5 Вопрос – Источники (формы) права.
Одним из признаков права является его формальная определенность, т. е. выраженность в доступной для восприятия форме. Эта характеристика права отражается в категории источник (форма) права. Понятие «источник права». Обычно говорят об источнике права в трех смыслах:
-
в материальном — как о совокупности всех объективных условий жизни общества, обусловливающих возникновение и содержание права;
-
в идеологическом — как о совокупности идей, представлений, воззрений о праве, о том, каким оно должно быть (различные учения о праве, правосознание и т. д.);
-
в юридическом (или формальном) — как о форме выражения правового предписания, источнике, из которого узнают содержание права (нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай и т. д.).
Мы будем говорить о праве в формальном смысле. Источник (форма) права — это, как правило, сложившийся или определенный государством способ оформления веления, содержащегося в норме права.
Обычно в государстве одновременно используются несколько источников (форм) права (правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный правовой акт и т. д.), посредством которых и получает внешнее выражение содержание норм права.
Источники (формы) права в различных правовых системах отличаются своеобразием. Оно определяется особенностями исторического развития, национальных правовых культур и традиций. В англосаксонских странах (так называемой семье «общего права») судьи определенной компетенции наделены полномочиями при рассмотрении конкретного дела формулировать, а также отменять или изменять норму права. В российском праве решение суда общей юрисдикции по конкретному делу не признается источником права. Российские судьи правомочны применять существующее право, а не создавать его.
Итак, под источником (формой) права следует понимать признаваемую государством форму выражения норм права.
Традиционно в теории права выделяют следующие источники (формы) права: правовой обычай; правовой прецедент; правовая доктрина; религиозные нормы; нормативный договор; нормативный правовой акт.
Кроме того, в качестве источников права могут рассматриваться правосознание, правовые принципы (в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права, а также принципы национального права), акты референдума и прочие формы прямого волеизъявления народа.
Правовой обычай. Этот источник права считается исторически самым древним. Современной науке известно немалое количество правовых памятников, в основу которых положены обычаи.
Правовой обычай нужно отличать от обычая вообще.
Правовым обычай становится, если одновременно с обществом его одобряет и государство. Тогда правило, сложившееся в виде обычая, получает защиту в виде возможности применения к нарушителю не только мер общественного воздействия, но и государственного принуждения, оно становится нормой права.
Таким образом, правовой обычай — это обычай, признаваемый (или допускаемый) государством.
Каким образом осуществляется санкционирование обычая государством? Как правило, государство в исходящем от него нормативном правовом акте устанавливает, что правовая регламентация тех или иных общественных отношений осуществляется в соответствии с обычаями, использующимися в данной сфере общественной жизни, т. е. просто делает к ним отсылку. При этом содержание обычая в акте не воспроизводится. В противном случае обычай утрачивает свою самостоятельную роль источника права (источником права становится нормативный правовой акт, в котором этот обычай фиксируется).
Говоря о правовом обычае как источнике права, необходимо упомянуть и такое явление, как обычное право. Под обычным правом понимают систему норм права, основывающихся на обычаях. Так, например, Русская Правда представляет собой сборник обычаев. Однако правовой обычай не утратил актуальности и сохранился (пусть не в том объеме) в современных правовых системах. Так, например, ст. 5 ГК РФ предусматривает, что отдельные имущественные отношения могут регламентироваться обычаями делового оборота (разновидностью обычаев, используемой в сфере предпринимательских отношений). Закон Англии 1265 г. (действующий и в настоящее время) предусматривает, что обязательными являются местные старинные обычаи, т. е. обычаи, существовавшие до 1189г.
Правовые обычаи достаточно активно используются в международных отношениях, в частности в тех случаях, когда соответствующие вопросы не получили правового закрепления в международных актах, участником которых является данное государство.
Правовой прецедент. Этот источник права получил широкое распространение в странах англосаксонской системы права, или «общего права» (common law) (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.). Правовой прецедент (от лат. praecedens, род. praecedentis — предшествующий) — это решение судебного или административного органа по конкретному делу, создающее норму права и являющееся образцом для разрешения аналогичных дел.
Правовым прецедентом признается решение, в котором устанавливается, изменяется или отменяется норма права. Акты судебных или административных органов, не содержащие норм права, правовыми прецедентами не являются. Правовое предписание в решении прямо не формулируется, оно может быть выведено логически исходя из так назыаемого основания решения (ratio decidendi), т. е. той его части, которая и является обязательной, поскольку объясняет вывод суда. В странах, признающих правовой прецедент источником права, соответственно признается и правотворческая роль судебного или административного органа. Причем обычно правом создавать правовые прецеденты наделяются только высшие судебные или административные органы, а созданные ими прецеденты являются обязательными только для нижестоящих органов, а также органов соответствующего звена. Так, например, в Великобритании решения Палаты лордов (высшего судебного органа государства) являются обязательными для всех судов. Вопрос о связанности правовым прецедентом органа, создавшего его, является дискуссионным. К примеру, Палата лордов отстояла право пересматривать вынесенные ею решения.
В современной России аналогичную роль играют постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, например, в п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 8 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предусмотрено, что «по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Су да РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации».
Для ответа на вопрос, являются ли эти акты источником права, необходимо выяснить, служат ли они формой выражения норм права.
Постановления пленумов призваны давать разъяснения по вопросам судебной практики, чем обеспечивается единообразное применение действующего законодательства, которое в данном случае и является источником права с формальной точки зрения. Никаких новых правовых предписаний этими актами не устанавливается и устанавливаться не может. Однако в ходе анализа судебной практики выявляются имеющиеся в праве пробелы и коллизии, а также детализируются и конкретизируются существующие нормы права. По существу постановления пленумов высших судов представляют собой переходное явление, промежуточное звено между правоприменением и правотворчеством. Некоторые ученые полагают, что постановления пленумов по своему характеру приближаются к нормативным актам, хотя и принимаются судебными органами.
Весьма интересной представляется и природа актов Конституционного Суда РФ, к компетенции которого, в частности, отнесена проверка соответствия федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и уставов субъектов и ряда других нормативных правовых актов Конституции РФ.
Нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу и не могут применяться на территории Рос сийской Федерации, но сама отмена неконституционного акта производится в обычном порядке.
Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ обусловила постановку вопроса о возможности их признания источником права.
Правовая доктрина – труды учёных-правоведов так же служит источником права. Примером может служить древнеримское право, некоторые периоды английского права, мусульманские правовые системы. Для России правовая доктрина источником права не является.
Религиозные нормы. Религиозные нормы выступали регулятором общественных отношений еще до появления государства. Эту функцию они выполняют и в современном мире. В ряде современных стран религиозные нормы признаются источником права и их исполнение обеспечивается возможностью государственного принуждения. Использование религиозных норм в качестве источника права характерно для целого ряда правовых систем (мусульманской, иудейской, индусской и т. д.).
Однако религиозные нормы являются источником права не только в религиозных правовых системах. В рамках романо-германской правовой семьи существовало, а в некоторых странах и продолжает существовать так называемое каноническое (церковное) право — совокупность религиозных норм, регламентирующих как отношения внутри церкви, так и различные сферы общественных отношений (например, брачных, наследственных и т. д.). Эти нормы признаются и охраняются государством.
Нормативный договор. В последние годы роль этого источника права усиливается, что в первую очередь связано с демократизацией государства. Договоры нормативного содержания получили распространение в сфере международного, конституционного, трудового права, а также в ряде других отраслей права. Нормативный договор, или договор нормативного содержания, представляет собой акт совместного волеизъявления двух и более субъектов правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, заключенный с целью правового регулирования отношений между этими субъектами.
Так, например, п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. установлено, что «международный договор» означает «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». (В международном праве норма тивные договоры называются договорами, конвенциями, соглашениями, пактами, актами, протоколами и т. д., они могут заключаться путем обмена нотами.)
К внутригосударственным относятся договоры, регулирующие отношения в сфере основ государственного устройства. Так, Конституцией РФ предполагается возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.
Используются внутригосударственные нормативные договоры и в сфере трудовых отношений. Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) предусмотрена возможность заключения коллективных договоров. В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Нормативный договор следует отличать от договоров ненормативного содержания, в частности от гражданско-правовых договоров, носящих индивидуальный характер и широко распространенных в сфере имущественных отношений (например, договоров купли-продажи, аренды, подряда и т. д.).
Их основные отличия заключаются в следующем.
-
Нормативные договоры всегда содержат норму права и заключаются именно с целью правового регулирования соответствующих отношений. Договоры индивидуального характера норм права не содержат, они основываются на них, реализуют уже существующее право, т. е. носят производный характер.
-
Субъектами нормативного договора (т. е. его участниками) могут быть только лица, уполномоченные осуществлять правотворческую деятельность, т. е. деятельность по принятию, изменению или отмене норм права (в частности, в порядке делегирования полномочий). Субъектами же индивидуальных договоров могут являться любые лица, обладающие способностью быть субъектом права.
3. Нормативный договор содержит нормы права (определяющие общий порядок регулирования отношений данной сферы), а договор индивидуальный устанавливает порядок регулирования конкретных отношений сторон на основе уже существующих норм.
4. Нормативный договор имеет письменную форму, что не всегда обязательно для договоров ненормативного характера.
Нормативный правовой акт. Он принимается в определенном процессуальном порядке и имеет особую, строго письменную форму.
Нормативный правовой (или нормативный) акт — это акт, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами.
Роль этого источника права неуклонно возрастала, и в настоящее время он является важнейшим в большинстве национальных правовых систем.
В отличие от прочих источников права нормативный правовой акт преимущественно исходит от государства. Однако в определенных случаях правом осуществлять правотворческую деятельность наделяются специально уполномоченные лица (например, руководящие органы юридических лиц).
Вся совокупность действующих нормативных правовых актов данного государства образует четкую иерархическую систему — пирамиду, вершина которой — конституция государства, ниже располагаются законы, в первую очередь конституционные, а затем разнообразные подзаконные акты. В федеративном государстве система нормативных правовых актов усложняется за счет нормотворчества субъектов федерации.
Место нормативного правового акта в этой системе определяет его юридическую силу, т. е. соотношение с другими актами, что весьма важно для устранения возможных противоречий между ними. Наивысшей юридической силой обладает конституция (в федеративном государстве — конституция федерации).
Классификация нормативных правовых актов может быть проведена по различным критериям, причем основным является критерий юридической силы (деление на законы и подзаконные акты).
Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой.
Как правило, закон регулирует наиболее важные общественные отношения.
Он принимается в особом (наиболее сложном по сравнению с другими нормативными правовыми актами) порядке специально уполномоченными субъектами (высшим представительным органом или референдумом). Особая процедура принятия закона должна обеспечить его тщательную проработку, в том числе определить механизм реализации этого нормативного правового акта.
Законы являются основополагающим компонентом всей системы нормативных правовых
актов, ее своеобразным каркасом, определяющим содержание других нормативных правовых актов государства.
Законы имеют и свою собственную иерархию. По юридической силе законы делятся на следующие виды.
1. Конституция (основной закон), определяющая основы государственного строя, основные права и свободы граждан, порядок формирования и деятельности высших органов государства, национально-государственное и административно-территориальное деление государства, организацию местного самоуправления, порядок изменения конституции. Кроме того, в конституции, как правило, определяются основные нормативно-правовые акты государства, их соотношение. Она является учредительным актом.
Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено ее прямое действие, что предполагает возможность непосредственной реализации положений Конституции.
2. Конституционные (органические) законы — это законы, развивающие отдельные положения конституции, принятие которых предусмотрено непосредственно конституцией и осуществляется в особом порядке.
В частности, Конституцией РФ предусмотрено принятие конституционных законов, регламентирующих порядок введения чрезвычайного и военного положения, государственную символику (герб, флаг, гимн) и т. д.
3. Обычные законы, которые отличаются более простым (по сравнению с конституционными законами) порядком принятия и изменения. Они не должны противоречить конституции и конституционным законам, зачастую обычные законы развивают их положения.
В федеративном государстве указанная система законов дополняется законами субъектов федерации, принятыми в установленном порядке представительными органами субъекта федерации (или референдумом) и распространяющими свое действие на территорию этого субъекта.
Так, например, республики, входящие в состав Российской Федерации, принимают свою конституцию, а прочие субъекты — уставы. В этом случае иерархия законов зависит и от распределения компетенции между федерацией и ее субъектами. Однако в любом случае конституция федерации обладает высшей юридической силой по сравнению с прочими законами, действующими в государстве.
Иногда в качестве самостоятельного вида выделяют законы, принятые на референдуме. Эти законы обладают высшей юридической силой (по сравнению с другими законами) и могут быть отменены только референдумом.
По степени обобщенности содержащихся в законах норм права, определяющей структуру нормативного правового акта, законы подразделяются на кодифицированные (или кодификационные) (разнообразные кодексы, основы законодательства, уставы и т. д.) и некодифицированные.
Кодифицированные законы обычно принимаются в том случае, если массив норм, регулирующих соответствующие отношения (как правило, целую сферу общественных отношений) весьма обширен и может быть систематизирован. При этом в федеративном государстве по вопросам, относящимся к совместному ведению федерации и ее субъектов, на уровне федерации, как правило, принимаются основы законодательства (основные положения), определяющие общие принципы и задачи правового регулирования соответствующей сферы, а детальная регламентация этих отношений с учетом местной специфики осуществляется субъектами федерации и оформляется кодексами. Некодифицированные законы регулируют сравнительно узкую группу отношений.
В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений законы подразделяются по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, трудовые и т. д., что означает и использование особых методов правового регулирования.
По субъектам, принимающим законы, они подразделяются на законы, принятые референдумом, законодательным органом федерации, законодательным органом субъекта федерации.
Подзаконные нормативные правовые акты — это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение закона. Они обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами, должны основываться на них.
Значение подзаконных нормативных правовых актов весьма велико. Они, с одной стороны, развивают и детализируют положения законов, а с другой — осуществляют правовую регламентацию тех общественных отношений, которые не регламентируются законами. При этом очень важно, чтобы подзаконные акты не только не противоречили законам, но и не подменяли их. Подзаконные акты должны играть исключительно вспомогательную роль в правовом регулировании.
Традиционно основной массив подзаконных нормативных правовых актов составляют акты органов исполнительной власти.
В Российской Федерации можно выделить следующие основные виды подзаконных нормативных правовых актов государственных органов.
-
Указы Президента РФ — это высшие по юридической силе подзаконные нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
-
Постановления Правительства РФ — это акты исполнительного органа власти государства, наделенного наиболее широкими полномочиями в сфере управления. Статьей 115 Конституции РФ предусмотрено, что на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает обязательные к исполнению в Российской Федерации постановления. При этом в случае противоречия постановлений Правительства РФ Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.
-
Распоряжения, постановления, приказы, инструкции федеральных министерств и ведомств (так называемые ведомственные акты). Эти нормативные правовые акты, как правило, регулируют внутриведомственные отношения, но могут носить и межведомственный характер (тогда они подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ).
-
Распоряжения, постановления, приказы, инструкции, решения органов исполнительной власти субъектов РФ (в том числе глав исполнительной власти и других исполнительных органов власти субъектов РФ).
- По дисциплине «Правоведение»
- I. Целевая установка и организационно-методические указания.
- 2) Иметь представление:
- 3) Знать:
- 4) Уметь:
- Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий для специальностей 08.01.02, 08.08.01.
- Содержание разделов и тем.
- Тема 1. Основы теории права и государства.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание.
- Тема 3. Правоотношение.
- Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Тема 5. Основы конституционного права рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф.
- Тема 7. Основы наследственного права рф.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф.
- Тема 10. Основы жилищного права рф.
- Тема 11. Основы финансового права рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф.
- Тема 13. Основы трудового права рф.
- Тема 14. Основы административного права рф.
- Тема 15. Основы экологического права рф.
- Тема 16. Основы уголовного права рф.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве.
- Тема 1. Основы теории права и государства – 2 часа
- 1 Вопрос - Право в системе социальных регуляторов.
- 3 Вопрос - Происхождение права.
- 4 Вопрос - Понятие, признаки и структура правовой нормы. Виды норм права.
- 5 Вопрос – Источники (формы) права.
- 6 Вопрос - Право как система.
- Вопрос 7 – Понятие, сущность и признаки государства.
- 8 Вопрос - Форма государства.
- 9 Вопрос – Происхождение государства и права. Теории происхождения государства и права.
- 10 Вопрос – Типология государств.
- 11 Вопрос – Понятие и классификация функций государства.
- 12 Вопрос – Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов».
- 13 Вопрос - Правовое государство.
- 14 Вопрос – Основные правовые системы современности.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание -1 час.
- 1 Вопрос - Законность: понятие, принципы, гарантии.
- 2 Вопрос – Правопорядок.
- 3 Вопрос – Понятие и виды правосознания.
- 4 Вопрос – Деформация правосознания.
- Тема 3. Правоотношение – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и элементы правоотношения.
- 2 Вопрос – Субъекты правоотношения: понятие, виды.
- 3 Вопрос – Физические лица как субъекты правоотношений.
- 4 Вопрос – Понятие и виды юридических лиц.
- 5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.
- 5 Вопрос – Классификация объектов.
- 6 Вопрос – Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
- 7 Вопрос – Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.
- 8 Вопрос – Виды правоотношений.
- Тема 4. Правонарушение. Юридическая ответственность – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и признаки правонарушения.
- 2 Вопрос – Состав правонарушения.
- 3 Вопрос – Виды правонарушений.
- 4 Вопрос – Понятие юридической ответственности.
- Тема 5. Основы конституционного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, история конституционного права рф.
- 2 Вопрос – Источники конституционного права. Конституция рф.
- 3 Вопрос – Основы конституционного строя.
- 4 Вопрос – Система прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации прав. Внутригосударственные и международные системы гарантии прав. Ограничение прав.
- 5 Вопрос – Россия как федеративное государство.
- Глава 3 Конституции производит распределение полномочий в сфере законодательства между Российской Федерацией и её субъектами.
- 6 Вопрос – Разделение властей в рф. Понятие и компетенция ветвей власти.
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Органы исполнительной власти
- 7 Вопрос – Избирательное право. Избирательный процесс. Избирательная система.
- 8 Вопрос – Законодательный процесс.
- 9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
- 10 Вопрос – Гражданство рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф – 4 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники гражданского права.
- 2 Вопрос – Гражданское правоотношение.
- 3 Вопрос - Субъекты гражданских правоотношений.
- 4 Вопрос - Понятие, классификации юридических лиц. Организационно-правовая форма.
- Государственная регистрация в налоговых органах или органах юстиции в качестве юридического лица.
- 5 Вопрос – Порядок создания юридических лиц. Реорганизация. Ликвидация.
- 6 Вопрос – Физические лица как субъекты гражданского права.
- 7 Вопрос – Представительство. Доверенность.
- 8 Вопрос – Объекты гражданских правоотношений: понятие, классификация.
- 9 Вопрос – Вещи как объекты гражданских прав.
- 10 Вопрос – Право собственности и иные вещные права.
- 11 Вопрос – Обязательства: понятие, основания возникновения.
- 12 Вопрос – Соотношение понятий «сделка» и «договор».
- 13 Вопрос – Виды и формы сделок. Условия действительности сделок.
- 14 Вопрос – Порядок заключения договора. Исполнение договора.
- 15 Вопрос – Защита гражданских прав. Срок исковой давности.
- 16 Вопрос – Гражданско-правовая ответственность.
- 4. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
- Тема 7. Основы наследственного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Система наследования рф.
- 2 Вопрос – Наследование по завещанию.
- 3 Вопрос – Наследование по закону.
- 4 Вопрос – Порядок принятия наследства.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности – 2 часа.
- 1 Вопрос - Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.
- 2 Вопрос – Авторское право. Правовая защита программ для эвм и баз данных.
- 3 Вопрос - Патентное право.
- 4 Вопрос – Фирменное наименование. Средства индивидуализации товаров и услуг.
- 5 Вопрос – Правовая защита топологий интегральных микросхем.
- 6 Вопрос – Коммерческая тайна.
- 7 Вопрос – Иные объекты права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Понятие, принципы, источники семейного права рф.
- 2 Вопрос – Понятие брака, условия заключения и порядок прекращения.
- 3 Вопрос – Права и обязанности супругов.
- 4 Вопрос – Правовой режим имущества супругов.
- 5 Вопрос – Права и обязанности родителей и детей. Алиментарные обязательства.
- 6 Вопрос – Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 10. Основы жилищного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники жилищного права рф.
- 2 Вопрос – Объекты жилищных прав. Виды жилых помещений.
- 3 Вопрос – Назначение жилого помещения и пределы его использования.
- 4 Вопрос – Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Перепланировка жилого помещения.
- 5 Вопрос – Права и обязанности собственника жилого помещения и проживающих с ним лиц. Имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
- 6 Вопрос – Договор коммерческого и социального найма жилых помещений.
- 7 Вопрос – Предоставление жилых помещений специализированного фонда.
- 8 Вопрос – Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
- 9 Вопрос – Защита жилищных прав.
- Тема 11. Основы финансового права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
- 2 Вопрос – Виды, формы, методы финансового контроля.
- 3 Вопрос – Бюджетное устройство и бюджетный процесс рф. Правовые основы государственного кредита.
- 4 Вопрос – Налоговая система рф.
- 5 Вопрос – Правовые основы денежного обращения в рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф – 3 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
- 2 Вопрос – Понятие предпринимательской деятельности.
- 3 Вопрос – Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 4 Вопрос – Государственное регулирование:
- 5 Вопрос – Защита прав предпринимателей.
- Тема 13. Основы трудового права рф -2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники трудового права рф.
- 2 Вопрос – Социальное партнёрство. Коллективные договоры и соглашения.
- 3 Вопрос – Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства.
- 4 Вопрос – Трудовой договор: понятие, предмет, стороны, содержание.
- 5 Вопрос – Системы оплаты труда.
- 6 Вопрос – Порядок заключения трудового договора.
- 7 Вопрос – Виды трудовых договоров.
- 8 Вопрос – Перевод на другую работу.
- 9 Вопрос – Прекращение трудового договора.
- 10 Вопрос – Виды ответственности в трудовом праве.
- 11 Вопрос – Виды и порядок разрешения трудовых споров.
- Тема 14. Основы административного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, источники административного права.
- 2 Вопрос – Понятие и виды административно-правовых отношений.
- 3 Вопрос – Меры административного принуждения.
- 4 Вопрос – Административный проступок: понятие, признаки, состав.
- 5 Вопрос – Административная ответственность.
- 6 Вопрос – Административное производство.
- Другие органы исполнительной власти:
- 7 Вопрос – Федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов.
- 8 Вопрос – Государственная служба. Государственные служащие.
- Тема 15. Основы экологического права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, источники экологического права рф.
- 2 Вопрос – Экологические системы как объект правовой охраны.
- 3 Вопрос – Механизм охраны природной среды.
- 4 Вопрос – Экологическое правонарушение. Формы ответственности за вред, причинённый окружающей природной среде.
- Тема 16. Основы уголовного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, задачи, система уголовного права.
- 2 Вопрос – Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3 Вопрос – Понятие, признаки, категории преступлений.
- 4 Вопрос – Состав преступления.
- 5 Вопрос – Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 6 Вопрос – Стадии совершения преступления.
- 7 Вопрос – Соучастие в преступлении.
- 8 Вопрос – Уголовная ответственность и уголовное наказание.
- 9 Вопрос – Несовершеннолетние: особенности ответственности и наказания.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Судебная система рф.
- 2 Вопрос – Основы гражданского процесса.
- 3 Вопрос – Основы уголовного процесса.
- 4 Вопрос – Производство у мирового судьи.
- 5 Вопрос – Арбитражное судопроизводство.
- 6 Вопрос – Понятие и функции прокуратуры рф.
- 7 Вопрос – Адвокатура.
- 8 Вопрос – Нотариат.
- 9 Вопрос – Иные правоохранительные органы.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве – 1 час.
- 1 Вопрос – Международное право и право внутригосударственное.
- 2 Вопрос – Международное публичное и международное частное право.
- 3 Вопрос – Источники международного права.
- 4 Вопрос – Система международного права.
- 5 Вопрос – Международно-правовые механизмы защиты прав человека.