logo
УМПок

7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора

Конституцией Российской Федерации предусмотрено создание ряда контрольно-надзорных органов, близких к судебной власти. Прежде всего, к этим органам относятся органы

прокуратуры.

Место прокуратуры в политической системе Российской Федерации определяется статьей 129 Конституции Российской Федерации и федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». Отнесение данной статьи к главе 7 Конституции, посвященной судебной власти, позволяет сделать вывод о вхождении органов прокуратуры в судебную ветвь государственной власти.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» определяет функции прокуратуры как единой федеральной централизованной системы, осуществляющей надзор за исполнением законов в стране, за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Особо следует отметить то, что прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, вправе непосредственно участвовать в судебном процессе, осуществляя государственное обвинение.

Вместе с тем есть и другие представления о месте прокуратуры в системе разделения властей. Некоторые исследователи полагают, что прокуратура действует по уполномочию и под контролем законодательной власти и, соответственно, входит в эту ветвь власти. Другие утверждают, что прокуратуру необходимо (как это было ранее) включить в систему Министерства юстиции, т. е. отнести к исполнительной власти. Наконец, в среде самих прокурорских работников и близких к этой сфере юристов широко распространено мнение о прокуратуре как отдельной, контрольно-надзорной ветви власти — уникальном явлении российской действительности.

Темой для общественно-политических дискуссий стало также определение функций прокуратуры. Законодательство России определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему, осуществляющую надзор за исполнением законов в стране, за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Последнее положение впервые введено в отечественное законодательство и теоретически должно считаться приоритетным в демократическом государстве (тем более что функции надзора за соблюдением прав и свобод посвящена целая глава закона). Реальная практика, однако, такова, что на первое место самой прокуратурой ставится старая советская тотально-надзорная функция. Это вступает в противоречие с существованием и функциями других контрольно-надзорных органов исполнительной (например, горный, атомный, санитарный, пожарный и другие надзоры, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов и т. д.) и законодательной (Счетная палата, уполномоченный по правам человека, парламентские комиссии) власти. Реальным покушением на функции всеобъемлющего надзора прокуратуры стало создание в мае 2000 г. института полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах. Как известно, основной их задачей было приведение регионального законодательства в соответствие общефедеральному, иначе говоря, выполнение традиционных ранее функций прокуратуры.

В среде российских правоведов и политиков наличествует мнение о необходимости отказа от тотально-надзорной функции прокуратуры (в силу ее реальной неосуществимости) и сосредоточении на надзоре за законностью и уголовном преследовании. Следует отметить, что в прокуратурах зарубежных государств объектом надзора является именно уголовно-правовая сфера. Аналогичную позицию занимает и Парламентская ассамблея Совета Европы (СЕ), которая в качестве одного из условий принятия России в СЕ выдвигает требование привести в соответствие «стандартам Совета Европы закон о роли, деятельности и организации прокуратуры».

Функции прокуратуры были принципиально сужены постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г., признавшим неконституционным задержку и заключение под стражу на срок более 48 ч без судебного решения. Если ранее только прокуратура санкционировала меры, ограничивающие права подследственных (обыск, арест), то сейчас в соответствии с Конституцией Российской Федерации эти функции отошли к судебным органам.

Другой новацией последних лет стало выделение из функций прокурорской деятельности досудебного следствия. Осенью 2007 г. эти функции были сосредоточены в руках Следственного комитета, председатель которого входил в состав Генпрокуратуры в качестве первого заместителя Генпрокурора, но тому не подчинялся. Следственному комитету были даны исключительные полномочия на возбуждение уголовного дела против парламентариев, председателя Счетной палаты, омбудсмена, всех федеральных судей, экс-президента и кандидатов в президенты, согласие на привлечение к уголовной ответственности членов ЦИК и председателей региональных избиркомов.

27 сентября 2010 г. Указом Президента РФ на базе Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ создан самостоятельный орган - Следственного комитета Российской Федерации. Его деятельность регулируется специальным законом от 28 декабря 2010  «О Следственном Комитете Российской Федерации».

Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, отделы Генеральной прокуратуры в федеральных округах (возглавляемые заместителями Генерального прокурора), прокуратуры 89 субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения.

Генеральную прокуратуру России возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, назначаемый на должность сроком на 5 лет Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

Резюме

1. Принципы правового государства в России во многом реализуются через систему правосудия.

2. Система правосудия в России предполагает наличие трех основных ветвей судебной власти.

3. В политическом процессе наиболее важными являются конституционное право и регулирующий эти правоотношения Конституционный суд Российской Федерации.

4. Однако наиболее часто граждане обращаются к услугам судов общей юрисдикции, разветвленная система которых должна обеспечивать правовую защиту каждого.

5. Система арбитражных судов осуществляет защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов.

6. Новацией последнего времени стало появление третейских судов, принятие нового закона об адвокатуре. Кроме того, готовится введение административных судов.

7. Важным участником правоохранительной системы России являются органы прокуратуры.

8. Система правосудия в России еще далека от совершенства и требует дальнейшего реформирования.