1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
Любому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т. п. Однако осуществление этих задач невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.
Финансы — это экономическая категория, обозначающая систему экономических отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств.
Категория «финансы», определяющая предмет одноименной отрасли права, обозначает не всякие отношения, связанные с образованием, перераспределением и использованием фондов денежных средств, а лишь такие, которые складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Кроме того, данным понятием охватываются и такие отношения, которые хотя и не относятся непосредственно к финансовой деятельности государства, тем не менее тесно с нею связаны, а потому также регулируются с помощью финансового права (финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; банковский кредит). Иные отношения, связанные с денежными средствами, имеют другую правовую природу и регулируются иными отраслями права: гражданским (например, отношения по оплате товара, по расчетам и др.), административным (по взысканию административного штрафа), трудовым (по выплате заработной платы).
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств. Экономические отношения по собиранию, распределению и использованию государственных денежных средств, а также смежные с ними отношения можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимосвязь образуют финансовую систему государства.
Финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев.
Финансовая система Российской Федерации |
|
| ||||||||
1 | г |
|
| |||||||
1 |
| \ | 1 | 1 | ||||||
Бюджетная система | Внебюджетные целевые фонды | Финансы юридических лиц (предприятий, учреждений, ооганизаиий) | Финансы страхования | Кредит (государственный, муниципальный, банковский) | ||||||
|
|
|
|
|
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые используются для осуществления функций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств, доходы от реализации выпущенных государством облигаций, других ценных бумаг, доходы от использования государственного и муниципального имущества, доходы от платных услуг, средства, полученные в результате применения мер ответственности, и т. п.). И все же подавляющая масса денежных средств бюджетной системы аккумулируется при помощи налогов. Поэтому налоговая система составляет важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации.
Внебюджетные целевые фонды — это денежные фонды строго условного характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц и расходуются исключительно на цели, для финансирования которых они были созданы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и др.). Средства целевого фонда расходуются по отдельной смете. В соответствии с гл. 17 БК РФ государственные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы. И лишь внебюджетные децентрализованные фонды имеют статус самостоятельных фондов и составляют отдельный институт финансовой системы Российской Федерации.
Финансы юридических лиц — это отношения по созданию и использованию обособленных денежных фондов каждого конкретного юридического лица. Совокупность данных отношений представляет собой комплексный институт, регулируемый различными отраслями права (гражданским, трудовым и др.). Финансовое право регламентирует лишь такие отношения, которые особо значимы для финансовой деятельности государства. Прежде всего, это финансы унитарных предприятий и государственных учреждений. В сфере финансовой деятельности негосударственных юридических лиц это' преимущественно вопросы бухгалтерского учета, упорядочение которого необходимо для эффективного сбора налогов.
Страхование — это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов. Объем финансово-правового регулирования страховых отношений, также представляющих собой комплексный институт, зависит от вида страхования: если государственное обязательное страхование подвергается исчерпывающей регламентации, то деятельность частных страховых организаций, осуществляющих добровольное страхование, регулируется финансовым правом в части, связанной с финансовой деятельностью государства. Нормами финансового права, например, определяются взаимоотношения страховых фондов с другими частями финансовой системы государства.
Кредит — это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свободных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возвратности.
Существует также ряд иных вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства. Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, необходимо определить, какие органы государственной власти и государственного управления непосредственно осуществляют финансовые функции государства, а также их компетенцию в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств. Данные вопросы также регулируются с помощью финансового права. Тем не менее основным предметом финансового права остается финансовая деятельность государства.
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.
К Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. Систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права. Система финансового права практически обеспечивает функционирование финансовой системы государства.
Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в Общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты таким образом, что это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.
Принципом, лежащим в основе финансового права, является, прежде всего, приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа — органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (см. ст. 154 БК РФ).
Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).
Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти, как, например, мы наблюдали это взаимодействие при обсуждении федерального бюджета на 2000 г., когда с докладом по бюджету выступал глава Правительства, а затем бюджет обсуждался и был одобрен в Государственной Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст. 106 Конституции РФ. То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти.
За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.
Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Мы говорим о «почти самостоятельности», потому что все нижестоящие бюджеты друг от друга зависят, так как для их формирования совершенно необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в звенья нижестоящие, что будет рассмотрено в специальных главах учебника. Однако такие перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех субъектов РФ.
Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является принцип законности. В основе всей деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, основой которых является Конституция РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой для обширного финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник. Так, в ст. 57, 71, 72 и других. Конституции РФ закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что является в свою очередь основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия, как, например, упоминавшаяся ст. 106, регулирующая правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Еще одним принципом финансового права является принцип плановости. Хотя в условиях перехода к рынку мы в целом и отказались от административного планирования, однако, анализируя развитие человечества, приходится сделать вывод о том, что человеческое общество является саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым несомненно является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов и совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (см. ст. 16 БК РФ). Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством.
Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.
В настоящее время приняты Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права.
Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности, в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.
Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, налоговой инспекции, таможни и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.
Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.
- По дисциплине «Правоведение»
- I. Целевая установка и организационно-методические указания.
- 2) Иметь представление:
- 3) Знать:
- 4) Уметь:
- Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий для специальностей 08.01.02, 08.08.01.
- Содержание разделов и тем.
- Тема 1. Основы теории права и государства.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание.
- Тема 3. Правоотношение.
- Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Тема 5. Основы конституционного права рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф.
- Тема 7. Основы наследственного права рф.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф.
- Тема 10. Основы жилищного права рф.
- Тема 11. Основы финансового права рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф.
- Тема 13. Основы трудового права рф.
- Тема 14. Основы административного права рф.
- Тема 15. Основы экологического права рф.
- Тема 16. Основы уголовного права рф.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве.
- Тема 1. Основы теории права и государства – 2 часа
- 1 Вопрос - Право в системе социальных регуляторов.
- 3 Вопрос - Происхождение права.
- 4 Вопрос - Понятие, признаки и структура правовой нормы. Виды норм права.
- 5 Вопрос – Источники (формы) права.
- 6 Вопрос - Право как система.
- Вопрос 7 – Понятие, сущность и признаки государства.
- 8 Вопрос - Форма государства.
- 9 Вопрос – Происхождение государства и права. Теории происхождения государства и права.
- 10 Вопрос – Типология государств.
- 11 Вопрос – Понятие и классификация функций государства.
- 12 Вопрос – Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов».
- 13 Вопрос - Правовое государство.
- 14 Вопрос – Основные правовые системы современности.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание -1 час.
- 1 Вопрос - Законность: понятие, принципы, гарантии.
- 2 Вопрос – Правопорядок.
- 3 Вопрос – Понятие и виды правосознания.
- 4 Вопрос – Деформация правосознания.
- Тема 3. Правоотношение – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и элементы правоотношения.
- 2 Вопрос – Субъекты правоотношения: понятие, виды.
- 3 Вопрос – Физические лица как субъекты правоотношений.
- 4 Вопрос – Понятие и виды юридических лиц.
- 5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.
- 5 Вопрос – Классификация объектов.
- 6 Вопрос – Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
- 7 Вопрос – Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.
- 8 Вопрос – Виды правоотношений.
- Тема 4. Правонарушение. Юридическая ответственность – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и признаки правонарушения.
- 2 Вопрос – Состав правонарушения.
- 3 Вопрос – Виды правонарушений.
- 4 Вопрос – Понятие юридической ответственности.
- Тема 5. Основы конституционного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, история конституционного права рф.
- 2 Вопрос – Источники конституционного права. Конституция рф.
- 3 Вопрос – Основы конституционного строя.
- 4 Вопрос – Система прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации прав. Внутригосударственные и международные системы гарантии прав. Ограничение прав.
- 5 Вопрос – Россия как федеративное государство.
- Глава 3 Конституции производит распределение полномочий в сфере законодательства между Российской Федерацией и её субъектами.
- 6 Вопрос – Разделение властей в рф. Понятие и компетенция ветвей власти.
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Органы исполнительной власти
- 7 Вопрос – Избирательное право. Избирательный процесс. Избирательная система.
- 8 Вопрос – Законодательный процесс.
- 9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
- 10 Вопрос – Гражданство рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф – 4 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники гражданского права.
- 2 Вопрос – Гражданское правоотношение.
- 3 Вопрос - Субъекты гражданских правоотношений.
- 4 Вопрос - Понятие, классификации юридических лиц. Организационно-правовая форма.
- Государственная регистрация в налоговых органах или органах юстиции в качестве юридического лица.
- 5 Вопрос – Порядок создания юридических лиц. Реорганизация. Ликвидация.
- 6 Вопрос – Физические лица как субъекты гражданского права.
- 7 Вопрос – Представительство. Доверенность.
- 8 Вопрос – Объекты гражданских правоотношений: понятие, классификация.
- 9 Вопрос – Вещи как объекты гражданских прав.
- 10 Вопрос – Право собственности и иные вещные права.
- 11 Вопрос – Обязательства: понятие, основания возникновения.
- 12 Вопрос – Соотношение понятий «сделка» и «договор».
- 13 Вопрос – Виды и формы сделок. Условия действительности сделок.
- 14 Вопрос – Порядок заключения договора. Исполнение договора.
- 15 Вопрос – Защита гражданских прав. Срок исковой давности.
- 16 Вопрос – Гражданско-правовая ответственность.
- 4. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
- Тема 7. Основы наследственного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Система наследования рф.
- 2 Вопрос – Наследование по завещанию.
- 3 Вопрос – Наследование по закону.
- 4 Вопрос – Порядок принятия наследства.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности – 2 часа.
- 1 Вопрос - Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.
- 2 Вопрос – Авторское право. Правовая защита программ для эвм и баз данных.
- 3 Вопрос - Патентное право.
- 4 Вопрос – Фирменное наименование. Средства индивидуализации товаров и услуг.
- 5 Вопрос – Правовая защита топологий интегральных микросхем.
- 6 Вопрос – Коммерческая тайна.
- 7 Вопрос – Иные объекты права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Понятие, принципы, источники семейного права рф.
- 2 Вопрос – Понятие брака, условия заключения и порядок прекращения.
- 3 Вопрос – Права и обязанности супругов.
- 4 Вопрос – Правовой режим имущества супругов.
- 5 Вопрос – Права и обязанности родителей и детей. Алиментарные обязательства.
- 6 Вопрос – Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 10. Основы жилищного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники жилищного права рф.
- 2 Вопрос – Объекты жилищных прав. Виды жилых помещений.
- 3 Вопрос – Назначение жилого помещения и пределы его использования.
- 4 Вопрос – Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Перепланировка жилого помещения.
- 5 Вопрос – Права и обязанности собственника жилого помещения и проживающих с ним лиц. Имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
- 6 Вопрос – Договор коммерческого и социального найма жилых помещений.
- 7 Вопрос – Предоставление жилых помещений специализированного фонда.
- 8 Вопрос – Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
- 9 Вопрос – Защита жилищных прав.
- Тема 11. Основы финансового права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
- 2 Вопрос – Виды, формы, методы финансового контроля.
- 3 Вопрос – Бюджетное устройство и бюджетный процесс рф. Правовые основы государственного кредита.
- 4 Вопрос – Налоговая система рф.
- 5 Вопрос – Правовые основы денежного обращения в рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф – 3 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
- 2 Вопрос – Понятие предпринимательской деятельности.
- 3 Вопрос – Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 4 Вопрос – Государственное регулирование:
- 5 Вопрос – Защита прав предпринимателей.
- Тема 13. Основы трудового права рф -2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники трудового права рф.
- 2 Вопрос – Социальное партнёрство. Коллективные договоры и соглашения.
- 3 Вопрос – Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства.
- 4 Вопрос – Трудовой договор: понятие, предмет, стороны, содержание.
- 5 Вопрос – Системы оплаты труда.
- 6 Вопрос – Порядок заключения трудового договора.
- 7 Вопрос – Виды трудовых договоров.
- 8 Вопрос – Перевод на другую работу.
- 9 Вопрос – Прекращение трудового договора.
- 10 Вопрос – Виды ответственности в трудовом праве.
- 11 Вопрос – Виды и порядок разрешения трудовых споров.
- Тема 14. Основы административного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, источники административного права.
- 2 Вопрос – Понятие и виды административно-правовых отношений.
- 3 Вопрос – Меры административного принуждения.
- 4 Вопрос – Административный проступок: понятие, признаки, состав.
- 5 Вопрос – Административная ответственность.
- 6 Вопрос – Административное производство.
- Другие органы исполнительной власти:
- 7 Вопрос – Федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов.
- 8 Вопрос – Государственная служба. Государственные служащие.
- Тема 15. Основы экологического права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, источники экологического права рф.
- 2 Вопрос – Экологические системы как объект правовой охраны.
- 3 Вопрос – Механизм охраны природной среды.
- 4 Вопрос – Экологическое правонарушение. Формы ответственности за вред, причинённый окружающей природной среде.
- Тема 16. Основы уголовного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, задачи, система уголовного права.
- 2 Вопрос – Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3 Вопрос – Понятие, признаки, категории преступлений.
- 4 Вопрос – Состав преступления.
- 5 Вопрос – Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 6 Вопрос – Стадии совершения преступления.
- 7 Вопрос – Соучастие в преступлении.
- 8 Вопрос – Уголовная ответственность и уголовное наказание.
- 9 Вопрос – Несовершеннолетние: особенности ответственности и наказания.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Судебная система рф.
- 2 Вопрос – Основы гражданского процесса.
- 3 Вопрос – Основы уголовного процесса.
- 4 Вопрос – Производство у мирового судьи.
- 5 Вопрос – Арбитражное судопроизводство.
- 6 Вопрос – Понятие и функции прокуратуры рф.
- 7 Вопрос – Адвокатура.
- 8 Вопрос – Нотариат.
- 9 Вопрос – Иные правоохранительные органы.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве – 1 час.
- 1 Вопрос – Международное право и право внутригосударственное.
- 2 Вопрос – Международное публичное и международное частное право.
- 3 Вопрос – Источники международного права.
- 4 Вопрос – Система международного права.
- 5 Вопрос – Международно-правовые механизмы защиты прав человека.