logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Исковое заявление*

Уважаемые дяденьки и тетеньки из Кировского районного суда г. Сара­това. Помогите мне ради Бога, заберите мои денежки у Петьки Косарева, который живет в 5-м доме наул. Мясницкой и отдайте мне обратно. Он про­клятый одолжил у меня 200 рубликов жене продуктов в больницу купить, обещал до 1 мая вернуть, а сейчас уже осень и кушать хочется. Это видели и подтвердят Маша Иванова моя соседка из 5-й квартиры и Петя Митро­фанов из 7-й квартиры, а живем мы вместе в доме 135 по ул. Чапаевской. Моя квартира 6-я. И расписочка у меня имеется. Защитите сироту! Я сама

111римср взят из материалов Программы клинического юридического обра-давания (материалы для студентов), разработанной Маргарет Грорк (Вангла-деш - Россия).

2 См.: Шугрина ЕС. Техника юридического письма. М.. 2000. С. 71.

341

неграмотная, только подписываться умею. Мне заявление соседская де­вочка Танечка написала. Она и марочку государственную за 10 рублей при­клеила. Извините за помарки, это я его своей рукой переписала, но Танеч-кино заявление прилагаю, чтоб понятно было.

С уважением,

Матрена Сидорова

Дочь Петрова

Сирота Отечественной войны

15.10.2000.

Матрена

Документ 3 (официльно-беэразличный стиль)

Прокурору Октябрьского района г. Твери Иванову В.В.

от Кольцова М.К., проживающего по адресу ул. Великого Новгорода, д. 18, кв. 43.

ЖАЛОБА

Симонов В.И., проживающий в квартире, расположенной непосред­ственно над моей, систематически затапливает мою квартиру и нарушает ночной покой.

Прошу принять меры.

Кольцов М.К. Дата

Структурированность, логичность изложения материала.

Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первич­ной "'структурной единицей" подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "пара­граф"). Статья должна охватывать однородный материал. В слу­чае если статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно на­чинаются с красной строки и называются "частями'', реже "абза­цами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, час­ти - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменитель­ной деятельносги целесообразно каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа ну­мерации не имеет, то на него сложно ссылаться. Например, каж­дый раз надо считать, на какую часть Статьи сослаться, а это, ес­тественно, неудобно. Примерами таких "ненумерованных* документов являются Лесной кодекс РФ и Водный кодекс РФ.

342

Целесообразно, чтобы подходы к нумерации были унифици­рованы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. На­пример, в Уголовном кодексе РФ статья делится на части, кото­рые, в свою очередь, делятся на пункты. В Гражданском кодексе РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части. Представьте, как путаются специалисты, работающие с этими кодексами!

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и допол­нения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Добавление дополни­тельной статьи в действующий законодательный акт не должно сопровождаться перенумерацией всех статей. Обычно такой но­вой статье добавляется индекс.

Например, нужно вставить статью между статьями, имеющими номера 145 и 146. Новая статья будет иметь номер 1451. Если надо вставить не­сколько статей, то их нумерация будет соответственно: 145', 145гит.д. Это же правило распространяется и на случаи, когда требуется вставить главу (раздел) в уже действующий документ.

Наличие индекса не означает умаление юридической силы ста­тьи; статья с индексом является равноправной с остальными.

Использование приложений. Очевидно, что чем короче доку­мент, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому важно "разгрузить" основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобно использовать приложения. Кроме тою. в приложе­нии могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков).

Обычно каждому элементу перечня того или иного явления при­сваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закры­тым или открытым.

Например, в ст. 34 КоАП дается перечень смягчающих обстоятельств, причем отмечается, что этот перечень открытый. Это значит, что иные об­стоятельства при рассмотрении конкретного дела могут быть признаны в качестве смягчающих. В ст. 35 КоАП дается перечень отягчающих обстоя­тельств. Этот перечень является закрытым, т.е. иные обстоятельства не могут быть признаны в качестве отягчающих.

Следует избегать использования открытого перечня, заканчи­вающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слиш-

343

ком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

Например, в действовавшем ранее Законе об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации при определении местных налогов и сбо­ров был использован открытый перечень. Органы местного самоуправле­ния немедленно этим воспользовались. Среди вводимых местных налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башки­рия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях пред­приятий (Курская, Липецкая и Орловская области), налогза освещение фа­садов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область), налог на въезд иногородних транспортных средств (Новосибирск, Барнаул. Оренбург), налог на проведение торже­ственных свадебных обрядов (Волгоградская область), налог на захороне­ние (Курская область), а также налоги на прогон скота, на соль, на футболь­ную команду и др. Органам прокуратуры пришлось предпринять немало усилий, чтобы опротестовать соответствующие решения органов местно­го самоуправления.

Использование бланкетных, отсылочных норм. Этот прием юридической техники позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько спо­собов применения ссылок. Простои способ отсылки предполага­ет полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям это­го же закона.

Например, в ст. 227 КоАП называются обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях. В п. 7 приводится такое обстоятельство, как истечение к моменту рассмотрения дела срока, предусмотренного ст. 38 КоАП.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает форму­лирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах.

Например, в ст. 230 КоАП регулируются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов по делам об администра­тивных правонарушений. Делается отсылка к Закону о прокуратуре.

Кроме перечисленного, к приемам юридической техники мож­но также отнести использование примечаний, ссылок, сокра­щений. Каждый из этих приемов встречается достаточно часто при изложении текста законов, иных нормативных актов, и мы не останавливаемся подробно на их характеристике.

Все изложенное выше можно считать теорией. Как же приме-

3-Ы

нить эти теоретические положения при анализе конкретного юри­дического документа?

На примере приведенного ниже текста административной жа­лобы попробуем выделить использованные элементы юридичес­кой техники и оценить оправданность и целесообразность их при­менения. Условимся, что административная жалоба- это жалоба, направляемая в органы государственной власти, местного само­управления или к их должностным лицам. Как правило, действу­ющее законодательство не регулирует вопрос о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию административной жало­бы. Этот вопрос решается на уровне делового обыкновения.

В отличие от нормативных актов, жалобы включают факти­ческую и юридическую части. В фактической части излагаются обстоятельства дела (суть, место и время события, его участни­ки), в юридической дается ссылка на нормы права, подлежащие применению при разрешении данного дела. Фактическая инфор­мация излагается во вводной и описательной частях документа, а юридическая - в мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть посвящается обозначению наименования доку­мента, наименования адресата, обращающегося с жалобой, мес­та и даты написания документа. Описательная часть касается из­ложения сути, фактических обстоятельств, требующих властного вмешательства органов публичной власти. Мотивировочная часть включает ссылки на нормы права, квалификацию. Резолютивная часть посвящается изложению вывода по конкретному делу и со­держит требования (просьбу) заявителя.

Приведем взятый из практики пример юридического докумен­та, который по сути является административной жалобой (фами­лия адресата изменена). Документ содержит значительное коли­чество нарушений правил юридической техники и приводится здесь для большей наглядности. Текст документа достаточно длин­ный. Но попробуйте дочитать его до конца, понять суть докумен­та и проблему, которую автор документа пытается донести до ад­ресата. Насколько легко это сделать?

В Министерство юстиции РФ. Министру юстиции РФ г-ну Чайке

Уважаемый г-н Министр юстиции

Надеясь на корректность ответа на наше обращение в Министерство юстиции Российской Федерации жалобой № 00-06-28/4 от 28 июня 2000 года, подготовленного специалистом Департамента по делам обще­ственных и религиозных объединений, заместитель руководителя Депар-

345

таменга Рождественская И., скорее всего, не изучала направленную в Ми­нистерство юстиции нашу жалобу. В связи с этим цель данного письма -донести до Вас и до начальника Департамента некоторую некорректность в ответе Министерства юстиции Российской Федерации № 08-974 от 31/ 07/2000 г. Ответ Министерства юстиции РФ получен 22/08/2000 г.

Данное письмо носит чисто информативный и уведомительный харак­тер, но мы будем признательны, если Вы в ответ на это письмо совершите какие-либо действия.

Читая ответ Министерства юстиции: "Ваше обращение по вопросу отказа в регистрации Новосибирской региональной общественной организации ... поступившее в Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотре­но", невольно задаешься вопросом - "да, наше обращение было рассмотре­но; но было ли обращение если не изучено, то хотя бы прочитано?".

Хотим Вам отметить, что отказ в регистрации оформлен в данном слу­чае распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской об­ласти "Об отказе в регистрации общественного объединения", и это рас­поряжение имеет тройственную суть:

  1. Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп­ равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" оформляется распоряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистра­ ции общественного объединения" и является ненормативным актом государственного органа, ограничивающим конституционные права граждан.

  2. Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп­ равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" является действием государственного служащего, представляющего государственный орган, ограничиваю­ щим конституционные права граждан.

  3. Отказ в регистрации в соответствии с распоряжением начальника Уп­ равления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения" является отказом в регистрации обще­ ственного объединения.

Соответственно в связи с этим допустимы направления по восстанов­лению нарушенных гражданских прав в зависимости от той сути отказа, которую мы будем использовать:

  1. Ненормативный акт государственного органа, ограничивающий конституционные права граждан. Допустимо обратиться к вышесто­ ящему в порядке подчинения государственному органу, в суд, а также к органам, осуществляющим контроль за соблюдением Закона (к при­ меру, в прокуратуру).

  2. Действия государственного служащего, ограничивающие консти­ туционные права граждан. Допустимо обратиться к вышестоящему в порядке подчинения государственному органу, в суд, а также к орга­ нам, осуществляющим контроль за соблюдением Закона (к примеру, в прокуратуру)

  3. Отказ в регистрации общественного объединения. Допустимо об­ ратиться в суд.

В соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" мы обратились с жалобой на не­правомерные действия начальника Управления юстиции Новосибирской области в Министерство юстиции РФ как к вышестоящему в порядке под­чиненности государственному органу.

Обращаясь в Министерство юстиции РФ, мы прямо в тексте жалобы привели основание направления нашей жалобы: "на основании ст. 2, 4 За­кона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 2392, 2394 Гражданского процессуального кодекса РСФСР". Таким образом, мы явно подчеркнули, что обращаемся с жало­бой на нарушающие права и свободы гражданина действия (решения) го­сударственного органа к вышестоящему в порядке подчиненности государ­ственному органу (ст. 4 Закона "Об обжаловании...").

Министерство юстиции РФ написало простую отписку, апеллируя к ст. 23 Закона "Об общественных объединениях", что отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Таким образом, не рассмотрев по существу нашу жалобу и заставляя нас восстанавливать наши нарушенные права только в суде, Министерство юстиции РФ нарушило ст. 45 Конституции, в которой сказано, что гражда­не вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом.

Хотелось бы отметить, что государственная служба основана на прин­ципах (ст. 5 Закона "Об основах государственной службы"):

• верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных за­ конов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­ струкциями при исполнении государственными служащими должност­ ных обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен­ ного действия: обязанности государственных служащих признавать, со­ блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 5. Закона "Об ос­ новах государственной службы" государственная служба также основана на принципе гласности в осуществлении государственной службы. Мы счи­ таем возможным, используя принцип гласности в осуществлении государ­ ственной службы, сделать информацию о возникшей ситуации всеобще

доступной.

Безусловно, в Министерстве юстиции работают профессионалы и воз­никшее недоразумение, скорее всего, может быть улажено, если детально еще раз изучить нашу аргументацию. Хотя ответ Министерства юстиции РФ № 08-974 от 31/07/2000 г., ответ Управления юстиции Новосибирской области № 01-18-642 от 15/06/2000 г., а также заключение об отказе в ре­гистрации НРОО КАЦ по ПНиБУ "Третий сектор, четвертая власть", осно­вываясь на которое распоряжением начальника Управления юстиции Но­восибирской области № 1827 от 10/05/2000 г. отказано в регистрации, наводят на два утверждения:

  1. В Министерстве юстиции наплевательски относятся к правам граждан РФ, считая, что с государственными органами никто спорить не будет, при этом пользуясь безнаказанностью противоправных действий госу­ дарственных служащих.

  2. Те специалисты, которые работали с нашими документами, имеют не­ достаточно высокую квалификацию. При этом обратим Ваше внимание, что заключение на отказ готовил начальник отдела регистрации Управ­ ления юстиции Новосибирской области, чья квалификация не должна вызывать сомнение.

Заметим, что отдел регистрации дважды давал заключения на отказ и в обоих случаях корректность аргументов, приводимых для отказа, вызыва­ет некоторые сомнения, при этом отказы в регистрации подготавливали различные специалисты. Соответственно сложившаяся ситуация в отделе регистрации может навевать некоторые размышления ... Также информи-

Ш

руем Вас, что, по разговорам юристов г. Новосибирска, от 30 до 50% всех отказов в регистрации общественных объединений Управлением юстиции Новосибирской области не выдерживает никакой критики, и отказы "осно­ваны на понятиях, но не на Законе". Этот прискорбный факт достаточно четко иллюстрируется теми документами, что мы имеем. В связи с вышеизложенным,

уведомляем Вас, что:

дальнейшие наши действия будут следующие:

  1. Обращение с обжалованием действий Управления юстиции по отказу в регистрации Новосибирской региональной общественной организации «Консультационно-аналитический центр по праву, налогообложению и бухгалтерскому учету "Третий сектор, четвертая власть"» к полномоч­ ному представителю Президента.

  2. Обращение в органы, в соответствии с законодательством, осуществ­ ляющие от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Кон­ ституции РФ и исполнением законов - в частности, в прокуратуру Но­ восибирской области, к окружному прокурору.

  3. В соответствии со ст. 5. Закона "Об основах государственной службы" государственная служба основана на принципе гласности в осуществ­ лении государственной службы, мы считаем возможным, используя принцип гласности в осуществлении государственной службы, сделать информацию о возникшей ситуации всеобще доступной, распростра­ нив документы о противоправных и некомпетентных действиях сотруд­ ников Министерства юстиции по максимально возможному количеству средств массовой информации.

  4. Обжалование в общественные приемные депутатов Государственной Думы.

  5. Обращение в профессиональные общественные организации. В нашем случае это может быть Институт профессиональных бухгалтеров Рос­ сии, Новосибирский территориальный институт профессиональных бух­ галтеров, а также иные организации.

  6. В завершение - обращение к Президенту Российской Федерации как к гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

Безусловно, если нам будет дан аргументированный ответ (но не от­писка) в нашей неправоте, мы готовы принести извинения за все причи­ненные неудобства.

Приложения:

  1. Копия жалобы в Министерство юстиции Российской Федерации № 00-06-28/4 от 28 июня 2000 года "О распоряжении начальника уп­ равления юстиции Новосибирской области № 1827 от 10 мая 2000 года об отказе в регистрации общественного объединения" - на 1 листе.

  2. Копия ответа из Министерства юстиции Российской Федерации № 08-974 от 31 июля 2000 года - на 1 листе.

Президент НРОО КАЦ по ПНиБУ

"Третий сектор, четвертая власть".

Профессиональный бухгалтер,

аттестат Минфина РФ № 11111.

Член Новосибирского территориального

института профессиональных бухгалтеров,

член ИПБ России, членский билет № 7777777П. П.Р. Авдоиск

Теперь, когда вы дочитали документ до конца, давайте его про­анализируем с точки зрения использованных элементов юриди­ческой техники. Итак, что было использовано и как можно улуч­шить данный документ? Сразу отметим, что документ этот реальный, но до адресата он не дошел, так как юрист своевре­менно указал автору на все недостатки документа.

Язык и стиль документа. Безусловно, документ может иметь эмоциональную окраску, однако недопустимо использование яз­вительно-уничижительного стиля. В данном документе стиль яв­ляется смешанным. Есть элементы официального стиля ("в со­ответствии со статьей "), разговорно-бытового ("поразговорам юристов"), оскорбительного {"сотрудники наплевательски от­носятся "). Обычно стиль документа предопределяется целью до­кумента, особенностями адресата. Очевидно, к министру юсти­ции лучше обращаться с документом, написанным официальным стилем.

Структура и логичность документа. Документ практически не структурирован. Содержится большое количество повторов, ре­золютивная часть не соответствует цели документа. По сути до­кумент является жалобой, однако это не очень хорошо отражено в содержании. Что явилось причиной? Обратите внимание на ре­золютивную часть. Она сформулирована как "уведомляем, что". Однако из текста документа следует, что его автору необходимо вмешательство министра юстиции (автору документа требуется отмена решения органов юстиции по отказу в регистрации).

Было бы целесообразно в первом абзаце кратко изложить ос­новные факты (описательная часть). В дальнейшем в мотивиро­вочной части эти факты могут быть частично повторены и сопро­вождены необходимой аргументацией.

Не вызывает сомнения, что для усиления излагаемой позиции необходимо приведение определенных аргументов. Но не следу­ет пренебрегать приемами логики. Подмена понятий, использо­вание угроз вместо реальных аргументов по меньшей мере смеш­ны и не способствуют рассмотрению дела по существу.

Использование технических и графических средств. Документ был выполнен на бланке, содержащем официальную символику организации и водяные знаки. Безусловно, в значительном коли­честве случаев требуется использование официального бланка. Но

349

для многостраничного документа только первый лист размеща­ется на бланке. Последующие листы печатаются на обычной бе­лой бумаге.

В резолютивной части, как правило, другим шрифтом и на от­дельной строчке выделяется характер требования: "прошу", "тре­бую ", "постановляю " и т.п.

Реквизиты документа. Для данного типа юридических докумен­тов можно назвать следующие реквизиты: адресат, заголовок до­кумента (либо обращение к конкретному должностному лицу), дата и порядковый номер документа, фамилия и должность под­писывающего, печать, бланк (в отдельных случаях).

Все эти реквизиты в данном документе присутствуют. Но срав­ните, как автор обращается к адресату и какие собственные рега­лии обозначает. Здесь необходимо соблюдать принцип сбаланси­рованности. Кроме того, при указании адресата имеет место дублирование - "в Министерство юстиции", "министру юсти­ции". Министерство является единоночальным органом, возглав­ляемым министром. Указание в качестве адресата "Министерство юстиции" может иметь место, если точно не известно, к какому должностному лицу следует обращаться. Обращение "уважае­мый г-н министр " можно опустить либо заменить на обращение по имени и отчеству.

Приложения. К тексту жалобы должны прилагаться определен­ные документы, позволяющие лучше уяснить ситуацию, аргумен­тировать позицию заявителя. Однако очевидно, что приведенный перечень приложений явно недостаточен. Например, нет перво­начальных документов, поданных на регистрацию, отсутствует текст отказа управления юстиции в регистрации организации, нет ряда других документов.

Сокращения. В тексте документа использовано несколько сокра­щений. Если использованное сокращение не является общепри­нятым, то необходимо в тексте давать соответствующие поясне­ния либо не использовать такое сокращение. В частности, вместо названия организации в данном случае приводится не совсем по­нятная аббревиатура. Как можно определить, что означает НРОО КАЦ по ПНиБУ? В тексте необходимо дать соответствующие по­яснения.

Это же правило касается и сокращения названия используемо­го нормативного акта. Посмотрите, как в данном документе пи-

350

шется название закона: ''Об обжаловании...". Можно руководство­ваться таким правилом: если название закона, организации и т.п. достаточно длинное и автор документа не хочет его повторять каждый раз, то первый раз название дается полностью, а в скоб­ках пишется "далее ... " и дается сокращенное название. Но если в тексте небольшого документа используется много названий за­конодательных актов, то такие сокращения, может быть, делать нецелесообразно, так как это только утяжелит документ.

Рассмотрим другой вариант текста этого же документа. Он, бе­зусловно, не идеален, но существенно отличается от предыдуще­го. Попробуйте его проанализировать. Обратите внимание на то, что особенности авторского стиля изложения сохранены, однако документ читается значительно легче. Большинство исправлений касалось более правильного использования элементов юридичес­кой техники.

Министру юстиции РФ г-ну Чайке Ю.Я.

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В Управление юстиции Администрации Новосибирской области 11/04/ 2000 г. были поданы документы на регистрацию Новосибирской региональ­ной общественной организации «Консультационно-аналитический центр по праву, налогообложению и бухгалтерскому учету "Третий сектор, четвер­тая власть"» (далее - Центр). В регистрации было отказано, причем боль­шая часть оснований отказа касалась нецелесообразности деятельности создаваемой организации, а не незаконности, как это требуется в соот­ветствии с действующим законодательством (ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Данный отказ был обжалован начальнику Управления юстиции г-ну Жиганову ГА., который переадресовал жалобу своим сотрудникам для рас­смотрения жалобы по существу. В результате жалоба была рассмотрена тем же человеком, который вынес решение об отказе в регистрации Цент­ра. Это противоречит требованиям Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граж­дан". В пункте 5 названного указа предусмотрено, что запрещается направ­лять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным ли­цам, действия которых обжалуются. В удовлетворении жалобы было

отказано.

Отказ начальника Управления юстиции Новосибирской области был обжалован в Министерство юстиции РФ. В ответе Министерства юстиции РФ констатировалось, что жалоба получена; было отмечено, что отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суд; что отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи до­кументов на регистрацию. Таким образом, из текста ответа неясно, что жалоба была рассмотрена по существу. В соответствии со ст. 45 Конститу­ции РФ гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми спосо­бами, не запрещенными законом. Кроме судебного обжалования, есть еще

351

и административное обжалование, направляемое в органы государствен­ной власти.

Следует отметить, что отказ в регистрации Центра, оформленный рас­поряжением начальника Управления юстиции Новосибирской области "Об отказе в регистрации общественного объединения", имеет тройственную природу:

  1. Отказ в регистрации является ненормативным актом государственно­ го органа, ограничивающим конституционные права граждан.

  2. Отказ в регистрации является действием государственного служаще­ го, представляющего государственный орган, ограничивающим консти­ туционные права граждан.

  3. Отказ в регистрации является собственно отказом в регистрации об­ щественного объединения, ограничивающим конституционные права граждан.

Соответственно в связи с этим допустимы разные направления дей­ствий по восстановлению нарушенных гражданских прав в зависимости от той природы отказа, которая будет использоваться.

На основании статьи 6 Закона "Об обжаловании в суд действий и ре­шений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные орга­ны, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязан­ность документально доказать законность обжалуемых действий (реше­ний); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Иными словами, в названном законе закрепляется принцип "виновности" государственных органов и их должностных лиц. Они обяза­ны доказать, что в их деяниях отсутствует незаконность. На граждан такая обязанность не возлагается.

Фактически жалоба Центра на отказ в регистрации ни разу не рассмат­ривалась по существу уполномоченным на то должностным лицом или ор­ганом.

На основании вышеизложенного

ПРОШУ

рассмотреть обстоятельства дела по существу и отменить распоряжение

начальника Управления юстиции Новосибирской области.

Президент НРОО КАЦ по ПНиБУ

"Третий сектор, четвертая власть" П.Р. Авдоиск

Приложения (здесь не приводятся).

Из анализа двух текстов административной жалобы видно, что неправильное использование элементов юридической техники может сделать текст трудно читаемым, смешным. Цель докумен­та в этом случае не достигается.