Филиппины
Еще в 1986 г. Верховный суд Филиппин принял нормативный акт, разрешающий студентам четвертого курса юридических вузов, которые проходят клинический курс, одобренный Верховным судом, выступать в суде или другом органе в связи с любым граж-
данским, уголовным или административным делом на безвозмездной основе в интересах клиента клиники. При этом необходимым условием является физическое присутствие на слушании юриста, должным образом уполномоченного клиникой, и подписание им от имени клиники всех юридических документов. На студента, допущенного к слушаниям, распространяются правила об отношениях между адвокатом и клиентом; он также должен соблюдать правила профессиональной этики.
После принятия этого акта семь филиппинских юридических вузов создали юридические клиники, аккредитованные Верховным судом. В других вузах также существуют юридические приемные, осуществляющие консультирование граждан.
Программа клинического юридического образования Школы права Атенео включает семинарские занятия и непосредственное оказание правовой помощи, которое координируется Правозащитным центром Атенео.
Правозащитный центр-это общественная организация, существующая при школе, задачами которой являются воспитание правозащитников, обеспечение доступа к правосудию неимущим жертвам нарушений прав человека, контроль за соблюдением властями норм о правах человека и просвещение граждан в этой области.
Для достижения этих целей Центр организует стажировки (от шести месяцев до одного года) для студентов и молодых юристов в различных правозащитных организациях, а также проводит семинары для сотрудников государственных структур, общественных организаций и т.п. Центр имеет свой исследовательский отдел. Судебный отдел Центра ведет работу по делам, связанным с нарушениями прав человека, особенно если эти нарушения затрагивают интересы детей и рабочих-мигрантов.
Цели клинической программы Школы права Атенео сходны с целями клиник в других странах: оказание квалифицированной правовой помощи неимущим гражданам и их объединениям; обучение студентов практическим навыкам под руководством опытных юристов; привитие студентам таких человеческих качеств, как стремление служить обществу и защищать права человека. Необходимо подчеркнуть, что в процессе обучения особое внимание уделяется роли клиента в принятии решений, что требует понимания им смысла совершаемых юридически значимых действий.
Государства Южной Америки
Юридические клиники появились в странах Южной Америки даже раньше, чем в ЮАР, - в конце 60-х годов. Это было связано с общими демократическими реформами, затронувшими и юридическое образование, которое, по мнению самих южноамериканцев, до сих пор предполагает пассивную роль студента, а также заучивание и воспроизведение текстов лекций и учебников, а не творческое их осмысление1. Однако вскоре политический процесс приобрел противоположное направление, демократия сменилась авторитаризмом, и реформы, в том числе реформа юридического образования, были свернуты - иногда, как в Чили, под дулами автоматов. Есть, однако, и исключения - в Католическом университете Перу новаторские методики юридического образования продолжают развиваться до настоящего времени. Юридические клиники, сохранившиеся в некоторых других вузах региона, зачастую превращались в пункты формальной низкокачественной правовой помощи населению силами студентов почти без контроля со стороны преподавателей и без обучения правовым навыкам.
В конце 80-х - начале 90-х годов политический климат снова изменился. На волне демократических преобразований в странах Латинской Америки было создано множество новых негосударственных организаций, в том числе и юридических клиник. В 1995 г. была создана сеть из восьми юридических клиник Аргентины. Перу и Чили (стран так называемого Южного Конуса), координируемая юридическим факультетом Университета имени Диего Порталеса (Чили). Необходимо заметить, что все эти клиники целью своей работы считают не столько оказание индивидуальной правовой помощи гражданам, сколько защиту общественных интересов, т.е. осуществление социальных реформ правовыми методами.
Одним из условий вступления в сеть юридических клиник было официальное признание университетом работы клиники по защите общественных интересов частью учебного плана. Раньше такие клиники существовали только в двух вузах - Университете Буэнос-Айреса и Университете Палермо (Аргентина). Разные университеты решили проблему включения клиник в учебную про-
1 Основой для написания данного параграфа послужила неопубликованная статья директора сети южноамериканских юридических клиник Фелипе Гонса-леса "The Experience of a South American Network on Public Interest Law".
грамму по-разному. В Университете Буэнос-Айреса, Университете им. Диего Порталеса и Католическом университете Темуко (Чили) студенты могут выбирать между обычным "клиническим" курсом и клиникой по защите общественных интересов. В Университете Палермо в клинике работают аспиранты, которые могут выбирать между работой в клинике и в университетском юридическом журнале. В Перу работа в клинике рассматривается как факультативный курс.
Модель клиники "'по защите общественных интересов"', о которой идет речь в данном случае, отличается от модели обычной клиники прежде всего строгим отбором дел, по которым работают студенты. Такой подход имеет свои преимущества и недостатки как с учебной точки зрения, так и с точки зрения правовой помощи населению. С одной стороны, студенты не только приобретают практические навыки, но и приобщаются к правозащитным ценностям и идеалам гражданского общества, учатся критически анализировать нормы права и их применение; результаты их работы затрагивают интересы не индивидуальных клиентов с их самыми разными и необязательно значительными правовыми проблемами, а всего общества в целом или по крайней мере отдельных его слоев. С другой стороны, в связи с тем, что подобные дела требуют нередко огромных временных и трудовых затрат, студент не имеет возможности ознакомиться со всем спектром правовых проблем населения, сосредотачиваясь по необходимости на чем-то одном, например экологическом или трудовом праве. И сколь бы малозначительными ни казались иногда возникающие у малоимущих клиентов юридические вопросы, для них они могут иметь жизненно важное значение, и вполне возможно, что получить ответ им больше попросту негде.
Входящие в сеть клиники тесно сотрудничают с местными общественными организациями. Например, клиника Университета Палермо сотрудничает с местной организацией "Власть граждан'', которая занимается гражданским образованием и повышением уровня участия граждан в государственном управлении. Это сотрудничество помогает клинике в получении информации о социальных проблемах различных групп населения, что, в свою очередь, позволяет осуществлять более тщательный отбор дел, способных оказывать воздействие на правоприменительную практику. Основатели сети считают, что такое сотрудничество позволяет объединить сильные стороны университете и общественных организаций: первые имеют в своем распоряжении научно-иссле-
довательские ресурсы и квалифицированных специалистов в различных областях права, а также пользуются бульшим уважением со стороны судов и других государственных органов; вторые же являются частью гражданского общества и лучше осведомлены о его потребностях и интересах.
Среди наиболее известных судебных дел, по которым работали входящие в сеть клиники, можно назвать следующие: иск против перуанской компании, производящей продукты питания, которая намеревалась построить фабрику в природном парке; иск против аргентинского правительства в связи с непринятием им надлежащих мер по предотвращению эпидемий аргентинской геморрагической лихорадки; защита индейских племен, лишенных прав на землю во время правления аргентинской хунты; защита прав осужденных, направляемых пенитенциарными властями аргентинской провинции Неукен за 2000 км от дома, хотя это прямо запрещено конституцией провинции.
Необходимо отметить, что страны Южной Америки принадлежат к системе континентального права, поэтому судебные прецеденты не признаются там источником права. Тем не менее их влияние может быть весьма значительным. Причем в отличие от англо-саксонской правовой системы даже проигранные дела могут в конечном счете иметь положительный эффект благодаря их освещению в прессе. Именно в этом "неюридические"' общественные организации также могут оказывать содействие клиникам.
Клиника Католического университета Темуко (Чили), в работе которой обязан принять участие каждый студент пятого (последнего) курса, состоит из трех подразделений (отделов): по защите общественных интересов, интересов коренного населения (в окрестностях Темуко проживает много индейцев), интересов неимущих граждан в целом (этот отдел сотрудничает с церковной благотворительной организацией). Каждый отдел возглавляет преподаватель факультета. Кроме работы в клинике студенты проходят полугодичную практику в суде, в другой государственной или негосударственной организации (по пять часов еженедельно), а также полугодичный курс ролевых игр.
В отделе клиники, занимающемся защитой общественных интересов, решение о приеме к производству того или иного конкретного дела принимается совместно преподавателями и студентами. Студенты работают парами и регулярно обсуждают свои дела с коллегами и преподавателями. Примером эффективной работы клиники Университета Темуко явилось дело о защите ин-
тересов человека, которого задержали охранники магазина, решив, что он что-то украл. При этом они унизили человеческое достоинство покупателя на глазах многих людей, хотя он отрицал свою вину и требовал вызвать полицию. По мнению клиники, такое ставшее общепринятым обращение с покупателями нарушает их конституционные права, а также права потребителя. Суд вынес решение в пользу истца и присудил ему выплату компенсации.
Польша
В странах Восточной Европы, чьи правовые системы и традиции юридического образования в силу исторических причин схожи с российскими, юридические клиники стали создаваться в середине 90-х годов. Как и в России, клиническое образование в этих странах позволяет достичь сразу несколько целей, которые в основном специфичны для стран бывшего социалистического лагеря: преодоление недоверия граждан к правовой системе вообще и к судам в частности, которые нередко воспринимаются как часть репрессивного аппарата государства; воспитание у студентов такого человеческого качества, как стремление служить обществу, которое было дискредитировано "добровольно-обязательными'* инициативами прежних режимов. Решаются и более традиционные проблемы: перегруженность традиционного юридического образования теорией и неподготовленность выпускников к практической деятельности; недоступность правовой помощи значительной части населения, которая в Восточной Европе усугубляется "шоковой терапией" экономических реформ и социальными потрясениями.
Первая польская клиника открылась в октябре 1997 г. в Ягел-лонском университете (Краков) при содействии американских донорских организаций и Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ (OSCE ODIHR). Открытию клиники предшествовала конференция, на которой были представлены 85% юридических вузов Польши, а также различные правоохранительные органы, что позволило клинике заручиться их поддержкой. Клиника, созданная в качестве подразделения факультета на основе правозащитного центра, стала специализироваться на правах беженцев, желающих получить политическое убежище в Польше (недалеко от Кракова расположен лагерь беженцев из стран Африки и Восточной Европы).
Клиника Ягеллонского университета имеет три подразделения - правозащитное, уголовно-правовое и гражданско-правовое. Около десяти студентов четвертого или пятого курса обучения проходят годичный курс клинического обучения в каждом из подразделений по выбору. Студенты отбираются на конкурсной основе, и большинство из них получают официальный зачет, хотя некоторые работают в качестве волонтеров. В клинике работают три преподавателя (по одному на каждое подразделение); кроме того, техническую помощь студентам оказывает специально приглашенный практикующий юрист, который сопровождает их в суде и сам представляет интересы клиента в тех случаях, когда студенты не имеют права выступать в суде.
Клиентами клиники становятся простые граждане страны. Клиника сотрудничает с несколькими негосударственными организациями, которые также направляют в нее клиентов. Это представительство Комиссариата ООН по беженцам, Реабилитационный центр для наркозависимых, Краковское представительство польского Красного Креста и уже упоминавшийся лагерь для беженцев. Каждый клиент подписывает декларацию о том, что он не располагает средствами, достаточными для обращения к услугам профессионального юриста, а также дает письменное согласие на то, что его интересы будут представлять студенты юридического факультета, который не несет ответственности за неумышленный вред, причиненный при оказании правовой помощи.
Работающие в клинике студенты участвуют в еженедельных семинарах, где они имеют возможность обсудить свои дела. В рамках семинарах также проводится обучение практическим навыкам и профессиональной этике. Нередко на семинары приглашаются в качестве экспертов, например, председатель Краковской ассоциации юристов, представители Комиссариата ООН по беженцам и местного органа внутренних дел.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние