Пирамида норм права в российской федерации
Схема 2.
Конституция Российской Федерации является системообразующим элементом всей российской пирамиды права. Ни один закон Российской Федерации или ее субъектов не должен противоречить ей, также как ни один подзаконный акт не должен вступать в противоречие с законами.
Важным признаком государства и составным показателем степени
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», принятым 31 мая 2002 г. В нем зафиксировано исключительное право самого гражданина определять свою принадлежность к тому или иному государству в виде гражданства. В статье 4 закона однозначно фиксируется, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Издревле гражданство приобреталось на основании двух принципов: jus solu («право почвы»), связывающего приобретение гражданства с местом рождения в данном государстве и действующего, например, в США, Франции и ряде латиноамериканских государств, и jus sanguinis («право крови»), основанного на принадлежности родителей к данному гражданству.
Право на упрощенное получение гражданства Российской Федерации имеют лица, рожденные на территории России либо когда-нибудь проживавшие на ее территории («право почвы»), потомки («право крови») и супруги российских граждан.
Россия предусматривает различные облегченные возможности приобретения своего гражданства лицам, беженцам (в том числе и политическим), а также тем, кто имеет «высокие достижения в области науки, техники и культуры», «особые заслуги перед Российской Федерации», обладает «профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации» (статья 13 закона).
В случае приема в гражданство России претендент должен проживать на территории нашей страны, соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, иметь законный источник существования и владеть государственным (русским) языком.
Вместе с тем в последние годы в закон «О гражданстве Российской Федерации» внесены поправки, затрудняющие порядок получения российского гражданства. Если в 90-е гг. российское гражданство
Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. В настоящее время в Государственной думе разрабатывается федеральный
Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основе добровольного волеизъявления такого лица.
Российское законодательство дает только три основания для отказа о выходе из гражданства:
— наличие не выполненных перед Россией обязательств;
— привлечение данного лица к уголовной ответственности либо исполнение им обвинительного приговора суда;
— отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.
Спецификой суверенитета некоторых республик в составе Российской Федерации в 1990-е гг. было наличие республиканского гражданства (двойного с гражданством России). Так, в январе 1993 г. было введено понятие гражданства Республики Саха (Якутии), которое предоставлялось лицам, родившимся в Республике и прожившим там более 10 лет. Аналогичные нормы были в законодательстве ряда других субъектов в составе Российской Федерации. В феврале 2002 г. субъекты Российской Федерации потеряли право на установление собственного гражданства, так как Конституция Российской Федерации не содержит для этого правовых оснований.
Особую проблему имеет защита прав российских граждан, постоянно проживающих за рубежом. В 140 зарубежных странах проживает более 1 млн. россиян. Наиболее крупные диаспоры российских граждан находятся в Казахстане (300 тыс. человек), Туркменистане (110 тыс.), Эстонии (более 100 тыс.), Украине (62 тыс.), Белоруссии (50 тыс.), Латвии (до 40 тыс.), Таджикистане (24 тыс.), Узбекистане (20 тыс.), Киргизии (18 тыс.), Литве (15 тыс.), Армении (12 тыс.). Крупные колонии россиян существуют также в Израиле (100 тыс. человек), Германии (43 тыс.). В США проживает до 7 млн. выходцев из бывшего СССР, из них — 2,5 русскоязычных.
Важным правовым признаком государственного суверенитета выступает факт
Признание независимой России как правопреемника СССР было всеобщим и достаточно оперативным, то ряд других государств, возникших на постсоветском пространстве, добивались своего признания мировым сообществом с большими трудностями. Ряд из них, существующих de facto, практически не имеют международного признания: Приднестровская Республика, (не признана никем), Республика Карабах (признана только Арменией), Республика Абхазия и Республика Южная Осетия (признаны в 2008 г. Россией и Никарагуа, в 2009 г. - Венесуэлой и Науру). Мировой опыт показывает, что существование таких непризнанных государств может длиться десятилетиями (Турецкая Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Тибет).
В заключение обзора признаков государственного суверенитета необходимо выделить группу политических признаков, которая состоит из системы представительных органов и независимой исполнительный власти, независимой судебной системы, Вооруженных сил и других атрибутов государственного механизма, подробно рассматриваемых в последующих темах пособия.
Резюме
1. Суверенитет как концентрированная воля единственного источника власти — многонационального российского народа — является важнейшим показателем государственности России.
2. Реализация продекларированных принципов суверенности затруднена как внешними и внутренними, так и субъективными и объективными причинами. Внешними причинами являются, с одной стороны, столкновения суверенных интересов России с интересами других независимых государств, с другой — изменение в мировом сообществе самих принципов суверенности, всевозрастающий переход от суверенного монополизма к взаимным интеграционным выгодам различных государств. Внутренними причинами являются, прежде всего ,недостаточные мощь и влияние государства. Так, Россия не имеет возможности не только эффективно отстаивать свои суверенные права на международной арене, но и преодолевать деструкции общественного сознания последних десятилетий, размывшие существовавшую идеологию, общественную, политическую и культурную ориентацию, а также создавать новую совокупность государственных ценностей, воспринимаемых большинством народа.
3. Процесс становления суверенитета всегда носит длительный характер, требующий постоянных коллективных усилий государства и общества.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов