9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
Каким бы совершенным ни был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки. Однако вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, ибо от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.
Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строительства правового государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный суд США (1803 г.), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, т. е. недействительным. Позже, уже в XX в., в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами конституционного контроля (так называемая конституционная юстиция). Ныне такие суды действуют в большинстве стран Европы.
Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением.
Понятие «конституционный контроль» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя контроль и надзор — термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов.
Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти. Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов.
Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». Новый Закон о Конституционном Суде РФ внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда (сейчас Закон действует в редакции от 5 апреля 2005 г.).
Согласно Закону число судей выросло до 19, установлен предельный возраст пребывания в этой должности — 70 лет. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком (до 2005 г. действовал срок в 15 лет). Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда теперь в нем образованы две палаты (по 9 и 10 судей), которые равноправны и решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом. Конституционный Суд стал более самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах. Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства. Из полномочий Суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия. Он приобрел право давать официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность.
Конституция РФ (ст. 125) учреждает Конституционный Суд РФ в системе судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конституционного Суда регламентируются в ряде других статей Конституции РФ: ст. 100 (о посланиях Конституционного Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии судей Конституционного Суда при принесении присяги Президентом РФ). Помимо этих специальных норм, организация и деятельность Суда регламентируются общими для всех судебных органов конституционными положениями. Конституционный Суд не наделяется в Конституции эпитетом «верховный» или «высший», поскольку он учреждается как федеральный суд в единственном числе, а не возглавляет федеральную систему органов конституционной юстиции. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Суда РФ состоит в том, что он призван решать исключительно вопросы права, что является своеобразной преградой для вторжения в политику. Суд ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это существенно суживает правомочия Суда, но создает четкий водораздел с другими судами.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен смениться одновременно, а суд — прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции. Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона, изменение которых является делом весьма сложным. Федеральный конституционный закон закрепляет не только цели и структуру Конституционного Суда, но и принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие суды действуют на основании специальных процессуальных кодексов — уголовного, гражданского, арбитражного).
Поскольку осуществление Судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости Суда, призванные обезопасить его от любых влияний. Установлено, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности средствами Суд распоряжается самостоятельно. Он ни от кого не зависит в отношении информационного и кадрового обеспечения и распоряжения имуществом.
Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации и Правительство РФ назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
Компетенция. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
-
проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
-
разрешение споров о компетенции;
-
толкование Конституции РФ;
-
дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
- По дисциплине «Правоведение»
- I. Целевая установка и организационно-методические указания.
- 2) Иметь представление:
- 3) Знать:
- 4) Уметь:
- Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий для специальностей 08.01.02, 08.08.01.
- Содержание разделов и тем.
- Тема 1. Основы теории права и государства.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание.
- Тема 3. Правоотношение.
- Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Тема 5. Основы конституционного права рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф.
- Тема 7. Основы наследственного права рф.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф.
- Тема 10. Основы жилищного права рф.
- Тема 11. Основы финансового права рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф.
- Тема 13. Основы трудового права рф.
- Тема 14. Основы административного права рф.
- Тема 15. Основы экологического права рф.
- Тема 16. Основы уголовного права рф.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве.
- Тема 1. Основы теории права и государства – 2 часа
- 1 Вопрос - Право в системе социальных регуляторов.
- 3 Вопрос - Происхождение права.
- 4 Вопрос - Понятие, признаки и структура правовой нормы. Виды норм права.
- 5 Вопрос – Источники (формы) права.
- 6 Вопрос - Право как система.
- Вопрос 7 – Понятие, сущность и признаки государства.
- 8 Вопрос - Форма государства.
- 9 Вопрос – Происхождение государства и права. Теории происхождения государства и права.
- 10 Вопрос – Типология государств.
- 11 Вопрос – Понятие и классификация функций государства.
- 12 Вопрос – Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов».
- 13 Вопрос - Правовое государство.
- 14 Вопрос – Основные правовые системы современности.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание -1 час.
- 1 Вопрос - Законность: понятие, принципы, гарантии.
- 2 Вопрос – Правопорядок.
- 3 Вопрос – Понятие и виды правосознания.
- 4 Вопрос – Деформация правосознания.
- Тема 3. Правоотношение – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и элементы правоотношения.
- 2 Вопрос – Субъекты правоотношения: понятие, виды.
- 3 Вопрос – Физические лица как субъекты правоотношений.
- 4 Вопрос – Понятие и виды юридических лиц.
- 5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.
- 5 Вопрос – Классификация объектов.
- 6 Вопрос – Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
- 7 Вопрос – Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.
- 8 Вопрос – Виды правоотношений.
- Тема 4. Правонарушение. Юридическая ответственность – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и признаки правонарушения.
- 2 Вопрос – Состав правонарушения.
- 3 Вопрос – Виды правонарушений.
- 4 Вопрос – Понятие юридической ответственности.
- Тема 5. Основы конституционного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, история конституционного права рф.
- 2 Вопрос – Источники конституционного права. Конституция рф.
- 3 Вопрос – Основы конституционного строя.
- 4 Вопрос – Система прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации прав. Внутригосударственные и международные системы гарантии прав. Ограничение прав.
- 5 Вопрос – Россия как федеративное государство.
- Глава 3 Конституции производит распределение полномочий в сфере законодательства между Российской Федерацией и её субъектами.
- 6 Вопрос – Разделение властей в рф. Понятие и компетенция ветвей власти.
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Органы исполнительной власти
- 7 Вопрос – Избирательное право. Избирательный процесс. Избирательная система.
- 8 Вопрос – Законодательный процесс.
- 9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
- 10 Вопрос – Гражданство рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф – 4 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники гражданского права.
- 2 Вопрос – Гражданское правоотношение.
- 3 Вопрос - Субъекты гражданских правоотношений.
- 4 Вопрос - Понятие, классификации юридических лиц. Организационно-правовая форма.
- Государственная регистрация в налоговых органах или органах юстиции в качестве юридического лица.
- 5 Вопрос – Порядок создания юридических лиц. Реорганизация. Ликвидация.
- 6 Вопрос – Физические лица как субъекты гражданского права.
- 7 Вопрос – Представительство. Доверенность.
- 8 Вопрос – Объекты гражданских правоотношений: понятие, классификация.
- 9 Вопрос – Вещи как объекты гражданских прав.
- 10 Вопрос – Право собственности и иные вещные права.
- 11 Вопрос – Обязательства: понятие, основания возникновения.
- 12 Вопрос – Соотношение понятий «сделка» и «договор».
- 13 Вопрос – Виды и формы сделок. Условия действительности сделок.
- 14 Вопрос – Порядок заключения договора. Исполнение договора.
- 15 Вопрос – Защита гражданских прав. Срок исковой давности.
- 16 Вопрос – Гражданско-правовая ответственность.
- 4. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
- Тема 7. Основы наследственного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Система наследования рф.
- 2 Вопрос – Наследование по завещанию.
- 3 Вопрос – Наследование по закону.
- 4 Вопрос – Порядок принятия наследства.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности – 2 часа.
- 1 Вопрос - Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.
- 2 Вопрос – Авторское право. Правовая защита программ для эвм и баз данных.
- 3 Вопрос - Патентное право.
- 4 Вопрос – Фирменное наименование. Средства индивидуализации товаров и услуг.
- 5 Вопрос – Правовая защита топологий интегральных микросхем.
- 6 Вопрос – Коммерческая тайна.
- 7 Вопрос – Иные объекты права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Понятие, принципы, источники семейного права рф.
- 2 Вопрос – Понятие брака, условия заключения и порядок прекращения.
- 3 Вопрос – Права и обязанности супругов.
- 4 Вопрос – Правовой режим имущества супругов.
- 5 Вопрос – Права и обязанности родителей и детей. Алиментарные обязательства.
- 6 Вопрос – Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 10. Основы жилищного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники жилищного права рф.
- 2 Вопрос – Объекты жилищных прав. Виды жилых помещений.
- 3 Вопрос – Назначение жилого помещения и пределы его использования.
- 4 Вопрос – Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Перепланировка жилого помещения.
- 5 Вопрос – Права и обязанности собственника жилого помещения и проживающих с ним лиц. Имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
- 6 Вопрос – Договор коммерческого и социального найма жилых помещений.
- 7 Вопрос – Предоставление жилых помещений специализированного фонда.
- 8 Вопрос – Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
- 9 Вопрос – Защита жилищных прав.
- Тема 11. Основы финансового права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
- 2 Вопрос – Виды, формы, методы финансового контроля.
- 3 Вопрос – Бюджетное устройство и бюджетный процесс рф. Правовые основы государственного кредита.
- 4 Вопрос – Налоговая система рф.
- 5 Вопрос – Правовые основы денежного обращения в рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф – 3 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
- 2 Вопрос – Понятие предпринимательской деятельности.
- 3 Вопрос – Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 4 Вопрос – Государственное регулирование:
- 5 Вопрос – Защита прав предпринимателей.
- Тема 13. Основы трудового права рф -2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники трудового права рф.
- 2 Вопрос – Социальное партнёрство. Коллективные договоры и соглашения.
- 3 Вопрос – Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства.
- 4 Вопрос – Трудовой договор: понятие, предмет, стороны, содержание.
- 5 Вопрос – Системы оплаты труда.
- 6 Вопрос – Порядок заключения трудового договора.
- 7 Вопрос – Виды трудовых договоров.
- 8 Вопрос – Перевод на другую работу.
- 9 Вопрос – Прекращение трудового договора.
- 10 Вопрос – Виды ответственности в трудовом праве.
- 11 Вопрос – Виды и порядок разрешения трудовых споров.
- Тема 14. Основы административного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, источники административного права.
- 2 Вопрос – Понятие и виды административно-правовых отношений.
- 3 Вопрос – Меры административного принуждения.
- 4 Вопрос – Административный проступок: понятие, признаки, состав.
- 5 Вопрос – Административная ответственность.
- 6 Вопрос – Административное производство.
- Другие органы исполнительной власти:
- 7 Вопрос – Федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов.
- 8 Вопрос – Государственная служба. Государственные служащие.
- Тема 15. Основы экологического права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, источники экологического права рф.
- 2 Вопрос – Экологические системы как объект правовой охраны.
- 3 Вопрос – Механизм охраны природной среды.
- 4 Вопрос – Экологическое правонарушение. Формы ответственности за вред, причинённый окружающей природной среде.
- Тема 16. Основы уголовного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, задачи, система уголовного права.
- 2 Вопрос – Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3 Вопрос – Понятие, признаки, категории преступлений.
- 4 Вопрос – Состав преступления.
- 5 Вопрос – Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 6 Вопрос – Стадии совершения преступления.
- 7 Вопрос – Соучастие в преступлении.
- 8 Вопрос – Уголовная ответственность и уголовное наказание.
- 9 Вопрос – Несовершеннолетние: особенности ответственности и наказания.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Судебная система рф.
- 2 Вопрос – Основы гражданского процесса.
- 3 Вопрос – Основы уголовного процесса.
- 4 Вопрос – Производство у мирового судьи.
- 5 Вопрос – Арбитражное судопроизводство.
- 6 Вопрос – Понятие и функции прокуратуры рф.
- 7 Вопрос – Адвокатура.
- 8 Вопрос – Нотариат.
- 9 Вопрос – Иные правоохранительные органы.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве – 1 час.
- 1 Вопрос – Международное право и право внутригосударственное.
- 2 Вопрос – Международное публичное и международное частное право.
- 3 Вопрос – Источники международного права.
- 4 Вопрос – Система международного права.
- 5 Вопрос – Международно-правовые механизмы защиты прав человека.