Глава 6 консультирование
Среди профессиональных навыков юриста навык консультирования, очевидно, самый востребованный. Кем бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в какой бы сфере ни практиковал - ему всегда приходится консультировать "неюристов" по вопросам права. Сама профессия юриста располагает граждан обращаться к нему за разъяснениями правовых вопросов, просить у него консультации.
Что же представляет собой этот навык профессиональной деятельности?
С точки зрения психологии консультирование можно определить как процесс общения между юристом и "неюристом " по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Однако подобное общение происходит и при интервьюировании. Чем же различаются эти навыки и вообще есть ли необходимость их различать?
Консультирование следует рассматривать как относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отличный от навыка интервьюирования. Причем определяющим в этом различии, как уже отмечалось в предыдущей главе, является различие в целях. Попытаемся сопоставить цели интервьюирования и консультирования.
Цели интервьюирования Цели консультирования
• Получить от • Дать клиенту исчерпывающую информацию
клиента наиболее но интересующему его вопросу.
полную информа- • Разъяснить клиенту все возможные варианты
цию. имеющую решения его проблемы,
правовое значение • Показать возможные правовые и неправовые
для разрешения последствия каждою варианта решения,
его проблемы. • Помочь клиенту выбрать наиболее приемле-
мый для него вариант решения. • Помочь клиенту в реализации избранного варианта решения путем определения стратегии и тактики, юридических действий и выполнения их в интересах клиента.
Теперь можно уточнить понятие консультирование и определить его как процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта.
Консультирование включает комплекс навыков и умений.
Для успешного осуществления консультирования юрист должен уметь:
анализировать фактическую информацию, с тем чтобы вы делять в ней юридически значимые обстоятельства, разгра ничивать главное и второстепенное в ней;
ориентироваться в нормативном материале и находить пра вовую основу для дачи консультаций и решения проблемы;
анализировать нормы права и судебную практику;
выявлять альтернативы действий клиента для достижения его целей;
четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений;
прогнозировать последствия действий клиента, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные и полез ные, так и негативные;
прогнозировать последствия своих консультаций на случай правильного и неправильного восприятия их клиентом.
Учитывая, что консультирование - это общение, взаимодействие людей, немаловажными для этой деятельности являются и различные коммуникативные навыки, которые здесь проявляются также несколько иначе, чем при интервьюировании.
Как отмечалось, для успешного интервьюирования особое значение имеет умение установить контакт с клиентом, разговорить его, вызвать у него доверие к себе и создать все необходимые условия, чтобы клиент преодолел стеснение, робость, замкнутость, недоверие, чтобы он поведал незнакомому человеку (юристу) о своих проблемах и правдиво изложил всю юридически значимую информацию.
В ходе интервьюирования источником фактической информации является клиент и взаимодействие между юристом и клиентом состоит в передаче информации от клиента к юристу. В процессе же консультирования коммуникативные роли изменяются. Теперь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых ас-
пектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-первых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят или сулят ему. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультирование предполагает обсуждение проблемы с клиентом.
Следовательно, разъясняя правовые вопросы клиенту, юрист должен уметь вовлечь его в диалог, а в процессе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.
Выстраивая свои взаимоотношения с клиентом в процессе консультирования, юрист должен быть психологически готов к работе с разными людьми. В соответствии с этим по-разному строятся взаимоотношения юриста и клиента. Некоторые ситуации взаимоотношений повторяются и становятся стереотипными для юриста, некоторые бывают из ряда вон выходящими.
Из числа повторяющихся ситуаций складывается своеобразная типология психологических портретов клиентов, и, наверное, каждый практикующий юрист может рассказать о подобных клиентах и даже предложить образные обозначения их различных типов.
Например, одни клиенты очень напоминают доверчивого ребенка. Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста и уж тем более вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возможные действия и шаги. Они отгораживаются от проблемы словами: "Я все равно в этом ничего не понимаю. Яне знаю, как лучше. Делайте, как вы сами считаете нужным" и т.п.
В качестве примера приведем следующую ситуацию.
В юридическую консультацию обратилась гражданка Николаенко. Она заняла родственнику значительную сумму денег, но письменно договор займа не был оформлен. Часть долга родственник отдал, но значительную часть не возвращал, так как все свои деньги вкладывал в бизнес. На протяжении нескольких месяцев она просила вернуть деньги, скандалила, угрожала, но долг не был возвращен.
Юрист, изучив ситуацию, пришел к выводу, что правовых средств решения этой проблемы нет, и объяснил это клиентке.
Однако Николаенко еще неоднократно приходила к юристу: "Ну что мне делать? Ну сделайте что-нибудь! А может быть, вы с ним поговорите?" Эти и подобные высказывания убедительно показывали, что клиентка, понимая безнадежность ситуации, пытается переложить решение проблемы на юриста. Сама она при этом пытается занять позицию "доверчивого ребенка", чтобы вынудить юриста действовать вместо нее.
Встречаются клиенты-скептики, которые нуждаются в помощи и просят о ней, но при этом не верят в успех, сомневаются в любом из предложений юриста, совершенно не верят в собственные силы. Их излюбленные позиции в диалоге: "Все бесполезно'" или: '"'Я же говорил, что ничего не получится".
Рассмотрим пример.
В юридическую клинику обратился офицер в отставке Заречный с просьбой помочь написать кассационную жалобу. Его не включали в список лиц на получение государственного жилищного сертификата ввиду отсутствия справки о сдаче квартиры по прежнему месту жительства Министерству обороны. Переписка с разными инстанциями, жалобы, судебные тяжбы по этому вопросу вконец измучили его, превратили в унылого, потерявшего всякую надежду человека. Обратившись в клинику, Заречный сразу заявил, что знает, что ситуация безнадежная, что все равно ничего не получится, что все усилия бесполезны, так как он уже выполнил все, что от него требовали чиновники, но эту справку он никогда не получит, потому что в квартире живет жена, брак с которой уже расторгнут. Естественно, он не может сдать эту квартиру, и надежды на получение сертификата у него нет.
Выслушав такие заявления, юрист (а им оказалась студентка юридической клиники) поддалась влиянию клиента и в растерянности сообщила своему руководителю, что вряд ли сможет чем-то помочь Заречному.
И только вмешательство более опытного юриста заставило студентку все же провести интервью, собрать соответствующие документы и приступить к изучению проблемы и подготовке консультирования.
Каково же было изумление студентки, когда она установила, что ту злополучную квартиру Заречный в свое время получал не как военнослужащий, а как обычный очередник. Следовательно, никаких обязательств перед Министерством обороны по поводу этого жилья и его сдачи для получения жилищного сертификата он не нес. Он не обязан был сдавать эту квартиру и соответственно не обязан был представлять требуемую от него справку.
Появились основания для принесения кассационной жалобы. Студентка получила хороший урок: юристу не следует поддаваться пессимистическим настроениям клиента.
Иногда юристу приходится работать с невероятно упрямыми клиентами. Все доводы и объяснения юриста буквально разбиваются об их упрямство; они требуют только то, что им кажется справедливым или правильным, не считаясь ни с фактами, ни с юридическими аспектами своей проблемы.
Очевидно, практикующие юристы смогут продолжить типологию психологических портретов клиентов. Лучшим же для юриста является клиент, готовый и способный к сотрудничеству.
Юрист, как правило, не выбирает клиента, хотя в известных случаях адвокат может отказаться от оказания юридических услуг в силу прямого предписания закона (например, ст. 67' УПК РСФСР). Некоторые юристы позволяют себе выбирать "выгодные" дела, которые сулят им легкий выигрыш в суде, или обеспе-
чивают высокий гонорар, или принося! известность, однако, выбирая выгодное дело, юрист также не застрахован от трудного клиента.
Поэтому профессиональное мастерство юриста при проведении консультирования помимо прочего включает еще и умение добиться сотрудничества от любого клиента, несмотря на особенности его личности, характера, типа поведения.
Консультирование рассматривается как особый вид интеллектуального и практического взаимодействия юриста и клиента.
Изучив проблему, выявив возможные варианты ее решения и просчитав возможные последствия каждого из них, юрист разъясняет все это клиенту. Клиент прилагает встречные интеллектуальные усилия, пытаясь понять, уяснить себе объяснения юриста о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. Он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери и также прилагает волевые усилия, выбирая один из возможных вариантов, оценивая его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений.
Выбрав необходимый вариант решения проблемы, клиент и юрист продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен для этого совершить.
Безусловно, основу консультирования составляют профессиональные юридические знания. Вся та теоретическая база, которая закладывается в память и сознание юриста в процессе академических учебных курсов, находит реализацию и воплощение в процессе консультирования. При отсутствии знаний, неполных или неверных знаниях юрист не может дать клиенту правильный ответ и помочь в разрешении его проблемы. Поэтому в процессе консультирования четко проявляется органическая связь знаний, умений и качеств, о которых шла речь в главе, посвященной про-фессиограмме юриста.
В практике консультирования сложились два подхода (принципа) к выстраиванию взаимоотношений между юристом и клиентом.
Один из них может быть определен как опора юриста на собственный профессионализм. Суть этого подхода заключается в том, что юрист считает необходимым и готов предложить клиенту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта. Мнение же клиента при этом игнорируется или просто не учитывается. Рассмотрим пример такого подхода.
В юридическую клинику обратился Воробьев. В ходе беседы с ним студенты выяснили следующие обстоятельства. Воробьев работал инженером в проектном институте, где на протяжении нескольких месяцев ему занижали оплату труда, не оплачивая фактически выполненный объем работ. После того как Воробьев обратился несколько раз с жалобами к руководству института и в комиссию по трудовым спорам, его вообще уволили из института. При этом увольнение было оформлено "по собственному желанию" , хотя Воробьева фактически вынудили написать соответствующее заявление, пригрозив, что в противном случае его уволят за нарушение трудовой дисциплины.
Студенты под руководством преподавателя разобрали эту ситуацию, выявили все возможные варианты решения определившихся проблем и пришли к выводу, что для Воробьева целесообразнее всего требовать через суд признания увольнения вынужденным и восстановления на работе. После этого он сможет потребовать от администрации пересмотра произведенной оплаты труда.
Однако Воробьев, выслушав такую консультацию, отказался следовать этой рекомендации. Восстановление на работе не входило в его планы и он не захотел идти предложенным путем.
Из этого примера видно, что у юриста и клиента могут быть разные представления о пользе. То, что юристу кажется лучшим, для клиента может оказаться вообще неприемлемым.
Поскольку задачей консультирования является не демонстрация юристом своих профессиональных знаний, а правовая помощь клиенту в разрешении его проблемы, то более правильным следует признать иной подход к взаимоотношениям юриста и клиента.
Суть этого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с клиентом, опираясь на его интересы. Такой подход получил название "опора на клиента".
Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути правовой проблемы клиента, фактических обстоятельств, породивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устремлений клиента.
Например, в описанном выше деле Николаенко клиентка хотела не только вернуть долг, но и сохранить добрые отношения с родственником. Поэтому предложение обратиться в прокуратуру с заявлением о мошенничестве она отвергла, мотивируя: "Это лее
родственник]"
Вместе с тем опора на клиента не означает, что юрист должен идти на поводу у него. Клиент не знает права и самостоятельно без помощи юриста не сможет найти лучший для себя вариант решения проблемы. Но и юрист не может вместо клиента определить, какой из возможных вариантов окажется лучше именно для данного клиента. Выбор может и должен сделать сам клиент.
Если бы студенты, консультировавшие Воробьева, руководство-
вались принципом опоры на клиента, они провели бы консул^ а~ цию иначе. Прежде всего они исходили бы из целей клиента. 0°' робьев в интервью говорил им, что не хотел бы снова идти на работу в тот же коллектив с тем же начальником. Он хотел ^ь1 только взыскать недоплаченную ему зарплату. Поэтому студеИ^1"1 должны были предложить Воробьеву несколько вариантов. И Как минимум хотя бы в одном из них следовало обсудить возможно^ гь достижения именно той цели, к которой стремился Воробьев. Е£-Г1И восстановление на работе было "кратчайшим путем" к полу*^е" нию невыплаченных сумм, следовало объяснить это клиенту, по^а~ зав, что юристы не только помнят, но и учитывают его пожеланий-
Технологически консультирование включает несколько этап*70' Чтобы научиться организовывать и проводить консультированИе' необходимо иметь представление об этих этапах.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние