logo search
УМПок

5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат

К законодательной власти относится система органов государства, имеющих право принимать законы. Носителем этой власти в различных странах являются как законодательные органы

(парламенты), так и депутаты (выборные представители в органах власти).

 Историческими предшественниками парламента в России в различные периоды выступали народные собрания, Боярская дума, Земские соборы. В соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 г. были созданы такие представительные органы, как Государственная дума и Государственный совет, действовавшие до 1917 г.

С февраля по октябрь 1917 г. предпринимались попытки создания Учредительного собрания — новой формы представительно-законодательного органа России, не реализованной в силу отказа пришедших к власти большевиков признать ее легитимность.

Советская система представляла собой качественно новую систему представительных органов власти. Они пронизывала все уровни властных органов — от низовых до общенациональных. Высший представительный орган — Съезд Советов — был аналогом общенационального парламента.

Конституция СССР 1936 г. заменила систему съездов новой совокупностью постоянно-действующих Советов, в которой роль парламента играл Верховный совет СССР. Подобная система просуществовала до 1989 г., когда был создан институт Съезда народных депутатов СССР. Через год аналогичная система высших представительных органов была создана и в РСФСР. В состав Съезда народных депутатов РСФСР было избрано 1 068 народных депутатов, в том числе 168 от национально-территориальных округов (по 4 — от каждой республики в составе РСФСР, по 2 — от автономного округа, по 1 — от автономной области, по 1 — от каждого края, области, городов Москвы и Ленинграда) и 900 от территориальных округов. Съезд избрал из своего состава Верховный совет как постоянно действующий парламентский орган, состоявший из двух равноправных палат — Совета Республики и Совета Национальностей (по 126 депутатов в каждой). Периодически осуществлялась ротация депутатов в состав Верховного Совета.

Острый кризис 1993 г. во многом был вызван дискуссией о месте парламента в политической системе новой России. Депутатский корпус страны и ряд политических сил отстаивали систему государственного руководства, основанную на разделении законодательной и исполнительной властей при привилегированном

положении парламента. Юридическим выражением парламентаризма являются преимущественное право парламента в формировании правительства и активное участие в контроле над деятельностью правительства.

Президентская сторона настаивала на модели республики с сильной президентской властью. Как известно, именно последняя модель была реализована, а избранный 12 декабря парламент России оказался во многом ограничен в своих правах на формирование правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом России является Федеральное

собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Палаты парламента имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, регламентах

палат и действующих законах.

По способам формирования парламенты могут быть избираемыми прямыми выборами (так избирается Государственная дума Российской Федерации) либо косвенными или многоступенчатыми выборами (так формируется Совет Федерации).

В 1993 г. депутаты Совета Федерации избирались всеми гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным округам, границы которых совпадали с границами субъектов Федерации. Таким образом, каждый субъект Федерации, вне зависимости от статуса или населения, имел в Совете Федерации двух депутатов. В 1995 г. выборы в Совет Федерации уже не проводились:

в соответствии с новой редакцией закона в состав сената вошли руководители исполнительных и законодательно-представительных органов власти всех 89 субъектов Федерации.

По закону от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» сохранялось делегирование в Совет Федерации представителей от законодательной и исполнительной власти каждого субъекта Федерации, однако порядок формирования верхней палаты изменялся. Представитель от законодательного (представительного) органа субъекта должен быть избран этим органом на срок полномочий данного органа. Представитель от исполнительного органа субъекта назначается главой этого органа на срок своих полномочий. Назначение представителя от исполнительной власти может быть блокировано квалифицированной (2/3 голосов) волей законодательного (представительного) органа субъекта. Кроме того, вводились цензы и предварительные условия для кандидатур в члены Совета Федерации: минимальный возраст 30 лет, подача сведений о доходах и имуществе. Допускалось досрочное прекращение полномочий членов Совета Федерации решением тех органов, которые осуществляли их избрание (назначение)25. В 2007 г. по инициативе председателя Совета Федерации С.Миронова был введен 10-летний ценз оседлости для кандидатов в члены СФ (ценз не распространялся на военнослужащих). 14 февраля 2009 г. поправками в законодательство установлены цензы для кандидатов на пост члена Совета Федерации – 30-летний возраст, депутатство в региональной ассамблее или муниципальном представительном органе, одновременно с 1 января 2011 г. отменен 10-летний ценз оседлости. Спикер палаты потерял право утверждения или не утверждение сенатора и право на инициативу по прекращения полномочий членов СФ.

В таких параметрах Совет Федерации «превратился в палату лоббистов, синекуру для отставных губернаторов и способ получения иммунитета от закона. Политолог Игорь Бунин считает, что ни авторитета, ни реальной власти у верхней палаты парламента нет26.

Непрерывный характер деятельности Совета Федерации обеспечивается постоянной ротацией его членов в связи с прекращением или началом их деятельности в качестве представителей региональных органов власти.

Состав Государственной думы Российской Федерации первого — четвертого созывов (1993 г., 1995 г., 1999 г., 2003 г.) формировался с использованием смешанной избирательной системы. Первая половина состава — 225 депутатов — избиралась по мажоритарной системе (1 депутат от 1 территориального округа, собравший относительное большинство голосов по сравнению со своими соперниками). Вторая половина депутатов избиралась по пропорциональной системе, в зависимости от доли голосов избирателей, полученных по всей стране в федеральном избирательном округе.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации общефедеральный избирательный округ включает всю территорию Российской Федерации. В Государственной думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России или за ее пределами.

В соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации поправками с 2007 года весь состав Думы избирается по партийным спискам при 7-процентном барьере прохождения.

Первоначальным текстом Конституции РФ был определен 4-летний срок полномочий Государственной Думы. Однако по инициативе Президента РФ Д.Медведева 30 декабря 2009 г. в Конституцию РФ были внесены поправки увеличившие сроки полномочий Государственной Думы до 5 лет.

В зависимости от внутренней структуры парламенты бывают однопалатные (в основном в странах Африки) или

двухпалатные (бикамеральные). Последние могут носить вертикальный (в Великобритании, США, России — с верхней и нижней палатами27) или горизонтальный (в большинстве стран Восточной Европы — с равноправными палатами) характер построения. Российский парламент — Федеральное собрание — двухпалатный с вертикальным построением палат.