logo search
УМПок

6.3. Управление социальной политикой государства

Еще Адам Смит писал: «То, что улучшает условия большинства, никоим образом не может быть признано вредным для целого. Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительная часть его членов бедна и несчастна». Однако вплоть до XX в. идеи социального

государства были лишь мечтой.

Первым в мире социальным государством стала Россия, объявившая в 1917 г. задачу реализации социальных ценностей приоритетной. В советский период были достигнуты такие социальные завоевания, как всеобщая занятость, бесплатное образование и здравоохранение. Граждане советской страны имели систему жилищно-коммунальных льгот, уделялось специальное внимание социальной заботе о детях, беременных женщинах, инвалидах, пенсионерах. Во многом под влиянием достижений нашей страны происходила активная социализация политики капиталистических государств, разрабатывавших и внедрявших различные модели государства благосостояния (welfare state).

 В мире сложились три типа (модели) социальных государств:

— Либеральная (англосаксонская) модель, в которой государственные обязательства сведены к минимуму и распространяются только на самые неблагополучные слои населения.

— Скандинавская (социал-демократическая) модель, предусматривающая базисное обеспечение социальных гарантий всем гражданам за счет всеобщих налогов.

— Континентально-европейская модель, ориентированная на долевое отчисление взносов как работников, так и работодателей и сочетание борьбы против бедности с обеспечением достойного уровня жизни всем.

Социальные государства в тех или иных своих проявлениях должны реализовывать следующие функции:

— компенсаторную (функцию возмещения);

— инвестиционную (развитие и модернизацию общественной инфраструктуры, образования, науки);

— эмансипаторскую (защиту личности от социальных рисков);

— распределительную (перераспределительную);

— интегративную;

— легитимационную.

В начале 90-х гг. ХХ в. перед новым российским государством встали задачи необычайной сложности: во-первых, сохранить ресурсы государственной социальной политики, во-вторых, расширить их с целью приближения к зарубежным стандартам. Новая социальная политика первой половины 90-х гг. строилась на ложной посылке быстрого выхода России из кризиса, что должно было позволить решить эти задачи. Именно этим объясняется декларированный Конституцией и законодательством широкий спектр социальных гарантий с одновременным неисполнением их в связи с нехваткой ресурсов. Одновременно возникли новые негативные факторы и явления (безработица, вынужденная миграция, имущественное расслоение, бездомность, беспризорность, массовая наркомания и т. п.). Все это сопровождалось остаточным принципом финансирования социальных программ. Подобный дисбаланс стал мощным социальным раздражителем, который должен быть погашенным рациональной системой социального правления.

К полномочиям правительства в социальной сфере Конституция Российской Федерации относит:

— обеспечение единой государственной социальной политики;

— меры по реализации трудовых прав граждан;

— разработку и реализацию программ сокращения и ликвидации безработицы;

— меры по реализации социального обеспечения;

— обеспечение единой миграционной политики;

— реализацию прав граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие;

— развитие физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

— содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, реализацию молодежной политики;

— государственную поддержку развития науки;

— обеспечение единой государственной политики в области образования;

— государственную поддержку культуры, в том числе культурного наследия народов Российской Федерации;

— взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями.

Головным органом решения этих проблем является Министерство здравоохранения и социального развития, которое обеспечивает реализацию конституционного права граждан на благоприятные условия жизни, через подведомственные федеральные службы курирует вопросы защиты прав на труд и социальное обеспечение, здравоохранение и права потребителей.

Сходные социальные задачи по обеспечению здорового образа жизни решает Министерство спорта, по туризма и молодежной политики с подведомственными федеральными агентствами.

Министерство образования и науки является основным органом по осуществлению управлением развития научных исследований и реформированию системы просвещения. В этом направлении активно работает и Министерство культуры.

24 мая 2011 г. указом Президента РФ в ведении правительства для правовой защиты авторских прав образована Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Важной является проблема разрешения ситуации с неблагоприятными условиями жизни: это и переселение россиян из неблагополучных районов, и переселение граждан России и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья в Россию, и реализация прав граждан на жилье, на свободное перемещение и выбор места жительства. В той или иной степени перечисленные вопросы курирует Федеральная миграционная служба.

Несмотря на разветвленную систему социальных органов власти, мы вынуждены констатировать, что государство демонстрирует некомплексность и безадресность социальной политики, крайне неудовлетворительно использует ее основные механизмы:

— рост денежных доходов съедается нехваткой ресурсов и инфляцией;

— организация адресной социальной защиты плохо структурирована;

— натуральная безвозмездная помощь эпизодична;

— долгосрочное кредитование не налажено;

— отсутствует система семейных пособий;

— бюджетное финансирование образования, здравоохранения и культуры недостаточно и малоэффективно;

— соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ, 4611 руб.), прожиточного минимума (в 2010 г. по стране 5688 руб.46), абсурдно;

— оплата труда бюджетников катастрофически занижена;

— неоправданно велика отраслевая дифференциация доходов.

Трудности в реализации социальной политики связаны с тем, что правительство не понимает, что выполнение социальной функции заключается не в физическом предоставлении какой-то услуги, а в организации того, чтобы эта услуга на рынке появилась и в компенсации для тех, кому эта услуга недоступна. Это наиболее наглядно видно на примерах политики в области образования, здравоохранения или так называемой монетизации льгот, приведших к реальному снижению социального благополучия населения.

Неудовлетворенность граждан социальной политикой опасна не только как фактор общественной нестабильности, но и как отрицательный показатель роста экономической эффективности производства. Остаточное финансирование сферы образования приводит к вымыванию наиболее подготовленных педагогических кадров, снижению уровня образования и, как следствие, приходу на производство малоподготовленных работников. Низкая оплата труда других бюджетных категорий трудящихся способствует аналогичным негативным процессам и в этих сферах.

Непонимание непосредственной связи эффективной социальной политики с успешным ходом реформ является мощным тормозящим фактором создания современного государства.