4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
Для МЧП имеет особое значение деление международных организаций на межправительственные и неправительственные. С одной стороны, международные организации обоих видов участвуют в унификации МЧП, а с другой – вступают в частноправовые отношения. И те, и другие выступают в международных частноправовых отношениях как международные юридические лица. Однако неправительственные организации не обладают иммунитетом, так как создаются субъектами, не обладающими иммунитетом. При ненадлежащем исполнении своих обязательств по заключенным договорам они могут быть привлечены в качестве ответчика независимо от их желания. Они выступают как обыкновенные юридические лица, с той лишь разницей, что их право- и дееспособность определяется не правом конкретного государства, а их учредительными документами.
Учредительными документами определяется право- и дееспособность и межправительственных организаций. Как правило, там содержится норма о том, что организация является юридическим лицом (например, ст. 39 Устава МОТ). Даже если это прямо не закреплено, практика заключения этими организациями сделок позволяет сделать вывод о том, что они выступают в качестве юридических лиц.
Приобретая право собственности на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, межправительственные организации не подчиняют эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения. Имущество межправительственной организации, даже у третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Государства-члены межправительственных организаций системы ООН признают, что эти учреждения могут действовать в качестве юридических лиц. Как правило, государства-члены включают в свое законодательство положение о том, что международная организация может действовать на их территории как юридическое лицо (такие нормы есть в законодательстве США и Великобритании).
Однако в силу того, что эти организации создаются государствами–суверенами, обладающими иммунитетом, иммунитетом наделяются и организации. Среди иммунитетов межправительственной организации можно выделить юрисдикционный, от применения норм национального законодательства, иммунитет собственности. Необходимо отметить, что ООН неоднократно высказывалась, что иммунитеты межправительственных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные; при этом также указывается их договорное происхождение и функциональный характер.
В науке международного частного права высказывается позиция, в соответствии с которой возможно наделение международных организаций ограниченным иммунитетом. Однако подчеркивается, что это возможно лишь при активном вовлечении данных субъектов в коммерческую деятельность. Следует также отметить и ряд случаев, когда государства учреждая международные организации предоставляют им возможность участия в частноправовых отношениях. Так, например, Комитет по морскому дну, в уставном порядке наделяются оперативно-хозяйственной функцией. Следует согласиться с позицией, в соответствии с которой, если коммерческий оборот межправительственных организаций резко расширится и будет приближаться по своему объему к деятельности государств в этом вопросе, их привилегированное положение в области международных иммунитетов также начнет негативно сказываться на сбалансированности мировых экономических связей. В таком случае абсолютное применение международных иммунитетов вступит в противоречие с принципами развития экономических отношений.
Международные иммунитеты межправительственной организации возникают, как правило, на договорной основе и предоставляются в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Межправительственные организации вступают в международные частноправовые отношения, как для обеспечения своей деятельности, так и в случае, когда заключение различных договоров является одной из функций этой организации. Например, МИГА (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций) осуществляет страхование инвестиций, заключая с иностранным инвестором договор страхования. При наступлении страхового случая МИГА обязано выплатить иностранному инвестору страховую сумму. В соответствии с п. b ст. 1 Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций Агентство является полным юридическим лицом и имеет право заключать контракты, приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные дела. Следовательно, в случае, если МИГА не выплатит инвестору положенную по договору сумму, то привлечь организацию к ответственности будет невозможно, так как она пользуется иммунитетом и в соответствии с конвенцией не может выступать ответчиком в суде.
Иногда межправительственные организации заявляют об отказе от своего международного иммунитета. По внутренним правилам международных организаций, правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лица международной организации (Генеральный секретарь, Директор и т.п.). Эти лица могут передать это право согласно особой доверенности своим заместителям. Как правило, другие должностные лица таким правом не наделены. Например, в системе ООН наиболее распространены случаи отказа от иммунитетов при страховании транспортных средств на случай причинения ущерба третьим лицам. В частности, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 года, рекомендует всем организациям системы ООН проводить такое страхование с разрешением дальнейшей передачи гражданско-правовых споров, возникающих на основе договора страхования, в национальные суды.
Как указывается в литературе, в иных случаях вопрос об отказе от международного иммунитета рассматривается и решается каждой межправительственной организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от международных иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение международных иммунитетов может войти в противоречие с нормами общечеловеческой морали: последнее происходит в том случае, если к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и применение международных иммунитетов не позволяет возместить ей ущерб. Следует заметить, что и в подобных ситуациях межправительственные организации весьма обстоятельно рассматривают аргументы в пользу отказа от международных иммунитетов и далеко не всегда удовлетворяют предложение третьей стороны.
- Раздел 1. Международное частное право и современные международные отношения.
- 1. Возникновение и развитие международного частного права.
- 2. Понятие международного частного права.
- 3. Природа международного частного права, тенденции его развития.
- 4. Нормы международного частного права
- 5. Действие общих принципов международного права в сфере мчп.
- 6. Источники международного частного права.
- Раздел 2. Применение норм международного частного права
- 1. Установление содержания норм иностранного права.
- 2. Квалификация норм иностранного права.
- 3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
- 4. Взаимность в мчп.
- 5. Обход закона в международном частном праве.
- 6. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Раздел 3. Субъекты международного частного права.
- 1. Правовое положение физических лиц в мчп
- 2. Юридические лица и хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса юридических лиц, в международном частном праве.
- 3. Государство как особый субъект международного частного права. Проблемы иммунитета.
- 4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
- Раздел 4. Право собственности в международном частном праве.
- 1. Коллизионные вопросы права собственности.
- 2. Национализация частной собственности.
- 3. Право собственности российских граждан за границей.
- 4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
- Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
- 3. Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций.
- 4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- 6. Разрешение инвестиционных споров.
- 7. Страхование иностранных инвестиций.
- Раздел 6. Основные формы иностранного инвестирования
- 1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
- 2. Вопросы налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
- 3. Учреждение предприятий с иностранными инвестициями в России и за рубежом.
- 4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
- 5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
- Раздел 7. Источники права международной торговли.
- Глава 7 Принципов закрепляет правила относительно места, срока, порядка исполнения контракта, а также форму и валюту платежа.
- Раздел 8. Понятие и коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 1. Понятие внешнеэкономических и внешнеторговых сделок, их виды.
- 2.. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 3. Форма внешнеэкономических сделок.
- 4. Порядок заключения и исполнения внешнеторговых сделок.
- 5. Содержание сделок: существенные и факультативные условия, базис поставки.
- 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок.
- 7. Международные перевозки.
- Раздел 9. Денежные обязательства и международные расчеты.
- 1. Правовые основы расчетов в международной торговле. Международное регулирование неторговых платежей.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Инкассовая форма расчетов.
- 4. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 5. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
- 6. Вексель и чек в международных расчетах.
- Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях.
- Раздел 11. Право наследования в международных отношениях.
- Раздел 12. Регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
- Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны авторских прав.
- 1) © 2) Имя правообладателя, 3) год первого издания.
- 2. Защита авторских прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- 3. Международные договоры в области охраны смежных прав.
- 1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.
- 4. Защита смежных прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны промышленной собственности.
- 2. Охрана прав иностранцев на промышленную собственность в рф и за рубежом.
- 3. Лицензионный договор. Особенности содержания договоров о передаче ноу-хау.
- Раздел 15. Разрешение споров с участием иностранных лиц в государственных судах.
- 1. Понятие международного гражданского процесса, его источники.
- 2.Унификация норм международного гражданского процесса.
- 3. Международная подсудность: понятие, виды, способы определения.
- 3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.
- 5.Правовая помощь по гражданским делам: понятие, правовое регулирование.
- 6. Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.
- 7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.
- Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц
- § 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража, его правовая природа.
- § 2. Международный коммерческий арбитраж в России.
- § 3. Основания для рассмотрения спора
- § 4. Процедура рассмотрения споров
- 1.Понятие иностранного судебного решения. Признание и исполнение иностранных судебных решений: понятие, правовые основания
- 2.Взаимность и международная вежливость
- 3.Признание и исполнение иностранных
- Глава 45 гпк содержит регламент трех судебных процедур:
- 4. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, иностранного арбитражного решения.