logo
Лекции МЧП

1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.

Предприятия с иностранными инвестициями – это такие коммерческие организации (юридические лица), одним из участников которых является иностранный инвестор. Термин «предприятие с иностранными инвестициями» является скорее собирательным и отражает наличие иностранного капитала. Так, например, в РФ более точным с точки зрения законодательства является термин «коммерческая организация с иностранными инвестициями».

Создание предприятий с иностранными инвестициями способствует не просто получению инвесторами дохода от предпринимательской деятельности в принимающем государстве, но и приводит к созданию производственных предприятий, инфраструктуры экономики, что рассматривается государствами как наиболее приветствуемый способ инвестирования. Законодательство различных государств устанавливает для предприятий с иностранными инвестициями различные режимы – от национального до специального, предусматривающего различные льготы и преференции.

Обзор законодательства различных государств позволяет установить, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями государства обычно устанавливают:

- организационно-правовые формы;

- требования к размеру иностранного участия;

- порядок создания;

- особенности правового режима деятельности.

Многие государства не предусматривают специальных организационно-правовых форм для предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные инвесторы могут использовать те, что предусмотрены в гражданском или торговом законодательстве. Так, в РФ коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества. Нет в законе запрета и на использование такой формы как производственный кооператив, но на практике она не используется. Точно так же не используется и организационно-правовая форма товарищества. В основном в России иностранные инвесторы создают коммерческие организации в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

Законодательство государств СНГ также не содержит ограничений организационно-правовых форм создания предприятий с иностранными инвестициями. Но в Китае, например, регулирование отличается. Так, в соответствии с законом «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» создание таких предприятий возможно только в форме компании с ограниченной ответственностью.

В отношении уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями государства поступают по-разному. Одни не предъявляют никаких специальных требований к его размеру или доле в нем иностранного инвестора, но при этом можно найти различные нормы, которые устанавливают дополнительные преимущества для предприятий со значительным иностранным участием. Например, законодательство Таджикистана и Азербайджана предусматривает, что предприятия с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора не менее 30 % могут свободно экспортировать произведенную ими продукцию. Тем самым достигается такая цель как создание экспортоориентированых предприятий.

Российское законодательство также не устанавливает требования минимального размера уставного капитала коммерческой организации с иностранным участием ни в абсолютном, ни в относительном выражении. Однако в разных нормах встречаются разные указания на минимальную долю иностранного участия. Например, п. 5 ст. 4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает, что российская коммерческая организация, доля иностранного участия в которой составляет не менее 10 %, пользуется при реинвестировании гарантиями и льготами наравне с иностранными инвесторами; ч. 2 п. 1 ст. 9 этого закона распространяет действие стабилизационной оговорки на российские коммерческие организации, иностранное участие в которых превышает 25 %. В отношении максимального предела можно отметить, что в абсолютном выражении он не ограничен, а в процентном только в сфере регулирования деятельности средств массовой информации – 50 % иностранного участия.

Напротив, в законодательстве другой группы государств наличие определенного минимума иностранного участия означает признание за таким предприятием статуса совместного предприятия с соответствующими юридическими последствиями. Например, законодательство Узбекистана требует для признания компании совместным предприятием, чтобы иностранное участие составляло не менее 30 %, законодательство Китая – не менее 25 %, законодательство Монголии – не менее 20 %. Вместе с тем только с 1986 года в Китае разрешено создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, в соответствии с законом КНР «О предприятиях иностранного капитала. Из соображений национальной безопасности китайские власти порой запрещают или ограничивают создание таких предприятий до сих пор.

Создаваться предприятия с иностранным участием могут явочным порядком (достаточно выражения воли участников и подачи в регистрирующий орган полного комплекта документов) или разрешительным (требуется согласие на создание государства). В большинстве государств порядок создания предприятий с иностранным участием не усложняется по сравнению предприятиями, полностью принадлежащими отечественным лицам, и носит явочный характер. Специфика представления документов связана только с тем, что иностранное лицо должно подтвердить свой статус, а в некоторых случаях и платежеспособность. Законодательство таких государств не предусматривает и специальных оснований отказа в регистрации предприятия с иностранным участием. Довольно часто в законах об иностранных инвестициях вообще делается отсылка к общим правилам законодательства о создании юридических лиц в данном государстве. Явочный порядок как основной применяется в большинстве стран, в том числе в государствах СНГ и в России.

Разрешительный порядок может устанавливаться государствами иногда в качестве основного, иногда в качестве специального. Как специальный такой порядок применяется, например, в РФ для создания банков и кредитных организаций, страховых организаций с иностранным участием. В этом случае разрешение Банка России является необходимым условием создания такой коммерческой организации.

Определенное отношение к разрешительному порядку имеет и покупка иностранным инвестором доли в уже созданном юридическом лице. Государства устанавливают контроль за такими сделками, переход прав к новому участнику будет возможен только при получении согласия государства. В РФ это осуществляется в соответствии с федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В Испании под такой контроль попадают сделки, в результате которых иностранный инвестор получает более 50 % доли в испанской компании и вносит в течение 6 месяцев сумму в размере более 3 млн. евро.

Разрешительный порядок в качестве основного при создании предприятий с иностранными инвестициями используют немногие страны. В частности, он предусмотрен в Китае и Монголии. При этом решение о разрешении на создание такого предприятия, как правило, принимается на высшем государственном уровне (например, оформляется актом министерства). Анализ закона Монголии «Об иностранных инвестициях» позволяется сделать вывод о том, что в создании предприятия может быть отказано в силу нецелесообразности.

В отношении особенностей правового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями законодательство практически всех государств предусматривает национальный режим, подчеркивая недискриминацию таких предприятий. Вместе с тем, могут быть предусмотрены и отдельные отступления от него, например:

- освобождение от уплаты таможенных пошлин на имущество, ввозимое в качестве взноса в уставный капитал (Таджикистан, Азербайджан, Армения);

- обязательное создание резервного фонда (Азербайджан) и др.