парламента в политической системе новой России. Депутатский корпус страны и ряд политических сил отстаивали систему государственного руководства, основанную на разделении законодательной и исполнительной властей при привилегированном
Президентская сторона настаивала на модели республики с сильной президентской властью. Как известно, именно последняя модель была реализована, а избранный 12 декабря парламент России оказался во многом ограничен в своих правах на формирование правительства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом России является Федеральное
По способам формирования парламенты могут быть избираемыми прямыми выборами (так избирается Государственная дума Российской Федерации) либо косвенными или многоступенчатыми выборами (так формируется Совет Федерации).
В 1993 г. депутаты Совета Федерации избирались всеми гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам, границы которых совпадали с границами субъектов Федерации. Таким образом, каждый субъект Федерации, вне зависимости от статуса или населения, имел в Совете Федерации двух депутатов. В 1995 г. выборы в Совет Федерации уже не проводились:
По закону от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» сохранялось делегирование в Совет Федерации представителей от законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Федерации, однако порядок формирования верхней палаты изменялся. Представитель от законодательного (представительного) органа субъекта должен быть избран этим органом на срок полномочий данного органа. Представитель от исполнительного органа субъекта назначается главой этого органа на срок своих полномочий. Назначение представителя от исполнительной власти может быть блокировано квалифицированной (2/3 голосов) волей законодательного (представительного) органа субъекта. Кроме того, вводились цензы и предварительные условия для кандидатур в члены Совета Федерации: минимальный возраст 30 лет, подача сведений о доходах и имуществе. Допускалось досрочное прекращение полномочий членов Совета Федерации решением тех органов, которые осуществляли их избрание (назначение)25. В 2007 г. по инициативе председателя Совета Федерации С.Миронова был введен 10-летний ценз оседлости для кандидатов в члены СФ (ценз не распространялся на военнослужащих). 14 февраля 2009 г. поправками в законодательство установлены цензы для кандидатов на пост члена Совета Федерации – 30-летний возраст, депутатство в региональной ассамблее или муниципальном представительном органе, одновременно с 1 января 2011 г. отменен 10-летний ценз оседлости. Спикер палаты потерял право утверждения или не утверждение сенатора и право на инициативу по прекращения полномочий членов СФ.
В таких параметрах Совет Федерации «превратился в палату лоббистов, синекуру для отставных губернаторов и способ получения иммунитета от закона. Политолог Игорь Бунин считает, что ни авторитета, ни реальной власти у верхней палаты парламента нет26.
Непрерывный характер деятельности Совета Федерации обеспечивается постоянной ротацией его членов в связи с прекращением или началом их деятельности в качестве представителей региональных органов власти.
Состав Государственной думы Российской Федерации первого — четвертого созывов (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г.) формировался с использованием смешанной избирательной системы. Первая половина состава — 225 депутатов — избиралась по мажоритарной системе (1 депутат от 1 территориального округа, собравший относительное большинство голосов по сравнению со своими соперниками). Вторая половина депутатов избиралась по пропорциональной системе, в зависимости от доли голосов избирателей, полученных по всей стране в федеральном избирательном округе.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации общефедеральный избирательный округ включает всю территорию Российской Федерации. В Государственной думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России или за ее пределами.
В соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации поправками с 2007 года весь состав Думы избирается по партийным спискам при 7-процентном барьере прохождения.
Первоначальным текстом Конституции РФ был определен 4-летний срок полномочий Государственной Думы. Однако по инициативе Президента РФ Д.Медведева 30 декабря 2009 г. в Конституцию РФ были внесены поправки увеличившие сроки полномочий Государственной Думы до 5 лет.
В зависимости от внутренней структуры парламенты бывают однопалатные (в основном в странах Африки) или
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов