logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Интерактивное выступление

Публичные выступления - это не только часть профессиональ­ной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в

1 Следует упомянуть о многочисленных конкурсах, в которых студенты и вы­пускники могут принять участие в индивидуальном порядке. Информация о таких конкурсах, включая конкурсы грантов и стипендий, регулярно размещается в Ин­тернете и рассылается в вузы. Ссылки на некоторые организации, проводящие по­добные конкурсы для юристов, можно найти на сайте vvvvw.lawclinic.ru.

ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями пре­подавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране телевидения. Даже дома - вдали от публичной жизни - мы часто читаем друг другу "лекции" на разные темы.

Традиционное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ора­торов во все времена признавались произведениями искусства.

Но профессиональной задачей юриста является все же не де­монстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата, например:

Таким образом, результатом выступления юриста будет реше­ние слушателей (судей, депутатов, акционеров...). Принимая ре­шение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами.

В профессиональной деятельности юриста выступление ни­когда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диало­га, рассчитывая на восприятие информации собеседником (кли­ентом1, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом). На­помним в связи с этим, что на схеме "пирамида обучения" мы показали, что "средний" студент "услышит и усвоит" только 5% сообщенного "средним" лектором. К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации, и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от "среднего" студента.

И преподаватель, и студент, выступающие в аудитории, и юрист-практик могут усилить эффективность своего выступле­ния, сделав его более интерактивным по сравнению с традицион­ным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении пра-

1 Об особенностях восприятия правовой информации неспециалистом см. гл. 6 "Консультирование".

вил, установленных для выступлений, но даже в судебных прени­ях могут быть использованы отдельные интерактивные элемен­ты1).

ЕЗы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе не­ожиданные, и таким образом вызвать интерес и привлечь внима­ние слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы, что­бы подчеркнуть верность вашей позиции или продемонстрировать разнообразие мнений по проблеме. Вы можете прокомментиро­вать некоторые ответы немедленно или далее, по ходу выступле­ния. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можно оттолкнуться от ответов, чтобы пе­рейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.

В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она по­зволит наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов2. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или при­бегнуть к помощи кого-то из слушателей.

В некоторых случаях, особенно если ваше выступление состо­ит из нескольких отдельных "фрагментов" или предполагается, что оно будет очень продолжительным, можно разделить его меж­ду двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слу­шателей и позволит каждому оратору максимально сосредото­читься на своей части выступления3.

В рамках собственного выступления можно предоставить сло­во приглашенному специалисту для краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование.

' См. гл. 10 "'Выступление адвоката в судебных прениях".

' В художественном фильме "12 разгневанных мужчин" (ставшем хорошим учебным пособием по суду присяжных) очень точно показано, как одному при­сяжному удается разубедить остальных членов коллегии в несомненной винов­ности подсудимого только после демонстрации нескольких ролевых игр. ими­тировавших поведение обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Устные объяснения при этом не имели такого успеха.

1 В учебной аудитории для отработки навыков выступления могут исполь­зоваться приемы: "Студент в роли преподавателя" (заранее подготовившись, студент "берет на себя" один из фрагментов занятия). "Каждый учит каждого" (каждый студент готовится по отдельному вопросу, затем, разбившись на пары, студенты в течение короткого времени объясняют друг другу свою тему, после чего составы пар меняются, и т.д.). Как видно из схемы "Пирамида обучения", такие методики ("обучение других") очень эффективны и для усвоения материала.