Типы юридических клиник
Слово "клиника" в контексте клинического юридического образования употребляется по отношению к целому ряду клиник:
университетская клиника - обычно имеется в виду юридическая клиника, расположенная в помещении факультета;
районная клиника обычно расположена на территории микрорайона, а не самого университета;
клиника по работе с реальными клиентами обычно позволяет студентам представлять реальных клиентов;
клиника, использующая при обучении моделируемые ситуации, - обычно это клиника, в которой студенты не представляют реальных клиентов, а работают над изучением материалов судебных дел, имитирующих настоящие дела, чтобы овладеть практическими юридическими навыками;
практика - когда студенты работают вне факультета с настоящими юристами по делам последних.
Клиники в США могут быть какого-то одного из перечисленных типов или смешанного типа.
Я преподаю на факультете права Университета Ратджерса в штате Нью-Джерси. Ратджерс-Ньюарк уже в течение примерно 30 лет располагает клиникой при факультете, которая работает с реальными клиентами. В настоящее время в Ратджерсе 10 клиник: городская юридическая; по делам, связанным с нарушением конституционных прав; по вопросам благоустройства района; по защите детей; по специальному образованию; по защите прав животных; по правам женщин; по женским вопросам и СПИДу; по налоговым вопросам; по вопросам охраны окружающей среды. Каждая клиника имеет собственную процедуру принятия решений по поводу тех дел, какими она будет заниматься, свои критерии отбора студентов, самостоятельно принимает решения о количественном составе студентов, о том, сколько зачетов они получат, сколько и каких клиентов будет представлять клиника, и т.д. Все эти клиники расположены на территории факультета права, все представляют настоящих клиентов и включают в свою
Chapter 225. Section 478 of New York Law.
программу аудиторные занятия - раз в неделю проводится двухчасовой семинар.
Я руковожу специальным проектом "Защита по уголовным делам" в городской юридической клинике. Шесть - восемь студентов, которые работают вместе со мной, представляют лиц, которых обвиняют в так называемых нарушениях общественного порядка в Нью-Джерси. Это наименее серьезные уголовные правонарушения, так как клиентам грозит минимальный срок тюремного заключения -до шести месяцев. Однако эти дела ставят перед студентами такие же юридические вопросы и предоставляют им такую же возможность профессионального роста, как и более серьезные уголовные дела. Мои студенты имеют возможность выступать каждую неделю в суде, проводить интервью и консультировать клиентов, договариваться об урегулировании, выступать в прениях на суде, а если дело будет слушаться в суде, собирать материал по делу, проводить опрос клиентов, изучать документы, писать ходатайства и вести судебное заседание.
В других клиниках студенты работают над более крупными делами, имеющими больший резонанс, которые затрагивают права многих лиц, оказавшихся в одинаковой ситуации. Например, один коллега в моей клинике представлял уличных торговцев, которые боролись за право продавать свой товар на улицах Нью-арка, штат Нью-Джерси. Дело было выиграно в пользу торговцев.
Клиники Ратджерса в какой-то степени являются специализированными, работающими с делами в какой-то определенной области, но многие факультеты права имеют клиники, занимающиеся "общими" вопросами. Специализация таких клиник заключается только в том, что они работают с гражданскими, а не с уголовными делами, или наоборот. Одни клиники работают с любыми гражданскими делами: семейными, связанными с потерей трудоспособности, защитой интересов потребителей, жилищными проблемами и др. Другие клиники занимаются всеми видами уголовных дел.
Профиль работы клиники определяется по-разному. Некоторые клиники выбирают свою специализацию с учетом специализации их преподавателя. Например, я пошла работать в клинику защиты по уголовным делам, так как занималась практикой защиты по таким делам.
Другие клиники определяют свое направление деятельности исходя из потребностей района, в котором расположена клиника.
Например, клиника по вопросам охраны окружающей среды Рат-джерса возникла в связи с тем, что жители Нью-Джерси столкнулись с рядом серьезных проблем в этой области. Клиника имеет дополнительную специализацию - расизм в вопросах, связанных с окружающей средой, что является отражением того факта, что клиника расположена в городском районе Ньюарка, где проживает в основном бедное негритянское население.
Некоторые клиники затрагивают вопросы смежных учебных дисциплин. Например, есть клиники, которые сотрудничают с социальными работниками по делам, связанным с насилием в семье. Социальные работники часто сами являются студентами, которые также занимаются в клинике.
В Вашингтоне, округ Колумбия, есть клиника, которая расположена на территории жилого района и в которой работают студенты факультетов права из многих вузов Вашингтона.
Революция в клиническом юридическом образовании в Соединенных Штатах произошла не сразу, и все шло далеко не гладко. К счастью, эта идея оказалась притягательной, и все юридические вузы сейчас признают ценность практического образования, а многие учебные заведения считают, что для этого лучше всего предоставлять студентам возможность в той или иной форме работать с реальными клиентами. Среди юристов созрело понимание того, что в интересах профессии иметь таких выпускников юридических вузов, которые приобрели до окончания обучения в вузе определенный опыт.
В настоящее время клиническое юридическое образование превратилось в самостоятельную дисциплину, а также является одной из важных составных частей процесса обучения юристов в США.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние