1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
Для более детального уяснения понятие предпринимательского права представляется необходимым рассмотреть его предмет, т. е. совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Эти общественные отношения можно распределить на несколько групп.
1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения, т. е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. Данная группа общественных отношений отличается несколькими существенными признаками. Во-первых, предпринимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами складываются отношения, которые в науке предпринимательского (а ранее — хозяйственного) права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении. Далее. Рассматриваемая группа общественных отношений является основной, поскольку именно в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель — получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, — это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными несоподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.
2. Вторая группа включает в себя отношения организационного характера, не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.
Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли. При этом заметим, что деятельность бирж не всегда носит коммерческий характер, что предопределило установленные законодательством возможности их создания как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.
3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отношения, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить как «вертикальные».
Необходимость вычленения в составе предмета предпринимательского права управленческих отношений очевидна. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» в дефиниции субъективного права указывает на определенность содержания и границ дозволенного поведения управомоченного лица. Право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.
Таким образом, государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения — неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.
4. В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях. Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом.
Внутрихозяйственные отношения неоднородны. Так, в структуре внутрихозяйственных отношений выделяют отношения внутрикорпоративные, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производственный кооператив), и, следовательно, влекущие за собой обязанность личного участия в управлении делами организации. Зачастую такие отношения носят управленческий характер, поскольку возникают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях.
Взаимоотношения структурных подразделений, участников, членов организаций регулируются, помимо законодательства, значительным массивом локальных нормативных актов, являющихся составной частью источников предпринимательского права.
Рассмотрев группы общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, можно сделать вывод о том, что все они имеют общее стержневое начало — так или иначе складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование — вот то общественное поле, в рамках
которого мы можем говорить о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.
Как известно, отрасли права разграничиваются не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.
Как правило, каждая отрасль предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. Кроме того, в сложных отраслях, к которым, вне всякого сомнения, относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования.
Мы видим, что в предпринимательском праве используется не один, а несколько методов правового регулирования. Наука предпринимательского права выделяет:
-
метод обязательных предписаний, при котором с помощью императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
-
метод автономных решений (метод согласования), при котором с помощью диспозитивных норм регулируются отношения равноправных хозяйствующих субъектов;
-
метод рекомендаций, при котором одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенную модель поведения, которая может быть принята либо отвергнута.
Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций сторон — это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.
К источникам предпринимательского права относятся: нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.
Нормативный правовой акт — официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.
Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:
-
от сферы действия на федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты,
-
срока действия различают акты неопределенно длительного действия; временные акты;
-
юридической силы нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.
Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.
Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного, Налогового кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и другими кодифицированными законами.
Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, многочисленны, в связи с чем их исчерпывающее перечисление затруднительно и нецелесообразно. Возможны различные классификации данных законов в зависимости от выбранных критериев. В частности, используя сферу предпринимательства в качестве критерия классификации, получим следующую систему:
-
законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, например: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» и др.;
-
законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О финансово-промышленных группах» и др.;
-
законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: «О рекламе», «Об аудиторской деятельности», «Об организации страхового дела в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об оценочной деятельности» и др.;
-
законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: «О коммерческой тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ топологий интегральных микросхем», «Патентный закон» и др.;
-
законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: «Об арбитражных судах», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О третейских судах», О международном коммерческом арбитраже» и др.;
— законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле» и др.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и др.
Нормативные правовые акты российского правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т. д.), например, постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»; постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»; постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и др.
Федеральные министерства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др. (приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах»).
В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются постановления Верховного Совета РФ. К таким актам относится постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и др.). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.
Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления — постановления и распоряжения. Форма опубликования актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы. Эти акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Органы местного самоуправления могут издавать акты об утверждении местного бюджета, акты об охране природы, развитии коммунального хозяйства и т. д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативных правовых актов организаций. Они определяются самими организациями в положениях, уставах, закрепляющих основы их функционирования, и являются локальными нормативными актами. Например, к компетенции совета директоров отнесено принятие в акционерном обществе следующих внутренних документов: Положение об информационной политике (содержит правила и подходы к раскрытию информации); Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества (утверждается советом директоров с целью упорядочения процедуры проведения проверок ревизионной комиссией); Положение о дивидендной политике (содержит общие задачи по обеспечению роста капитализации общества и конкретные, основанные на законах и подзаконных актах правила, регламентирующие порядок расчета чистой прибыли и определения части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия их. выплаты) и т. п.
К числу локальных относятся также Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (протокол № 49) и рекомендованный к применению Федеральной комиссией по ценным бумагам от 4 апреля 2002 г.; Кодекс этики аудиторов, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 16 от 28 августа 2003 г.).
Руководителями организаций и предприятий принимаются приказы нормативного и индивидуального значения, с помощью которых регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения, учетной политики предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета и другие внутриорганизационные вопросы.
Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.
Следует отметить, что судебные прецеденты не являются источниками права в силу исторической принадлежности России к континентальной правовой системе. Не относятся к источникам предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФК «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 25 март 2004 г.)1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практик применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практика Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленуме Высшего Арбитражного Суда, которые в силу ч. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах» обязательны для арбитражных судов.
В целях обеспечения единства судебной практики в ст. 16 ФК «Об арбитражных судах» установлено, что Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях в виде информационных писем. Статья 16 ФКЗ «Об арбитражных судах» в отличие от ч. 2 ст. 13 того же Закона не предусматривает их обязательности для арбитражных судов, они носят рекомендательный характер.
Одним из факультативных источников предпринимательского права является обычай делового оборота, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).
Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.
Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309
ГК РФ — обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 и др.).
Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. 134, 135, 138 Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ («Палубный груз») перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.
Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.
В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин — «торговый обычай» (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII «Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже» (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.
В п. 1. ст. 9 «Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров» от 11 апреля 1980 г. (Венской конвенции) говорится, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.
Можно констатировать, что в настоящее время система обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии становления (исключение — обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будет способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.
Обычай делового оборота, как было отмечено, наиболее часто применяется во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются только при наличии на них ссылки в договоре. Первоначально в 1923 г. МТП опубликовала сборник сведений о принятых в различных странах торговых обычаях и обыкновениях в отношении базисов поставки «Trade Terms» (последующие редакции — 1929 и 1953 гг.). На основе указанных сведений в целях унификации толкования базисов поставки были подготовлены и изданы в 1936 г. Инкотермс — Международные правила по толкованию торговых терминов (Публикация МТП. 1990. № 460). В настоящее время действует редакция Инкотермс-2000, рекомендованная МТП для применения с 1 января 2000 г. Обычно их положения применяются, если в договоре сделана прямая отсылка, а в условиях договора не предусмотрено иное. ГК РФ (п. 6 ст. 1211) исходит из презумпции, согласно которой, при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем использованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к возникшим отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. В то же время постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 г. № 117-13 (п.4) Инкотермс-2000 признаны в России торговым обычаем2.
Инкотермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины Инкотермс содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. Инкотермс фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя.
Особое место среди источников занимают международные договоры, приоритет которых над иными источниками установлен Конституцией РФ.
К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.; Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.
Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.
Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).
Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т. д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.
Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.
Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.
В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.
Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.
Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.
Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.
-
Принцип единого экономического пространства, т. е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.
-
Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» — первому в истории России антимонопольному законодательному акту.
-
Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.
Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.
6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.
Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.
Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.
- По дисциплине «Правоведение»
- I. Целевая установка и организационно-методические указания.
- 2) Иметь представление:
- 3) Знать:
- 4) Уметь:
- Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий для специальностей 08.01.02, 08.08.01.
- Содержание разделов и тем.
- Тема 1. Основы теории права и государства.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание.
- Тема 3. Правоотношение.
- Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Тема 5. Основы конституционного права рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф.
- Тема 7. Основы наследственного права рф.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф.
- Тема 10. Основы жилищного права рф.
- Тема 11. Основы финансового права рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф.
- Тема 13. Основы трудового права рф.
- Тема 14. Основы административного права рф.
- Тема 15. Основы экологического права рф.
- Тема 16. Основы уголовного права рф.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве.
- Тема 1. Основы теории права и государства – 2 часа
- 1 Вопрос - Право в системе социальных регуляторов.
- 3 Вопрос - Происхождение права.
- 4 Вопрос - Понятие, признаки и структура правовой нормы. Виды норм права.
- 5 Вопрос – Источники (формы) права.
- 6 Вопрос - Право как система.
- Вопрос 7 – Понятие, сущность и признаки государства.
- 8 Вопрос - Форма государства.
- 9 Вопрос – Происхождение государства и права. Теории происхождения государства и права.
- 10 Вопрос – Типология государств.
- 11 Вопрос – Понятие и классификация функций государства.
- 12 Вопрос – Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов».
- 13 Вопрос - Правовое государство.
- 14 Вопрос – Основные правовые системы современности.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание -1 час.
- 1 Вопрос - Законность: понятие, принципы, гарантии.
- 2 Вопрос – Правопорядок.
- 3 Вопрос – Понятие и виды правосознания.
- 4 Вопрос – Деформация правосознания.
- Тема 3. Правоотношение – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и элементы правоотношения.
- 2 Вопрос – Субъекты правоотношения: понятие, виды.
- 3 Вопрос – Физические лица как субъекты правоотношений.
- 4 Вопрос – Понятие и виды юридических лиц.
- 5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.
- 5 Вопрос – Классификация объектов.
- 6 Вопрос – Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
- 7 Вопрос – Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.
- 8 Вопрос – Виды правоотношений.
- Тема 4. Правонарушение. Юридическая ответственность – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и признаки правонарушения.
- 2 Вопрос – Состав правонарушения.
- 3 Вопрос – Виды правонарушений.
- 4 Вопрос – Понятие юридической ответственности.
- Тема 5. Основы конституционного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, история конституционного права рф.
- 2 Вопрос – Источники конституционного права. Конституция рф.
- 3 Вопрос – Основы конституционного строя.
- 4 Вопрос – Система прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации прав. Внутригосударственные и международные системы гарантии прав. Ограничение прав.
- 5 Вопрос – Россия как федеративное государство.
- Глава 3 Конституции производит распределение полномочий в сфере законодательства между Российской Федерацией и её субъектами.
- 6 Вопрос – Разделение властей в рф. Понятие и компетенция ветвей власти.
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Органы исполнительной власти
- 7 Вопрос – Избирательное право. Избирательный процесс. Избирательная система.
- 8 Вопрос – Законодательный процесс.
- 9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
- 10 Вопрос – Гражданство рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф – 4 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники гражданского права.
- 2 Вопрос – Гражданское правоотношение.
- 3 Вопрос - Субъекты гражданских правоотношений.
- 4 Вопрос - Понятие, классификации юридических лиц. Организационно-правовая форма.
- Государственная регистрация в налоговых органах или органах юстиции в качестве юридического лица.
- 5 Вопрос – Порядок создания юридических лиц. Реорганизация. Ликвидация.
- 6 Вопрос – Физические лица как субъекты гражданского права.
- 7 Вопрос – Представительство. Доверенность.
- 8 Вопрос – Объекты гражданских правоотношений: понятие, классификация.
- 9 Вопрос – Вещи как объекты гражданских прав.
- 10 Вопрос – Право собственности и иные вещные права.
- 11 Вопрос – Обязательства: понятие, основания возникновения.
- 12 Вопрос – Соотношение понятий «сделка» и «договор».
- 13 Вопрос – Виды и формы сделок. Условия действительности сделок.
- 14 Вопрос – Порядок заключения договора. Исполнение договора.
- 15 Вопрос – Защита гражданских прав. Срок исковой давности.
- 16 Вопрос – Гражданско-правовая ответственность.
- 4. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
- Тема 7. Основы наследственного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Система наследования рф.
- 2 Вопрос – Наследование по завещанию.
- 3 Вопрос – Наследование по закону.
- 4 Вопрос – Порядок принятия наследства.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности – 2 часа.
- 1 Вопрос - Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.
- 2 Вопрос – Авторское право. Правовая защита программ для эвм и баз данных.
- 3 Вопрос - Патентное право.
- 4 Вопрос – Фирменное наименование. Средства индивидуализации товаров и услуг.
- 5 Вопрос – Правовая защита топологий интегральных микросхем.
- 6 Вопрос – Коммерческая тайна.
- 7 Вопрос – Иные объекты права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Понятие, принципы, источники семейного права рф.
- 2 Вопрос – Понятие брака, условия заключения и порядок прекращения.
- 3 Вопрос – Права и обязанности супругов.
- 4 Вопрос – Правовой режим имущества супругов.
- 5 Вопрос – Права и обязанности родителей и детей. Алиментарные обязательства.
- 6 Вопрос – Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 10. Основы жилищного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники жилищного права рф.
- 2 Вопрос – Объекты жилищных прав. Виды жилых помещений.
- 3 Вопрос – Назначение жилого помещения и пределы его использования.
- 4 Вопрос – Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Перепланировка жилого помещения.
- 5 Вопрос – Права и обязанности собственника жилого помещения и проживающих с ним лиц. Имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
- 6 Вопрос – Договор коммерческого и социального найма жилых помещений.
- 7 Вопрос – Предоставление жилых помещений специализированного фонда.
- 8 Вопрос – Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
- 9 Вопрос – Защита жилищных прав.
- Тема 11. Основы финансового права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
- 2 Вопрос – Виды, формы, методы финансового контроля.
- 3 Вопрос – Бюджетное устройство и бюджетный процесс рф. Правовые основы государственного кредита.
- 4 Вопрос – Налоговая система рф.
- 5 Вопрос – Правовые основы денежного обращения в рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф – 3 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
- 2 Вопрос – Понятие предпринимательской деятельности.
- 3 Вопрос – Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 4 Вопрос – Государственное регулирование:
- 5 Вопрос – Защита прав предпринимателей.
- Тема 13. Основы трудового права рф -2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники трудового права рф.
- 2 Вопрос – Социальное партнёрство. Коллективные договоры и соглашения.
- 3 Вопрос – Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства.
- 4 Вопрос – Трудовой договор: понятие, предмет, стороны, содержание.
- 5 Вопрос – Системы оплаты труда.
- 6 Вопрос – Порядок заключения трудового договора.
- 7 Вопрос – Виды трудовых договоров.
- 8 Вопрос – Перевод на другую работу.
- 9 Вопрос – Прекращение трудового договора.
- 10 Вопрос – Виды ответственности в трудовом праве.
- 11 Вопрос – Виды и порядок разрешения трудовых споров.
- Тема 14. Основы административного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, источники административного права.
- 2 Вопрос – Понятие и виды административно-правовых отношений.
- 3 Вопрос – Меры административного принуждения.
- 4 Вопрос – Административный проступок: понятие, признаки, состав.
- 5 Вопрос – Административная ответственность.
- 6 Вопрос – Административное производство.
- Другие органы исполнительной власти:
- 7 Вопрос – Федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов.
- 8 Вопрос – Государственная служба. Государственные служащие.
- Тема 15. Основы экологического права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, источники экологического права рф.
- 2 Вопрос – Экологические системы как объект правовой охраны.
- 3 Вопрос – Механизм охраны природной среды.
- 4 Вопрос – Экологическое правонарушение. Формы ответственности за вред, причинённый окружающей природной среде.
- Тема 16. Основы уголовного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, задачи, система уголовного права.
- 2 Вопрос – Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3 Вопрос – Понятие, признаки, категории преступлений.
- 4 Вопрос – Состав преступления.
- 5 Вопрос – Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 6 Вопрос – Стадии совершения преступления.
- 7 Вопрос – Соучастие в преступлении.
- 8 Вопрос – Уголовная ответственность и уголовное наказание.
- 9 Вопрос – Несовершеннолетние: особенности ответственности и наказания.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Судебная система рф.
- 2 Вопрос – Основы гражданского процесса.
- 3 Вопрос – Основы уголовного процесса.
- 4 Вопрос – Производство у мирового судьи.
- 5 Вопрос – Арбитражное судопроизводство.
- 6 Вопрос – Понятие и функции прокуратуры рф.
- 7 Вопрос – Адвокатура.
- 8 Вопрос – Нотариат.
- 9 Вопрос – Иные правоохранительные органы.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве – 1 час.
- 1 Вопрос – Международное право и право внутригосударственное.
- 2 Вопрос – Международное публичное и международное частное право.
- 3 Вопрос – Источники международного права.
- 4 Вопрос – Система международного права.
- 5 Вопрос – Международно-правовые механизмы защиты прав человека.