logo search
УМПок

3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства

Важным показателем демократичности государства является недопустимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Этому служит принцип разделения властей — на светскую и духовную, военную и гражданскую, центральную и местную, на законодательную, исполнительную и судебную.

Гарантией реализации этого принципа являются система «сдержек и противовесов» между полномочиями тех или иных органов власти, механизм паритетного участия в решении тех или иных вопросов. Так, при формировании избирательных комиссий их члены назначаются на региональном и местном уровнях двумя ветвями власти — исполнительной и законодательной — на паритетных началах; при формировании Центральной избирательной комиссии — тремя институтами: президентом, Советом Федерации и Государственной думой (по 5 человек от каждого).

Существует система взаимного контроля отдельных институтов власти:

— президента — над формированием и функционированием правительства, ходом законодательного процесса в парламенте, формированием кадрового состава федеральных судей;

— правительства — над механизмами принятия бюджета,

расходными аспектами вновь принятого законодательства;

— Федерального собрания — над правительством (вотум недоверия), над президентом

(право импичмента), над Генеральным прокурором, председателем Центрального банка, уполномоченным по правам человека (при назначении), судебными органами (при амнистии);

— судов и прокуратуры — над всеми ветвями власти в виде контроля за соблюдением ими законодательства. Ежегодно судами Российской Федерации выносится до полутора тысяч решений о признании тех или иных нормативно-правовых актов недействительными.

Юридическим выражением системы «сдержек и противовесов» в построении высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти является ряд статей Конституции Российской Федерации.

В статьях 102, 103, 111 определены вопросы исключительного ведения Государственной думы, механизмы, обеспечивающие правомочность ее решений, и условия, сдерживающие ее свободу. Так, в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных президентом кандидатур на должность главы правительства президент без ее согласия осуществляет назначение, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Конституция также определяет исключительные прерогативы других органов власти: Совета Федерации, правительства, высших судов Российской Федерации, Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, Центрального банка.

Проявлением принципа разделения властей является и запрет совмещать депутатскую деятельность с работой в исполнительных органах власти и с коммерческой деятельностью.

Кроме вертикального разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) различают горизонтальное разделение властей на три уровня: центральный (федеральный), региональный (субъектный) и местный (муниципальный).

Третий вид разделения властей восходит к наличию триады «личность — общество — государство». Этакратически сформированный менталитет нашего общества на первое место в этой триаде традиционно ставит государство, затем общество и только в конце совокупность прав и свобод человека и гражданина. Между тем сущность демократии заставляет эту пирамиду приоритетов вернуть в исконное состояние. В Конституции Российской Федерации и других основополагающих актах государства неустанно подчеркивается, что первичны интересы граждан. Их личные (частные) интересы в случае совпадений приобретают социальный характер и позволяют создавать те или иные добровольные объединения — институты гражданского общества.

Итак, определяющим документом в системе «сдержек и противовесов» выступает Конституция Российской Федерации. В этой связи необходимо специально остановиться на проблеме изменения ее отдельных положений.

Статья 135 Конституции определяет порядок изменения глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции), согласно которой изменение может быть осуществлено только специально созванным Конституционным собранием при поддержке 3/5 всех членов Федерального собрания. Принятие поправок к главам 3—8 Конституции регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Федеральные законы о таких поправках принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов Государственной думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4), после чего направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. Для окончательного принятия закона о поправках к Конституции необходимо одобрение его законодательными (представительными) органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации и подписание закона президентом Российской Федерации. Более подробно механизм этого процесса прописан в федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».