4 Вопрос – Налоговая система рф.
Функции налогов. Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.
Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.
Признаки налога. Определить понятие налога можно путем указания на его признаки.
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога. Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.
В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства финансов РФ как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ). Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводилось не всегда последовательно. Зачастую налог назывался сбором, пошлиной. Сегодня НК РФ четко придерживается установленной им дифференциации налогов и сборов.
-
Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
-
Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.
Теперь суммируем вышесказанное.
Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налого.
По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.
Прямые налоги делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется тогда, когда установить действительный доход налогоплательщика невозможно. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).
Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его величину в цену товара, так что реально налоговое бремя ложится на плечи покупателя, который и не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Очевидно, что бремя прямых налогов переносится населением тяжелее, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Косвенные налоги, наоборот, более удобны для государства ввиду своей замаскированности.
С другой стороны, косвенные налоги подрывают в большей степени имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги (они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, раньше такой характер носили налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:
-
федеральные, которые устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;
-
региональные, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;
3) местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований.
В зависимости от категории налогоплательщика. Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на наследование или дарение и др.), другие — только с юридических лиц (налог на прибыль организаций). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный налог, транспортный налог).
Мы уже неоднократно подчеркивали, что только представительный орган власти может устанавливать налоги. Однако пока не было сказано, что значит установить налог. Вероятно, было бы недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». Наверное, для того чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить: лицо, обязанное уплачивать налоги; условия возникновения этой обязанности; размер налогового обязательства; порядок его исполнения и т. п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.
Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целостная система элементов позволяет сказать, что у налогоплательщика появилась обязанность уплатить налог. В противном случае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства (например, Министерство финансов РФ) не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов закона о налоге.
К чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге? С одной стороны, это обусловливает существование возможности законного уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог остается неустановленной. Так, в 1990-е гг. в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении их не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали. С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.
Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.
К существенным элементам закона о налоге в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся следующие:
-
субъект налога (налогоплательщик);
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления налога;
-
порядок и сроки уплаты налога.
Наука финансового права существенными элементами также называет:
-
источник налогообложения;
-
предмет налога;
-
масштаб налога;
-
способы уплаты налога;
-
единицу налогообложения.
К факультативным элементам закона о налоге относятся:
-
порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;
-
ответственность за налоговые правонарушения;
-
налоговые льготы.
Перейдем к рассмотрению основных элементов закона о налоге.
Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложения характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обязано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.
Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. соглашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, поскольку практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отношения. Таким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.
Налогоплательщик (субъект налога) — это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет.
Данное определение, однако, не исключает представительства при уплате налога, так как представитель не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств субъекта налога. Поэтому представитель не становится налогоплательщиком.
Различают представительство по закону и представительство по назначению.
1. Представительство по закону. Данным понятием охватывается ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц выплачивают их законные представители (опекуны, попечители, родители, усыновители).
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
2. Представительство по назначению. НК РФ допускает представление интересов налогоплательщика в отношениях налоговыми органами лицом, уполномоченным самим налогоплательщиком, называемым уполномоченным представителем. Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности. В случае представления интересов налогоплательщика — физического лица, доверенность должна быть нотариально удостоверена.
Довольно часто представительство по назначению применяется при возложении налоговой обязанности на должника в счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.
С представительством очень схож порядок уплаты налогов непосредственно у источника дохода. В данном случае налог удерживается лицом, производящим выплату, за счет средств того, кому причитается указанная выплата, т. е. за счет налогоплательщика, и налогоплательщик фактически получает выплаты за исключением сумм налога. Лицо, которое в соответствии с законом обязано удерживать налог и перечислять его в бюджет, называется налоговым агентом. Уплата налога у источника дохода применяется, например, при удержании налога на доходы физических лиц бухгалтерией предприятия, выплачивающего заработную плату своему работнику.
Законодательство устанавливает права и обязанности налогоплательщика.
Налогоплательщики имеют право:
-
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах;
-
получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
-
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
-
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
-
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
-
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
-
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
-
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
-
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
-
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц;
-
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
-
требовать соблюдения налоговой тайны;
-
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики обязаны:
-
своевременно и в полном размере уплачивать законно установленные налоги;
-
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
-
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
-
представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
-
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
-
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
-
в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели также обязаны письменно сообщать в налоговый орган:
-
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
-
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия;
-
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
-
о реорганизации — в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.
Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство местопребывания (резидентство).
Физическое лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Другими словами, признак постоянного местопребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии:
-
место постоянного жительства;
-
центр жизненных интересов;
-
место преимущественного проживания;
-
гражданство.
Для юридических лиц в целях определения постоянного местопребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами.
За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по месту совершения основного объема операций юридического лица.
Практическое значение определения места постоянного пребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся только в Российской Федерации.
Объект, предмет налогообложения, масштаб налога, единица налогообложения и налоговая база. Законодательство РФ, экономическая наука восприняли традиционную точку зрения, согласно которой под объектом налогообложения понимаются материальный предмет либо его характеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами, с наличием (совершением) которых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Соответственно объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Таким образом, данное определение вобрало в себя признаки как фактического, так и юридического характера.
Под предметом налогообложения понимаются признаки фактического характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Так, предметом налога на наследование и дарение является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.
Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно непосредственно применить меру исчисления (например, когда предметом налогообложения является доход, прибыль, выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (например, когда предметом налогообложения является автомобиль). В этом случае для измерения предмета необходимо выбрать какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя.
Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, которая получила название единицы налогообложения. Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр.
Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу. К примеру, с владельцев автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» налог на транспортное средство берется исходя из налоговой базы в 53 л. с. Таким образом, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику предмета налогообложения.
Необходимо отметить, что в российском законодательстве очень часто допускается путаница при употреблении этих терминов, что порождает затруднения в правоприменительной деятельности и споры среди ученых.
Ставка налога. Это размер денежных отчислений, или размер налога на единицу налогообложения.
Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 5 руб. за 1 л. с.). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% от суммы реализации горюче-смазочных материалов).
По содержанию выделяют маргинальные, фактические и экономические ставки. Ставка, указанная в законе о налоге, называется маргинальной. Отношение фактически уплаченного налога к налогооблагаемой базе считается фактической ставкой. С учетом предоставленных налоговых льгот фактическая ставка может отличаться от маргинальной. Отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу называется экономической ставкой, которая также может отличаться от маргинальной, так как не все доходы могут включаться в налоговую базу.
Метод налогообложения. Под методом налогообложения понимается порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Метод налогообложения близко связан со ставкой налога. Существует три метода налогообложения: равное, пропорциональное и прогрессивное.
-
При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства при необходимости выкупа короля из плена.
-
Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в от ношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.
3. Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы. Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:
а) простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).
Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога;
б) простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;
в) сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.
Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения;
г) скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.
Порядок исчисления налога. В законодательстве РФ применительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.
Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Такой способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, установление юридической ответственности за неправильное исчисление, проверка налоговых органов и т. п.
Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение — он должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.
В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налогового агента. При этом ответственность за правильное исчисление налогов возлагается на это лицо — налогоплательщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.
Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентом и кадастровый способ уплаты налога.
1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).
Декларация о доходах может:
а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;
б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка соответствия действительности сведений, указанных в декларации. В Российской Федерации обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении налога на доходы физических лиц.
-
Уплата налога у источника дохода (налоговым агентом). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. Таким образом налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.
-
Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр — это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.
Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период — это срок, по окончании которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подлежащий налогообложению. Практическая ценность данной категории финансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.
Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Неопределенность во времени уплаты налога может стать основанием для законного уклонения от уплаты налогов.
Льготы по налогам. В целях использования дифференцированного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) законодательство устанавливает в каждом законе о налоге определенную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика. Законодательство РФ запрещает предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система налоговых льгот включает следующие основные виды.
-
Изъятие — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта.
Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
-
Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.
-
Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.
-
Налоговые кредиты — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты. К налоговым кредитам относятся:
-
снижение ставки налога;
-
сокращение суммы налога;
-
отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины.
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на федеральном уровне и введенных в действие законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на федеральные, региональные, местные. Внутри каждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления.
Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что законодательство различает понятие установления налога и введения его в действие.
Установление налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и уровня бюджета, куда направляются суммы налога, а также определение налогоплательщиков и прочих элементов налогообложения: объекта, базы, периода и др.
Наиболее важные полномочия, относящиеся к установлению налогов, принадлежат только Федеральному Собранию РФ. Исчерпывающий перечень всех налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе РФ, закрепляется законодательством РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Другими словами, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.
Федеральными законами также определяются важнейшие элементы налогов всех уровней налоговой системы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при установлении, соответственно, региональных и местных налогов, обладают лишь правом определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данным налогам.
Однако установление налогов не означает обязательного их взимания на определенной территории. Орган представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает установленный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действительности, необходимо ввести его в действие, т. е. принять нормативно-правовой акт (региональный или акт органа местного самоуправления), предусматривающий обязанность налогоплательщика уплатить налог в бюджет определенной территории. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, поэтому в их отношении понятие введения налога в действие теряет смысл.
Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», допускавший установление налогов актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако этот указ был незаконным, и решения Высшего Арбитражного Суда РФ пресекли практику самостоятельного установления налогов местными органами.
Рассмотрим три основных налога, являющихся лидерами по объему поступлений в бюджет.
I. Налог на доходы физических лиц. Данный налог установлен гл. 23 НК РФ. Он является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и по сумме поступлений уступает лишь налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.
Субъектом налога являются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие его (нерезиденты).
Объектом налогообложения является факт получения доходов.
Предметом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной, так и в натуральной формах. У резидентов налогообложению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения, у нерезидентов — лишь доход, полученный от источников, находящихся в Российской Федерации.
В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе дивиденды и проценты, авторские гонорары, доходы от аренды, доходы от реализации имущества, заработная плата, негосударственные пенсии, доходы от использования имущества и др.
В совокупный доход включается также и стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, в частности:
-
оплата коммунально-бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, питания, проезда к месту работы и обратно, отдыха, обучения и т. д.;
-
разница в цене товаров, реализованных физическими лицами по ценам ниже розничных или бесплатно;
-
суммы единовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию, не предусмотренных законодательством о труде, и др.;
-
материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами;
-
оплата труда в натуральной форме и др.
Льготы, предусматриваемые законодательством для физических лиц, достаточно широки:
• устанавливается стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. (для инвалидов Великой Отечественной войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и др.), 500 руб. (для Героев Советского Союза, Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны, родителей и супругов погибших военнослужащих, воинов-афганцев и др.), 300 руб. (для малообеспеченного налогоплательщика, имеющего ребенка);
-
совокупный доход уменьшается на сумму расходов на обучение (в пределах 38 тыс. руб.), на лечение (в пределах 38 тыс. руб.);
-
совокупный доход уменьшается на сумму доходов, подлежащих налогообложению и перечисленных на благотворительные цели;
-
совокупный доход уменьшается на сумму, направленную на строительство или приобретение личного дома, квартиры, дачи в пределах 1 млн. руб., а также на сумму, полученную от продажи дома или квартиры, находившегося в собственности не менее 3 лет (в пределах 1 млн. руб.), либо менее трех лет(в пределах 125 тыс. руб.).
В совокупный годовой доход также не включаются:
-
государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (например, по беременности и родам; по уходу за ребенком; на погребение; на детей малообеспеченным слоям населения, по безработице и др.);
-
все виды государственных пенсий;
-
все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, увольнением работников, гибелью военнослужащих или госслужащих, возмещением командировочных расходов и др.;
-
алименты, получаемые налогоплательщиком;
-
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, работодателями членам семьи умершего работника и др.;
-
суммы стипендий, выплачиваемых студентам вузов;
-
суммы грантов и премий за достижения в области искусства, науки, культуры;
-
вознаграждение за сданную кровь, материнское молоко;
-
другие виды доходов.
Ставка налога. В последние несколько лет было серьезно снижено бремя выплат по налогу на доход физических лиц. Если раньше доходы облагались по методу сложной прогрессии, и максимальная ставка достигала 45%, то сегодня все доходы (за некоторыми исключениями) вне зависимости от их размера облагаются по ставке в 13%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 2000 руб.; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров внесенных налогоплательщиком страховых взносов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Способы и порядок уплаты налога. Законодательство использует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) и уплата налога по декларации.
-
Исчисление и удержание налога с доходов, полученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы, производится предприятием, учреждением, организацией, где работает налогоплательщик, с начала календарного года по истечении каждого месяца. В конце каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисления и удержания налогов устанавливается для предприятий, принимающих на работу совместителей.
-
Уплата налога по декларации. В связи с отказом от метода сложной прогрессии и обложением любых доходов по твердым ставкам, сфера применения данного способа уплаты налога сузилась. Сегодня обязанность подачи декларации установлена лишь для тех, кто получил доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами, в частности, из иностранных источников, а также для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
Все перечисленные категории лиц при наличии у них доходов в календарном году обязаны представить налоговому органу по месту постоянного места жительства не позднее 30 апреля следующего за отчетным года декларацию о доходах. Декларация в данном случае является отчетным действием, так как эти категории лиц в установленные сроки исчисляют и уплачивают налог самостоятельно.
П. Налог на прибыль организаций. Этот налог установлен гл. 25 НК РФ и является самым существенным источником доходов бюджета.
Субъектами налога на прибыль являются:
1) российские организации, т. е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе постоянные представительства иностранных юридических лиц в России;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, в том числе международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Объектом налога является факт получения прибыли.
Предметом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. его доход, уменьшенный в соответствии с положениями закона на величину произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных налогоплательщиком). При этом налоговой базой признается денежное выражение прибыли.
Ставка налога. Основная налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 24%. Из них: 5% зачисляется в федеральный бюджет; 17% — в бюджеты субъектов РФ; 2% — в местные бюджеты.
Особые ставки установлены для обложения налогом доходов иностранных организаций (20 и 10% в зависимости от вида дохода), полученных налогоплательщиком дивидендов (9% для российских организаций и 15% для иностранных) и др.
III. Налог на добавленную стоимость (НДС) также является одним из лидеров по объему поступлений в бюджет.
Субъектами налога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога (на один год), если за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности один миллион рублей.
Объектом налогообложения являются:
-
сделки по реализации товаров;
-
импорт товаров и др.
Налоговая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную территорию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.
Ставка налога. Максимальная ставка НДС установлена в размере 18%. Для сделок по реализации некоторых видов товаров установлены льготные ставки (10% для некоторых продовольственных товаров, товаров для детей и др.; 0% для экспортируемых товаров и др.). Соответственно, сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму уплаченного НДС. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уплаченного им при приобретении товаров, необходимых для производства. Разница вносится в бюджет.
Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой налога, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего товара, на которого перекладывает налог.
Ответственность за нарушение налогового законодательства. Известно, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантарованность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие работоспособности налоговой системы.
Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, — это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.
Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.
Применение мер налоговой ответственности возможно, если для этого имеется основание — налоговое правонарушение.
Налоговое правонарушение — противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.
В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.
Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:
-
эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
-
эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают.
Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;
-
этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответствен но и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до Лишения свободы.
Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений. Ряд составов налоговых правонарушений предусмотрен КоАП РФ.
Финансовые санкции, налагаемые на налогоплательщиков, не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:
а) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.
Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.
В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:
-
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
-
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
-
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
-
непредставление налоговой декларации;
-
грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а так же и объектов налогообложения;
-
неуплата или неполная уплата сумм налога;
-
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
-
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
-
непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
-
неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
-
отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.
Важную роль в финансовой системе любой страны играют банки. Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К числу таких нарушений со стороны банков относятся:
-
нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
-
нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
-
неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
-
неисполнение банком решения о взыскании налога;
-
непредоставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.
Налоговые органы имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций. Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам .
Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений. За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлениям посвящены несколько статей. Рассмотрим их подробно.
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 1991 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным -размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Статья 199 Ч Неисполнение обязанностей налогового агента
1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы. на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 1992. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- По дисциплине «Правоведение»
- I. Целевая установка и организационно-методические указания.
- 2) Иметь представление:
- 3) Знать:
- 4) Уметь:
- Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий для специальностей 08.01.02, 08.08.01.
- Содержание разделов и тем.
- Тема 1. Основы теории права и государства.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание.
- Тема 3. Правоотношение.
- Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность.
- Тема 5. Основы конституционного права рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф.
- Тема 7. Основы наследственного права рф.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф.
- Тема 10. Основы жилищного права рф.
- Тема 11. Основы финансового права рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф.
- Тема 13. Основы трудового права рф.
- Тема 14. Основы административного права рф.
- Тема 15. Основы экологического права рф.
- Тема 16. Основы уголовного права рф.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве.
- Тема 1. Основы теории права и государства – 2 часа
- 1 Вопрос - Право в системе социальных регуляторов.
- 3 Вопрос - Происхождение права.
- 4 Вопрос - Понятие, признаки и структура правовой нормы. Виды норм права.
- 5 Вопрос – Источники (формы) права.
- 6 Вопрос - Право как система.
- Вопрос 7 – Понятие, сущность и признаки государства.
- 8 Вопрос - Форма государства.
- 9 Вопрос – Происхождение государства и права. Теории происхождения государства и права.
- 10 Вопрос – Типология государств.
- 11 Вопрос – Понятие и классификация функций государства.
- 12 Вопрос – Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов».
- 13 Вопрос - Правовое государство.
- 14 Вопрос – Основные правовые системы современности.
- Тема 2. Законность и правопорядок. Правосознание -1 час.
- 1 Вопрос - Законность: понятие, принципы, гарантии.
- 2 Вопрос – Правопорядок.
- 3 Вопрос – Понятие и виды правосознания.
- 4 Вопрос – Деформация правосознания.
- Тема 3. Правоотношение – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и элементы правоотношения.
- 2 Вопрос – Субъекты правоотношения: понятие, виды.
- 3 Вопрос – Физические лица как субъекты правоотношений.
- 4 Вопрос – Понятие и виды юридических лиц.
- 5. Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.
- 5 Вопрос – Классификация объектов.
- 6 Вопрос – Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношений.
- 7 Вопрос – Юридические факты: понятие и виды. Юридический состав.
- 8 Вопрос – Виды правоотношений.
- Тема 4. Правонарушение. Юридическая ответственность – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие и признаки правонарушения.
- 2 Вопрос – Состав правонарушения.
- 3 Вопрос – Виды правонарушений.
- 4 Вопрос – Понятие юридической ответственности.
- Тема 5. Основы конституционного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, история конституционного права рф.
- 2 Вопрос – Источники конституционного права. Конституция рф.
- 3 Вопрос – Основы конституционного строя.
- 4 Вопрос – Система прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации прав. Внутригосударственные и международные системы гарантии прав. Ограничение прав.
- 5 Вопрос – Россия как федеративное государство.
- Глава 3 Конституции производит распределение полномочий в сфере законодательства между Российской Федерацией и её субъектами.
- 6 Вопрос – Разделение властей в рф. Понятие и компетенция ветвей власти.
- Президент Российской Федерации
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Органы исполнительной власти
- 7 Вопрос – Избирательное право. Избирательный процесс. Избирательная система.
- 8 Вопрос – Законодательный процесс.
- 9 Вопрос – Конституционный Суд рф как орган конституционной юстиции.
- 10 Вопрос – Гражданство рф.
- Тема 6. Основы гражданского права рф – 4 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники гражданского права.
- 2 Вопрос – Гражданское правоотношение.
- 3 Вопрос - Субъекты гражданских правоотношений.
- 4 Вопрос - Понятие, классификации юридических лиц. Организационно-правовая форма.
- Государственная регистрация в налоговых органах или органах юстиции в качестве юридического лица.
- 5 Вопрос – Порядок создания юридических лиц. Реорганизация. Ликвидация.
- 6 Вопрос – Физические лица как субъекты гражданского права.
- 7 Вопрос – Представительство. Доверенность.
- 8 Вопрос – Объекты гражданских правоотношений: понятие, классификация.
- 9 Вопрос – Вещи как объекты гражданских прав.
- 10 Вопрос – Право собственности и иные вещные права.
- 11 Вопрос – Обязательства: понятие, основания возникновения.
- 12 Вопрос – Соотношение понятий «сделка» и «договор».
- 13 Вопрос – Виды и формы сделок. Условия действительности сделок.
- 14 Вопрос – Порядок заключения договора. Исполнение договора.
- 15 Вопрос – Защита гражданских прав. Срок исковой давности.
- 16 Вопрос – Гражданско-правовая ответственность.
- 4. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.
- Тема 7. Основы наследственного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Система наследования рф.
- 2 Вопрос – Наследование по завещанию.
- 3 Вопрос – Наследование по закону.
- 4 Вопрос – Порядок принятия наследства.
- Тема 8. Основы права интеллектуальной собственности – 2 часа.
- 1 Вопрос - Понятие, система и источники права интеллектуальной собственности.
- 2 Вопрос – Авторское право. Правовая защита программ для эвм и баз данных.
- 3 Вопрос - Патентное право.
- 4 Вопрос – Фирменное наименование. Средства индивидуализации товаров и услуг.
- 5 Вопрос – Правовая защита топологий интегральных микросхем.
- 6 Вопрос – Коммерческая тайна.
- 7 Вопрос – Иные объекты права интеллектуальной собственности.
- Тема 9. Основы семейного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Понятие, принципы, источники семейного права рф.
- 2 Вопрос – Понятие брака, условия заключения и порядок прекращения.
- 3 Вопрос – Права и обязанности супругов.
- 4 Вопрос – Правовой режим имущества супругов.
- 5 Вопрос – Права и обязанности родителей и детей. Алиментарные обязательства.
- 6 Вопрос – Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 10. Основы жилищного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, принципы, источники жилищного права рф.
- 2 Вопрос – Объекты жилищных прав. Виды жилых помещений.
- 3 Вопрос – Назначение жилого помещения и пределы его использования.
- 4 Вопрос – Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Перепланировка жилого помещения.
- 5 Вопрос – Права и обязанности собственника жилого помещения и проживающих с ним лиц. Имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
- 6 Вопрос – Договор коммерческого и социального найма жилых помещений.
- 7 Вопрос – Предоставление жилых помещений специализированного фонда.
- 8 Вопрос – Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.
- 9 Вопрос – Защита жилищных прав.
- Тема 11. Основы финансового права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие финансовой деятельности государства. Предмет, система, принципы, источники финансового права рф
- 2 Вопрос – Виды, формы, методы финансового контроля.
- 3 Вопрос – Бюджетное устройство и бюджетный процесс рф. Правовые основы государственного кредита.
- 4 Вопрос – Налоговая система рф.
- 5 Вопрос – Правовые основы денежного обращения в рф.
- Тема 12. Основы предпринимательского права рф – 3 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники предпринимательского права рф.
- 2 Вопрос – Понятие предпринимательской деятельности.
- 3 Вопрос – Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- 4 Вопрос – Государственное регулирование:
- 5 Вопрос – Защита прав предпринимателей.
- Тема 13. Основы трудового права рф -2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, принципы, источники трудового права рф.
- 2 Вопрос – Социальное партнёрство. Коллективные договоры и соглашения.
- 3 Вопрос – Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства.
- 4 Вопрос – Трудовой договор: понятие, предмет, стороны, содержание.
- 5 Вопрос – Системы оплаты труда.
- 6 Вопрос – Порядок заключения трудового договора.
- 7 Вопрос – Виды трудовых договоров.
- 8 Вопрос – Перевод на другую работу.
- 9 Вопрос – Прекращение трудового договора.
- 10 Вопрос – Виды ответственности в трудовом праве.
- 11 Вопрос – Виды и порядок разрешения трудовых споров.
- Тема 14. Основы административного права рф – 2 часа.
- 1 Вопрос – Понятие, предмет, источники административного права.
- 2 Вопрос – Понятие и виды административно-правовых отношений.
- 3 Вопрос – Меры административного принуждения.
- 4 Вопрос – Административный проступок: понятие, признаки, состав.
- 5 Вопрос – Административная ответственность.
- 6 Вопрос – Административное производство.
- Другие органы исполнительной власти:
- 7 Вопрос – Федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов.
- 8 Вопрос – Государственная служба. Государственные служащие.
- Тема 15. Основы экологического права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, источники экологического права рф.
- 2 Вопрос – Экологические системы как объект правовой охраны.
- 3 Вопрос – Механизм охраны природной среды.
- 4 Вопрос – Экологическое правонарушение. Формы ответственности за вред, причинённый окружающей природной среде.
- Тема 16. Основы уголовного права рф – 1 час.
- 1 Вопрос – Понятие, задачи, система уголовного права.
- 2 Вопрос – Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 3 Вопрос – Понятие, признаки, категории преступлений.
- 4 Вопрос – Состав преступления.
- 5 Вопрос – Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- 6 Вопрос – Стадии совершения преступления.
- 7 Вопрос – Соучастие в преступлении.
- 8 Вопрос – Уголовная ответственность и уголовное наказание.
- 9 Вопрос – Несовершеннолетние: особенности ответственности и наказания.
- Тема 17. Судебная система и правоохранительные органы рф – 1 час.
- 1 Вопрос - Судебная система рф.
- 2 Вопрос – Основы гражданского процесса.
- 3 Вопрос – Основы уголовного процесса.
- 4 Вопрос – Производство у мирового судьи.
- 5 Вопрос – Арбитражное судопроизводство.
- 6 Вопрос – Понятие и функции прокуратуры рф.
- 7 Вопрос – Адвокатура.
- 8 Вопрос – Нотариат.
- 9 Вопрос – Иные правоохранительные органы.
- Тема 18. Основы знаний о международном праве – 1 час.
- 1 Вопрос – Международное право и право внутригосударственное.
- 2 Вопрос – Международное публичное и международное частное право.
- 3 Вопрос – Источники международного права.
- 4 Вопрос – Система международного права.
- 5 Вопрос – Международно-правовые механизмы защиты прав человека.