logo
Лекции МЧП

4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.

Для МЧП имеет особое значение деление международных организаций на межправительственные и неправительственные. С одной стороны, международные организации обоих видов участвуют в унификации МЧП, а с другой – вступают в частноправовые отношения. И те, и другие выступают в международных частноправовых отношениях как международные юридические лица. Однако неправительственные организации не обладают иммунитетом, так как создаются субъектами, не обладающими иммунитетом. При ненадлежащем исполнении своих обязательств по заключенным договорам они могут быть привлечены в качестве ответчика независимо от их желания. Они выступают как обыкновенные юридические лица, с той лишь разницей, что их право- и дееспособность определяется не правом конкретного государства, а их учредительными документами.

Учредительными документами определяется право- и дееспособность и межправительственных организаций. Как правило, там содержится норма о том, что организация является юридическим лицом (например, ст. 39 Устава МОТ). Даже если это прямо не закреплено, практика заключения этими организациями сделок позволяет сделать вывод о том, что они выступают в качестве юридических лиц.

Приобретая право собственности на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, межправительственные организации не подчиняют эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения. Имущество межправительственной организации, даже у третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.

Государства-члены межправительственных организаций системы ООН признают, что эти учреждения могут действовать в качестве юридических лиц. Как правило, государства-члены включают в свое законодательство положение о том, что международная организация может действовать на их территории как юридическое лицо (такие нормы есть в законодательстве США и Великобритании).

Однако в силу того, что эти организации создаются государствами–суверенами, обладающими иммунитетом, иммунитетом наделяются и организации. Среди иммунитетов межправительственной организации можно выделить юрисдикционный, от применения норм национального законодательства, иммунитет собственности. Необходимо отметить, что ООН неоднократно высказывалась, что иммунитеты межправительственных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные; при этом также указывается их договорное происхождение и функциональный характер.

В науке международного частного права высказывается позиция, в соответствии с которой возможно наделение международных организаций ограниченным иммунитетом. Однако подчеркивается, что это возможно лишь при активном вовлечении данных субъектов в коммерческую деятельность. Следует также отметить и ряд случаев, когда государства учреждая международные организации предоставляют им возможность участия в частноправовых отношениях. Так, например, Комитет по морскому дну, в уставном порядке наделяются оперативно-хозяйственной функцией. Следует согласиться с позицией, в соответствии с которой, если коммерческий оборот межправительственных организаций резко расширится и будет приближаться по своему объему к деятельности государств в этом вопросе, их привилегированное положение в области международных иммунитетов также начнет негативно сказываться на сбалансированности мировых экономических связей. В таком случае абсолютное применение международных иммунитетов вступит в противоречие с принципами развития экономических отношений.

Международные иммунитеты межправительственной организации возникают, как правило, на договорной основе и предоставляются в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.

Межправительственные организации вступают в международные частноправовые отношения, как для обеспечения своей деятельности, так и в случае, когда заключение различных договоров является одной из функций этой организации. Например, МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций) осуществляет страхование инвестиций, заключая с иностранным инвестором договор страхования. При наступлении страхового случая МИГА обязано выплатить иностранному инвестору страховую сумму. В соответствии с п. b ст. 1 Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций Агентство является полным юридическим лицом и имеет право заключать контракты, приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные дела. Следовательно, в случае, если МИГА не выплатит инвестору положенную по договору сумму, то привлечь организацию к ответственности будет невозможно, так как она пользуется иммунитетом и в соответствии с конвенцией не может выступать ответчиком в суде.

Иногда межправительственные организации заявляют об отказе от своего международного иммунитета. По внутренним правилам международных организаций, правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лица международной организации (Генеральный секретарь, Директор и т.п.). Эти лица могут передать это право согласно особой доверенности своим заместителям. Как правило, другие должностные лица таким правом не наделены. Например, в системе ООН наиболее распространены случаи отказа от иммунитетов при страховании транспортных средств на случай причинения ущерба третьим лицам. В частности, резолюция Генеральной Ассамб­леи ООН от 13 февраля 1946 года, рекомендует всем орга­низациям системы ООН проводить такое страхование с разре­шением дальнейшей передачи гражданско-правовых споров, возникающих на основе договора страхования, в национальные суды.

Как указывается в литературе, в иных случаях вопрос об отказе от международного имму­нитета рассматривается и решается каждой межправительст­венной организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от международных иммунитетов мо­жет поступить в адрес международной организации со сторо­ны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение междуна­родных иммунитетов может войти в противоречие с нормами общечеловеческой морали: последнее происходит в том случае, если к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и применение международных иммунитетов не позволяет возместить ей ущерб. Следует заме­тить, что и в подобных ситуациях межправительственные ор­ганизации весьма обстоятельно рассматривают аргументы в пользу отказа от международных иммунитетов и далеко не все­гда удовлетворяют предложение третьей стороны.