Исковое заявление*
Уважаемые дяденьки и тетеньки из Кировского районного суда г. Саратова. Помогите мне ради Бога, заберите мои денежки у Петьки Косарева, который живет в 5-м доме наул. Мясницкой и отдайте мне обратно. Он проклятый одолжил у меня 200 рубликов жене продуктов в больницу купить, обещал до 1 мая вернуть, а сейчас уже осень и кушать хочется. Это видели и подтвердят Маша Иванова моя соседка из 5-й квартиры и Петя Митрофанов из 7-й квартиры, а живем мы вместе в доме 135 по ул. Чапаевской. Моя квартира 6-я. И расписочка у меня имеется. Защитите сироту! Я сама
111римср взят из материалов Программы клинического юридического обра-давания (материалы для студентов), разработанной Маргарет Грорк (Вангла-деш - Россия).
2 См.: Шугрина ЕС. Техника юридического письма. М.. 2000. С. 71.
341
неграмотная, только подписываться умею. Мне заявление соседская девочка Танечка написала. Она и марочку государственную за 10 рублей приклеила. Извините за помарки, это я его своей рукой переписала, но Танеч-кино заявление прилагаю, чтоб понятно было.
С уважением,
Матрена Сидорова
Дочь Петрова
Сирота Отечественной войны
15.10.2000.
Матрена
Документ 3 (официльно-беэразличный стиль)
Прокурору Октябрьского района г. Твери Иванову В.В.
от Кольцова М.К., проживающего по адресу ул. Великого Новгорода, д. 18, кв. 43.
ЖАЛОБА
Симонов В.И., проживающий в квартире, расположенной непосредственно над моей, систематически затапливает мою квартиру и нарушает ночной покой.
Прошу принять меры.
Кольцов М.К. Дата
Структурированность, логичность изложения материала.
Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной "'структурной единицей" подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "параграф"). Статья должна охватывать однородный материал. В случае если статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями'', реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, части - в разделы.
Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельносги целесообразно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него сложно ссылаться. Например, каждый раз надо считать, на какую часть Статьи сослаться, а это, естественно, неудобно. Примерами таких "ненумерованных* документов являются Лесной кодекс РФ и Водный кодекс РФ.
342
Целесообразно, чтобы подходы к нумерации были унифицированы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. Например, в Уголовном кодексе РФ статья делится на части, которые, в свою очередь, делятся на пункты. В Гражданском кодексе РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части. Представьте, как путаются специалисты, работающие с этими кодексами!
Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Добавление дополнительной статьи в действующий законодательный акт не должно сопровождаться перенумерацией всех статей. Обычно такой новой статье добавляется индекс.
Например, нужно вставить статью между статьями, имеющими номера 145 и 146. Новая статья будет иметь номер 1451. Если надо вставить несколько статей, то их нумерация будет соответственно: 145', 145гит.д. Это же правило распространяется и на случаи, когда требуется вставить главу (раздел) в уже действующий документ.
Наличие индекса не означает умаление юридической силы статьи; статья с индексом является равноправной с остальными.
Использование приложений. Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому важно "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использовать приложения. Кроме тою. в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.
Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков).
Обычно каждому элементу перечня того или иного явления присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.
Например, в ст. 34 КоАП дается перечень смягчающих обстоятельств, причем отмечается, что этот перечень открытый. Это значит, что иные обстоятельства при рассмотрении конкретного дела могут быть признаны в качестве смягчающих. В ст. 35 КоАП дается перечень отягчающих обстоятельств. Этот перечень является закрытым, т.е. иные обстоятельства не могут быть признаны в качестве отягчающих.
Следует избегать использования открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слиш-
343
ком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.
Например, в действовавшем ранее Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации при определении местных налогов и сборов был использован открытый перечень. Органы местного самоуправления немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налогза освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог на въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул. Оренбург), налог на проведение торжественных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захоронение (Курская область), а также налоги на прогон скота, на соль, на футбольную команду и др. Органам прокуратуры пришлось предпринять немало усилий, чтобы опротестовать соответствующие решения органов местного самоуправления.
Использование бланкетных, отсылочных норм. Этот прием юридической техники позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простои способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.
Например, в ст. 227 КоАП называются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. В п. 7 приводится такое обстоятельство, как истечение к моменту рассмотрения дела срока, предусмотренного ст. 38 КоАП.
Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах.
Например, в ст. 230 КоАП регулируются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов по делам об административных правонарушений. Делается отсылка к Закону о прокуратуре.
Кроме перечисленного, к приемам юридической техники можно также отнести использование примечаний, ссылок, сокращений. Каждый из этих приемов встречается достаточно часто при изложении текста законов, иных нормативных актов, и мы не останавливаемся подробно на их характеристике.
Все изложенное выше можно считать теорией. Как же приме-
3-Ы
нить эти теоретические положения при анализе конкретного юридического документа?
На примере приведенного ниже текста административной жалобы попробуем выделить использованные элементы юридической техники и оценить оправданность и целесообразность их применения. Условимся, что административная жалоба- это жалоба, направляемая в органы государственной власти, местного самоуправления или к их должностным лицам. Как правило, действующее законодательство не регулирует вопрос о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию административной жалобы. Этот вопрос решается на уровне делового обыкновения.
В отличие от нормативных актов, жалобы включают фактическую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участники), в юридической дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая информация излагается во вводной и описательной частях документа, а юридическая - в мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть посвящается обозначению наименования документа, наименования адресата, обращающегося с жалобой, места и даты написания документа. Описательная часть касается изложения сути, фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает ссылки на нормы права, квалификацию. Резолютивная часть посвящается изложению вывода по конкретному делу и содержит требования (просьбу) заявителя.
Приведем взятый из практики пример юридического документа, который по сути является административной жалобой (фамилия адресата изменена). Документ содержит значительное количество нарушений правил юридической техники и приводится здесь для большей наглядности. Текст документа достаточно длинный. Но попробуйте дочитать его до конца, понять суть документа и проблему, которую автор документа пытается донести до адресата. Насколько легко это сделать?
В Министерство юстиции РФ. Министру юстиции РФ г-ну Чайке
Уважаемый г-н Министр юстиции
Надеясь на корректность ответа на наше обращение в Министерство юстиции Российской Федерации жалобой № 00-06-28/4 от 28 июня 2000 года, подготовленного специалистом Департамента по делам общественных и религиозных объединений, заместитель руководителя Депар-
345
таменга Рождественская И., скорее всего, не изучала направленную в Министерство юстиции нашу жалобу. В связи с этим цель данного письма -донести до Вас и до начальника Департамента некоторую некорректность в ответе Министерства юстиции Российской Федерации № 08-974 от 31/ 07/2000 г. Ответ Министерства юстиции РФ получен 22/08/2000 г.
Данное письмо носит чисто информативный и уведомительный характер, но мы будем признательны, если Вы в ответ на это письмо совершите какие-либо действия.
Читая ответ Министерства юстиции: "Ваше обращение по вопросу отказа в регистрации Новосибирской региональной общественной организации ... поступившее в Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрено", невольно задаешься вопросом - "да, наше обращение было рассмотрено; но было ли обращение если не изучено, то хотя бы прочитано?".
Хотим Вам отметить, что отказ в регистрации оформлен в данном случае распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения", и это распоряжение имеет тройственную суть:
Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" оформляется распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистра ции общественного объединения" и является ненормативным актом государственного органа, ограничивающим конституционные права граждан.
Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" является действием государственного служащего, представляющего государственный орган, ограничиваю щим конституционные права граждан.
Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" является отказом в регистрации обще ственного объединения.
Соответственно в связи с этим допустимы направления по восстановлению нарушенных гражданских прав в зависимости от той сути отказа, которую мы будем использовать:
Ненормативный акт государственного органа, ограничивающий конституционные права граждан. Допустимо обратиться к вышесто ящему в порядке подчинения государственному органу, в суд, а также к органам, осуществляющим контроль за соблюдением Закона (к при меру, в прокуратуру).
Действия государственного служащего, ограничивающие консти туционные права граждан. Допустимо обратиться к вышестоящему в порядке подчинения государственному органу, в суд, а также к орга нам, осуществляющим контроль за соблюдением Закона (к примеру, в прокуратуру)
Отказ в регистрации общественного объединения. Допустимо об ратиться в суд.
В соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" мы обратились с жалобой на неправомерные действия начальника Управления юстиции Новосибирской области в Министерство юстиции РФ как к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу.
Обращаясь в Министерство юстиции РФ, мы прямо в тексте жалобы привели основание направления нашей жалобы: "на основании ст. 2, 4 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 2392, 2394 Гражданского процессуального кодекса РСФСР". Таким образом, мы явно подчеркнули, что обращаемся с жалобой на нарушающие права и свободы гражданина действия (решения) государственного органа к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу (ст. 4 Закона "Об обжаловании...").
Министерство юстиции РФ написало простую отписку, апеллируя к ст. 23 Закона "Об общественных объединениях", что отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Таким образом, не рассмотрев по существу нашу жалобу и заставляя нас восстанавливать наши нарушенные права только в суде, Министерство юстиции РФ нарушило ст. 45 Конституции, в которой сказано, что граждане вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Хотелось бы отметить, что государственная служба основана на принципах (ст. 5 Закона "Об основах государственной службы"):
• верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных за конов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин струкциями при исполнении государственными служащими должност ных обязанностей и обеспечении их прав;
• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен ного действия: обязанности государственных служащих признавать, со блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 5. Закона "Об ос новах государственной службы" государственная служба также основана на принципе гласности в осуществлении государственной службы. Мы счи таем возможным, используя принцип гласности в осуществлении государ ственной службы, сделать информацию о возникшей ситуации всеобще
доступной.
Безусловно, в Министерстве юстиции работают профессионалы и возникшее недоразумение, скорее всего, может быть улажено, если детально еще раз изучить нашу аргументацию. Хотя ответ Министерства юстиции РФ № 08-974 от 31/07/2000 г., ответ Управления юстиции Новосибирской области № 01-18-642 от 15/06/2000 г., а также заключение об отказе в регистрации НРОО КАЦ по ПНиБУ "Третий сектор, четвертая власть", основываясь на которое распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области № 1827 от 10/05/2000 г. отказано в регистрации, наводят на два утверждения:
В Министерстве юстиции наплевательски относятся к правам граждан РФ, считая, что с государственными органами никто спорить не будет, при этом пользуясь безнаказанностью противоправных действий госу дарственных служащих.
Те специалисты, которые работали с нашими документами, имеют не достаточно высокую квалификацию. При этом обратим Ваше внимание, что заключение на отказ готовил начальник отдела регистрации Управ ления юстиции Новосибирской области, чья квалификация не должна вызывать сомнение.
Заметим, что отдел регистрации дважды давал заключения на отказ и в обоих случаях корректность аргументов, приводимых для отказа, вызывает некоторые сомнения, при этом отказы в регистрации подготавливали различные специалисты. Соответственно сложившаяся ситуация в отделе регистрации может навевать некоторые размышления ... Также информи-
Ш
руем Вас, что, по разговорам юристов г. Новосибирска, от 30 до 50% всех отказов в регистрации общественных объединений Управлением юстиции Новосибирской области не выдерживает никакой критики, и отказы "основаны на понятиях, но не на Законе". Этот прискорбный факт достаточно четко иллюстрируется теми документами, что мы имеем. В связи с вышеизложенным,
уведомляем Вас, что:
дальнейшие наши действия будут следующие:
Обращение с обжалованием действий Управления юстиции по отказу в регистрации Новосибирской региональной общественной организации «Консультационно-аналитический центр по праву, налогообложению и бухгалтерскому учету "Третий сектор, четвертая власть"» к полномоч ному представителю Президента.
Обращение в органы, в соответствии с законодательством, осуществ ляющие от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Кон ституции РФ и исполнением законов - в частности, в прокуратуру Но восибирской области, к окружному прокурору.
В соответствии со ст. 5. Закона "Об основах государственной службы" государственная служба основана на принципе гласности в осуществ лении государственной службы, мы считаем возможным, используя принцип гласности в осуществлении государственной службы, сделать информацию о возникшей ситуации всеобще доступной, распростра нив документы о противоправных и некомпетентных действиях сотруд ников Министерства юстиции по максимально возможному количеству средств массовой информации.
Обжалование в общественные приемные депутатов Государственной Думы.
Обращение в профессиональные общественные организации. В нашем случае это может быть Институт профессиональных бухгалтеров Рос сии, Новосибирский территориальный институт профессиональных бух галтеров, а также иные организации.
В завершение - обращение к Президенту Российской Федерации как к гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Безусловно, если нам будет дан аргументированный ответ (но не отписка) в нашей неправоте, мы готовы принести извинения за все причиненные неудобства.
Приложения:
Копия жалобы в Министерство юстиции Российской Федерации № 00-06-28/4 от 28 июня 2000 года "О распоряжении начальника уп равления юстиции Новосибирской области № 1827 от 10 мая 2000 года об отказе в регистрации общественного объединения" - на 1 листе.
Копия ответа из Министерства юстиции Российской Федерации № 08-974 от 31 июля 2000 года - на 1 листе.
Президент НРОО КАЦ по ПНиБУ
"Третий сектор, четвертая власть".
Профессиональный бухгалтер,
аттестат Минфина РФ № 11111.
Член Новосибирского территориального
института профессиональных бухгалтеров,
член ИПБ России, членский билет № 7777777П. П.Р. Авдоиск
Теперь, когда вы дочитали документ до конца, давайте его проанализируем с точки зрения использованных элементов юридической техники. Итак, что было использовано и как можно улучшить данный документ? Сразу отметим, что документ этот реальный, но до адресата он не дошел, так как юрист своевременно указал автору на все недостатки документа.
Язык и стиль документа. Безусловно, документ может иметь эмоциональную окраску, однако недопустимо использование язвительно-уничижительного стиля. В данном документе стиль является смешанным. Есть элементы официального стиля ("в соответствии со статьей "), разговорно-бытового ("поразговорам юристов"), оскорбительного {"сотрудники наплевательски относятся "). Обычно стиль документа предопределяется целью документа, особенностями адресата. Очевидно, к министру юстиции лучше обращаться с документом, написанным официальным стилем.
Структура и логичность документа. Документ практически не структурирован. Содержится большое количество повторов, резолютивная часть не соответствует цели документа. По сути документ является жалобой, однако это не очень хорошо отражено в содержании. Что явилось причиной? Обратите внимание на резолютивную часть. Она сформулирована как "уведомляем, что". Однако из текста документа следует, что его автору необходимо вмешательство министра юстиции (автору документа требуется отмена решения органов юстиции по отказу в регистрации).
Было бы целесообразно в первом абзаце кратко изложить основные факты (описательная часть). В дальнейшем в мотивировочной части эти факты могут быть частично повторены и сопровождены необходимой аргументацией.
Не вызывает сомнения, что для усиления излагаемой позиции необходимо приведение определенных аргументов. Но не следует пренебрегать приемами логики. Подмена понятий, использование угроз вместо реальных аргументов по меньшей мере смешны и не способствуют рассмотрению дела по существу.
Использование технических и графических средств. Документ был выполнен на бланке, содержащем официальную символику организации и водяные знаки. Безусловно, в значительном количестве случаев требуется использование официального бланка. Но
349
для многостраничного документа только первый лист размещается на бланке. Последующие листы печатаются на обычной белой бумаге.
В резолютивной части, как правило, другим шрифтом и на отдельной строчке выделяется характер требования: "прошу", "требую ", "постановляю " и т.п.
Реквизиты документа. Для данного типа юридических документов можно назвать следующие реквизиты: адресат, заголовок документа (либо обращение к конкретному должностному лицу), дата и порядковый номер документа, фамилия и должность подписывающего, печать, бланк (в отдельных случаях).
Все эти реквизиты в данном документе присутствуют. Но сравните, как автор обращается к адресату и какие собственные регалии обозначает. Здесь необходимо соблюдать принцип сбалансированности. Кроме того, при указании адресата имеет место дублирование - "в Министерство юстиции", "министру юстиции". Министерство является единоночальным органом, возглавляемым министром. Указание в качестве адресата "Министерство юстиции" может иметь место, если точно не известно, к какому должностному лицу следует обращаться. Обращение "уважаемый г-н министр " можно опустить либо заменить на обращение по имени и отчеству.
Приложения. К тексту жалобы должны прилагаться определенные документы, позволяющие лучше уяснить ситуацию, аргументировать позицию заявителя. Однако очевидно, что приведенный перечень приложений явно недостаточен. Например, нет первоначальных документов, поданных на регистрацию, отсутствует текст отказа управления юстиции в регистрации организации, нет ряда других документов.
Сокращения. В тексте документа использовано несколько сокращений. Если использованное сокращение не является общепринятым, то необходимо в тексте давать соответствующие пояснения либо не использовать такое сокращение. В частности, вместо названия организации в данном случае приводится не совсем понятная аббревиатура. Как можно определить, что означает НРОО КАЦ по ПНиБУ? В тексте необходимо дать соответствующие пояснения.
Это же правило касается и сокращения названия используемого нормативного акта. Посмотрите, как в данном документе пи-
350
шется название закона: ''Об обжаловании...". Можно руководствоваться таким правилом: если название закона, организации и т.п. достаточно длинное и автор документа не хочет его повторять каждый раз, то первый раз название дается полностью, а в скобках пишется "далее ... " и дается сокращенное название. Но если в тексте небольшого документа используется много названий законодательных актов, то такие сокращения, может быть, делать нецелесообразно, так как это только утяжелит документ.
Рассмотрим другой вариант текста этого же документа. Он, безусловно, не идеален, но существенно отличается от предыдущего. Попробуйте его проанализировать. Обратите внимание на то, что особенности авторского стиля изложения сохранены, однако документ читается значительно легче. Большинство исправлений касалось более правильного использования элементов юридической техники.
Министру юстиции РФ г-ну Чайке Ю.Я.
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В Управление юстиции Администрации Новосибирской области 11/04/ 2000 г. были поданы документы на регистрацию Новосибирской региональной общественной организации «Консультационно-аналитический центр по праву, налогообложению и бухгалтерскому учету "Третий сектор, четвертая власть"» (далее - Центр). В регистрации было отказано, причем большая часть оснований отказа касалась нецелесообразности деятельности создаваемой организации, а не незаконности, как это требуется в соответствии с действующим законодательством (ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Данный отказ был обжалован начальнику Управления юстиции г-ну Жиганову ГА., который переадресовал жалобу своим сотрудникам для рассмотрения жалобы по существу. В результате жалоба была рассмотрена тем же человеком, который вынес решение об отказе в регистрации Центра. Это противоречит требованиям Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". В пункте 5 названного указа предусмотрено, что запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. В удовлетворении жалобы было
отказано.
Отказ начальника Управления юстиции Новосибирской области был обжалован в Министерство юстиции РФ. В ответе Министерства юстиции РФ констатировалось, что жалоба получена; было отмечено, что отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суд; что отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию. Таким образом, из текста ответа неясно, что жалоба была рассмотрена по существу. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме судебного обжалования, есть еще
351
и административное обжалование, направляемое в органы государственной власти.
Следует отметить, что отказ в регистрации Центра, оформленный распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения", имеет тройственную природу:
Отказ в регистрации является ненормативным актом государственно го органа, ограничивающим конституционные права граждан.
Отказ в регистрации является действием государственного служаще го, представляющего государственный орган, ограничивающим консти туционные права граждан.
Отказ в регистрации является собственно отказом в регистрации об щественного объединения, ограничивающим конституционные права граждан.
Соответственно в связи с этим допустимы разные направления действий по восстановлению нарушенных гражданских прав в зависимости от той природы отказа, которая будет использоваться.
На основании статьи 6 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Иными словами, в названном законе закрепляется принцип "виновности" государственных органов и их должностных лиц. Они обязаны доказать, что в их деяниях отсутствует незаконность. На граждан такая обязанность не возлагается.
Фактически жалоба Центра на отказ в регистрации ни разу не рассматривалась по существу уполномоченным на то должностным лицом или органом.
На основании вышеизложенного
ПРОШУ
рассмотреть обстоятельства дела по существу и отменить распоряжение
начальника Управления юстиции Новосибирской области.
Президент НРОО КАЦ по ПНиБУ
"Третий сектор, четвертая власть" П.Р. Авдоиск
Приложения (здесь не приводятся).
Из анализа двух текстов административной жалобы видно, что неправильное использование элементов юридической техники может сделать текст трудно читаемым, смешным. Цель документа в этом случае не достигается.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние