logo
УМПок

7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России

В функции арбитражных судов входит разрешение экономических споров организаций и граждан в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Система арбитражных судов в России начала формироваться в 1992 г., когда были созданы арбитражные суды субъектов Российской Федерации и Высший арбитражный суд Российской Федерации. Начиная с 1995 г. сформировались 10 федеральных арбитражных судов округов (Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-За­падный, Северо-Кавказский, Уральский и Центральный), которые стали выполнять функции кассационной инстанции для судов субъектов Федерации. Начиная с 2004 г. идет процесс создания 20 апелляционных судов. Они имеют специальную нумерацию (от Первого до Двадцатого) и действуют в рамках арбитражных округов (по 2 на округ).

Высшей инстанцией в системе арбитражных судов является Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ). Его председатель, заместители председателя и судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента России. Как суд первой инстанции Высший арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам с участием президента РФ Совета Федерации и Государственной думы, правительства, а также субъектов Российской Федерации. В составе суда образуется президиум и 2 судебные коллегии: по гражданским и административным спорам. В октябре 2009 г. вступил в силу федеральный закон, передающий в ведение арбитражей корпоративные споры.

В соответствии с законом от 30 мая 2001 г. в систему арбитражного процесса введено важное новшество: на уровне арбитражных судов субъектов Российской Федерации создается институт арбитражных заседателей, к исполнению обязанностей которых могут привлекаться граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. В отличие от народных и присяжных заседателей арбитражные заседатели избираются на 2 года. Кандидатуры арбитражных заседателей выдвигаются предпринимательскими ассоциациями, общественными и профсоюзными организациями. Численность арбитражных заседателей должна превышать не менее чем в 2 раза численность судей данного суда.

Первоначально существование такой новой ветви судебной власти, как арбитражные суды, вызывало большие дискуссии. Некоторые правоведы отмечали определенное дублирование и возникающие на этом фоне противоречия между функциями судов общей юрисдикции по гражданским делам и прерогативами арбитражных судов, достаточно большую степень неудовлетворенности практикой арбитражного судопроизводства как у истцов, так и у ответчиков.

Интересно отметить, что в начале 90-х гг. в арбитражных судах преобладали дела частного права — конфликты между предпринимателями. Уже к 2004 г. 53 % всех дел, рассматриваемых в арбитражных судах, относились к публичному праву, так как составляли споры между предпринимателями и государством.

Во многих странах споры между предпринимателями рассматриваются специальными торговыми судами, состав которых выбирают самостоятельно. Такой суд называют третейским.

Первые третейские суды возникли при торгово-промышленных палатах, фондах, других общественных объединениях предпринимателей в Российской Федерации в начале 90-х гг. Сегодня их насчитывается около 40 в 23 регионах России. Практика показывала, что третейские суды являются органичным дополнением федерального судоустройства страны, и в 2002 г. был принят специальный закон «О третейских судах Российской Федерации», который определяет перечень сторон третейского разбирательства: это как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Третейские суды могут носить как постоянный, так и временный характер. Временные третейские суды создаются для разрешения конкретного спора; постоянные образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и действуют при этих организациях.

Несмотря на негосударственный характер образования, третейские суды обязаны в своей деятельности руководствоваться Конституцией и иными нормативно-право­выми документами Российской Федерации.

К третейским судьям закон предъявляет аналогичные требования, что и к федеральным: полная дееспособность, высшее юридическое образование, высокие моральные качества. Исполнение его решений является обязанностью учредителей данного суда и осуществляется в определенные сроки. Если же по тем или иным причинам решение третейского суда не исполняется, государство использует механизмы принудительного исполнительного производства.

Независимость судебной власти не означает ее бесконтрольность. Помимо организационной структуры (судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации) и правовых норм регулятором судейской деятельности выступает система органов судейского сообщества.

Особо важна роль Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) Российской Федерации, формируемой с участием не только судей, но и представителей общественности, парламента и президента Российской Федерации. Среди функций ВККС следует отметить ее исключительное право приостановления и прекращения полномочий судей высших и окружных судов России. Так, в 2003 г. за различные нарушения квалификационными комиссиями были отрешены от должности 68 судей; более 220 судей были привлечены к дисциплинарной ответственности; в отношении 6 судей возбуждены уголовные дела.

Крупнейшими проблемами, влияющими на качество судебного процесса в Российской Федерации, являются коррупция судей и непрекращающийся административный нажим на независимый характер суда.

Особенностью правового государства является признание приоритета международного права над национальным. Вступив 28 февраля 1996 г. в Совет Европы, Россия взяла на себя, в частности, обязательство ратифицировать принятую в 1953 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция гарантирует гражданам все основные политические права и предусматривает возможность обжалования решений любого национального государственного института в Европейском суде. Конвенция была ратифицирована Федеральным собранием Российской Федерации в 1998 г. Россия признала право своих граждан обращаться в международные судебные органы, подвергаться международному правовому контролю. За истекшие годы этим правом воспользовались десятки российских граждан.

Другой особенностью взаимодействия российского законодательства с международным правом является мораторий на исполнение смертной казни осужденных, который Россия поддерживает много лет – с 16 мая 1996 года де-факто, со 2 февраля 1999 г. де-юре.