4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
В соответствии с Постановлением ВС РФ «О собственности СССР, находящейся за рубежом» 1993 г. вся собственность, находящаяся за рубежом, является федеральной. Этим документом установлено, что от имени РФ все сделки в отношении собственности за рубежом осуществляет ее представитель – Российский Фонд федерального имущества. Вместе с тем, в отношении имущества, закрепленного за Управлением делами Президента РФ, недвижимого имущества, находящегося на балансах Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, правомочия собственника от имени России может осуществлять Управление делами Президента РФ.
Являясь собственником имущества, РФ не только может владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом за рубежом, но также несет бремя содержания этой собственности, риск случайной гибели или повреждения ее. В собственности РФ могут находиться различные объекты: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, ценные бумаги и др. РФ может не только отчуждать, но и приобретать имущество, в том числе наследовать его.
Правовое положение собственности РФ за рубежом регулируется законодательством места ее нахождения. Так, например, эта собственность может пользоваться иммунитетом, если используется в публичных целях. На это указывают принятые в некоторых государствах законы об иммунитете иностранного государства.
Вопросы учета, контроля и получения доходов от использования федеральной собственности, находящейся за рубежом, являются предметом постоянного внимания государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Существуют различные критерии количественной и стоимостной оценки федеральной собственности, находящейся за рубежом, и степени эффективности ее управлением и распоряжением. Различные подходы в оценке данного вида федеральной собственности связаны, прежде всего, с отсутствием достоверных данных о федеральной собственности за рубежом и ее переоценки, с затянувшимся процессом оформления прав Российской Федерации на зарубежную собственность бывшего СССР.
В Российской Федерации основными правовыми актами, составляющими нормативную базу регулирования имущественных отношений Российской Федерации, по объектам федеральной собственности, находящейся за рубежом, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации управление федеральной собственностью в целом, и за рубежом, в частности, возложено на Правительство Российской Федерации. В 1995 году Правительством Российской Федерации, в рамках его конституционных полномочий, были приняты организационно-правовые меры по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» были определены полномочия Правительства Российской Федерации, Минимущества России, других федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления и распоряжения объектами федеральной собственности, находящейся за рубежом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утверждено Положение об учете федерального имущества, понятие реестра федерального имущества и определены объекты учета. На Минимущество России возложена организация учета федерального имущества, находящегося за рубежом, и ведение реестра.
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» была осуществлена передача Управлению делами Президента Российской Федерации служебных зданий, сооружений, жилых домов, другого недвижимого имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (за исключением объектов, необходимых МИДу России для осуществления его функций), расположенных за пределами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 3 июля 1998 года постановлением № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утвердило положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества. Под реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных. Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, являются:
- земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
- участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;
- федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;
- находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
- иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.
В 1998 году в целях упорядочения использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защиты имущественных интересов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации все вопросы, связанные с использованием федеральной собственности, находящейся за рубежом, возложило на Межведомственную комиссию по обеспечению эффективного использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов Российской Федерации.
Порядок распоряжения данной собственностью зависит от соответствующей сделки, т.е. от того, идет ли речь об отчуждении имущества, его обретении либо о передаче во временное пользование. Согласно п.1 данного Постановления решения о продаже, мене, дарении, изъятии (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) недвижимого имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством РФ на основании совместного представления государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В таком же порядке принимаются решения о перераспределении имущества между государственными предприятиями.
Из содержания данного нормативного документа явствует, что несмотря на его полноту, в нем регламентируется порядок управления и распоряжения лишь части объектов, относящихся к собственности Российской Федерации за рубежом. Нужно иметь в виду, что к федеральной собственности за рубежом относятся также: все виды инфраструктур, принадлежащих Российской Федерации за рубежом, и прибыль от их эксплуатации, доходы от реализации всех видов собственности, принадлежащей Российской Федерации за рубежом; прибыль от деятельности юридических лиц, находящихся под юрисдикцией и контролем Российской Федерации; прибыль, полученная от всех видов контрактных и других работ в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бывшего Союза СССР, включая межправительственные и межведомственные; космические, воздушные, морские, наземные и другие системы и их инфраструктуры, а также прибыль, полученная от их эксплуатации. Конкретный порядок управления и распоряжения этими объектами не определен.
Федеральная собственность Российской Федерации за рубежом, используемая в публичных целях, пользуется иммунитетом, а следовательно без согласия РФ она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту и иным мерам принудительного характера.
Российская Федерация может иметь долевую собственность с иностранными государствами, а также иностранными юридическими и физическими лицами. Права на эту собственность могут переходить к РФ на основании международных договоров.
- Раздел 1. Международное частное право и современные международные отношения.
- 1. Возникновение и развитие международного частного права.
- 2. Понятие международного частного права.
- 3. Природа международного частного права, тенденции его развития.
- 4. Нормы международного частного права
- 5. Действие общих принципов международного права в сфере мчп.
- 6. Источники международного частного права.
- Раздел 2. Применение норм международного частного права
- 1. Установление содержания норм иностранного права.
- 2. Квалификация норм иностранного права.
- 3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
- 4. Взаимность в мчп.
- 5. Обход закона в международном частном праве.
- 6. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Раздел 3. Субъекты международного частного права.
- 1. Правовое положение физических лиц в мчп
- 2. Юридические лица и хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса юридических лиц, в международном частном праве.
- 3. Государство как особый субъект международного частного права. Проблемы иммунитета.
- 4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
- Раздел 4. Право собственности в международном частном праве.
- 1. Коллизионные вопросы права собственности.
- 2. Национализация частной собственности.
- 3. Право собственности российских граждан за границей.
- 4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
- Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
- 3. Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций.
- 4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- 6. Разрешение инвестиционных споров.
- 7. Страхование иностранных инвестиций.
- Раздел 6. Основные формы иностранного инвестирования
- 1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
- 2. Вопросы налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
- 3. Учреждение предприятий с иностранными инвестициями в России и за рубежом.
- 4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
- 5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
- Раздел 7. Источники права международной торговли.
- Глава 7 Принципов закрепляет правила относительно места, срока, порядка исполнения контракта, а также форму и валюту платежа.
- Раздел 8. Понятие и коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 1. Понятие внешнеэкономических и внешнеторговых сделок, их виды.
- 2.. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 3. Форма внешнеэкономических сделок.
- 4. Порядок заключения и исполнения внешнеторговых сделок.
- 5. Содержание сделок: существенные и факультативные условия, базис поставки.
- 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок.
- 7. Международные перевозки.
- Раздел 9. Денежные обязательства и международные расчеты.
- 1. Правовые основы расчетов в международной торговле. Международное регулирование неторговых платежей.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Инкассовая форма расчетов.
- 4. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 5. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
- 6. Вексель и чек в международных расчетах.
- Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях.
- Раздел 11. Право наследования в международных отношениях.
- Раздел 12. Регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
- Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны авторских прав.
- 1) © 2) Имя правообладателя, 3) год первого издания.
- 2. Защита авторских прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- 3. Международные договоры в области охраны смежных прав.
- 1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.
- 4. Защита смежных прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны промышленной собственности.
- 2. Охрана прав иностранцев на промышленную собственность в рф и за рубежом.
- 3. Лицензионный договор. Особенности содержания договоров о передаче ноу-хау.
- Раздел 15. Разрешение споров с участием иностранных лиц в государственных судах.
- 1. Понятие международного гражданского процесса, его источники.
- 2.Унификация норм международного гражданского процесса.
- 3. Международная подсудность: понятие, виды, способы определения.
- 3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.
- 5.Правовая помощь по гражданским делам: понятие, правовое регулирование.
- 6. Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.
- 7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.
- Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц
- § 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража, его правовая природа.
- § 2. Международный коммерческий арбитраж в России.
- § 3. Основания для рассмотрения спора
- § 4. Процедура рассмотрения споров
- 1.Понятие иностранного судебного решения. Признание и исполнение иностранных судебных решений: понятие, правовые основания
- 2.Взаимность и международная вежливость
- 3.Признание и исполнение иностранных
- Глава 45 гпк содержит регламент трех судебных процедур:
- 4. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, иностранного арбитражного решения.