1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
Предприятия с иностранными инвестициями – это такие коммерческие организации (юридические лица), одним из участников которых является иностранный инвестор. Термин «предприятие с иностранными инвестициями» является скорее собирательным и отражает наличие иностранного капитала. Так, например, в РФ более точным с точки зрения законодательства является термин «коммерческая организация с иностранными инвестициями».
Создание предприятий с иностранными инвестициями способствует не просто получению инвесторами дохода от предпринимательской деятельности в принимающем государстве, но и приводит к созданию производственных предприятий, инфраструктуры экономики, что рассматривается государствами как наиболее приветствуемый способ инвестирования. Законодательство различных государств устанавливает для предприятий с иностранными инвестициями различные режимы – от национального до специального, предусматривающего различные льготы и преференции.
Обзор законодательства различных государств позволяет установить, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями государства обычно устанавливают:
- организационно-правовые формы;
- требования к размеру иностранного участия;
- порядок создания;
- особенности правового режима деятельности.
Многие государства не предусматривают специальных организационно-правовых форм для предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные инвесторы могут использовать те, что предусмотрены в гражданском или торговом законодательстве. Так, в РФ коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества. Нет в законе запрета и на использование такой формы как производственный кооператив, но на практике она не используется. Точно так же не используется и организационно-правовая форма товарищества. В основном в России иностранные инвесторы создают коммерческие организации в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.
Законодательство государств СНГ также не содержит ограничений организационно-правовых форм создания предприятий с иностранными инвестициями. Но в Китае, например, регулирование отличается. Так, в соответствии с законом «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» создание таких предприятий возможно только в форме компании с ограниченной ответственностью.
В отношении уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями государства поступают по-разному. Одни не предъявляют никаких специальных требований к его размеру или доле в нем иностранного инвестора, но при этом можно найти различные нормы, которые устанавливают дополнительные преимущества для предприятий со значительным иностранным участием. Например, законодательство Таджикистана и Азербайджана предусматривает, что предприятия с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора не менее 30 % могут свободно экспортировать произведенную ими продукцию. Тем самым достигается такая цель как создание экспортоориентированых предприятий.
Российское законодательство также не устанавливает требования минимального размера уставного капитала коммерческой организации с иностранным участием ни в абсолютном, ни в относительном выражении. Однако в разных нормах встречаются разные указания на минимальную долю иностранного участия. Например, п. 5 ст. 4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает, что российская коммерческая организация, доля иностранного участия в которой составляет не менее 10 %, пользуется при реинвестировании гарантиями и льготами наравне с иностранными инвесторами; ч. 2 п. 1 ст. 9 этого закона распространяет действие стабилизационной оговорки на российские коммерческие организации, иностранное участие в которых превышает 25 %. В отношении максимального предела можно отметить, что в абсолютном выражении он не ограничен, а в процентном только в сфере регулирования деятельности средств массовой информации – 50 % иностранного участия.
Напротив, в законодательстве другой группы государств наличие определенного минимума иностранного участия означает признание за таким предприятием статуса совместного предприятия с соответствующими юридическими последствиями. Например, законодательство Узбекистана требует для признания компании совместным предприятием, чтобы иностранное участие составляло не менее 30 %, законодательство Китая – не менее 25 %, законодательство Монголии – не менее 20 %. Вместе с тем только с 1986 года в Китае разрешено создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, в соответствии с законом КНР «О предприятиях иностранного капитала. Из соображений национальной безопасности китайские власти порой запрещают или ограничивают создание таких предприятий до сих пор.
Создаваться предприятия с иностранным участием могут явочным порядком (достаточно выражения воли участников и подачи в регистрирующий орган полного комплекта документов) или разрешительным (требуется согласие на создание государства). В большинстве государств порядок создания предприятий с иностранным участием не усложняется по сравнению предприятиями, полностью принадлежащими отечественным лицам, и носит явочный характер. Специфика представления документов связана только с тем, что иностранное лицо должно подтвердить свой статус, а в некоторых случаях и платежеспособность. Законодательство таких государств не предусматривает и специальных оснований отказа в регистрации предприятия с иностранным участием. Довольно часто в законах об иностранных инвестициях вообще делается отсылка к общим правилам законодательства о создании юридических лиц в данном государстве. Явочный порядок как основной применяется в большинстве стран, в том числе в государствах СНГ и в России.
Разрешительный порядок может устанавливаться государствами иногда в качестве основного, иногда в качестве специального. Как специальный такой порядок применяется, например, в РФ для создания банков и кредитных организаций, страховых организаций с иностранным участием. В этом случае разрешение Банка России является необходимым условием создания такой коммерческой организации.
Определенное отношение к разрешительному порядку имеет и покупка иностранным инвестором доли в уже созданном юридическом лице. Государства устанавливают контроль за такими сделками, переход прав к новому участнику будет возможен только при получении согласия государства. В РФ это осуществляется в соответствии с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В Испании под такой контроль попадают сделки, в результате которых иностранный инвестор получает более 50 % доли в испанской компании и вносит в течение 6 месяцев сумму в размере более 3 млн. евро.
Разрешительный порядок в качестве основного при создании предприятий с иностранными инвестициями используют немногие страны. В частности, он предусмотрен в Китае и Монголии. При этом решение о разрешении на создание такого предприятия, как правило, принимается на высшем государственном уровне (например, оформляется актом министерства). Анализ закона Монголии «Об иностранных инвестициях» позволяется сделать вывод о том, что в создании предприятия может быть отказано в силу нецелесообразности.
В отношении особенностей правового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями законодательство практически всех государств предусматривает национальный режим, подчеркивая недискриминацию таких предприятий. Вместе с тем, могут быть предусмотрены и отдельные отступления от него, например:
- освобождение от уплаты таможенных пошлин на имущество, ввозимое в качестве взноса в уставный капитал (Таджикистан, Азербайджан, Армения);
- обязательное создание резервного фонда (Азербайджан) и др.
- Раздел 1. Международное частное право и современные международные отношения.
- 1. Возникновение и развитие международного частного права.
- 2. Понятие международного частного права.
- 3. Природа международного частного права, тенденции его развития.
- 4. Нормы международного частного права
- 5. Действие общих принципов международного права в сфере мчп.
- 6. Источники международного частного права.
- Раздел 2. Применение норм международного частного права
- 1. Установление содержания норм иностранного права.
- 2. Квалификация норм иностранного права.
- 3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
- 4. Взаимность в мчп.
- 5. Обход закона в международном частном праве.
- 6. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Раздел 3. Субъекты международного частного права.
- 1. Правовое положение физических лиц в мчп
- 2. Юридические лица и хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса юридических лиц, в международном частном праве.
- 3. Государство как особый субъект международного частного права. Проблемы иммунитета.
- 4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
- Раздел 4. Право собственности в международном частном праве.
- 1. Коллизионные вопросы права собственности.
- 2. Национализация частной собственности.
- 3. Право собственности российских граждан за границей.
- 4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
- Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
- 3. Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций.
- 4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- 6. Разрешение инвестиционных споров.
- 7. Страхование иностранных инвестиций.
- Раздел 6. Основные формы иностранного инвестирования
- 1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
- 2. Вопросы налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
- 3. Учреждение предприятий с иностранными инвестициями в России и за рубежом.
- 4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
- 5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
- Раздел 7. Источники права международной торговли.
- Глава 7 Принципов закрепляет правила относительно места, срока, порядка исполнения контракта, а также форму и валюту платежа.
- Раздел 8. Понятие и коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 1. Понятие внешнеэкономических и внешнеторговых сделок, их виды.
- 2.. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 3. Форма внешнеэкономических сделок.
- 4. Порядок заключения и исполнения внешнеторговых сделок.
- 5. Содержание сделок: существенные и факультативные условия, базис поставки.
- 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок.
- 7. Международные перевозки.
- Раздел 9. Денежные обязательства и международные расчеты.
- 1. Правовые основы расчетов в международной торговле. Международное регулирование неторговых платежей.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Инкассовая форма расчетов.
- 4. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 5. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
- 6. Вексель и чек в международных расчетах.
- Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях.
- Раздел 11. Право наследования в международных отношениях.
- Раздел 12. Регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
- Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны авторских прав.
- 1) © 2) Имя правообладателя, 3) год первого издания.
- 2. Защита авторских прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- 3. Международные договоры в области охраны смежных прав.
- 1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.
- 4. Защита смежных прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны промышленной собственности.
- 2. Охрана прав иностранцев на промышленную собственность в рф и за рубежом.
- 3. Лицензионный договор. Особенности содержания договоров о передаче ноу-хау.
- Раздел 15. Разрешение споров с участием иностранных лиц в государственных судах.
- 1. Понятие международного гражданского процесса, его источники.
- 2.Унификация норм международного гражданского процесса.
- 3. Международная подсудность: понятие, виды, способы определения.
- 3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.
- 5.Правовая помощь по гражданским делам: понятие, правовое регулирование.
- 6. Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.
- 7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.
- Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц
- § 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража, его правовая природа.
- § 2. Международный коммерческий арбитраж в России.
- § 3. Основания для рассмотрения спора
- § 4. Процедура рассмотрения споров
- 1.Понятие иностранного судебного решения. Признание и исполнение иностранных судебных решений: понятие, правовые основания
- 2.Взаимность и международная вежливость
- 3.Признание и исполнение иностранных
- Глава 45 гпк содержит регламент трех судебных процедур:
- 4. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, иностранного арбитражного решения.