logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Глава 3

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ)1

Мы вошли в комнату, и на нас не обратили особого внимания. Несколько молодых и не очень молодых людей сидели на полу и играли в кубики, перебрасываясь отдельными фразами, остальные обступили играющих. Профессор Ком выделялся не­сколько более солидными залысинами и более протертыми джин­сами, он только что объяснил правила игры. Присмотревшись и прислушавшись, мы обнаружили в действиях играющих опреде­ленный смысл. Один из них внимательно смотрел на уже постро­енное из кубиков здание причудливой формы и пытался его опи­сать, однако, лишь отвечая на вопросы второго участника. Периодически студенты и профессор прерывали спрашивающе­го, и тогда он, подумав, переформулировал свой вопрос. В это время третий участник игры, сидевший спиной к игрушечной постройке, пытался из аналогичного набора кубиков повторить конструкцию. Он не видел здания, подсказкой ему служили толь­ко ответы на вопросы, собственное воображение и здравый смысл...

Так в августе 1997 г. в межвузовской юридической клинике Вашингтона проходили обычные занятия по курсу судебной ад­вокатуры. Студенты последнего года обучения тренировались восстанавливать картину события посредством допроса очевид­ца, отрабатывая при этом навыки общения, постановки откры-

' При подготовке данной главы был использован опыт применения интерак­тивных методик в России и за рубежом, в том числе результаты работы участ­ников семинаров и тренингов по интерактивным методикам, в частности, тре­нингов по клиническому юридическому образованию (Street Law), семинаров, организованных программой ABA/CEEL1. Фондом Форда. Межрегиональной ассоциацией "За гражданское образование", программой СИВИТАС и Амери­канской федерацией учителей и др. Также использованы разработки в рамках проекта правового образования "Живое право" (см.: Гутников А.Б., Пронькин В.М.. Эяиасберг Н.И. Живое право: Занимательная энциклопедия практическо­го права. Книга для преподавателя.!'. 1. СПб.. 2000).

тых, закрытых, наводящих вопросов, задумываясь о проблемах коммуникации, несовершенстве человеческого восприятия, пере­дачи и интерпретации информации.

Эта "игра в кубики" оказалась тщательно разработанным, спла­нированным и грамотно проведенным упражнением, она просто и наглядно продемонстрировала нам суть того, что мы называем интерактивными методиками обучения.

В клиническом юридическом образовании применяются мно­гочисленные методики, технологии, педагогические приемы. Иногда выделяют традиционные и инновационные методики. Можно предложить деление методик на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методики. Студент выступает в роли объекта обуче­ния, он должен усвоить и воспроизвести материал, который пере­дается ему преподавателем - источником знаний (иногда эти ме­тодики называют репродуктивными). Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к студенту), чтении, демонстрации. Студенты при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

Активные методики. Студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выпол­няет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь также за­метна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной от преподавателей или из литературы. Но появляет­ся и обратная связь- вопросы от студента к преподавателю, воп­росы преподавателя, развивающие творческое мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов.

Интерактивные методики. Интерактивные методики (от англ. interact - взаимодействовать, т.е. находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга) предполагают совместное обу­чение (обучение в сотрудничестве): и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все учас­тники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают про-

блемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и соб­ственное поведение. Студенты погружаются в реальную атмос­феру делового сотрудничества по разрешению проблем, оптималь­ную для выработки навыков и качеств будущего юриста.

Представленная классификация методик достаточно условна. в ее основание положена роль студента, возрастающая по мере перехода от пассивных к активным и интерактивным методикам. Приоритет в обучении профессиональному мастерству отдается интерактивным методикам как наиболее естественным, создаю­щим среду для демонстрации навыков, выработки и проявления профессиональных качеств.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т.е. включают в процесс обучения "целостного человека". Это позволяет увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования, проведенного в 80-х годах Национальным тренин-говым центром (штат Мэриленд, США), представлены на схеме, получившей название "пирамида обучения".

В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, преподавателя и их подготовки результаты могут отклоняться от

названных показателей, но в целом с выявленной закономернос­тью соглашается большинство студентов и преподавателей, осо­бенно когда они вспоминают собственное обучение.

Можно задуматься о цели применения и месте различных ви­дов методик, исходя из того познавательного уровня, на который они выводят студента:

Познавательный уровень (цель)

Что должен делать студент

ЗНАНИЕ

Заучивать, запоминать, воспроизводить

ПОНИМАНИЕ

Объяснять: передавать другими словами

ПРИМЕНЕНИЕ

Использовать знания в другой ситуации

АНАЛИЗ

Понимать отношение частей к целому, структуру.

причинно-следственные связи: выявлять и фиксиро-

вать ошибки

ОЦЕНКА

Оценивать на основе критериев: приводить доказа-

тельства

СИНТЕЗ

Перегруппировывать отдельные части и создавать

новое целое

Пассивные методики в основном ориентированы на уровни знания и понимания, в то время как активные и интерактивные методики охватывают все познавательные уровни.

Интерактивные методики - не новое слово в образовании, с ними в той или иной мере знакомо большинство студентов и пре­подавателей, но используются они, в том числе и при подготовке юристов, явно недостаточно. Иногда эти методики воспринима­ются как некое излишество, украшение, без которого можно и обойтись. Часто им отводится место лишь на практических заня­тиях, в экспериментальных (инновационных) программах и кур­сах. В действительности нет серьезных препятствий для исполь­зования интерактивных методик и во вполне традиционном учебном процессе - в ходе лекций и семинарских занятий, в том числе по теоретическим дисциплинам1. При обучении практиче­ским навыкам (в ходе программ клинического обучения, практи­ческих спецкурсов, практикумов и т.п.) эти методики признаны приоритетными.

Обучение профессиональному мастерству не может быть за­вершенным. После окончания одной из программ "Академии прав

'Об использовании интерактивных методик при преподавании гражданско­го и у головного процесса см.: Юридическая клиника: опыт практического обу­чения. СПб.. 1999.

человека" нами было получено письмо от студента, который (в шутку?) утверждал следующее: '"Зимняя школа поставила жир­ную точку в формировании у меня профессиональных навыков юриста". Окончание любого курса, программы ставит в форми­ровании навыков лишь многоточие... Нет предела совершенству. Процесс приобретения и совершенствования навыка можно пред­ставить в виде бесконечной спирали повышения компетентности1. Каждый виток такой спирали выглядит следующим образом:

Отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность)

У

Тренинг и приобретение навыка (осознанная некомпетентность)

Осознанное использование навыка на практике

(осознанная компетентность)

it

Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка на практике (неосознанная компетентность)

и

Понимание необходимости дальнейшего развития навыка

(осознанная некомпетентность нового уровня)

Ф

Обучение профессиональным навыкам в вузе часто останав­ливается на уровне осознанной некомпетентности. Практика, ста­жировки, работа в юридической клинике позволяют выйти на уровень осознанной компетентности. Но с окончанием вуза и на­чалом самостоятельной профессиональной деятельности начина­ется самый продолжительный период обучения - повышение профессиональной квалификации. Оно может быть либо обяза­тельным в форме периодического прохождения курсов на базе специальных учебных заведений, либо предусмотрено планом ра­боты органа или организации, где работает юрист, профессиональ-

1 С особой убедительностью и независимо друг от друга этот подход проде­монстрировали нам профессор Школы педагогики Бостонского университета Чарльз Уайт и заместитель по науке директора санкт-петербургского Центра разрешения конфликтов, кандидат психологических наук Елена Никитична Иванова.

ной ассоциации, в которой он состоит. Наконец, каждый юрист старается повышать свою квалификацию самостоятельно или во взаимодействии с коллегами.

Рассмотрим некоторые подходы, методики, технологии, приемы, которые могут быть использованы при освоении и развитии про­фессиональных навыков. Их можно использовать во время заня­тий, предусмотренных учебным планом, в юридической клини­ке, при самостоятельной работе студентов, при повышении квалификации. Каждый преподаватель или организатор занятий использует те или иные методики, разрабатывает новые в зависи­мости от цели занятия, предпочтений и опытности участников и преподавателя.

Владение этими методиками и формами работы может приго­диться не только во время учебных занятий, но и непосредствен­но в ходе профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через действие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения, задачи, характер­ные для повседневной работы юриста. И те же приемы (это каса­ется техники разрешения проблем, работы в малых группах, мо­делирования ситуаций) можно использовать в работе юридической консультации, фирмы, отдела, подразделения правоохранитель­ных органов.

Творческие (проблемные) задания

Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) '"правиль­ных ответов". Часто "правильный ответ" неизвестен и препода­вателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка вы­ступления по определенной проблеме, исполнение роли в имита­ционных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера дело-

вого заинтересованного общения всех участников образователь­ного процесса, включая преподавателя или приглашенного спе­циалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл прак­тическому обучению, мотивирует студентов.

Начиная работать с проблемными заданиями, следует посте­пенно переходить от простых упражнений (например, сделать под­борку газетных материалов, публикация которых могла бы повлечь предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репу­тации) к более сложным заданиям (например, составить исковое заявление, проанализировать и улучшить документ, составленный коллегами по группе, принять участие в ролевой игре по допросу свидетеля, эксперта, затем в полномасштабном учебном судебном процессе, составить кассационную жалобу, наконец, самому раз­работать план и материалы учебного суда по аналогичному делу).