logo search
УМПок

Введение

Специфика данного учебного пособия определяется предметом исследования, которым является современная политическая система Российской Федерации.

Употребление слова «современная» предполагает, что курс охватывает исторический период, начавшийся с принятия Декларации о суверенитете России (12 июня 1990 г.), хотя многие особенности современной российской политики обусловлены документом более позднего времени — Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 г. Вместе с тем принципы компаративистики, системности и детерминизма требуют от нас обращения к парадигмам из прошлого нашего Отечества, к анализу сходных ситуаций в зарубежной практике, в том числе и в практике государств постсоветского пространства (примеры этих государств представлены в отдельных боксах).

Из многочисленных определений понятия политики мы остановились на наиболее общем, подчеркивая особую роль в ней суверенитета и власти, политической системы и социальной структуры общества.

В ходе изучения курса студенты и слушатели должны познакомиться с реализацией в российских условиях основных функций политики:

— поддержания общественного порядка, гарантирующего свободу и достоинство личности;

— решения проблем, затрагивающих интересы всех граждан;

— распределения общественных ресурсов;

— безболезненного и продуктивного урегулирования конфликтов;

— обеспечения социальной справедливости внутреннего и международного мира.

Явление власти повсеместно, и ее проникновение вмир людей всеобъемлюще. Однако в большинстве случаев проявление власти носит личный характер (родители — дети, учитель — учащиеся, начальник — подчиненные). В тех случаях, когда изменению подвергается поведение больших групп населения, можно говорить о политическом характере власти.

При изучению данных проблем мы будем использовать прежде всего такое понятие, как политическая система. Рассматривая ее как форму, способ организации чего-либо, множество закономерно связанных элементов, находящихся в определенной иерархии по отношению друг к другу и представляющих собой определенное целостное образование, мы должны учитывать закон необходимого разнообразия («закон Эшби»): потенциал системы прямо пропорционален степени разнообразия. В рамках системы, как правило, встречаются таксоны — группы дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков. Основными таксонами политической сферы являются государство, бизнес-структуры, гражданское общество (в

соответствии с теорией «трех секторов», см. схему 1).

В состав политических институтов входят государственные учреждения, муниципальные органы, политические партии, профсоюзы, общественные объединения, конфессиональные структуры, средства массовой коммуникации и т. п.

Политические нормы, т. е. некие общепринятые правила политического поведения можно разделить на правовые (нормы, издаваемые государством и имеющие общеобязательное значение) и гражданские (установленные тем или иным институтом гражданского общества и регулирующие отношения только участников данного института) акты. Некоторые исследователи помимо этих двух групп называют и третью — политические традиции. Важнейшими нормами общества, несомненно, являются Конституция и законодательные акты государства. Знание Конституции является базисным условием усвоения данного курса.

Таким образом, политическую систему общества можно определить как органичную совокупность трех секторов человеческой деятельности:

— первого (государства), характеризующегося приоритетом политических интересов, правовым характером норм и вытекающей из этого обязательности воздействия государства на граждан;

— второго (бизнеса), с доминирующими частными экономическими интересами, регулируемого как объективными экономическими законами, так и нормами государственного регулирования, основанного на свободном выборе экономической деятельности и предпринимательском риске;

— третьего (гражданского общества), ориентированного прежде всего на социальные интересы граждан, строящегося на добровольности объединения граждан в свободные ассоциации и на их самодеятельности.

Несмотря на то что политика доминирует лишь в первом секторе, взаимодействие государства со вторым и третьим также носит политический характер.

Динамичность политической системы заставляет исследователя подходить к изучаемым явлениям диалектично, применять разнообразный инструментарий научного осмысления конкретных фактов, использовать анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный подходы, принципы системности, детерминизма и компаративистики.

Дисциплина базируется, прежде всего, на законодательстве Российской Федерации (Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах Российской Федерации, нормативных указах президента России), конституции (устава) и законодательстве субъектов Федерации; наиболее политически значимых подзаконных актах органов государственной власти и местного самоуправления.

Важными источниками являются также документы институтов гражданского общества (в первую очередь политических партий), выступления политических лидеров, материалы средств массовой информации, итоги социологических исследований, статистические материалы и т. п.

Проблематика дисциплины широко освещается в научной литературе. Так, статьи и монографии по тем или иным аспектам современной российской политики ежегодно исчисляются многими десятками. Наиболее актуальные мы приводим в списках дополнительной литературы в конце каждой темы.

Для эффективного освоения текста лекций следует пользоваться словарем терминов, отвечать на контрольные вопросы

В учебном пособии используются следующие пиктограммы:

 — термин, содержащийся в словаре;

 — примеры, разъясняющая и справочная информация;