5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
В соответствии с определением трансграничной несостоятельности (трансграничная неплатежеспособность, трансграничное банкротство, международная несостоятельность, международное банкротство), предложенном ЮНСИТРАЛ, это ситуации, когда активы должника размещены более чем в одном государстве или когда в производство о несостоятельности вовлечены иностранные кредиторы должника.
Главная проблема, с которой приходится сталкиваться, это открытие независимых и несогласованных процедур, подчиненных праву разных государств. Так, в РФ признание должника несостоятельным регулируется только российским правом, если иное не предусмотрено международным договором, а поскольку таковых нет, то суд полностью будет применять только российское законодательство.
Различия в правовом регулировании приводят к тому, что кредиторам не обеспечивается равный доступ к активам должника, преимущество всегда имеют отечественные кредиторы.
Открытие в государствах, где должник имеет свои активы, независимых производств получила название модели параллельных производств, в противоположность ей предлагается модель единого производства. В соответствии с этой моделью все основные процедуры должны проходить в одном государстве.
Несмотря на то, что РФ не участвует ни в одном международном договоре, посвященном трансграничной несостоятельности, нельзя сказать, что таких договоров вообще не заключалось. Вопросы трансграничной несостоятельности включены в Кодекс Бустаманте. Полностью трансграничной несостоятельности посвящены договоры северных стран и Бенилюкса, одна из европейских конвенций. Осуществляется регулирование трансграничной несостоятельности и в рамках Европейского союза. Известны случаи заключения и двусторонних международных договоров по этим вопросам.
Другим направлением является разработка типовых (модельных) законов, на основе которых затем принимаются национальные законы в различных странах. На сегодняшний день ЮНСИТРАЛ подготовлен Типовой закон о трансграничной несостоятельности (банкротстве) 1997 года, на основе которого приняты законы в ряде стран, например, США, Великобритании, Японии, Сербии, Румынии, Мексике и др. Типовые законы, посвященные несостоятельности в целом разработаны в рамках Организации по гармонизации коммерческого права стран Африки, Содружества независимых государств.
Разработчики каждого из международных документов, посвященных вопросам трансграничной несостоятельности, попытались найти оптимальный на из взгляд способ решения проблемы.
Например, в Европейской конвенции о некоторых международных аспектах банкротства 1990 года отвергнута теория единого производства и урегулированы вопросы открытия первичного (в центре деловой активности должника, т.е. месте нахождения главного органа управления) и вторичного (в месте нахождения активов) производств. Вторичное производство может быть открыто только при наличии первичного производства и только для преимущественного удовлетворения требований кредиторов, находящихся в государстве открытия такого производства. Оставшееся имущество поступает в общую конкурсную массу и распределяется в рамках основного производства.
Другим вариантом (а вернее первым из предложенных конвенцией) решения проблемы является признание полномочий ликвидатора по управлению и распоряжению активами не только в государстве проведения процедуры банкротства, но и в государстве, где находятся активы должника.
Хотя конвенция и предоставляет государствам достаточно широкий спектр оговорок, она так и не вступила в силу, на сегодняшний день ее подписало семь государств, а ратифицировало только одно.
Конвенция ЕС о трансграничной несостоятельности 1995 года, напротив, пытается найти баланс между моделями единого и параллельного производств. С одной стороны, конвенция позволяет открывать вторичное производство в государстве, где имеется отделение банкрота и ограничивается только теми активами, что находятся в этом государстве. С другой стороны, ликвидатор основного производства (открывается также в центре деловой активности банкрота) может потребовать приостановить вторичное производство, если это может способствовать максимальному повышению стоимости активов или необходимо для выработки мирового соглашения. Таким образом, вторичные производства ставятся как бы в зависимость от хода основного и интересов кредиторов основного производства. Эту зависимость можно проследить и в том, что во вторичное производство допускаются лишь те кредиторы, чьи требования признаны в основном производстве. Оставшееся после вторичного производства имущество также передается в общую конкурсную массу основного производства.
Положения конвенции практически полностью воспроизведены в Регламенте № 1346/2000 2 марта 2000 г. о производстве по делам о несостоятельности, вступившем в силу 31 мая 2002 года. Положениями Регламента не связана только Дания, на территории остальных стран он действует непосредственно. Решение суда или иного компетентного органа об открытии процедуры несостоятельности, вынесенное в соответствии с Регламентом, подлежит немедленному признанию во всех государствах ЕС без каких-либо формальностей. Отказ возможен только в ряде случаев, например, противоречие публичному порядку.
Обе конвенции направлены на создание международной кооперации в области трансграничной несостоятельности. В определенной степени этому способствует и Модельный закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности в 1997 года.
В соответствии с этим законом государство может наделить какой-либо орган компетенцией в области трансграничного банкротства. Этот орган может принимать ходатайства от кредиторов, иностранных судов, сам обращаться с соответствующими ходатайствами к иностранным органам. Государство может уполномочить отечественное лицо или орган совершать за рубежом действия, необходимые в рамках проводимой процедуры банкротства.
Специальная глава регулирует вопросы доступа иностранных представителей и кредиторов к правосудию. Они могут обращаться с соответствующими ходатайствами, обеспечивающими ход производства по несостоятельности, начатого в иностранном государства, а также возбуждать отдельное производство в соответствии с законодательством страны суда. Иностранные кредиторы не должны подвергаться дискриминации.
Интересным в Типовом законе является то, что при уведомлении иностранных кредиторов нет необходимости направлять поручение об оказании правовой помощи, кредиторы уведомляются непосредственно. Это значительно сокращает сроки проведения процедур и отвечает интересам как отечественных, так и иностранных кредиторов. А в отношении судебной помощи и сотрудничества компетентных органов прямо устанавливает непосредственный порядок сношений. Правовая помощь в соответствии с законом включает в себя:
а) назначение лица или учреждения, которые будут совершать действия по указанию суда;
б) передачу информации с помощью любых средств, которые суд сочтет надлежащими;
в) координацию управления активами и деловыми операциями должника и надзор за ними;
г) утверждение или использование судами соглашений о координации производств;
д) координацию параллельных производств в отношении одного и того же должника.
Важным является и признание иностранного производства в качестве основного. Она позволяет кредиторам и представителям получить управление активами должника в данном государстве, приостановить выполнение каких-либо исполнительных процедур. Признание иностранного производства в качестве основного призвано подчинить управление и распоряжение активами решениям иностранного органа.
После признания возможно возбуждение производства в отечественном суде, которое Типовой закон называет параллельным, но которое должно быть скоординировано с основным иностранным или несколькими иностранными.
В РФ отсутствует специальный закон о трансграничной несостоятельности. Хотя Правительство РФ и признает наличие такого пробела в законодательстве и необходимости его восполнения. В Стратегии развития банковского сектора в РФ на период до 2008 года поставлена задача принятия безотлагательных мер, однако в качестве таковых предложено не вполне «оперативное» средство – заключение международных договоров.
В действующем законодательстве лишь ст. 29 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливая компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства, в п. 4 указывает, что регулирующий орган оказывает поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» регулирующим органом является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Кроме того в соответствии с п. 6 ст. 1 закона иностранные судебные решения по вопросам несостоятельности при отсутствии международного договора признаются в РФ на основе взаимности.
- Раздел 1. Международное частное право и современные международные отношения.
- 1. Возникновение и развитие международного частного права.
- 2. Понятие международного частного права.
- 3. Природа международного частного права, тенденции его развития.
- 4. Нормы международного частного права
- 5. Действие общих принципов международного права в сфере мчп.
- 6. Источники международного частного права.
- Раздел 2. Применение норм международного частного права
- 1. Установление содержания норм иностранного права.
- 2. Квалификация норм иностранного права.
- 3. Пределы применения норм иностранного права: императивные нормы, оговорка о публичном порядке.
- 4. Взаимность в мчп.
- 5. Обход закона в международном частном праве.
- 6. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
- Раздел 3. Субъекты международного частного права.
- 1. Правовое положение физических лиц в мчп
- 2. Юридические лица и хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса юридических лиц, в международном частном праве.
- 3. Государство как особый субъект международного частного права. Проблемы иммунитета.
- 4. Межгосударственные организации в международном частном праве, их правосубъектность. Иммунитет межгосударственных организаций.
- Раздел 4. Право собственности в международном частном праве.
- 1. Коллизионные вопросы права собственности.
- 2. Национализация частной собственности.
- 3. Право собственности российских граждан за границей.
- 4. Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.
- Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций.
- 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций национальным законодательством различных государств и международными договорами.
- 3. Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций.
- 4. Инвестиционные и концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
- 6. Разрешение инвестиционных споров.
- 7. Страхование иностранных инвестиций.
- Раздел 6. Основные формы иностранного инвестирования
- 1. Понятие предприятий с иностранными инвестициями. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности.
- 2. Вопросы налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
- 3. Учреждение предприятий с иностранными инвестициями в России и за рубежом.
- 4. Открытие филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
- 5. Правовые проблемы трансграничного банкротства.
- Раздел 7. Источники права международной торговли.
- Глава 7 Принципов закрепляет правила относительно места, срока, порядка исполнения контракта, а также форму и валюту платежа.
- Раздел 8. Понятие и коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 1. Понятие внешнеэкономических и внешнеторговых сделок, их виды.
- 2.. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
- 3. Форма внешнеэкономических сделок.
- 4. Порядок заключения и исполнения внешнеторговых сделок.
- 5. Содержание сделок: существенные и факультативные условия, базис поставки.
- 6. Ответственность за ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок.
- 7. Международные перевозки.
- Раздел 9. Денежные обязательства и международные расчеты.
- 1. Правовые основы расчетов в международной торговле. Международное регулирование неторговых платежей.
- 2. Аккредитивная форма расчетов.
- 3. Инкассовая форма расчетов.
- 4. Банковский перевод как форма международных расчетов.
- 5. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
- 6. Вексель и чек в международных расчетах.
- Раздел 10. Деликтные обязательства в международных отношениях.
- Раздел 11. Право наследования в международных отношениях.
- Раздел 12. Регулирование брачно-семейных отношений в международном частном праве.
- Раздел 13. Авторское право и смежные права в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны авторских прав.
- 1) © 2) Имя правообладателя, 3) год первого издания.
- 2. Защита авторских прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- 3. Международные договоры в области охраны смежных прав.
- 1) Р в окружности; 2) имя правообладателя; 3) год первой публикации.
- 4. Защита смежных прав иностранцев в рф и российских граждан за рубежом.
- Раздел 14. Вопросы охраны промышленной собственности в международных отношениях.
- 1. Международные договоры в области охраны промышленной собственности.
- 2. Охрана прав иностранцев на промышленную собственность в рф и за рубежом.
- 3. Лицензионный договор. Особенности содержания договоров о передаче ноу-хау.
- Раздел 15. Разрешение споров с участием иностранных лиц в государственных судах.
- 1. Понятие международного гражданского процесса, его источники.
- 2.Унификация норм международного гражданского процесса.
- 3. Международная подсудность: понятие, виды, способы определения.
- 3. Правовое положение иностранцев в процессуальных отношениях.
- 5.Правовая помощь по гражданским делам: понятие, правовое регулирование.
- 6. Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.
- 7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.
- Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц
- § 1. Понятие и виды международного коммерческого арбитража, его правовая природа.
- § 2. Международный коммерческий арбитраж в России.
- § 3. Основания для рассмотрения спора
- § 4. Процедура рассмотрения споров
- 1.Понятие иностранного судебного решения. Признание и исполнение иностранных судебных решений: понятие, правовые основания
- 2.Взаимность и международная вежливость
- 3.Признание и исполнение иностранных
- Глава 45 гпк содержит регламент трех судебных процедур:
- 4. Основания к отказу в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения, иностранного арбитражного решения.