logo
1

4 Вопрос – Налоговая система рф.

Функции налогов. Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые сред­ства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняш­ний день человеческий опыт не знает более эффективного спо­соба собирания денежных средств, чем налоги. В любом госу­дарстве налоги составляют по сравнению с другими источника­ми доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функ­ция: путем перераспределения денежных средств, предоставле­ния налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня до­ходов населения.

Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата на­логов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за ра­циональным и законным использованием имущества.

Признаки налога. Определить понятие налога можно путем указания на его признаки.

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие со­образуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически явля­лось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конститу­циях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законода­тельное оформление является первым признаком налога. Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается ус­тановление налогов на референдуме, хотя мнение о правомер­ности такого способа установления налогов разделяется не все­ми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанав­ливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.

В связи с рассмотрением признака законодательного уста­новления налогов представляется необходимым обсудить во­прос о роли и значении подзаконных актов, например инструк­ций Министерства финансов РФ как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успеш­но функционировать без подзаконных нормативных актов. Од­нако зачастую ведомственные инструкции искажают волю за­конодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законо­дательного установления налогов, согласно которому инструк­ции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанав­ливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять на­логовое законодательство (ст. 4 НК РФ). Данную позицию под­твердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются норматив­ными актами и носят рекомендательный, методический харак­тер. Они могут применяться лишь при условии соответствия за­кону.

2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречно­го предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивиду­ально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полу­ченные с помощью налогов, все равно преимущественно ис­пользуются на нужды общества, и в этом смысле налог есть пла­теж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.

В российском законодательстве различие между налогом, по­шлиной и сбором проводилось не всегда последовательно. Зачас­тую налог назывался сбором, пошлиной. Сегодня НК РФ четко придерживается установленной им дифференциации налогов и сборов.

  1. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие кото­рого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государствен­ного принуждения налог превращается в добровольное по­жертвование.

  2. Налог не носит характер санкции за совершенное правона­рушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Теперь суммируем вышесказанное.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий ха­рактер наказания.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государст­венными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Существуют различные основания, которые могут быть по­ложены в основу классификации налого.

По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материаль­ных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.

Прямые налоги делятся на личные и реальные. Реальными на­логами облагается не действительно полученный доход, а пред­полагаемый, нормальный доход, который лицо должно полу­чить. Такой налог используется тогда, когда установить действи­тельный доход налогоплательщика невозможно. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действитель­но полученной прибыли (дохода).

Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребле­ние) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых то­варов и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридиче­ским плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его величину в цену товара, так что реаль­но налоговое бремя ложится на плечи покупателя, который и не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Очевид­но, что бремя прямых налогов переносится населением тяже­лее, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Кос­венные налоги, наоборот, более удобны для государства ввиду своей замаскированности.

С другой стороны, косвенные налоги подрывают в большей степени имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в про­центном отношении к их доходу далеко не одинаково.

В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги (они составляют основную на­логовую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и использу­ются на конкретные цели (например, раньше такой характер носили налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:

  1. федеральные, которые устанавливаются НК РФ и взима­ются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;

  2. региональные, устанавливаемые НК РФ и законами субъ­ектов РФ. Субъекты РФ определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный на­лог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муници­пальных образований;

3) местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нор­мативными актами представительных органов местного само­управления. Муниципальные образования определяют кон­кретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачис­ляются в бюджеты муниципальных образований.

В зависимости от категории налогоплательщика. Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (налог на дохо­ды физических лиц, налог на наследование или дарение и др.), другие — только с юридических лиц (налог на прибыль организа­ций). Существует группа налогов, которые взимаются и с физи­ческих, и с юридических лиц (земельный налог, транспортный налог).

Мы уже неоднократно подчеркивали, что только представи­тельный орган власти может устанавливать налоги. Однако по­ка не было сказано, что значит установить налог. Вероятно, было бы недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». На­верное, для того чтобы налог действительно можно было взы­скать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, ко­торая позволяет установить: лицо, обязанное уплачивать нало­ги; условия возникновения этой обязанности; размер налогово­го обязательства; порядок его исполнения и т. п. Эта информа­ция называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов опреде­ляет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целост­ная система элементов позволяет сказать, что у налогоплатель­щика появилась обязанность уплатить налог. В противном слу­чае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства (например, Министерство фи­нансов РФ) не могут устанавливать налоги, а значит, и воспол­нять пробелы в системе элементов закона о налоге.

К чему приводит неполное установление и определение эле­ментов закона о налоге? С одной стороны, это обусловливает существование возможности законного уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с боль­шой долей условности, ведь обязанность уплатить налог остает­ся неустановленной. Так, в 1990-е гг. в числе плательщиков на­лога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в от­ношении их не был определен порядок уплаты налога, в ре­зультате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали. С другой стороны, не­полное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расши­рительно толковать положения закона о налоге.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения ко­торых налог не может считаться установленным. К факульта­тивным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают га­рантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся следующие:

  1. субъект налога (налогоплательщик);

  2. объект налогообложения;

  3. налоговая база;

  4. налоговый период;

  5. налоговая ставка;

  6. порядок исчисления налога;

  7. порядок и сроки уплаты налога.

Наука финансового права существенными элементами так­же называет:

  1. источник налогообложения;

  2. предмет налога;

  1. масштаб налога;

  2. способы уплаты налога;

  3. единицу налогообложения.

К факультативным элементам закона о налоге относятся:

  1. порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

  2. ответственность за налоговые правонарушения;

  3. налоговые льготы.

Перейдем к рассмотрению основных элементов закона о на­логе.

Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под ко­торым понимается лицо, которое фактически принимает на се­бя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести на­логообложения характерно для косвенных налогов, где юриди­ческий и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость упла­чивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим о субъ­екте налога, мы имеем в виду только юридического налогопла­тельщика.

Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обя­зано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. со­глашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, по­скольку практика налоговых оговорок снижает уровень налого­вых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отноше­ния. Таким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.

Налогоплательщик (субъект налога) — это лицо, которое в со­ответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет.

Данное определение, однако, не исключает представительст­ва при уплате налога, так как представитель не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств субъек­та налога. Поэтому представитель не становится налогоплатель­щиком.

Различают представительство по закону и представительство по назначению.

1. Представительство по закону. Данным понятием охваты­вается ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспо­собных лиц выплачивают их законные представители (опеку­ны, попечители, родители, усыновители).

Законными представителями налогоплательщика-организа­ции признаются лица, уполномоченные представлять указан­ную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Представительство по назначению. НК РФ допускает представление интересов налогоплательщика в отношениях налоговыми органами лицом, уполномоченным самим налого­плательщиком, называемым уполномоченным представителем. Уполномоченный представитель осуществляет свои полномо­чия на основании доверенности. В случае представления инте­ресов налогоплательщика — физического лица, доверенность должна быть нотариально удостоверена.

Довольно часто представительство по назначению применя­ется при возложении налоговой обязанности на должника в счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.

С представительством очень схож порядок уплаты налогов непосредственно у источника дохода. В данном случае налог удерживается лицом, производящим выплату, за счет средств того, кому причитается указанная выплата, т. е. за счет налого­плательщика, и налогоплательщик фактически получает выпла­ты за исключением сумм налога. Лицо, которое в соответствии с законом обязано удерживать налог и перечислять его в бюд­жет, называется налоговым агентом. Уплата налога у источника дохода применяется, например, при удержании налога на дохо­ды физических лиц бухгалтерией предприятия, выплачивающе­го заработную плату своему работнику.

Законодательство устанавливает права и обязанности нало­гоплательщика.

Налогоплательщики имеют право:

Налогоплательщики обязаны:

Налогоплательщики-организации и индивидуальные пред­приниматели также обязаны письменно сообщать в налоговый орган:

Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство место­пребывания (резидентство).

Физическое лицо (гражданин РФ, иностранец, лицо без граж­данства) считается резидентом, если оно фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в ка­лендарном году. Другими словами, признак постоянного место­пребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии:

Для юридических лиц в целях определения постоянного место­пребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегист­рированные в Российской Федерации, являются ее резидентами.

За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по мес­ту совершения основного объема операций юридического лица.

Практическое значение определения места постоянного пребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее предела­ми, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся только в Рос­сийской Федерации.

Объект, предмет налогообложения, масштаб налога, единица налогообложения и налоговая база. Законодательство РФ, эконо­мическая наука восприняли традиционную точку зрения, соглас­но которой под объектом налогообложения понимаются матери­альный предмет либо его характеристика (стоимостная, количе­ственная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами, с наличием (совершением) ко­торых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Соответственно объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имуще­ство, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выпол­ненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристи­ки, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Таким образом, данное определение вобрало в себя признаки как фактического, так и юридического характера.

Под предметом налогообложения понимаются признаки фак­тического характера, обосновывающие взимание соответствую­щего налога. Так, предметом налога на наследование и дарение является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно непосредственно применить меру исчисления (например, когда предметом налогообложения является доход, прибыль, выражен­ные в денежной форме). В других случаях такое исчисление за­труднительно (например, когда предметом налогообложения яв­ляется автомобиль). В этом случае для измерения предмета не­обходимо выбрать какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность дви­гателя.

Для количественного измерения предмета необходимо опре­делить единицу масштаба налогообложения, которая получила название единицы налогообложения. Так, если в качестве мас­штаба налогообложения принята мощность двигателя, то еди­ницей налогообложения будет являться киловатт или лошади­ная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то еди­ницей считается кубический сантиметр или метр.

Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу. К приме­ру, с владельцев автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» налог на транс­портное средство берется исходя из налоговой базы в 53 л. с. Таким образом, налоговая база представляет собой стоимост­ную, физическую или иную характеристику предмета налогооб­ложения.

Необходимо отметить, что в российском законодательстве очень часто допускается путаница при употреблении этих тер­минов, что порождает затруднения в правоприменительной деятельности и споры среди ученых.

Ставка налога. Это размер денежных отчислений, или раз­мер налога на единицу налогообложения.

Ставки налога по методу установления подразделяют на твер­дые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 5 руб. за 1 л. с.). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в ка­честве единицы налогообложения используется денежная еди­ница (например, 25% от суммы реализации горюче-смазочных материалов).

По содержанию выделяют маргинальные, фактические и эко­номические ставки. Ставка, указанная в законе о налоге, назы­вается маргинальной. Отношение фактически уплаченного нало­га к налогооблагаемой базе считается фактической ставкой. С учетом предоставленных налоговых льгот фактическая ставка может отличаться от маргинальной. Отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу называется экономической ставкой, которая также может отличаться от маргинальной, так как не все доходы могут включаться в налоговую базу.

Метод налогообложения. Под методом налогообложения по­нимается порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Метод налогообложения близко связан со ставкой налога. Существует три метода налогообложения: равное, пропорциональное и прогрессивное.

  1. При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налого­облагаемой базы, имущественного положения налогоплательщи­ка и т. п. Данный метод широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жи­телей государства при необходимости выкупа короля из плена.

  2. Пропорциональное налогообложение характеризуется оди­наковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно из­менению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в от­ ношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

3. Прогрессивное налогообложение. Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной неспра­ведливостью предыдущего, пропорционального метода по от­ношению к низкообеспеченным слоям населения по сравне­нию с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первооче­редных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработ­ную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налого­вой ставкой более обременительна для первых, чем для послед­них. Для устранения этой несправедливости применяется про­грессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы. Сущест­вуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

а) простая поразрядная прогрессия. В данном случае налого­облагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

Для получения суммы налога необходимо правильно опре­делить разряд. Неудобство данного метода заключается в нерав­номерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога;

б) простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифферен­циация используется лишь для определения ставки налога, ко­торая затем применяется ко всей сумме;

в) сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообло­жения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облага­ется по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.

Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применя­ется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавно­стью налогообложения;

г) скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в дан­ном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинако­вых налоговых льгот.

Порядок исчисления налога. В законодательстве РФ приме­нительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налого­плательщике. Такой способ исчисления налогов должен в боль­шей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупот­реблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, уста­новление юридической ответственности за неправильное исчис­ление, проверка налоговых органов и т. п.

Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть воз­ложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение — он дол­жен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возло­жена на налогового агента. При этом ответственность за правиль­ное исчисление налогов возлагается на это лицо — налогопла­тельщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.

Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным аген­том и кадастровый способ уплаты налога.

1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика воз­лагается обязанность представить в налоговую инспекцию в ус­тановленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Декларация о доходах может:

а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;

б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка со­ответствия действительности сведений, указанных в декларации. В Российской Федерации обязанность уплаты налога по дек­ларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица, в отношении налога на доходы физических лиц.

  1. Уплата налога у источника дохода (налоговым агентом). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым аген­том. Таким образом налогоплательщик как бы авансирует госу­дарство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

  2. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр — это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доход­ность каждой категории объектов. При уплате налогов на осно­ве кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней до­ходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объек­тов, доход от которых с трудом поддается учету.

Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период — это срок, по окончании которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подлежащий на­логообложению. Практическая ценность данной категории фи­нансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в те­чение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Не­определенность во времени уплаты налога может стать основа­нием для законного уклонения от уплаты налогов.

Льготы по налогам. В целях использования дифференциро­ванного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народ­ного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) зако­нодательство устанавливает в каждом законе о налоге опреде­ленную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогопла­тельщика. Законодательство РФ запрещает предоставление на­логовых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федера­ции.

Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система на­логовых льгот включает следующие основные виды.

  1. Изъятие — это налоговая льгота, направленная на выведе­ние из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта.

Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсион­ным законодательством РФ.

  1. Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокра­щение налоговой базы.

  2. Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

  3. Налоговые кредиты — это льгота, направленная на умень­шение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные нало­говые кредиты. К налоговым кредитам относятся:

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широ­ком смысле и охватывает также сборы и пошлины.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и по­шлин, установленных на федеральном уровне и введенных в дей­ствие законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного са­моуправления.

Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на фе­деральные, региональные, местные. Внутри каждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления.

Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что законодательство разли­чает понятие установления налога и введения его в действие.

Установление налога означает его отражение в базовом зако­не о налоговой системе в качестве элемента налоговой систе­мы, определение возможной территории его взимания и уровня бюджета, куда направляются суммы налога, а также определе­ние налогоплательщиков и прочих элементов налогообложе­ния: объекта, базы, периода и др.

Наиболее важные полномочия, относящиеся к установлению налогов, принадлежат только Федеральному Собранию РФ. Исчерпывающий перечень всех налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе РФ, закрепляется законода­тельством РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Другими словами, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут при­думывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.

Федеральными законами также определяются важнейшие элементы налогов всех уровней налоговой системы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного само­управления при установлении, соответственно, региональных и местных налогов, обладают лишь правом определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уп­латы налога, а также формы отчетности по данным налогам.

Однако установление налогов не означает обязательного их взимания на определенной территории. Орган представитель­ной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает установленный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действитель­ности, необходимо ввести его в действие, т. е. принять норма­тивно-правовой акт (региональный или акт органа местного са­моуправления), предусматривающий обязанность налогопла­тельщика уплатить налог в бюджет определенной территории. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей тер­ритории РФ, поэтому в их отношении понятие введения налога в действие теряет смысл.

Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюдже­тами субъектов Российской Федерации в 1994 году», допускав­ший установление налогов актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Од­нако этот указ был незаконным, и решения Высшего Арбитраж­ного Суда РФ пресекли практику самостоятельного установле­ния налогов местными органами.

Рассмотрим три основных налога, являющихся лидерами по объему поступлений в бюджет.

I. Налог на доходы физических лиц. Данный налог установлен гл. 23 НК РФ. Он является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и по сумме поступлений усту­пает лишь налогу на прибыль организаций и налогу на добав­ленную стоимость.

Субъектом налога являются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие его (нерезиденты).

Объектом налогообложения является факт получения доходов.

Предметом налогообложения является совокупный доход фи­зического лица, полученный им в календарном году как в де­нежной, так и в натуральной формах. У резидентов налогообло­жению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения, у нерезидентов — лишь доход, полу­ченный от источников, находящихся в Российской Федерации.

В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе дивиденды и проценты, авторские гонорары, доходы от аренды, доходы от реализации имущества, заработная плата, негосударственные пенсии, доходы от использования имущества и др.

В совокупный доход включается также и стоимость матери­альных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, в частности:

Льготы, предусматриваемые законодательством для физиче­ских лиц, достаточно широки:

• устанавливается стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. (для инвалидов Великой Отечественной войны, лик­видаторов аварии на Чернобыльской АЭС и др.), 500 руб. (для Героев Советского Союза, Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны, родителей и супругов погиб­ших военнослужащих, воинов-афганцев и др.), 300 руб. (для малообеспеченного налогоплательщика, имеющего ребенка);

В совокупный годовой доход также не включаются:

Ставка налога. В последние несколько лет было серьезно снижено бремя выплат по налогу на доход физических лиц. Ес­ли раньше доходы облагались по методу сложной прогрессии, и максимальная ставка достигала 45%, то сегодня все доходы (за некоторыми исключениями) вне зависимости от их размера об­лагаются по ставке в 13%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отно­шении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи­мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 2000 руб.; страхо­вых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров внесенных налогоплательщиком страхо­вых взносов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ; суммы эко­номии на процентах при получении налогоплательщиками за­емных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отноше­нии всех доходов, получаемых физическими лицами, не являю­щимися налоговыми резидентами РФ.

Способы и порядок уплаты налога. Законодательство исполь­зует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) и уплата налога по дек­ларации.

  1. Исчисление и удержание налога с доходов, полученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанно­стей по месту основной работы, производится предприятием, учреждением, организацией, где работает налогоплательщик, с начала календарного года по истечении каждого месяца. В кон­це каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисления и удержания налогов устанавливается для предприятий, прини­мающих на работу совместителей.

  2. Уплата налога по декларации. В связи с отказом от метода сложной прогрессии и обложением любых доходов по твердым ставкам, сфера применения данного способа уплаты налога су­зилась. Сегодня обязанность подачи декларации установлена лишь для тех, кто получил доходы от лиц, не являющихся на­логовыми агентами, в частности, из иностранных источников, а также для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Все перечисленные категории лиц при наличии у них дохо­дов в календарном году обязаны представить налоговому орга­ну по месту постоянного места жительства не позднее 30 апре­ля следующего за отчетным года декларацию о доходах. Декла­рация в данном случае является отчетным действием, так как эти категории лиц в установленные сроки исчисляют и уплачи­вают налог самостоятельно.

П. Налог на прибыль организаций. Этот налог установлен гл. 25 НК РФ и является самым существенным источником доходов бюджета.

Субъектами налога на прибыль являются:

1) российские организации, т. е. юридические лица, образо­ванные в соответствии с законодательством Российской Феде­рации, в том числе постоянные представительства иностранных юридических лиц в России;

2) иностранные организации, осуществляющие свою дея­тельность в Российской Федерации через постоянные предста­вительства и (или) получающие доходы от источников в Рос­сийской Федерации, в том числе международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Объектом налога является факт получения прибыли.

Предметом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. его доход, уменьшенный в соответ­ствии с положениями закона на величину произведенных рас­ходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных налогоплательщиком). При этом налоговой ба­зой признается денежное выражение прибыли.

Ставка налога. Основная налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 24%. Из них: 5% зачисляется в федеральный бюджет; 17% — в бюджеты субъектов РФ; 2% — в местные бюджеты.

Особые ставки установлены для обложения налогом доходов иностранных организаций (20 и 10% в зависимости от вида до­хода), полученных налогоплательщиком дивидендов (9% для российских организаций и 15% для иностранных) и др.

III. Налог на добавленную стоимость (НДС) также является одним из лидеров по объему поступлений в бюджет.

Субъектами налога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога (на один год), если за каждые три предшествующих последователь­ных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности один миллион рублей.

Объектом налогообложения являются:

Налоговая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную терри­торию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.

Ставка налога. Максимальная ставка НДС установлена в размере 18%. Для сделок по реализации некоторых видов това­ров установлены льготные ставки (10% для некоторых продо­вольственных товаров, товаров для детей и др.; 0% для экспор­тируемых товаров и др.). Соответственно, сумма налога исчис­ляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму уплаченного НДС. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уп­лаченного им при приобретении товаров, необходимых для производства. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой нало­га, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего то­вара, на которого перекладывает налог.

Ответственность за нарушение налогового законодательства. Известно, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть нало­гового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантарованность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие ра­ботоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых от­ношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует сис­тема правовых инструментов, которые не направлены на нака­зание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный либо восстановительный характер (например, осу­ществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (заниже­нии) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, — это отсутствие дополнительного об­ременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государ­ственного принуждения, не связанные с применением мер от­ветственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при от­сутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых пра­вонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если для этого имеется основание — налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение — противоправное виновное дейст­вие или бездействие, посягающее на правопорядок в области на­логовых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяж­кие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер нало­говой ответственности:

Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, пре­дусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правона­рушений. Ряд составов налоговых правонарушений предусмот­рен КоАП РФ.

Финансовые санкции, налагаемые на налогоплатель­щиков, не отличаются большим разнообразием. Универсаль­ной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

а) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоя­тельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;

б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонаруше­ние) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

Важную роль в финансовой системе любой страны играют банки. Вот почему российским законодательством на эти фи­нансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за наруше­ние которых также предусматривается налоговая ответствен­ность в виде штрафов и пеней. К числу таких нарушений со сто­роны банков относятся:

Налоговые органы имеют большие права, предостав­ленные им законодательством для обеспечения взимания нало­гов и сборов, составляющих финансовую основу для выполне­ния государством своих многочисленных функций. Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обя­занности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответст­венность. Они обязаны возместить убытки, причиненные нало­гоплательщикам .

Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений. За самые серьезные правонарушения в сфере нало­говых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлениям посвящены несколько статей. Рас­смотрим их подробно.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физи­ческого лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных доку­ментов, представление которых в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до од­ного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признает­ся сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в преде­лах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при усло­вии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неупла­ченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежа­щих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с орга­низации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных докумен­тов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие доку­менты заведомо ложных сведений, совершенное в крупном разме­ре, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 1991 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансо­вых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что до­ля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превы­шающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным -размером — сумма, составляющая за период в пределах трех фи­нансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре­вышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч руб­лей.

Статья 199 Ч Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержа­нию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы. на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 1992. Сокрытие денежных средств либо имущества органи­зации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о на­логах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руково­дителем организации либо иным лицом, выполняющим управлен­ческие функции в этой организации, или индивидуальным пред­принимателем в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или без такового.