logo
1

2 Вопрос – Правопорядок.

Под порядком обычно понимают правильное, налаженное состояние чего-либо, определенную степень организованности каких-либо элементов.

Порядок и организованность — существенные признаки лю­бого общества. Народ, большие и малые социальные группы, периодически переживая состояния волнения, хаоса или даже распада, в конечном счете, стремятся к стабильности, устойчи­вости и организованности. Процесс превращения социального хаоса в порядок оказывается возможным благодаря формирова­нию и функционированию социальных норм.

Общественный порядок — это состояние организованности, упорядоченности социальных отношений, возникшее на основе ценностей, принципов и норм. Характерными чертами общест­венного порядка являются согласованность и ритмичность со­циальных процессов и явлений, стабильность социальных свя­зей, относительная гарантированность, долговременность об­щественной и личной безопасности.

Правопорядок — это упорядоченная организация обществен­ных отношений, основанная на правовой регламентации и закон­ности.

Правопорядок представляет собой разновидность общест­венного порядка, его органическую часть. В сложной структуре современного цивилизованного общества религиозные, мо­ральные, корпоративные, правовые нормы создают свои специ­фические локальные системы связей, отличающиеся упорядо­ченностью и стабильностью. Общественный порядок представ­ляет собой своеобразный синтез данных социальных систем, взаимопересекающихся и взаимообусловленных. Можно спо­рить о том, какую роль те или иные нормы играли и играют сейчас в формировании общественного порядка, но очевиден факт их взаимного воздействия.

По мнению американского юриста Р. Паунда, в эпоху ан­тичности, Средневековья и даже Нового времени социальный порядок базировался в основном на религии и морали, а в XX в. — преимущественно на праве. Следует согласиться с Паундом, что в современных обществах, где интересы отдельных индивидов часто противоречат друг другу, социальная жизнь крайне усложнилась и возросло количество дестабилизирую­щих факторов, только право с его силовым аппаратом способно установить порядок в обществе. Вместе с тем правопорядок, являясь внешним, максимально формализованным слоем об­щественного порядка, опирается на порядок в области религи­озных, моральных, национальных, политических, корпоратив­ных отношений. В известном смысле правопорядок есть логи­ческое следствие, завершенный результат развития морального, религиозного, этнического ядра того или иного социума.

Выделяются следующие основные черты правопорядка:

      1. правопорядок представляет собой наиболее формализо­ванную и принудительную часть общественного порядка;

      2. правопорядок зависит от общих устоев социальной жиз­ни, господствующих ценностей и норм;

      3. правопорядок включает в себя область наиболее значи­мых и весомых социальных отношений, регулируемых правом. В этой связи не следует путать правопорядок с правоотноше­ниями, несмотря на близость этих понятий. И правопорядок, и правоотношения есть результат воздействия права на систему социальных связей, но термин «правоотношение» говорит об урегулированности общественных отношений правом, тогда как понятие «правопорядок» делает акцент на факте стабильно­сти, устойчивости и долговременности системы отношений, охваченных правовым воздействием;

      4. правопорядок предполагает устойчивость, стабильность и долговременность юридических связей и отношений;

      5. правопорядок складывается в процессе реализации право­вых норм, он — воплощенное в жизнь право. Правопорядок — это порядок, установленный в обществе на основе права и бла­годаря праву. Право в этом случае — средство организации общественного порядка;

      6. правопорядок есть результат деятельности государствен­ной власти. Правопорядок устанавливается властью, прежде всего от нее исходит инициатива внесения организованности и порядка в общество. Государственная власть, заинтересованная в установлении своего суверенитета на территории всей стра­ны, с помощью законодательства подчиняет себе всех субъек­тов общественной жизни. Правопорядок для государства — это не просто средство подчинения организаций и людей, он — за­лог нормального и долговременного функционирования самой власти. Государство нуждается в устойчивом и крепком право­ порядке, поскольку он защищает и укрепляет саму власть. Об­щественные отношения, системно и строго организованные с помощью законодательства, выступают удобным объектом управления со стороны государства;

      7. правопорядок есть цель правового регулирования. Весь механизм правового регулирования от создания норм права до их реализации служит не просто регламентации общественных отношений, его конечная цель — достичь стабильности и гарантированности правоотношений. Цель правового регулирова­ния состоит в том, чтобы добиться реального функционирова­ния права, фактического осуществления гражданами и организациями своих субъективных прав и обязанностей. Только в условиях правопорядка такая цель достижима.

В деле установления прочного, надежного правопорядка важную роль играет законность. Необходимо понимать разли­чие между понятиями «законность» и «правопорядок». Если за­конность — это требование, принцип точного и неуклонного соблюдения и исполнения законодательства, то правопорядок представляет собой ту или иную степень фактической реализованности нормативных актов. Законность как принцип и тре­бование относится к сфере должного, правопорядок как реаль­ное явление — к сфере сущего.