logo search
УМПок

7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации

Показателями правового характера российского государства являются принципы формирования и функционирования судебной системы. Конституция

определяет основные принципы осуществления судебной власти и правосудия в России.

В статье 118 Конституции констатируется, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Она принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке представителям народа (народным, присяжным и арбитражным заседателям).

Однако на практике отмечаются нарушения этого принципа законодателями регионального уровня. Печальную известность получили в «нулевые» годы такие понятия как «басманное правосудие» и «телефонное право», символизирующие зависимость судей от других ветвей власти.

В законодательстве Российской Федерации фиксируется ряд цензовых ограничений для лиц, занимающихся судебной деятельностью. Прежде всего, это возрастные ограничения: не менее 25 лет — для судей арбитражного и конституционного (уставного) судов субъекта, районных судов, гарнизонных военных судов, для мировых судей, не менее 30 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 35 лет — для судей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 40 лет — для судьи Конституционного суда Российской Федерации. С 1 января 2005 г. установлен и верхний возрастной предел для судей в 70 лет. Кроме того, для занятия судебной должности необходимо наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет — для судей Конституционного суда Российской Федерации, не менее 10 лет — для судей Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, не менее 7 лет — для судей суда субъекта Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, не менее 5 лет — для судей иных федеральных судов и мировых судей. Кандидаты в судьи должны пройти медицинское освидетельствование, а также предъявить факты личной биографии для подтверждения безупречности репутации.

Независимость судебной власти от иных ветвей обеспечивается принципами несменяемости судей в течение всего срока их полномочий, неприкосновенности судей, финансирования судов только из федерального бюджета, запретом на совмещение судебной деятельности с депутатской работой. Единственными органами, регулирующими деятельность судей, являются советы судей и квалификационные коллегии, созданные в каждом субъекте Федерации.

Право назначения по представлению президента Российской Федерации судей, заместителей председателя и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора, принадлежит Совету Федерации. Судьи иных федеральных судов назначаются непосредственно президентом Российской Федерации по представлению председателей Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации с учетом либо по согласованию с законодательными органами субъектов Федерации. Вне компетенции федеральных органов власти находятся вопросы назначения (избрания) мировых судей и членов конституционных судов (уставных палат) субъектов Федерации: механизм их назначения (избрания) устанавливается законодательными органами субъектов Федерации.

Полномочия судей не определяются сроком (если иное не определено законом). Судьи несменяемы. В случае нарушения судьями морально-этических либо правовых норм их полномочия могут быть прекращены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

 Некоторые правоведы и политологи считают, что система независимости судей излишне широка. Так, юрист В. Филиппов полагает, что «судьи стали носителями власти и безграничных прав. При этом закон не обременяет их обязанностями и ответственностью, они вольны безнаказанно чинить произвол». Он приводит ряд примеров в подтверждение своих суждений и делает вывод, что «такого закона не знает ни одна страна мира»49. Частично согласен с этим и председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Л. Жеребцов: «Закон был рассчитан на крепкий, профессиональный состав судейского корпуса. Некоторая часть судей… поняли независимость односторонне, посчитали себя неприкасаемыми. Началось явное бравирование своей независимостью, за которой порой стоит судебный произвол»50.

Механизмом предотвращения подобных случаев является как совершенствование законодательства, так и усиление надзирающей функции органов прокуратуры и органов юстиции соответствующего уровня. Так, недавними поправками внесены изменения в состав квалификационных коллегий, куда помимо представителя президента вводятся избираемые Советом Федерации представители общественности. Предусмотрена возможность привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности, упрощена процедура прекращения полномочий судей и ужесточен контроль за исполнением судебных решений Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем, 9 ноября 2009 г. по инициативе президента Д. Медведева принят ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» как апелляционной инстанции для жалоб на лишение судей полномочий. Новый судебный орган формируется из числа судей Верховного и Высшего арбитражного судей.

Судебная система России включает

федеральные суды (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, окружные, городские, районные, военные и специальные суды, Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации), а также федеральных мировых судей и конституционные суды (уставные палаты).

Федеральные суды в России делятся на три ветви судебной власти:

— конституционного контроля;

— общей юрисдикции;

— экономического арбитража.

Наличие в стране трех высших судов — явление в мировой практике редкое. Исключением является Германия, где насчитывается шесть высших судов, а в остальных странах действует только один высший суд. Деятельность трех ветвей судебной власти в России порождает ряд столкновений в разграничении полномочий.