logo
Лекции МЧП

3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.

Иностранными лицами, имеющими собственный процессуальный статус в процессе, могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации, иностранные государства. Для каждого из перечисленных субъектов законодательно установлены основания процессуальной правосубъектности.

Понятие «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержится в ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные юридические лица, международные организации по российскому законодательству могут выступать в качестве субъектов гражданского и арбитражного процесса. Участие иностранного государства в процессуальных отношениях имеет свои особенности и предусмотрено ч.1 ст.401 ГПК, ч.1 ст.251 АПК.

Важнейшей характеристикой всякого лица является его правовой статус, который определяет юридическое положение этого субъекта и предопределяет его поведение. Предпосылкой правового статуса выступает правосубъектность лица, т.е. такая его характеристика, которая дает разумную возможность законодателю признать за ним наличие определенного набора прав и обязанностей. Правовой статус и правовое положение – категории равнозначные. Слово «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние чего-либо».

Правовое положение иностранного лица – это совокупность предоставленных ему процессуальным законодательством РФ процессуальных прав и обязанностей.

Законодательство различных государств устанавливает, как правило, национальный режим для иностранных граждан, участвующих в гражданском судопроизводстве. Объем прав и обязанностей участников процесса определяется их гражданской правосубъектностью. Основными коллизионными привязками является закон гражданства и закон места жительства.

В международном частном праве действует принцип взаимности, носящий политический характер. Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве (М.М. Богуславский)

Общая норма, ставшая отправной в построении институтов российского права, регулирующих отношения с иностранными субъектами содержится в ч.3 ст.62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Это положение принято определять как принцип национального режима, т.е. идею отождествления правового положения иностранных субъектов с субъектами национального права. Заметим, что Конституция РФ указывает только на физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства, следовательно, вопрос о наделении иностранных организаций правосубъектностью полностью отдан на самостоятельное разрешение отраслям российского права.

В РФ процессуальные права иностранцев в гражданском судопроизводстве регулируются нормами ГПК РФ и АПК РФ. Оба кодекса устанавливают национальный режим для иностранных лиц в отношении обращения в суд и участия в процессе, если Правительством РФ не установлены реторсии.

Реторсии – это ответные ограничительные меры, правомерно применяемые к лицам одного государства на территории другого в случае, если первое поставило в дискриминационные условия граждан или юридических лиц второго государства. Возможность установления реторсий предусмотрена ч.4 ст. 398 ГПК и ч.4 ст. 254 АПК.

В процессуальных кодексах общими для всех остальных процессуальных правил выступают предписания ст.398 ГПК и ст.254 АПК, продолжающие положения Конституции РФ. Так в ч. 1 ст.398 (ч.2 ст.254 АПК) установлена возможность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций обращаться в суды РФ в целях защиты нарушенных прав. Часть 2 ст. 398 ГПК, ч. 1 ст.254 АПК наделяет иностранных лиц той же совокупностью процессуальных прав и обязанностей, какой обладают российские граждане и организации. Правила ст.398 ГПК и ст. 254 АПК действуют в национальном законодательстве вне зависимости от существования международного договора РФ по данным вопросам с аналогичным содержанием и без связи с конкретным местом проживания гражданина или нахождения иностранной организации в случае их обращения в российский суд. Однако если международный договор РФ устанавливает правила процессуального производства или иным образом решает вопросы правового положения субъектов, то в этом случае положения ГПК и АПК применяются в той части, в которой не противоречат международному соглашению – ч.4 ст.15 Конституции РФ.

В арбитражном процессе, в силу специфики предмета арбитражного производства, правовой статус иностранных лиц определяется на основании доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.3 ст. 254 АПК). Требования к документам, подтверждающим статус иностранных лиц, зависят от того, необходима ли для них легализация либо нет (ст.255 АПК). Если соответствующим международным договором не предусмотрена легализация, то документы принимаются на условиях, установленных данным договором, либо на условиях Гаагской конвенции 1961 г. (апостиль).

В соответствии с АПК РФ иностранные лица могут пользоваться льготами, если таковые установлены международным договором. Под процессуальными льготами понимаются правила, допускающие более удобный правовой режим в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом (например, при уплате судебных расходов, получении юридической помощи и др.). Так, ст. 2 Минской конвенции предусматривает, что граждане каждого из государств – участников СНГ, и лица, проживающие на их территориях, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане. Данные льготы распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по делу, включая исполнение решения.

ГПК РФ предусматривает, что гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранных лиц определяется их личным законом – законом гражданства или законом государства, где организация учреждена. В случае если иностранец имеет место жительства в РФ, то его право- и дееспособность определяется российским правом.

По общему правилу личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. ГПК исходит из того, что признак гражданства отражает устойчивую связь лица с государством и не связывает в общем правиле определение личного закона с местом жительства субъекта. Личным закон лица без гражданства – право государства, в котором он имеет место жительства – постоянно или преимущественно проживает.

Применительно к иностранным гражданам в ст. 399 ГПК установлены два специальных правила, связывающие определение процессуальной право- и дееспособности с правом проживания физического лица – иностранного гражданина:

1) если гражданин имеет несколько иностранных гражданств, то его личным законом признается право страны, в которой он имеет место жительства;

2) если иностранный гражданин проживает на территории РФ – его личным законом признается российское право.

Если гражданин РФ наряду с российским имеет гражданство другого

государства – его личным законом считается право РФ.

При наличии у иностранного гражданина или лица без гражданства процессуальной правосубъектности они могут выступать в качестве участвующих в деле лиц, обладая полным объемом процессуальных прав и обязанностей без каких-либо изъятий. Процессуальный статус в таком случае является их правовым статусом в гражданском и арбитражном процессе, а производство будет совершаться в обычном порядке.

Иностранные юридические лица и международные организации могут быть субъектами процессуальных отношений в гражданском и арбитражном процессе. Процессуальная правоспособность данных лиц определяется ст.400 ГПК, ст. 254 АПК или существующим договором.

Правовое регулирование в отношении определения процессуальной правоспособности иностранных юридических лиц сходно с регулированием правоспособности иностранных граждан – устанавливается на основе личного закона, каким признается право страны, в котором эта организация учреждена. На основании личного закона суд определяет наименование организации и субъектов, которые могут выступать в качестве его представителей, что имеет важное процессуальное значение. В ч.2 ст. 400 ГПК установлена возможность признания процессуальной правоспособности иностранной организации, которая по личному закону не признается таковой, однако законодательство РФ допускает существование подобного юридического лица (по структуре и сфере деятельности). Данная норма диспозитивная и применяется по усмотрению суда.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ (ч.3 ст.400ГПК). Под международной организацией (в соответствии с Венской конвенцией о праве договоров между государствами или международными организациями 1986 г.) принято понимать международную межправительственную организацию, которая создана на основе соглашения компетентных органов государства (международного договора). Международные межправительственные организации – организации, созданные частными лицами и распространяющие свою деятельность на территорию нескольких государств (например, SWIFT – сообщество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций). Международные межправительственные организации с точки зрения ГПК являются иностранными юридическими лицами, к ним применяются правила ч.1 и 2 ст.400 ГПК.

В некоторых случаях международная организация может наделяться правами юридического лица в целях осуществления своей деятельности. Так ст.2 Конвенции «О привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества» (2004г.) устанавливает: «ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности: заключать договоры; приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им; открывать банковские счета и совершать операции с денежными средствами в любой валюте; выступать в судах в качестве истца или ответчика». Таким образом, такой субъект обладает как статусом юридического лица, так и международной организации. Однако ч.2 ст.401 ГПК предусматривает обязательность учета имеющегося у международной организации судебного иммунитета. Следовательно, такое иностранное лицо должно восприниматься именно как международная организация.

Судебный иммунитет означает полное, частичное или условное в предусмотренных внутренними или международными нормативными актами случаях освобождение какого-либо из заинтересованных в разрешении спора лиц от исполнения некоторых стандартных процессуальных обязанностей. Иммунитет международной организации от государственной юрисдикции, как правило, определяется в международных договорах и конкретизируется в актах, заключаемых с Правительством РФ по поводу размещения на территории РФ представительства такой международной организации. Иммунитет международной организации, в отличие от иммунитета иностранного государства не презюмируется. Суду следует учитывать нормативные акты, предусматривающие определенные льготы и привилегии, и их объем.

В некоторых случаях судебный иммунитет международной организации, установленный в международном договоре, может иметь значение для определения легитимной стороны в процессе. Так Соглашением об учреждении в РФ представительства ООН определено – «содействие и сотрудничество со стороны ООН в рамках программ в соответствии с настоящим Соглашением или каким-либо другим дополнительным соглашением осуществляется в интересах Правительства и народа РФ, и поэтому Правительство принимает на себя все риски по операциям, проводимым в соответствии с настоящим Соглашением». Следовательно, при возникновении гражданского дела, связанного с деятельностью ООН в РФ, именно Правительство РФ будет выступать стороной в процессе, а рассмотрение дела будет происходить в общем порядке, без участия иностранного субъекта на стороне истца или ответчика. В процессе такой субъект при наличии оснований может занять положение третьего лица.

Регламент участия иностранного государства в гражданском и арбитражном процессе имеет свои особенности, что свидетельствует об отсутствии единой позиции правового регулирования.

Участие иностранного государства в гражданском процессе допускается с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом – ч.1 ст.401 ГПК. В данной норме речь идет о судебном иммунитете иностранного государства и иммунитете от предварительного обеспечения иска. Идея государственного иммунитета в международном праве обусловлена действием принципа суверенного равенства государств – «синтеза традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств…каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества» (Г.В. Игнатенко).

Судебный иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

В юридической науке сформировано два подхода к определению государственного иммунитета – концепции абсолютного и относительного (функционального) иммунитета. Абсолютный иммунитет предполагает, что государство пользуется своим иммунитетом во всех случаях, независимо от характера отношений, в которые вступает. Согласно концепции функционального иммунитета, иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если государство совершает действия коммерческого характера – действия jure gestionis, то в таких случаях оно иммунитетом не пользуется.

В ГПК реализована идея абсолютного иммунитета, тогда как в АПК – функционального.

Действие в ГПК РФ принципа абсолютного иммунитета иностранного государства не свидетельствует об отказе ему в правосудии. Заинтересованное лицо может предъявить иск к иностранному государству, используя предварительное согласие последнего, имеющее место в оговорке или пророгационном соглашении (соглашении о подсудности) как составной части контракта или документа. Если предъявление в суд иска к иностранному государству не сопровождается предъявлением соответствующих документов, то производство по делу не возбуждается. Заинтересованное лицо может обратиться только к собственному государству в целях инициирования дипломатических переговоров с иностранным государством и урегулирования конфликта на межгосударственном уровне.

При применении судебного иммунитета в арбитражном процессе В.В.Ярков предлагает руководствоваться следующими правилами.

1.Судебный иммунитет не имеет абсолютного характера с точки зрения российского законодательства – иммунитет признается, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

2.Судебный иммунитет не распространяется на случаи предъявления встречного иска, если от имени иностранного государства предъявляется иск в суд другого государства по частноправовому спору.

3.Необходимо разграничивать выступление государства как суверена и его участие в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права.

4.Отказ от иммунитета должен быть достаточно ясен и выражен в документах, исходящих от компетентных лиц.

5.Правила иммунитета проецируются и на иммунитет его представителей.

Наряду с иммунитетом государства в международном праве выделяется иммунитет дипломатических и консульских представителей. В отношении указанных лиц действуют Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. И Конвенция о консульских сношениях 1963 г. Ст.31 Конвенции 1961 г. Указывает, что дипломатический агент (глава представительства или член дипломатического персонала представительства) пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции во всех случаях, за исключением ситуаций предъявления к нему исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; исков, касающихся наследования; исков, связанных с его деятельностью, осуществляемой в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Привилегии, существующие у дипломатических и консульских представителей, освобождают их от юрисдикции государства пребывания как физических лиц и действуют в случае предъявления иска к ним именно в таком качестве. Предъявление иска к самому представительству иностранного государства означает предъявление иска к государству. Соответственно, в первом случае будут действовать нормы Конвенций, во втором – нормы процессуальных актов.

Суды РФ, как и суды других государств, могут принимать в качестве доказательств официальные иностранные документы.

Особенность оформления документов иностранного происхождения состоит в необходимости легализации, т.е. подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах, перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в РФ.

Существуют четыре различных правовых режима, в рамках которых подтверждается юридическая сила иностранного документа.

1. Национальный правовой режим установлен во взаимоотношениях между государствами, как правило, имеющими большую степень сходства правовых и политических систем, связанных экономическими отношениями. Например, по ст.13 Минской конвенции – документы, исходящие от официальных органов, принимаются без легализации при условии их перевода на русский язык, заверенном в установленном порядке, чаще всего нотариусом.

2. Принятие документа без легализации путем проставления апостиля. Применяется в отношении стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.

3. Придание документу юридической силы на условиях, предусмотренных международным договором.

4. Консульская легализация – установление и засвидетельствование подлинности на документах и актах и соответствия их законам пребывания, подтверждающая правомочность документов и актов в международном общении.

Слушание дела осуществляется на языке суда, однако участникам процесса гарантируется пользование родным языком. Это приводит к тому, что если участник процесса не может сам найти и оплатить услуги переводчика, то такая обязанность возлагается на суд.