2.2. Юридические клиники в сша2
По нашей просьбе краткую историю становления клинического юридического образования в США излагает сотрудница Московского представительства ABA/CEELI3 Марша Ливи4. Предлагаем перевод материала, подготовленного специально для этой книги.
"Я остановлюсь на трех вопросах. Во-первых, на истории клинического образования, основы которого были заложены в начале XX в. и которое продолжает развиваться и в настоящее время. Во-вторых, на совершенствовании его методологии и на том, как это отражается на его возможностях. И, в-третьих, на некоторых различных видах юридических клиник, существующих в настоящее время.
Что касается истории клинического юридического образования в Соединенных Штатах, то многое я узнала из обширного исследования, проведенного Маргарет М. Бэрри, Джоном С. Дью-бином и Питером А.Джойем, которое вылилось в большую работу - "Третья волна: Клиническое образование на пороге третьего тысячелетия (2000)" [The Third Wave: Clinical Education for this Millenium (2000)]. Этот материал, один из черновых вариан-
1^Люблинский А. Указ. соч. С. 181.
2 Большинство авторов книги лично знакомы с опытом клинического обра зования в США. неоднократно были в американских вузах на стажировке и об ладают достаточно развернутой информацией об американских юридических клиниках. Кроме того, при создании российских юридических клиник в значи тельной степени учитывался и адаптировался именно опыт США. Это дало ав торам основание для выделения американского опыта клинического юридичес кого образования в виде отдельного раздела в данной книге.
3 ABA/CEELI - American Bar Association /Central and Eastern European Law Initiative (Американская ассоциация юристов / Центральная и восточноевро пейская правовая инициатива).
4 В настоящее время Марша Ливи работает в организации РИЛ - Public Interest Law Initiative (Инициатива права общественных интересов) при Колум бийском университете.
гов которого был предоставлен мне Джоном Дьюбином, коллегой по факультету права Университета Ратджерса, будет опубликован в "Clinical Law Review'".
История клинического юридического образования
В 1917 г., когда в России шла революция, которой было суждено изменить ход истории, в Соединенных Штатах были заложены первые семена той революции, которая в конце концов изменила все направление юридического образования. В этом году Уильям Роуи опубликовал в журнале факультета права статью, в которой он утверждал, что юридическое образование, основанное на клинике, является лучшим способом подготовки квалифицированных юристов1. Роуи сравнил юридическое образование с подготовкой специалистов в других областях, например в медицине, где работа в клинике является частью процесса обучения будущих врачей, и высказал мнение, что бюро правовой помощи на добровольческой основе, которые уже тогда существовали при некоторых факультетах права, должны официально использоваться при обучении студентов-юристов.
Во многих отношениях доводы Роуи представляли собой попытку включить в программу обучения на факультетах права ту форму юридического образования, которая являлась основной до начала XX в. и в первые его годы. Прежде чем получить разрешение иметь свою практику, будущие юристы изучали право, работая в качестве учеников опытных юристов. От этой системы начали отказываться в начале XX в., заменив ее на метод изучения сборников прецедентов, в соответствии с которым студенты обучались в аудитории, знакомясь с решениями по старым, завершенным делам2, анализируя их и размышляя о проблемах, связанных с правовой процедурой и теорией права.
Роуи считал, что студенты должны работать вместе с юристами и затем обсуждать реальные дела на занятиях по материально-
1 Rawe William V. Legal Clinics and Better Trained Lawyers - A Necessity 11 Ga // Law Review 59 LI 917.
2 11екоторые штаты продолжали такую форму обучения даже в 70-х годах. Чтобы получить диплом юриста в Нью-Йорке, можно было учиться в юриди ческом вузе или в течение четырех лет работать в качестве ученика адвоката. После завершения периода ученичества и успешной сдачи экзаменов, необхо димых для поступления в коллегию адвокатов, можно было открывать свою практику в штате Нью-Йорк.
му праву. Он предлагал назначать ответственного преподавателя факультета, который ''будет постоянно заниматься этой работой" и изучать все вопросы, связанные с практикой.
Клиническое образование в том виде, в котором его предложил Роуи, не получило быстрого развития в США. Хотя с 20-х по 40-е годы раздавались голоса ученых, которые выступали за то, чтобы клиническое образование было включено в учебные программы факультетов права1 и чтобы при изучении права студенты знакомились с социальными проблемами2, большинство юридических учебных заведений выступали против такого практического подхода к юридическому образованию. В 50-х годах были такие учебные заведения, которые пытались вводить в юридическое образование какую-то практику, однако по-настоящему клиническое юридическое образование начало формироваться в юридических вузах в 60-х годах.
Эти годы в Соединенных Штатах были временем общественных волнений. В центре внимания движения за гражданские права был тот факт, что не все американцы имеют равный доступ к правам, гарантированным Конституцией США. Многие молодые люди начинали осознавать ту несправедливость, с которой сталкивались бедные слои населения, часто не имевшие возможности воспользоваться услугами институтов по защите основных прав человека. Студенты-юристы требовали, чтобы получаемое ими образование было связано с их будущей практической деятельностью, в которой они видели себя защитниками интересов бедных и представителей меньшинств.
Движение за клиническое юридическое образование достигло наивысшей точки в то время, когда вопросы социальной справедливости стали занимать многих студентов и преподавателей юридических вузов. Преподаватель Университета Ратджерса Артур Кайной призывал студентов "заниматься серьезными делами и ситуациями, в которых процесс правоприменительной деятельности увязывался бы с фундаментальными проблемами современного общества... [с тем, чтобы] это могло стать замечательным учебным материалом, позволяющим глубоко проникать в фундаментальные теоретические, практические и концептуальные про-
1 См.: Barry. Dubin, Joy. The Third Wave: Clinical Education for this Millenium (draft).
2 Rekosh Edwin. The Possibilities for Clinical Legal Education in Central and Eastern Europe.
блемы, и все это в контексте реальной жизни с ее волнениями и потрясениями"1.
Студентов также увлекала идея работать над делами, которые "'изменят мир'" для всех или по крайней мере для одного человека, обычно бедного и представителя меньшинств, которому юридическая клиника могла бы обеспечить защиту его прав. В ознаменование своей преданности идее защиты интересов бедных и обездоленных студенты факультета права Университета Ратджерса дали своему факультету название "народный" (The People's Electric).
Клиники юридических вузов выполняли также и другую функцию - они давали студентам возможность обучаться профессиональным навыкам. Студенты не только приобретали практические навыки юриста до окончания вуза, но и учились размышлять о тех ценностях, которые лежат в основе профессии юриста, и уважать этические нормы.
В течение следующих 25 лет наблюдалось бурное развитие клинического юридического образования в Соединенных Штатах. Клиническое образование стало частью учебных планов большинства юридических вузов. В качестве преподавателей приглашались люди, которые не только имели опыт педагогической работы, но и владели практическими навыками работы юриста. Студенты получали зачеты за работу в клинике.
Многие считают, что движение за юридическое клиническое образование в США получило развитие благодаря Фонду Форда. В период 1965 - 1978 гг. Фонд Форда предоставлял гранты клиникам, чтобы они могли, начав свою деятельность, выжить2. Когда Фонд Форда прекратил оказывать поддержку клиникам, пришлось искать другие источники финансирования. Субсидии для клиник выдавались федеральным правительством через гранты по разделу 9 (Title 9 grants)3. Некоторые вузы субсидировали клиники из так называемых фондов IOLTA, которые образовались из процентов на средства клиентов. Ряд клиник известны под названием "клиники на банкнотах", они работали и продолжают существовать на гранты от частных фондов. Наконец, многие юриди-
1 Kinoy Arthur. The Present Crisis in Legal Education. 24 Rutgers // Law Review. 1. 7. 1969.
2 См.: Meltsner and Schrag. Reform from a CLEPR colony. 76 Columbia Law Review 581. 1976: Moliterno. Legal Education. Experiential Education and Professional Responsibility. 38 William and Mari Law Review 71. 92-3 (1996).
1 См.: Higher Education Act. 20 USC s. 1143 (u) 1988: 34 CFR ss 74. 75. 77. 1965.
ческие факультеты начали выделять средства на клиники, которые использовались на заработную плату и покрытие других эксплуатационных расходов, а также стали нанимать преподавателей юридических клиник на более длительный срок.
К 2000 г. вузовские клиники прочно вошли в учебные программы. Преподаватели юридических клиник получают зарплату, во многих учебных заведениях им в той или иной форме гарантируется длительное пребывание в должности, а студенты получают зачеты за работу в клинике. Однако уверенность в завтрашнем дне, которую сегодня испытывает большинство преподавателей клиник, - это сравнительно недавнее завоевание.
Многие преподаватели, работавшие по традиционной методике, и деканы факультетов права сопротивлялись развитию клинического образования. Некоторые считали, что оно имеет слишком узкую практическую направленность, тогда как, с их точки зрения, высокой целью обучения в юридическом вузе является развитие правового мышления, а не практических профессиональных навыков.
Клиническое юридическое образование было более дорогостоящим, чем обычные занятия в юридических вузах. В то время как преподаватель юридического вуза, работавший по традиционной методике, мог во время одного занятия обучить свыше 150 студентов, соотношение "студент клиники/преподаватель'" составляло 8/1. Клинике нужно было иметь помещения, чтобы создать обстановку юридической конторы для беседы с клиентом, для совещаний и работы студентов, для преподавателей клиники.
И наконец, юридическим вузам понадобилось время, чтобы признать, что преподаватели клиник заслуживают таких же гарантий занятости на длительный срок, как и преподаватели, работающие по традиционной методике. В Соединенных Штатах о преподавателях-"традиционалистах" судят обычно по наличию у них трудов, посвященных важным научным проблемам. "Клиницисты" часто не имеют времени писать, а если и пишут, то обычно их больше интересуют методики преподавания и более практические вопросы. На первом этапе юридические вузы не считали нужным рассматривать такие работы как вклад в науку.
Под давлением многочисленных факторов юридические вузы были вынуждены менять свое отношение к клиникам. Требования студентов о предоставлении клинического образования, призывы общественности к тому, чтобы юридические вузы осуществляли правовую помощь через клиники, требования, предъявляемые
юридической профессией, к тому, чтобы студентов обучали практическим навыкам до того, как они закончат свое образование в вузе, наконец, возникновение отдельной области научных исследований по актуальным вопросам обучения в клинике - все это сыграло свою роль.
Многие юридические вузы США учреждают постоянные должности для преподавателей клиники. Для этого предусматривается оценка работы клинициста за семилетний период по таким параметрам, как педагогическое мастерство, умение письменно излагать свои мысли и склонность к научной работе. Если после завершения этого периода с преподавателем клиники заключается контракт, то, как правило, он получает работу до конца жизни. Одни вузы заключают долгосрочные контракты с клиницистами, в соответствии с которыми их работа подвергается оценке каждые 3-5 лет, и, если такой преподаватель удовлетворяет критериям, установленным данным вузом для оценки его работы, с ним заключается следующий долгосрочный контракт. Другие вузы используют смешанный подход, третьи практикуют краткосрочные контракты, которые не всегда возобновляются.
Американская ассоциация юристов (ABA) - старейшая ассоциация в США, объединяющая юристов, - регламентирует работу юридических вузов, устанавливая стандарты и оценивая их работу, чтобы убедиться, что они отвечают предъявляемым ею требованиям. Если результаты проверки оказываются положительными, то такой вуз "аккредитуется" ассоциацией. В докладе 1992 г., известном под названием "доклад МакКрейта'' (по имени его автора Роберта МакКрейта), ABA опубликовала критерии повышения профессиональной квалификации, в которые вошло обучение основным практическим навыкам юриста: умению взять интервью у клиента, консультированию, переговорам и многим другим, входящим в программу клинического образования.
Обучение в клинике с точки зрения методики
В 70-80-х годах клиническое образование в США приобрело более широкое распространение, а преподаватели клиники получили заслуженное признание. Клиницисты начали писать о методике преподавания, обращая основное внимание на вопрос о том, "что делали и должны делать преподаватели клиники, как увязать методику преподавания в клинике со всей программой обу-
чения в вузе и каковы должны быть цели и задачи обучения в клинике"1.
Практические работники, решившие посвятить себя работе в клинике, понимали, что недостаточно только работать над настоящими делами или водить студентов в суд. Нужно было думать о целях клинического образования и разрабатывать такие методы преподавания, которые будут способствовать достижению этих целей. Например преподаватели клиники отметили необходимость решения следующих задач:
а) обучение навыкам, связанным с выполнением практиче ских задач, например, ведение интервью, консультирование, пе реговоры, навыки выступления в суде и т.д.;
б) обучение навыкам анализа, что не входит в традиционные учебные программы юридических вузов, т.е. решение проблем, принятие решений, формулирование фабулы и ее проверка;
в) создание у студентов представлений о том, что значит быть юристом в конкретном обществе;
г) обучение студентов профессиональным навыкам;
д) обучение студентов навыкам использования собственного опыта и опыта своих коллег2.
В конце 80-х годов был подготовлен доклад Комитета о развитии университетских клиник, в котором говорилось, что клиническое образование - это прежде всего метод обучения. Этот метод в основном характеризуется следующим: студентам предлагаются проблемные ситуации, аналогичные тем, с которыми юристы сталкиваются на практике; студенты решают эти проблемы в ролевой игре; от студентов требуется взаимодействие со своими коллегами для определения и решения этих проблем и, возможно, самое главное - работа студента подвергается тщательному критическому анализу'.
Преподаватели юридических клиник часто являются членами ассоциаций, которые всячески способствуют развитию клинического образования. Ассоциация американских юридических вузов при ABA, Ассоциация клинического юридического образования (CLEA) и SALT - это организации, которые проводят конференции, содействуют научно-исследовательской работе че-
1 См.: Barry, Dubin, Joy. Supra note 3, at 416.
2 См.: Dinersten В., Shalleck A. Workshop in Legal Education: Challenges of Professional Legal Training. December 1989.
3 См.: Barry, Dubin. Joy. Supra fn. 3. at 417.
рез журнал "Clinical Law Review", организуют учебные командировки и способствуют установлению связей между преподавателями клиник.
Правила студенческой практики
Ценность клинического юридического образования в Соединенных Штатах была признана штатами, которые приняли правила прохождения студенческой практики, позволяющие студентам работать над судебными делами под наблюдением адвокатов. Правила в разных штатах разные, однако все их объединяет общая черта- контроль за работой студента. В большинстве правил указано, на каком этапе обучения в вузе студент может проходить практику. В некоторых правилах содержатся очень подробные предписания, в других они достаточно общие.
Так, в Нью-Джерси студенты проходят практику с учетом правила суда 1:21 - 3(b) штата Нью-Джерси, в соответствии с которым студенты третьего курса юридического вуза могут выступать в суде под наблюдением адвоката. В правилах не указано, что означает "выступать в суде"; если противная сторона по делу выступает против данного правила студенческой практики, то вопрос о степени участия студента в деле обычно решается судом. Например, много лет назад у меня было дело, в связи с которым я хотела, чтобы студенты приняли участие в процедуре рассмотрения документов, представленных противной стороной до начала судебного разбирательства, и сняли показания ее свидетелей. Такая процедура разрешена в гражданских делах, где каждая из сторон имеет возможность "обнаруживать" информацию по делу, которой располагает противная сторона. Адвокат противной стороны был в ярости, когда ему пришлось предоставить свидетелей для дачи показаний. Он решил, что поскольку имеет дело со студентами, то может отказать в выполнении этой процедуры, чего не мог бы сделать, если бы другую сторону представлял практикующий юрист. Мы передали этот вопрос в суд, и суд постановил, что студенты могут проводить опрос свидетелей, и заставил адвоката выполнить наше требование.
Законодательство штата Нью-Йорк позволяет студентам, которые обучались, по крайней мере, два семестра в юридическом вузе, и выпускникам вузов, которые закончили обучение, сдали экзамен о допущении к открытию собственной практики и ожи-
дают результатов, выступать в суде "под наблюдением руководителя организации по предоставлению правовой помощи или... в соответствии с программой, одобренной штатом"1.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние