logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Этапы проведения медиации

  1. Вступительное слово медиатора.

  2. Презентация сторон.

  3. Дискуссия.

  4. Кокус.

  5. Формирование повестки дня.

  6. Выработка предложений.

  7. Подготовка соглашения.

  8. Выход из медиации.

1 -й этап - вступительное слово медиатора. Во вступитель­ном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен (особое внимание здесь стоит уделить конфиденциальности), объясняет свои функ­ции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, зна­комится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторо­нам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным време­нем для ведения переговоров (если хотя бы одна из сторон не рас-

318

полагает достаточным временем, в среднем 2,5-3 часа, то медиа­цию лучше перенести на более удобное время), все ли заинте­ресованные в разрешении конфликтной ситуации стороны при­сутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуаль­ных бесед медиатора с каждой стороной.

Таким образом, во вступительном слове медиатор сообщает сторонам большой объем информации, однако важно, чтобы та­кое сообщение не стало монотонным монологом. Медиатор дол­жен уметь "держать" внимание сторон, постоянно убеждаясь в том, что стороны внимательно слушают его и понимают то, о чем он говорит. Вступительное слово занимает в среднем 10-15 мин. и не стоит его искусственно сокращать за счет каких-то момен­тов. Самый, на ваш взгляд, незначительный нюанс, о котором вы не упомянули в процессе медиации, может превратиться в серь­езную проблему.

Опытные медиаторы серьезное внимание уделяют вступитель­ному слову: необходимо, чтобы оно было четко структурировано и отработано. Произнося вступительное слово, медиатор знако­мится со сторонами, создает необходимую психологическую ат­мосферу, устанавливает правила ведения процесса медиации, зак­ладывает необходимый фундамент для дальнейшей работы1.

2-й этап - презентация сторон. На этом этапе медиатор пре­доставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о сво­ем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, ко­торая обратилась с просьбой о проведении медиации. Во время рассказа сторон медиатор является активным слушателем, делает для себя необходимые пометки в блокноте, чтобы не упустить в дальнейшем важные детали, в случае необходимости задает уточ­няющие вопросы. Важно, чтобы во время рассказа вторая сторо­на не перебивала презентующую. Медиатор должен обеспечить необходимый порядок при проведении медиации. По окончании рассказа каждой стороны медиатор кратко пересказывает услы­шанное, избегая оценок и сглаживая все острые углы. В заверше­ние медиатор интересуется: не упустил ли он что-либо значимое и не хочет ли презентующая сторона что-то добавить к сказанному.

1 Пример вступительного слова медиатора см.: Лллахвердова О.В. Медиа­ция (пособие для посредников-медиаторов) / Межрегиональное общественное движение "Конфликтологический форум". СПб.. 1999. С. 13-15.

319

Во время проведения этого этапа важное значение имеет ре­зюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой стороны. В данном случае применяется уже известная из темы "Переговоры" "'эхо-техника". Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточне­ния. Этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от чело­века, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, из него исклю­чены все обидные для стороны высказывания. Это помогает вто­рой стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента1.

3-й этап ~ дискуссия. По окончании презентации сторон ме­диатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу ус­лышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что сто­роны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, "сбросить" накопившиеся эмоции, т.е. применить технику "вентилирование эмоций", но не выпустить ситуацию из-под своего контроля. Во время проведе­ния дискуссии ведется работа по первичному формированию по­вестки дня, проявляются моменты, по которым сторонам пред­стоит прийти к согласию.

В том случае, если во время дискуссии страсти накаляются и дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов.

4-й этап - кокус, т.е. беседа медиатора с каждой стороной ин­дивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Это необ­ходимо, чтобы впоследствии медиатора не обвинили в симпатии только к одной из сторон.

Во время проведения кокуса могут быть выявлены новые об­стоятельства, относящиеся к спорной ситуации, которые сторо­ны не желают раскрывать в присутствии друг друга. В кокусе ме­диатор помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре, взглянуть на ситуацию глазами своего оппонен­та, понять его позицию, аргументы и чувства (в этой ситуации удобно применить технику "адвокат дьявола").

1 В качестве примера в книге О.В. Аллахвердовой "Медиация (пособие для посредников-медиаторов" (с. 16-17) приводятся фразы, используемые медиа­тором в процессе презентации сторон.

320

По окончании кокуса медиатор резюмирует беседу, спрашива­ет сторону, не хочет ли она что-то добавить или уточнить, а так­же, что из сказанного в ходе кокуса он может сообщить другой стороне.

Проведение кокусов позволяет медиатору выявить возможные точки соприкосновения сторон по спорному вопросу.

5-й этап - формирование повестки дня. На этом этапе меди­атор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопро­сы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. Вопросы повестки дня должны быть сформулированы сторонами таким образом, чтобы понимались ими однозначно. По завершении формирования повестки дня медиатор зачитывает сторонам сформулированные ими вопросы и предлагает в случае необходимости что-то подкорректировать или добавить.

6-й этап - выработка предложений. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в по­вестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процес­се медиации. Медиатор помогает сторонам в случае необходимо­сти услышать друг друга, увидеть то положительное, что есть в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетво­ряющему обоих, и т.д. Совсем не обязательно, чтобы в каждой ситуации медиатор активно выполнял все перечисленные функ­ции. Иногда сторонам лучше не мешать, но держать руку на пуль­се переговоров необходимо.

7-й этап - подготовка соглашения. На предыдущем этапе сто­роны совместно выработали предложения по разрешению спор­ных вопросов, внесенных в повестку дня. Теперь необходимо про­верить каждое из них, протестировать на реальность. В том случае если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового пред­ложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и прием­лемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляе­мый договор (предварительно в случае необходимости редакти­руются). Составленное соглашение должно однозначно тракто­ваться каждой стороной.

Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами воз­можных последствий неисполнения составленного соглашения. Стороны должны представлять себе последствия и действия друг друга в случае невыполнения соглашения одной из них.

8-й этап - выход из .медиации. Руководитель санкт-петербур­гского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова ком­ментирует этот этап следующим образом: "'Обычно медиатор бла­годарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон, и т.п. Задача этого этапа - получение медиатором обратной связи о результатах ра­боты. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетво­рены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлет­ворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло пси­хологическое напряжение и т.д."1.

Итак, вы получили некоторое представление о том, что такое ме­диация, чем она отличается от судопроизводства, каковы принци­пы проведения медиации, какова роль и функции медиатора, ка­кие этапы включает медиация. Кроме того, вы уже знакомы с правилами проведения переговоров и представляете разницу меж­ду переговорами и медиацией.

Используя полученные знания о переговорах и медиации, попробуйте провести ролевую учебную игру по медиации. В ка­честве фабулы такой игры можно использовать ситуацию, предо­ставленную санкт-петербургским Центром разрешения конфлик­тов.

Для проведения ролевой игры необходимо участие трех чело­век. Один выполняет роль медиатора, двое других - роли сторон. Стороны знакомятся с общей информацией и конфиденциальной информацией, относящейся только к их роли. Медиатор знако­мится только с общей информацией.

По окончании ролевой игры обменяйтесь мнениями по поводу проведенной медиации и прокомментируйте работу каждого уча­стника игры, используя для этого оценочные листы, разработан­ные Центром разрешения конфликтов.

1 Аллахвердова ОБ. Медиация (пособие для посредников-медиаторов). С. 19.

УПРАЖНЕНИЕ Конфликтная ситуация "Сестры"

Конфликт произошел между двумя сестрами - Татьяной и Галиной по поводу покупки квартиры. Галина переехала к Татьяне на постоянное мес­то жительства и попросила ее в мае 1999 г. помочь купить ей квартиру в течение года. Татьяна получила от сестры 35 000 долл. на покупку трехком­натной квартиры (была составлена расписка в получении денег и доверен­ность), после чего Галина временно уехала к матери. В мае 2000 г. Галина узнала, что покупка квартиры задерживается, так как деньги вложены в строительство нового дома (договор долевого строительства заключен от имени Галины), а сдача дома состоится в декабре 2000 г.

У Галины возникли подозрения в нечестности сестры. Она считает, что ее деньги используются сестрой в личных целях (для получения прибыли). Получение квартиры задерживается уже в течение полугода, так как она рассчитывала въехать в новую квартиру в мае 2000 г. Конфликт углубляется.

Информация для Галины

Вы - Галина, 50 лет. Отношения с сестрой были до этого хорошие. Сес­тра помогла получить образование и устроиться на работу, помогала мате­риально в процессе учебы. Галина продала после смерти мужа две кварти­ры (выручив от продажи примерно 45 000 долл.) и приехала к сестре с богатыми подарками. Она искренне считает, что в отсутствие своей семьи (у Галины нет детей) она должна помогать семье своей сестры. Возникшее недоверие к действиям сестры тяготит Галину, знакомые и родственники считают, что ее обманывают, и это еще больше обостряет ситуацию.

Конфиденциальная информация. Во время конфликта дочь Татьяны, которую очень любила Галина и неоднократно баловала дорогими подар­ками, обозвала ее "бесплодной куклой", что еще более углубило конфликт. Галина считает, что ее личная жизнь не сложилась, и прекращение отноше­ний с самым близким человеком - сестрой и семьей сестры привело ее в депрессивное состояние.