6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
Одной из важнейших задач, решаемых правительством, является обеспечение национальной
К полномочиям правительства в области обеспечения национальной безопасности относятся:
— разработка и проведение государственной политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
— обеспечение обороны и государственной безопасности;
— оснащение вооружением и военной техникой, материальными средствами, ресурсами Вооруженных сил и других воинских формирований;
— обеспечение выполнения государственных целевых программ развития вооружения;
— меры по охране государственной границы;
— меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка;
— руководство гражданской обороной;
— проведение единой государственной политики в области обеспечения экологической безопасности;
— координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Руководящими документами в этой сфере для правительства являются Конституция, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Российской Федерации. Они определяют специфику национальных интересов для личности, общества и государства.
Новая военная доктрина России, утвержденная в феврале 2010 г., впервые называет потенциального противника – блок НАТО и его угрозы – расширение и приближение к границам России, развертывание систем ПРО и неядерного высокоточного оружия, милитаризация космоса. Также впервые назван и главный союзник – Белоруссия, а также страны – члены Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), страны участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), другие страны СНГ. Доктрина фиксирует право России на ответное применение ядерного оружия, однако обсуждавшееся в заявлениях политиков право превентивного ядерного удара в документ не включено. В доктрине зафиксировано право России использовать свои вооруженные силы за рубежом для защиты интересов страны и ее граждан, а также для поддержания международного мира и безопасности.
Основным координационным органом обеспечения этой функции государства является Совет безопасности Российской Федерации (СБ), структура и функции которого мы уже рассматривали. СБ, являясь органом совещательно-консультативным, может лишь предлагать рекомендации для конкретно-оперативной деятельности органов исполнительной власти и силовых структур.
Ведущим органом внешней безопасности Российской
Принципы формирования Вооруженных сил России строятся на обязанности всех мужчин призывного возраста (18—28 лет) нести воинскую службу на основе экстерриториальности. После принятия в 2002 г. федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» лицам, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит служба в армии, предоставлено право замены воинской службы особыми видами трудовой деятельности в организациях, подведомственных федеральным и региональным органам исполнительной власти, либо в военных организациях, но на гражданской службе. Для них сохраняется принцип экстерриториальности, но срок службы увеличен в 1,5 раза (для лиц с высшим образованием он меньше в 2 раза).
Территориально Вооруженные силы дислоцированы в пределах четырех военных
Военная реформа, начатая осенью 2008 г. установила новую организационную структуру войск: вместо полков, дивизий, корпусов и армий введена система «бригада - оперативное командование – округ».
Организационная структура Вооруженных сил состоит из трех видов (СВ, ВВС, ВМФ), трех отдельных родов (РВСН, КВ и ВДВ) и тыла Вооруженных сил.
Сухопутные войска включают следующие роды войск:
— мотострелковые войска;
— танковые войска;
— ракетные войска и артиллерия;
— войска ПВО
— армейская авиация
— специальные войска (разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, технического обеспечения, топогеодезические, гидрометеорологические, тыловые).
Вторым видом Вооруженных сил являются Военно-воздушные силы, включающие 4 командования ВВС и ПВО на стратегических направлениях, Объединенное стратегическое командование воздушно-космической обороны, отдельные командования Дальней и Военно-транспортной авиации. Средства противовоздушной обороны (ПВО) в ходе реформы будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны. Вместо авиаполков и дивизий создаются 55 авиабаз трех разрядов (для масштабных операций, для операций масштаба полка, для операций уровня эскадрилий).
Родами войск ВВС являются бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная авиация, авиация ПВО, зенитно-ракетные и радиотехнические войска.
Третьим видом Вооруженных сил
Большой проблемой, которую должна решить военная реформа, является оснащение войск современным вооружением. По данным начальника Генштаба Николая Макарова летом 2009 г. оснащенность армии основными видами вооружения и техники не превышала 15%. Лишь каждый пятый полк СВ являлся частью постоянной готовности; в ВВС такие полки составляли 7%; в ПВО их не было вовсе. В ВМФ в некоторых дивизиях находилось только по одному полностью экипированному кораблю47.
Из 291 самолета МиГ-29, стоящих на вооружении в ВВС, около 200 отстранены от полетов из-за опасности коррозии несущих частей, так как исчерпали 20 лет летный ресурс. Сходная картина с двухстами самолетами Су-27. В 2009 г. превысили сроки эксплуатации самолеты Ил-20 (которые могут вести все виды воздушной разведки) и Ил-20 (воздушный пункт оперативно-стратегического управления), разработанные в 1970-е годы. Практически нет в войсках беспилотных летательных аппаратов (ведутся переговоры о закупках БПЛА в Израиле, Италии и Франции). Из года в год задерживается поставка в армию Су-35.
В ВМФ России в 2009 г. было 46 подводных лодок (в т.ч. 27 атомных и 19 дизельных); 11 из них вооружены баллистическими ракетами (все постройки 1980-х гг.). Для сравнения: в КНР 54 подлодок, 2 оснащены баллистическими ракетами; в США подобное оружие размещено на 14 лодках. По такому показателю, как одновременный выход на дежурство, российский флот имеет показатель 10% (в СССР - 15%, в КНР в 2008 г. 22%).
70% всех средств, выделяемых на строительство кораблей расходуется на создание атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей» - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», а также на доводку ракетного комплекса «Булава». К сожалению, большая часть пробных пусков «Булавы» были неудачны.
По инициативе спикера Государственной Думы Б Грызлова начат процесс передислокации Главного штаба ВМФ в Петербург «чтобы орган руководства были приближены к войскам, которыми управляют»48 Стоимость переезда по оценкам экспертов будет стоить от 26 до 50 млрд. руб.
Важнейшее значение имеет отдельный род (ранее — вид) Вооруженных сил — Ракетные войска стратегического назначения. В их состав входят 3 ракетные армии, 9 дивизий (4 с комплексами стационарного базирования и 5 дивизий мобильных «Тополей М»), 756 пусковых установок стратегических ракет (3 630 боеголовок). 75 стратегических бомбардировщиков сил ядерного сдерживания несут 819 зарядов; 384 ракеты с 1 824 зарядами размещены на подводных лодках. Всего в распоряжении РВСН находится 5 799 ядерных боеприпасов.
С 2001 г. самостоятельным родом Вооруженных сил стали Космические войска, в которые входят армия ракетно-космической обороны, космодром Плесецк, Главный центр испытаний и управления космическими средствами, управление по вводу систем ракетно-космической обороны и другие подразделения. В планах военной реформы развертывание этого рода войск в новый вид Вооруженных Сил - Воздушно-космическую оборону (ВКО).
Славную историю имеет такой отдельный род Вооруженных сил, как Воздушно-десантные войска. Их плановая численность 32 тыс. военнослужащих, объединенных в 4 дивизии (в Туле, Иванове, Пскове и Новороссийске), десантно-штурмовую бригаду в Ульяновске и подмосковный отдельный полк специального назначения.
Все службы обеспечения армии и флота составляют тыл Вооруженных сил.
Военная реформа, осуществляемая в настоящее время, предполагает не только организационно-структурные изменения. Задача состоит в изменении соотношения рядового, офицерского и генеральского состава армии, сокращении офицерских должностей во вспомогательных структурах (военной журналистике, торговых, медицинских и финансовых учреждениях, музыкальных оркестрах), доведении соотношения контрактников и призывников до соотношения 70 : 30 и др. Наиболее актуальным является постепенный перевод армии и других милитаризованных структур на профессиональную основу.
Трудности военной реформы во многом связаны с объективным недостатком финансовых средств как для повышения боеспособности армии, так и для обеспечения нормальных бытовых условий военнослужащих. Для понимания этих проблем приведем ряд цифр: один выстрел в современной гаубице по цене примерно соответствует месячному офицерскому окладу; один боевой комплект орудия равен цене этого орудия.
В ходе реформы проведено сокращение аппарата военного управления с 21 тыс. до 8500 человек, в т.ч. число генералов сокращено с 1100 до 900, число офицеров - с 450 до 150 тыс.
Планируется упразднить институт армейских прапорщиков (из 140 тыс. будет оставлены в армии и переобучены в сержанты 20 тыс.). Институт мичманов сохраняется как и 16 мичманских школ.
Резко сокращается число военных учебных заведений – если к началу реформы их было 65, в том числе 15 академий, четыре военных университета, 46 военных училищ и военных институтов, то останется десять - три военных учебно-научных центра (по видам вооруженных сиил), шесть академий и один военный университет.
Вопросы внешней безопасности решает также Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР). Историческими предшественниками СВР были Иностранный отдел ВЧК (ИНО), Первое главное управление КГБ (ПГУ) и другие разведывательные
Важным органом предотвращения угроз как внешнего, так и внутреннего характера является Федеральная служба безопасности (ФСБ).
Функции ФСБ в современный период определены положением, принятым 11 августа 2003 г. В их число входят:
— информирование президента и правительства об угрозах безопасности Российской Федерации;
— выявление, предупреждение и пресечение разведывательной деятельности иностранных государств, направленной против безопасности России;
— выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
— координация всех
— обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров;
— контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, ведение шифровальной работы;
— выявление и пресечение радиоизлучения передающих с территории Российской Федерации радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу ее безопасности;
— организация и осуществление при взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотиков, негласным получением информации о деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп;
— добывание и обработка во взаимодействии с СВР и ГРУ разведывательной информации;
— обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
— осуществление мер по защите государственной границы.
Численность подразделений ФСБ составляет 78 тыс. военнослужащих. Кроме того, с марта 2003 г. в систему ФСБ входит пограничная служба. Численность пограничных войск составляет 250 тыс. военнослужащих.
Специфические обязанности восприняла от бывшего девятого управления КГБ Федеральная служба охраны (ФСО). В ее функции входит обеспечение безопасности президента, премьер-министра, спикеров палат парламента, председателей высших судов, Генерального прокурора, спецпредставителей президента в федеральных округах и бывших президентов СССР и России. В подчинении ФСО находятся Служба безопасности президента РФ, Служба специальной связи и информации, спецгруппа «Вымпел», Президентский (бывший Кремлевский) полк, комендатура Московского Кремля. Численность ФСО — 25 тыс. военнослужащих.
Основным органом управления внутренней безопасности является Министерство внутренних дел (МВД). Основной службой, обеспечивающей безопасность личности и общества, защиту всех форм собственности, охрану правопорядка и профилактику правонарушений, осуществляющей функции розыска, дознания и следствия, является
по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
уголовного розыска;
экономической безопасности и противодействия коррупции;
по противодействию экстремизму;
собственной безопасности;
на транспорте;
вневедомственной охраны.
Кроме того в систему полиции входит Национальное центральное бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации,по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий, оперативно-разыскной информации, по организации дознания.
В феврале 2011 г. создано Управление подразделений специального назначения и авиации МВД. В его подчинении находится межрегиональный центр специального назначения (отряд ОМОН «Зубр», отряд милиции спецназначения «Рысь», авиаотряд специального назначения).
Другим важным подразделением МВД России является Следственный департамент, который наряду со Следственным комитетом России и Следственным управлением ФСБ составляет единую систему органов следствия в Российской Федерации.
В подчинении МВД находится одна из наиболее крупных милитаризованных структур — внутренние
В функции ВВ входит охрана особо важных объектов, противодействие деятельности незаконных вооруженных формирований, подавление внутренних беспорядков. Ранее входившие в полномочия ВВ функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также охраны осужденных и содержания мест исправления наказаний возложены на Федеральную службу исполнения наказаний Министерства юстиции.
Помимо внутренних войск активными боевыми единицами Министерства являются 208 отрядов спецназа МВД, объединяющие 25 тыс. бойцов.
Общая численность сотрудников МВД 820 тыс. чел.
Начальник Следственного департамента и главнокомандующий внутренними войсками по должности являются заместителями Министра внутренних дел.
Территориальными органами МВД являются главные управления и управления на транспорте по федеральным округам; оперативные бюро, центры специального назначения, линейные управления МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; министерства внутренних дел республик, главные управления и управления МВД по иным субъектам Российской Федерации; управления, отделы МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Подведомственным МВД органом является Федеральная миграционная служба, контролирующее нормы поведения иммигрантов.
В качестве самостоятельного федерального органа, решающая проблемы внутренней безопасности действует Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В системе органов внутренней безопасности большое значение имеет такой орган, как Министерство юстиции, в функции которого входит правовое обеспечение нормотворческой деятельности всей системы исполнительных органов государства, организационно-правовое обеспечение судебной реформы, участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.
Министерство является также органом государственной регистрации уставов общественных и религиозных объединений, что обеспечивает контроль над возможными угрозами государству с их стороны. Оно осуществляет правовые и судебные экспертизы, руководит федеральными службами регистрации, судебных приставов и исполнения наказаний.
В подведомственном подчинении Минюста находятся две милитаризованные структуры - Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
Особое место в системе обеспечения безопасности страны занимает Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации (МЧС). Войска гражданской
По оценкам социологов деятельность корпуса спасателей пользуется наиболее позитивной оценкой граждан России, в отличие от других силовых структур.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов