logo
1

1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.

Для более детального уяснения понятие предпринимательского права представляется необходимым рассмотреть его предмет, т. е. совокупность общественных отношений, регулируемых данной от­раслью права. Эти общественные отношения можно распределить на несколько групп.

1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, т. е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяй­ствующими субъектами. Данная группа общественных отношений от­личается несколькими существенными признаками. Во-первых, пред­принимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами скла­дываются отношения, которые в науке предпринимательского (а ра­нее — хозяйственного) права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении. Да­лее. Рассматриваемая группа общественных отношений является ос­новной, поскольку именно в процессе осуществления предпринима­тельской деятельности достигается главная ее цель — получение при­были. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный ха­рактер предпринимательских отношений. Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предприни­мательского права, — это коммерческие, товарно-денежные отноше­ния между равноправными несоподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.

2. Вторая группа включает в себя отношения организационного ха­рактера, не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организа­ций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий ха­рактер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, ох­ватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в пред­мет предпринимательского права.

Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складываю­щиеся при осуществлении этой деятельности отношения включают­ся в предмет данной отрасли. При этом заметим, что деятельность бирж не всегда носит коммерческий характер, что предопределило установленные законодательством возможности их создания как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.

3. Третью группу отношений, входящих в предмет предприни­мательского права, составляют отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отноше­ния, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить как «вертикальные».

Необходимость вычленения в составе предмета предпринима­тельского права управленческих отношений очевидна. В соответст­вии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринима­тельской и иной не запрещенной законом экономической деятель­ности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет со­бой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» в дефиниции субъективного права указывает на определенность содержания и границ дозволенного поведения управомоченного лица. Право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рам­ках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содер­жащими как позитивные правила поведения, так и запреты, приме­няемые в данной сфере.

Государственное регулирование предпринимательской деятельно­сти проводится по многим направлениям. Необходимость такого ре­гулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкива­ются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

Таким образом, государство, в целях реализации публичных ин­тересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность раз­ными способами и с применением различных форм. Складываю­щиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения — неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.

4. В предмет предпринимательского права включается и четвер­тая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйст­венных отношениях. Субъектами таких отношений являются, в част­ности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом.

Внутрихозяйственные отношения неоднородны. Так, в структуре внутрихозяйственных отношений выделяют отношения внутрикор­поративные, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производст­венный кооператив), и, следовательно, влекущие за собой обязан­ность личного участия в управлении делами организации. Зачастую такие отношения носят управленческий характер, поскольку возни­кают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерче­ских организациях.

Взаимоотношения структурных подразделений, участников, чле­нов организаций регулируются, помимо законодательства, значи­тельным массивом локальных нормативных актов, являющихся со­ставной частью источников предпринимательского права.

Рассмотрев группы общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, можно сделать вывод о том, что все они имеют общее стержневое начало — так или иначе скла­дываются в связи с осуществлением предпринимательской деятель­ности. Осуществление предпринимательской деятельности, ее об­служивание и регулирование — вот то общественное поле, в рамках

которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские от­ношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию предпри­нимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.

Как известно, отрасли права разграничиваются не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимает­ся совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Как правило, каждая отрасль предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид обществен­ных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отно­шения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, отно­сится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.

Мы видим, что в предпринимательском праве используется не один, а несколько методов правового регулирования. Наука предпри­нимательского права выделяет:

Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении част­ных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций сторон — это основные характеристики метода правового регулиро­вания предпринимательского права.

К источникам предпринимательского права относятся: норматив­ные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепри­знанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры.

Нормативный правовой акт — официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативные правовые акты можно класси­фицировать в зависимости:

Многочисленные законы также классифицируются по различ­ным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего зако­нодательства различают законы конституционные и текущие.

Особой разновидностью текущих законов являются кодифицирован­ные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного, Налогового кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и другими кодифицирован­ными законами.

Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, мно­гочисленны, в связи с чем их исчерпывающее перечисление затруд­нительно и нецелесообразно. Возможны различные классификации данных законов в зависимости от выбранных критериев. В частно­сти, используя сферу предпринимательства в качестве критерия клас­сификации, получим следующую систему:

законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осу­ществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле» и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отно­шению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют раз­нообразные экономические отношения, например: «О защите по­требителей от недобросовестной рекламы», «О мерах по стимулиро­ванию создания и деятельности финансово-промышленных групп», «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и др.

Нормативные правовые акты российского правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, фе­деральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и це­левые комплексные программы, рассчитанные на длительный пери­од действия (федеральный бюджет, федеральная программа под­держки малого предпринимательства и т. д.), например, постановле­ние Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материаль­ного производства и содействию их инновационной деятельности»; постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению поступ­ления в федеральный бюджет доходов от использования федераль­ного имущества»; постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и др.

Федеральные министерства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др. (приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах»).

В практике регулирования хозяйственных отношений встречают­ся постановления Верховного Совета РФ. К таким актам относится постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О раз­граничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто­номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муници­пальную собственность».

Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо­вать, если они не отменены и не противоречат действующему зако­нодательству Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы пра­вовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, поста­новления, распоряжения, приказы и др.). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов региональ­ного правотворчества, объемом и характером регулируемых отноше­ний и другими обстоятельствами.

Представительные органы местного самоуправления (дума, муници­пальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают колле­гиальные решения, а главы органов местного самоуправления — по­становления и распоряжения. Форма опубликования актов определя­ется уставом данной административно-территориальной единицы. Эти акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Органы местного самоуправления могут издавать акты об утверждении местного бюджета, акты об охране природы, развитии коммунального хозяйства и т. д. Региональный характер регулируемых отношений по­зволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей террито­рии предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативных правовых актов организаций. Они определяются самими организациями в положениях, уставах, закрепляющих осно­вы их функционирования, и являются локальными нормативными актами. Например, к компетенции совета директоров отнесено при­нятие в акционерном обществе следующих внутренних документов: Положение об информационной политике (содержит правила и подходы к раскрытию информации); Положение о проведении про­верок финансово-хозяйственной деятельности общества (утвержда­ется советом директоров с целью упорядочения процедуры проведе­ния проверок ревизионной комиссией); Положение о дивидендной политике (содержит общие задачи по обеспечению роста капитали­зации общества и конкретные, основанные на законах и подзакон­ных актах правила, регламентирующие порядок расчета чистой при­были и определения части прибыли, направляемой на выплату ди­видендов, условия их. выплаты) и т. п.

К числу локальных относятся также Кодекс корпоративного по­ведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (протокол № 49) и рекомендованный к применению Феде­ральной комиссией по ценным бумагам от 4 апреля 2002 г.; Кодекс этики аудиторов, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 16 от 28 августа 2003 г.).

Руководителями организаций и предприятий принимаются при­казы нормативного и индивидуального значения, с помощью кото­рых регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения, учетной политики предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета и другие внутриорганизационные вопросы.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его замес­тителями и руководителями структурных подразделений для реше­ния проблем, связанных с исполнением приказов и по иным опе­ративно-методическим вопросам.

Следует отметить, что судебные прецеденты не являются источни­ками права в силу исторической принадлежности России к континен­тальной правовой системе. Не относятся к источникам предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФК «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 25 март 2004 г.)1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практик применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практика Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленуме Высшего Арбитражного Суда, которые в силу ч. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах» обязательны для арбитражных судов.

В целях обеспечения единства судебной практики в ст. 16 ФК «Об арбитражных судах» установлено, что Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях в виде информационных писем. Статья 16 ФКЗ «Об арбитражных судах» в отличие от ч. 2 ст. 13 того же Закона не предусматривает их обязательности для арбитражных судов, они носят рекомендательный характер.

Одним из факультативных источников предпринимательского права является обычай делового оборота, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило по­ведения, не предусмотренное законодательством, независимо от то­го, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодатель­ства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафикси­рован в письменном документе, хотя нередко они имеются и явля­ются желательными, так как наличие таких документов вносит опре­деленность в отношения сторон. Письменным подтверждением обы­чая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обы­чая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе до­казывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309

ГК РФ — обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборо­та или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная нор­ма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативны­ми правовыми актами, в частности ст. 134, 135, 138 Кодекса торго­вого мореплавания РФ, и может вытекать из положений междуна­родных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ («Палубный груз») перевозчик имеет право перевозить груз на палу­бе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и от­правителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обы­чаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником пра­ва, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторона­ми договора.

В законодательстве Российской Федерации используется и дру­гой термин — «торговый обычай» (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»). В научной литературе торговый обычай характеризуется как прави­ло поведения, сложившееся в сфере международной торговли в ре­зультате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные догово­ры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII «Ев­ропейской конвенции о внешнеторговом арбитраже» (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руково­дствуются положениями контракта и торговыми обычаями.

В п. 1. ст. 9 «Конвенции о договорах международной куп­ли-продажи товаров» от 11 апреля 1980 г. (Венской конвенции) го­ворится, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Можно констатировать, что в настоящее время система обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии ста­новления (исключение — обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будет способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.

Обычай делового оборота, как было отмечено, наиболее часто применяется во внешней торговле, особенно при морских перевоз­ках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и пуб­ликует в сборниках обычаи для факультативного применения пред­принимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются толь­ко при наличии на них ссылки в договоре. Первоначально в 1923 г. МТП опубликовала сборник сведений о принятых в различных странах торговых обычаях и обыкновениях в отношении базисов поставки «Trade Terms» (последующие редакции — 1929 и 1953 гг.). На основе указанных сведений в целях унификации толкования ба­зисов поставки были подготовлены и изданы в 1936 г. Инко­термс — Международные правила по толкованию торговых терминов (Публикация МТП. 1990. № 460). В настоящее время действует ре­дакция Инкотермс-2000, рекомендованная МТП для применения с 1 января 2000 г. Обычно их положения применяются, если в дого­воре сделана прямая отсылка, а в условиях договора не предусмот­рено иное. ГК РФ (п. 6 ст. 1211) исходит из презумпции, согласно которой, при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем ис­пользованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к возникшим от­ношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствую­щими торговыми терминами. В то же время постановлением Прав­ления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 г. № 117-13 (п.4) Инкотермс-2000 признаны в России торговым обы­чаем2.

Инкотермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины Инкотермс содержат ука­зания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров куп­ли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. Инкотермс фиксирует момент исполнения продав­цом своих обязанностей по договору, а также момент перехода рис­ка случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя.

Особое место среди источников занимают международные договоры, приоритет которых над иными источниками установлен Конституцией РФ.

К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственно­сти относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.; Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.

Одним из важнейших многосторонних международных догово­ров является Конвенция ООН о договорах международной куп­ли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская кон­венция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их за­ключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В кон­венции содержатся положения о переходе риска с продавца на по­купателя и положения об обязанностях сторон по сохранению то­вара.

Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учре­ждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, за­ключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).

Принципы предпринимательского права — это его основопола­гающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В ка­честве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на сво­бодное использование своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законода­тельных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вес­ти свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из пре­дусмотренных законом организационно-правовых форм, с использо­ванием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т. д. Данный принцип подтверждается также установлением для боль­шинства коммерческих организаций и индивидуального предприни­мателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в ка­кой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частно­сти, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил раз­витие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Сто­роны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными право­выми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано за­коном или иными правовыми актами. В случаях когда условие до­говора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, по­скольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее примене­ние либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сто­ронами или диспозитивной нормой, соответствующие условия опре­деляются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

2. Конституционный принцип признания многообразия и юриди­ческого равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъек­тов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преиму­ществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государст­венной и муниципальной) собственности.

Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйство­вания и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуаль­ные предприниматели, и все коммерческие организации (за исклю­чением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на осно­ве частной собственности. Возрастанию роли частной собственно­сти в экономике во многом способствует широкомасштабная прива­тизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, исполь­зуемого в хозяйственной деятельности государственными и муни­ципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Состав­ляющими государственного сектора экономики являются также ак­ции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъек­тов РФ.

  1. Принцип единого экономического пространства, т. е. «свобод­ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу кон­ституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принци­пу на территории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных пре­пятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федераль­ным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни ор­ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограниче­ния по собственной инициативе.

  2. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Консти­туции РФ, в соответствии со ст. 34 которой «не допускается эконо­мическая деятельность, направленная на монополизацию и недобро­совестную конкуренцию» (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной эконо­мики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными фор­мами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках» — пер­вому в истории России антимонопольному законодательному акту.

  3. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпри­нимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традиция­ми, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмот­ра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономи­ческие.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регули­рования предпринимательства в качестве принципиального положе­ния, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринима­тельской деятельности видится в достижении баланса частных инте­ресов предпринимателей и публичных интересов государства и об­щества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетаю­щей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплоще­ние его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осу­ществляться при строгом соблюдении требований законов и подза­конных нормативных правовых актов. Принцип законности прояв­ляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обес­печена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта го­сударственного органа и органа местного самоуправления.