logo
УМПок

10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий

В 1990-е годы отсутствие общефедерального законодательства, определяющего критерии организаций, имеющих право на участие в электоральных процессах, приводило к появлению квазипартий (как, например, Партия любителей пива, Партия любви, Союз автолюбителей и т. п.), которые не выражали интересы сколько-нибудь значимой группы населения, были ориентированы исключительно на личные амбиции своих лидеров, не имели опыта созидательной политической деятельности. Кроме того, практически отсутствовал механизм ответственности подобных образований перед избирателями, отдавшими им свои голоса. Между тем показатели их участия в электоральных процессах постоянно росли.

Ситуация была сбалансирована принятием в 2001 г. федерального закона «О политических партиях». В 2004 г. в него были внесены важные поправки.

Закон дает зарегистрированным политическим партиям очень важные политические права: исключительное право на выдвижение кандидатов на выборные посты в государственной службе и в органах местного самоуправления.

Одновременно государство задает ряд параметров для признания созданной организации политической партией.

Прежде всего, это закрепленное в уставе положение о политическом характере деятельности. Таким образом, из сферы политических процессов выведены профсоюзные, конфессиональные, корпоративные и общественные организации. Законодательство устанавливает численные параметры, предлагая в качестве минимальной численности для общефедеральной партии 40 тыс. членов, при условии существования отделений партии в не менее половины субъектов Российской Федерации, причем не менее половины региональных организаций должны иметь численность не менее 400 членов партии, а в остальных должны состоять не менее 150 человек.98

Закон подчеркивает обязанность партий создавать свои организации только по территориальному (а не по производственному, как было в КПСС) признаку, специально оговаривая невозможность создания партийных организаций в органах государственной власти, местного самоуправления и в силовых структурах. Исключение составляют законодательные (представительные) органы власти и местного самоуправления.

Партии может быть отказано в регистрации, если в ее уставе присутствуют призывы к насильственному свержению государственной власти, к разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также если она имеет военизированные формирования.

Подчеркивая принципы добровольности, равноправия, самоуправления и гласности в политических партиях, законодательство дает лишь несколько ограничений на членство в партиях99: минимальный возраст 18 лет и иностранное гражданство. Иностранным организациям и гражданам также запрещено оказывать партиям финансовую поддержку. В 2004 г. членам правительства разрешили занимать руководящие посты в политических партиях и этим правом, в частности, воспользовались премьер-министр В.Путин и министр С.Шойгу.

Финансирование партий разрешается из вступительных и членских взносов, пожертвований, доходов от мероприятий и иной предпринимательской деятельности партии (например, издания газет), а также из государственного бюджета.

Последний источник требует пояснения. В целях компенсации своих избирательных расходов партии получают дотации из государственного бюджета в тех случаях, если федеральный список партии в Государственную думу или кандидат партии на пост президента Российской Федерации получили не менее 3 % голосов. В этом случае компенсация выплачивается из расчета двадцати рублей за 1 полученный голос: по итогам выборов в Думу ежегодно, а по итогам выборов президента — единовременно.

Закон предусматривает и случаи приостановления деятельности или ликвидации партии. Такие меры возможны в случае нарушений тех или иных положений закона либо в том случае, если партия в течение пяти лет подряд не принимала участия в выборах, т. е. не реализовывала свою основную функцию.

Многие положения данного закона вызывают серьезную дискуссию между политиками. В частности, критике подвергаются ужесточение требований к регистрации и увеличение минимальной численности, что сужает возможность возникновения и легитимации так называемых миноритарных партий.

Резюме

1. Партии являются объединениями идейных единомышленников, ставящих своей задачей получение политической власти.

2. Партии, отражая ту или иную идеологию, стремятся не только объяснить мир, но и переустроить его исходя из своих идейно-ценностных приоритетов.

3. Любая партийная идеология изначально социально и политически ограничена, но всегда стремится объявить себя всеобщей и универсальной.

4. Партии являются имманентным атрибутом современного демократического общества, обеспечивающим политико-идеологическую конкуренцию различных социальных страт.