logo
Лекции МЧП

3. Международные договоры в области охраны смежных прав.

Международная охрана смежных прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и телерадиовещательных организаций началась только в середине ХХ века. Среди универсальных международных договоров в этой сфере можно отметить Конвенцию об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года (Римская конвенция), Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года (Женевская конвенция), Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 года (Брюссельская конвенция), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года (ДИФ), ТРИПС – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 года принималась по инициативе трех международных организаций: Международной организации труда, Международного Бюро Бернского союза (ныне его функции выполняет ВОИС) и ЮНЕСКО.

Участие в Римской конвенции предполагает, что государство участвует уже в Бенской или Женевской конвенции, обеспечивающих защиту авторских прав.

В Римской конвенции установлен национальный режим охраны смежных прав только трех категорий лиц – исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Для каждой категории сформулированы свои условия предоставления охраны – место исполнения, национальная принадлежность производителя фонограммы, место записи или место публикации фонограммы, место нахождения штаб-квартиры вещательной организации, место нахождения передатчика. В отношении звукозаписывающих компаний и вещательных организаций допускаются оговорки, ограничивающие действие критериев охраны. Этой возможностью воспользовалась РФ, сделав следующие заявления при подписании и ратификации конвенции:

- охрана прав производителей фонограмм осуществляется только по критерию национальной принадлежности;

- охрана прав вещательных организаций, если и штаб-квартира, и передатчик расположены в одном государстве-участнике.

Одним из главных достоинств Римской конвенции является раскрытие понятий и терминов, которые ранее в международных договорах не применялись: артист-исполнитель, фонограмма и производитель фонограммы, воспроизведение, передача в эфир, ретрансляция.

Римская конвенция гарантирует минимальную охрану смежных прав указанных категорий независимо от выполнения каких-либо формальностей – депонирования, регистрации и т.п. Вместе с тем для фонограмм предусмотрен знак охраны, имеющих значение, аналогичное знаку охраны Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 года. Знак также состоит из трех элементов: