3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
Важным показателем демократичности государства является недопустимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Этому служит принцип разделения властей — на светскую и духовную, военную и гражданскую, центральную и местную, на законодательную, исполнительную и судебную.
Гарантией реализации этого принципа являются система «сдержек и противовесов» между полномочиями тех или иных органов власти, механизм паритетного участия в решении тех или иных вопросов. Так, при формировании избирательных комиссий их члены назначаются на региональном и местном уровнях двумя ветвями власти — исполнительной и законодательной — на паритетных началах; при формировании Центральной избирательной комиссии — тремя институтами: президентом, Советом Федерации и Государственной думой (по 5 человек от каждого).
Существует система взаимного контроля отдельных институтов власти:
— президента — над формированием и функционированием правительства, ходом законодательного процесса в парламенте, формированием кадрового состава федеральных судей;
— правительства — над механизмами принятия бюджета,
— Федерального собрания — над правительством (вотум недоверия), над президентом
— судов и прокуратуры — над всеми ветвями власти в виде контроля за соблюдением ими законодательства. Ежегодно судами Российской Федерации выносится до полутора тысяч решений о признании тех или иных нормативно-правовых актов недействительными.
Юридическим выражением системы «сдержек и противовесов» в построении высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти является ряд статей Конституции Российской Федерации.
В статьях 102, 103, 111 определены вопросы исключительного ведения Государственной думы, механизмы, обеспечивающие правомочность ее решений, и условия, сдерживающие ее свободу. Так, в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных президентом кандидатур на должность главы правительства президент без ее согласия осуществляет назначение, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Конституция также определяет исключительные прерогативы других органов власти: Совета Федерации, правительства, высших судов Российской Федерации, Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, Центрального банка.
Проявлением принципа разделения властей является и запрет совмещать депутатскую деятельность с работой в исполнительных органах власти и с коммерческой деятельностью.
Кроме вертикального разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) различают горизонтальное разделение властей на три уровня: центральный (федеральный), региональный (субъектный) и местный (муниципальный).
Третий вид разделения властей восходит к наличию триады «личность — общество — государство». Этакратически сформированный менталитет нашего общества на первое место в этой триаде традиционно ставит государство, затем общество и только в конце совокупность прав и свобод человека и гражданина. Между тем сущность демократии заставляет эту пирамиду приоритетов вернуть в исконное состояние. В Конституции Российской Федерации и других основополагающих актах государства неустанно подчеркивается, что первичны интересы граждан. Их личные (частные) интересы в случае совпадений приобретают социальный характер и позволяют создавать те или иные добровольные объединения — институты гражданского общества.
Итак, определяющим документом в системе «сдержек и противовесов» выступает Конституция Российской Федерации. В этой связи необходимо специально остановиться на проблеме изменения ее отдельных положений.
Статья 135 Конституции определяет порядок изменения глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции), согласно которой изменение может быть осуществлено только специально созванным Конституционным собранием при поддержке 3/5 всех членов Федерального собрания. Принятие поправок к главам 3—8 Конституции регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Федеральные законы о таких поправках принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4), после чего направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. Для окончательного принятия закона о поправках к Конституции необходимо одобрение его законодательными (представительными) органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации и подписание закона президентом Российской Федерации. Более подробно механизм этого процесса прописан в федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов