logo
УМПок

4.2. Законодательные функции президента

Участие президента в законодательном процессе начинается с его права законодательной инициативы. Президенты России неоднократно пользовались этой прерогативой, внося те или иные законопроекты в Государственную думу.

Президент Российской Федерации через своих постоянных представителей в палатах Федерального собрания участвует во всех стадиях законодательного процесса, а также обладает правом подписания законов и правом отлагательного

вето. С момента вступления Конституции в силу президент неоднократно использовал право вето. Причины отклонения президентом законов, как правило, носят либо формально-юридический (закон принят с нарушением процедуры, в законе существуют внутренние противоречия или разноречивые толкования), либо конституционно-правовой характер (закон противоречит Конституции и действующему законодательству Российской Федерации, нарушает права и свободы человека и гражданина, вступает в противоречия с международными нормами и обязательствами России). В том случае, если вето президента преодолевается парламентом, он имеет право на запрос о конституционности принятого закона. Однако большинство принятых Государственной думой законов

проходят процедуры утверждения президентом и последующей промульгации.

Механизм взаимодействия президента с парламентом весьма многосторонен и регулируется специально принятым Положением о порядке взаимодействия президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным 4 марта 1998 г.

Наиболее важными из этих механизмов являются законы о праве президента на роспуск Государственной думы и об ответном праве палат Федерального собрания на отрешение президента от должности (право

импичмента). Законодательные механизмы и условия этих действий указаны в Конституции Российской Федерации. Так, мотивами роспуска Государственной думы могут выступать троекратное отклонение ею кандидатуры председателя правительства, предлагаемой президентом, либо вынесение ею же вотума недоверия правительству. Причем в последнем случае роспуск Думы не может быть осуществлен в течение года после ее избрания. Не может быть распущена Дума и с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

К законодательным полномочиям президента следует также отнести его право на издание нормативных указов, которые выполняют функции законодательных актов в случае отсутствия закона и действуют вплоть до принятия соответствующего закона.