7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
В сфере компетенции судов общей юрисдикции находятся гражданские, уголовные, административные, семейные, трудовые, земельные и тому подобные правовые конфликты. К этой категории судов относятся Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, межрайонные и городские суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Высшей судебной инстанцией для судов общей юрисдикции является Верховный суд Российской Федерации. Как и другие высшие суды России, он избирается Советом Федерации. Вся совокупность избранных судей (на 1 марта 2011 г. их было 175) составляет пленум Верховного суда. Руководящим органом является президиум Верховного суда, утверждаемый Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации, основанному на представлении председателя Верховного суда Российской Федерации. В их число входят председатель Верховного суда Российской Федерации (с июля 1989 г. этот пост занимает Вячеслав Михайлович Лебедев), первый заместитель и заместители председателя Верховного суда, председатели судебных коллегий (по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам, апелляционная и военная).
К полномочиям Верховного суда Российской Федерации относятся:
— рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
— рассмотрение жалоб кандидатов в депутаты Государственной думы на решение Центризбиркома об отказе в регистрации;
— изучение и обобщение судебной практики, руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
— заключение о наличии в действиях президента Российской Федерации признаков преступления (при возбуждении процедуры импичмента);
— законодательная инициатива по вопросам своего ведения.
Высшей судебной инстанцией в каждом субъекте Федерации является Верховный суд республики, областной, краевой, окружной, городской (для Москвы и Санкт-Петербурга) суды.
К полномочиям этой категории судов относятся: рассмотрение в пределах своей компетенции дел в качестве судов первой и второй инстанции и в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам, а также рассмотрение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории.
Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного административного района или города (закон допускает включение в пределы одного судебного района нескольких смежных районов или иных административно-территориальных единиц).
Районные суды рассматривают в пределах своей компетенции все гражданские и уголовные дела первой инстанции, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов, дела об административных правонарушениях. В качестве суда второй инстанции рассматривают решения, принятые мировыми судьями.
Законодательство предусматривает существование в системе судов общей юрисдикции специализированных судов. Так, для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями военнослужащих, а также всех дел о шпионаже в Российской Федерации действует система военных судов. В нее входят Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды, действующие на территории дислокации одного или нескольких гарнизонов.
Судебное сообщество уже давно указывает на необходимость создания и других специализированных судов, прежде всего административных (для рассмотрения административных дел, которые составляют до 65 % всех дел и рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами) и ювенильных (по делам несовершеннолетних). Не используется пока и международный опыт паритетных трудовых судов, являющихся эффективным инструментом разрешения трудовых конфликтов. Например, во Франции действуют так называемые прюдомальные суды.
Обсуждается возможность создания специализированных судов по спортивным делам.
Участниками судебного процесса в судах общей юрисдикции (в том числе и военных) являются помимо судей присяжные заседатели, государственный обвинитель
Закон Российской Федерации о восстановлении в России суда присяжных был принят 16 июля 1993 г. В 2004 г. институт присяжных был оформлен законодательно.
Суд присяжных в России состоит из профессионального судьи (судей) и 12 присяжных заседателей, отбираемых методом случайной выборки из списка всех граждан, имеющих активное избирательное право. Для присяжных используются также ряд других цензов: возрастной (не моложе 25 и не старше 65 лет), языковой (необходимо владеть языком, на котором ведется судопроизводство), профессиональный (не могут быть присяжными священнослужители, госслужащие и военнослужащие, депутаты, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, частные детективы.
Объектом рассмотрения судов с участием присяжных заседателей являются дела по умышленным убийствам и изнасилованиям, взяткам, хищениям в особо крупных размерах и иным тяжким преступлениям. После постановления Конституционного суда от 2 февраля 1999 г. суды присяжных получили исключительное право на вынесение смертных приговоров. Право выбора формы суда оставлено за подсудимыми. Как показывает практика, желание подвергнуть себя вердикту присяжных высказывает каждый пятый из обвиняемых.
Особенность суда присяжных заключается в праве
Суд присяжных во многом меняет роль судьи, который в настоящее время зачастую вынужден исполнять роль обвинителя, так как более половины уголовных дел рассматривается без прокурора.
Власть суда присяжных – единственный оставшийся сегодня институт непосредственного народного волеизъявления.
В 2007 г. во всех судах страны рассмотрено по существу 1 123 748 уголовных дел, в т.ч. 537 процессов прошли с участием присяжных. Общее число обвиняемых составляло 1 334 074 чел., из них дела 1 341 245 (99,79%) рассматривались одним судьей, 1442 (0,11%) – коллегией из трех федеральных судей, 1387 (0,1%) с участием присяжных. Доля оправдательных приговоров в процессах с одним судьей 0,7%, в судах присяжные она составляла 17,2%52 .
Судами присяжных были вынесены оправдательные вердикты по делам о терроризме (Дагестан, 2006, 2008), организации массовых беспорядков в Ясенево (Москва, 2004), шпионаже (дело физика Данилова – 2003, Красноярск), насильственном захвате власти (лидер РВС Игорь Губкин, Москва, 2006)
В декабре 2008 г. Госдума рассматривала поправки в УПК, согласно которым из ведения суда присяжных исключены обвинение в терактах, шпионаже, диверсиях, госизмене и массовых беспорядках
В феврале 2009 г. внесено изменение в ст.450 УПК, в соответствии с которым обвинение получило право добиваться отмены оправдательных или, с его точки зрения слишком мягких, приговоров. Ранее такое право имели только сами осужденные, требовавшие смягчения приговоров. Отныне, по мнению законодателей, обе стороны получили равные условия. Адвокаты считают, что теперь можно отменить любой приговор по формальным основаниям.
Причины «мягкости» судов присяжных юристы видят в недостаточной профессиональности следствия, представляющего суду плохо подготовленные материалы; в юридической неграмотности самих присяжных; в негативном отношении присяжных к правоохранительным органам. Наиболее известен случай оправдания судом присяжных лиц, обвинявшихся в убийстве таджикской девочки в Петербурге, но подобных случаев достаточно много. К недостаткам присяжного судопроизводства относят и непроработанную систему формирования корпуса присяжных, что порождает возможность манипулирования. Не случайно и процент отмененных оправдательных приговоров присяжных крайне велик – свыше 40%.
Вместе с тем доля осужденных судами присяжных (около 500 человек в год) среди всех осужденных (более 1,5 млн. ежегодно) крайне незначительна — чуть более 0,03 %. В то же время в США в судах присяжных рассматривается 7,6 % всех дел; в Англии — 3 %; во Франции — 1 %.
Для разгрузки системы федеральных судов общей юрисдикции в 1997 г. был введен институт мировых
Мировые судьи назначаются не президентом, а избираются субъектом Федерации, работают при администрациях, но в целях независимости от местных властей финансируются из федерального бюджета. Однако следует отметить два обстоятельства. Во-первых, из федерального бюджета мировые судьи получают только зарплату, а содержание их аппарата и другие расходы обеспечивают бюджеты субъектов Федерации. Во-вторых, мировые судьи постоянно недофинансируются. Так, в Новосибирской области в 2000 г. было выделено из областного бюджета только 91 % предусмотренных средств; в 2001 г.— 78 %; за 9 месяцев 2002 г.— только 44 %53.
Мировые судьи осуществляют деятельность в пределах судебных участков, число которых определяется федеральным законом для каждого субъекта по согласованию с ним, а механизм образования и упразднения — законами субъектов. Ориентировочное число жителей в пределах одного судебного участка определено законом в 15—30 тыс. человек. Таким образом, весь корпус мировых судей будет составлять около 8 тыс. правоведов.
Срок полномочий мировых судей определяется законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, однако он не может превышать 5 лет.
В последние годы по инициативе президента Д.Медведева ряд норм уголовного законодательства подвергнут смягчению. Так, в 2010 г. президент направил в Думу законопроект, дающий право осужденным по
Другие поправки ограничили следствие в праве ареста обвиняемых в экономических преступлениях предпринимателей. В Уголовно-процессуальный кодекс введено положение об отмене по ряде статей нижнего предела срока заключения. Шире применяется такая норма наказания как домашний арест. Эти и ряд других новелл должны способствовать как общей либерализации уголовного процесса, так и разгрузке пенитенциарных заведений от лиц, не представляющих большую опасность для общества.
Для осуществления организационного, финансового и кадрового обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей при Верховном суде Российской Федерации создан Судебный департамент. Генеральный директор Судебного департамента назначается и освобождается от должности председателем Верховного суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Однако, задуманный как орган всего судейского сообщества (с этим ему и передавались функции от Министерства юстиции) он оказался в фактическом подчинении несменяемого председателя Верховного суда Российской Федерации, что вызывает законные нарекания судейского сообщества.
В судах общей юрисдикции работают более 18 тыс. федеральных и 6 тыс. мировых судей. Ежегодно они рассматривают до 5 млн гражданских дел, 2 млн дел об административных нарушениях, определяют вину около 1 млн подсудимых по уголовным делам.
Система судов общей юрисдикции испытывает острый дефицит кадров — вакантными остаются должности 5 тыс. федеральных и около 1 тыс. мировых судей, что приводит к значительным перегрузкам и снижению качества рассмотрения дел. Вызывает критику качественный состав действующих судей. Так, по данным председателя Верховного суда Российской Федерации, каждый десятый судья является бывшим сотрудником МВД, а каждый девятый — бывшим прокурором, что объясняет обвинительный уклон в деятельности судов. Резко снижается качество юридической подготовки судей: 30 % кандидатов на должность судей не выдерживают экзамены. В стране нет ни одного вуза, занимающегося специальной подготовкой судей.
С 1 января 1998 г. в систему правосудия России введен институт судебных
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов