logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Ролевые игры

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в ма­лых группах являются основным приемом на интерактивных за­нятиях. В ролевой игре участникам предлагается "сыграть" дру­гого человека или "разыграть" определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также исполь­зуются близкие названия (имитации, деловые игры, моделиро­вание).

1 Профессор Моника Платек (Варшавский университет. Польша) предлага­ет в русской версии использовать аббревиатуру МОПС-формула: Мнение '-Обоснование - 11римср - Следа вне.

Методики ролевых игр способствуют развитию навыков кри­тического мышления, коммуникативных навыков, навыков реше­ния проблем, отработки различных вариантов поведения в про­блемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям. В программах клинического юридического образования ролевые игры стали основной методикой при проведении ауди­торных занятий. При помощи ролевых игр проводи гея тренинг отдельного навыка и комплекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстрируются навыки и типичные ошиб­ки. Важное место занимает диагностика и оценка эффективности обучения.

Тренинг отдельного навыка - это основная цель использова­ния ролевых игр. При этом необходимо точно определить, какому именно навыку вы будете обучаться. Во-первых, это важно с прак­тической точки зрения - чтобы игра не прошла впустую, ради за­бавы. Во-вторых, в зависимости от запланированного учебного результата будет разработана фабула, подобраны нормативные материалы, определены роли, составлено задание для участников и наблюдателей, определено время для проведения игры, подго­товлены вопросы для получения обратной связи. Основные участ­ники ролевой игры - студенты, но для исполнения отдельных ро­лей (клиентов, сторон в суде, обвиняемых, потерпевших) могут быть приглашены также волонтеры - студенты младших курсов, преподаватели, простые граждане, практикующие юристы. В ка­честве волонтеров могут выступить и граждане, вовлеченные в реальную ситуацию, на основе которой разработаны материалы для ролевой игры. Комментарии волонтеров могут быть очень по­лезны, они также могут сравнить действия участников с действи­ями практикующих юристов по реальному делу. Серьезный тре­нинг отдельного навыка предполагает участие в серии ролевых игр (с изменяющимися фабулами и поведением персонажей, с по­степенным усложнением задач). Каждый студент должен неодно­кратно выступать и в качестве активного участника, и в качестве наблюдателя и комментатора.

Тренинг комплекса навыков требует, как правило, продолжи­тельных ролевых игр, например, в форме учебного судебного про­цесса. При подготовке к игре и при распределении ролей можно для каждого участника определить, какие именно навыки долж­ны быть отработаны в первую очередь (например, для одного -составление возражения против иска, для другого - проведение допроса свидетеля противоположной стороны, для третьего -

выступление в прениях, для четвертого-составление кассацион­ной жалобы и т.д.).

Тренинг наблюдения и комментирования ** цель всех проводи­мых занятий. Участники игры, проводя самооценку, наблюдая и комментируя действия своих коллег, используют наиболее эффек­тивный метод собственного обучения - обучение других. При этом также вырабатываются навыки конструктивной критики, сотруд­ничества, столь необходимые для дальнейшей профессиональной карьеры юристов.

Демонстрация навыка как цель ролевой игры предполагает участие в качестве юриста преподавателя или приглашенного практика (либо наиболее подготовленного студента, желательно уже применяющего этот навык на практике). При этом следует учитывать, что "идеальных" демонстраций не бывает, что бездум­ное копирование поведения даже самого замечательного профес­сионала опасно, что цель демонстрации - познакомить с техноло­гией действий в типичных ситуациях. Отработать навык собствен­ного поведения, свою неповторимую манеру работы студент должен сам путем долгих тренировок и практики. Важно также, чтобы демонстратор был открыт для критики со стороны пусть и менее опытных наблюдающих коллег.

Демонстрация типичных ошибок заключается в том, что пре­подаватель (или подготовленный студент, или приглашенный юрист) специально в ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. Лучше показывать одну-две ошибки в простых коротких демонстрациях. Участники игры должны внимательно наблюдать, распознавать и комментировать "непрофессиональные" действия демонстратора, предлагая пути исправления ошибок. Принципи­ально важно не увлекаться, не утрировать ошибки и, самое глав­ное, не ограничиваться только ''плохими" примерами. За демон­страцией ошибки должна последовать ролевая игра, в которой демонстрируется позитивное поведение. Участникам игры мож­но предложить самим показать, как следовало поступить в разыг­рываемой ситуации.

Диагностика как цель ролевой игры достигается следующим образом. В начале обучения или повышения квалификации сту­дентам предлагается принять участие в простых ролевых играх (первичный прием клиента, допрос в суде и т.п.), что позволяет оценить их уровень владения базовыми прикладными знаниями, развития навыков. Отталкиваясь от этих наблюдений, можно спла­нировать дальнейшие занятия либо обратить внимание на пробе-

лы в знании норм материального и процессуального права, кото­рые могут быть восполнены самостоятельно.

Оценка эффективности обучения - это диагностика самого процесса обучения, проверка эффективности совместной работы участников. В некоторых случаях участие в ролевой игре может быть формой задания для получения зачета по программе юриди­ческой клиники. Например, программа подготовки сертифициро­ванных медиаторов предполагает проведение претендентом че­тырех полномасштабных учебных медиаций, включая итоговую экзаменационную, где в роли сторон выступают реальные конф­ликтующие граждане.

В повседневной работе, особенно по сложным делам, профес­сиональные юристы часто прибегают к проведению ролевых игр, имитируя отдельные этапы работы с клиентом, с противополож­ной стороной, с участниками судебного процесса. При этом юрист может выступать не только в качестве консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в "роли" клиента, подзащитно­го, обвиняемого, доверителя, а также в образе другого юриста -своего процессуального противника. Такой прием позволяет взгля­нуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают более опытного коллегу, специалиста по данной категории дел.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты. Например: "После проведения этой ролевой игры участники смогут провести интер­вьюирование поэтапно и с соблюдением этических принципов взаимоотношений с клиентом" или: "После проведения этой ро­левой игры участники смогут выработать позицию по уголовно­му делу". Затем потребуется разработать или адаптировать учеб­ные материалы, так как универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует.

В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подго­товленности участников, их специализации, приоритетов и вку­сов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела, а если дело реальное, его, воз­можно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание

деталями. Некоторую опасность представляют вымышленные фабулы в связи с тем, что, увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тог­да, например, участник вместо запланированной вами подготов­ки выступления в прениях потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая под­вох со стороны автора фабулы.

К ролевой игре целесообразно подготовить следующие мате­риалы:

. фабулу дела, которая представляет собой краткое описание ситуации, сообщаемой всем участникам;

. руководство для ведущего - описание ожидаемых учебных результатов и пошаговый план проведения ролевой игры.

Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабаты­вать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указа­нием времени на выполнение каждого элемента занятия.

Технология проведения ролевой игры

Это план, описывающий условное занятие по отработке навыков, например навыка интервью. Он носит, конечно, лишь рекоменда­тельный характер. Не все шаги должны быть обязательно реали­зованы, может быть изменена их последовательность. Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необхо­димость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мо-

тивация - согласование результатов - представление плана - рас­пределение ролей - подготовка к ролевой игре - ролевая игра -деловая обратная связь. Эту цепочку можно представить в виде этапов проведения занятий.

1-й этап - мотивация (фокусировка). Это может быть воп­рос (например, "Зачем юрист задает клиенту вопросы?"), мини-демонстрация (например, невежливого, нетактичного поведения юриста с первых секунд появления клиента в кабинете), корот­кий рассказ или обмен мнениями об интересных и показатель­ных примерах из практики (например, о встречах с "трудными" клиентами).

2-й этап - согласование ожидаемых учебных результатов. Участники обмениваются ожиданиями (например: надеюсь, что после этой игры смогу провести интервьюирование клиен­та", "Я надеюсь понять, как себя вести в начале беседы с клиен­том" и т.п.), уточняют формулировку ожидаемых результатов, воз­можно уменьшают их количество.

3-й этап - договоренность о терминах. Возможно, потребу­ется вспомнить значение каких-либо понятий, содержание отдель­ных элементов технологической цепочки работы юриста и т.п. (например, уточнить, чем интервьюирование отличается от кон­сультирования).

4-й этап - представление плана игры. Оптимальный вари­ант, когда план вместе с указанием времени на выполнение каж­дого шага раздается всем участникам или вывешен на плакате.

5-й этап - представление правил игры. Необходимо напом­нить, что будут делать активные участники и наблюдатели на каж­дом этапе. Например: "Во время подготовки исполнитель роли клиента будет входить в образ; консультант подготовит свое ра­бочее место, настроится на работу с клиентом, спланирует свои действия; наблюдатели познакомятся со списками вопросов для оценки интервью. Затем в течение 10 мин. пройдет сама встреча консультанта и клиента. Наконец, активные участники и наблю­датели по очереди в течение одной-двух минут каждый проком­ментируют действия консультанта".

6-й этап - демонстрация. Иногда, особенно в начале обуче­ния новому навыку, приглашенный специалист или более подго­товленный коллега может сам показать несколько вариантов дей­ствий юриста в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения. Это может быть повторением пер-

воначальной "мотивационной" демонстрации, но уже без явных ошибок.

7-й этап - распределение ролей. Необходимо заблаговремен­ное оптимальное планирование распределения по ролям с учетом опыта предыдущих занятий. Важно также предоставить всем рав­ные возможности для участия в различных ролях - юристов, кли­ентов, наблюдателей. Участники в соответствии с их ролями по­лучают заранее подготовленные материалы.

8-й этап - подготовка к ролевой игре. При необходимости участники могут договориться об увеличении времени на подго­товку: готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей.

9-й этап -ролевая игра. Активные участники действуют в со­ответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или пре­подаватель не должны вмешиваться в действия участников, их задача - вести записи для последующего комментирования.

10-й этап -ролевая обратная связь. Участники игры, напри­мер "консультант" и "клиент", комментируют происшедшее, не выходя из своей роли, они могут раскрыть содержание конфи­денциальной информации, оценить действия друг друга.

11-й этап - деловая обратная связь. Участники игры, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия консультанта. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования.

12-й этап -комментирование специалиста. Приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консуль­танта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучав­ших комментариев.

13-й этап - связь с другими занятиями, курсами, дисциплина­ми. Участники могут обратить внимание на возможности, кото­рые предоставляет изучение предыдущих и последующих дис­циплин, содержание занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс юридической психологии может быть полезен для обучения оцен­ке индивидуально-психологических особенностей личности кли­ента; курс криминалистики - для обучения тактике проведения беседы; учебное пособие по ведению переговоров-для обучения выявлению интересов клиента и т.д.

Для упрощения процесса подготовки ролевой игры можно

предложить примерное соотношение времени (в процентах) на проведение отдельных элементов ролевой игры:

  1. Мотивация (фокусировка) )

  2. Согласование ожидаемых учебных результатов ) 15%

  3. Договоренность о терминах J

  4. Представление плана игры \

  5. Представление правил игры I \q%

  6. Демонстрация j

  7. Распределение ролей |

  8. Подготовка к ролевой игре | '5%

  9. Ролевая игра } 25%

  10. Ролевая обратная связь \ ] 1. Деловая обратная связь I

  1. Комментирование специалиста j °

  2. Связь с другими занятиями, курсами, дисциплинами /

Опыт показывает, что из перечисленных этапов наиболее цен­ной оказывается "деловая обратная связь", проводимая в соответ­ствии с правилами комментирования. Необходимо тщательно пла­нировать время, отведенное на каждый шаг ролевой игры, и следить за соблюдением плана, чтобы успеть плодотворно обсу­дить действия активных участников, тогда игра будет иметь обу­чающий эффект. Планирование времени - это не просто вспомо­гательное действие. Это также отработка навыков организации работы, управления временем, планирования беседы, выступле­ния в суде и т.д.

Техника комментирования (обратной связи)

Центральной частью интерактивного занятия является упражне­ние - ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п. Не меньшее значение, особенно при обучении практическим на­выкам, имеет заключительная часть занятия - подведение ито­гов, анализ, самооценка и комментирование действий участни­ков. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления.

К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благо­желательно воспринимать комментарии коллег, преподавателя, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не дости­гает своих целей. Часто первая естественная реакция - это реак-

ция отторжения: "Я не хочу слышать никакой критики"*, "Ком­ментатор сам не прав" и т.п. Критикуемый может замкнуться, зак­рыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки. Другая возможная нежелательная реакция -это реакция оправда­ния: все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое'". Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту.

Желаемая реакция на комментирование - понимание: "Я по­нял, в чем был не прав, что вы имеете в виду..." В результате кри­тикуемый сам может объяснить недостатки выполнения зада­чи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недо­статков.

Если комментарий действительно достиг своей цели, то кри­тикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне пе­реживает ситуацию и формирует новый образ поведения: "Теперь я бы действовал так..."

Не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемо­го. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в ана­логичных ситуациях.

Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации:

У мение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.

  1. Тема. Определи ге тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, например: "Да­ вайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы", "\Я хочу сказать о том, как завершать консультирование", "Я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юри­ стом" и т.п.)

  2. Воспроизведение. Продемонстрируйте, повторите те дей­ ствия, слова критикуемого, которые вам показались удачными или неудачными ("В начале беседы вы задали такой вопрос: ...*").

  3. Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недоста­ ток действий юриста, каковы возможные положительные или от­ рицательные последствия таких действий ("После такого вопро­ са...").

  4. Моделирование. Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры ("Можно было бы задать этот вопрос по-другому, например так - ...").

Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуж­дении действий коллег. Однако чтобы провести такой коммента­рий, необходимо быть предельно внимательным к действиям уча­стника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста.

Заключительная часть комментария - моделирование - стиму­лирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, то лучше всего немедленно повторить упражнение.

Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохра­нить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благо­желательный, настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возмож­но, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональ­ных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совме­стно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.

Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты и препо­даватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и со­трудничестве.