logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

11.2. Медиация

Медиация - это переговоры с участием нейтрального посред­ника (медиатора).

В повседневной жизни многим из нас приходилось выступать в качестве посредника, чтобы примирить своих друзей или кол­лег, разрешить существующий между ними конфликт. Что-то по­хожее на медиацию можно наблюдать и в судебном заседании. Истец и ответчик (их представители) - это соответственно сторо­ны, судья - нейтральный посредник. Стороны излагают свои по­зиции, приводят доказательства своей правоты, задают вопросы, судья на основании закона и доказательств, представленных сто­ронами, принимает решение относительно рассматриваемого дела. И все же рассмотрение дела судом нельзя назвать медиацией. Между судопроизводством и медиацией существует ряд суще­ственных отличий. Руководитель санкт-петербургского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова видит зги различия в следующем1:

  1. В отличие от судебного заседания, вступление обеих споря­ щих сторон в процесс медиации является добровольным, а меди­ атор - свободно выбранным сторонами (в этом отношении меди­ ация сходна с третейским судом).

  2. В судебном заседании стороны не принимают участия в при­ нятии решения - это функция судьи. В медиации же стороны сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких реше­ ний по поводу спорного вопроса не принимает и не дает никаких рекомендаций.

  3. В суде стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если одна, а то и две стороны этим решением недовольны (как это нередко бывает). Медиация же - процесс, в котором ни­ чего не решается без согласия спорящих сторон; все решения при­ нимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно принимают на себя обязанности выполнять приня­ тые ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями.

  4. Задача суда - определить, кто из сторон прав, а кто виноват (или разделить вину между ними). Медиация же изначально на­ целена на другое - на поиск согласия; в ходе медиации стороны не ищут "правого" и "'виноватого'", а с помощью посредника об-

1 Конфликтология / Под ред. Л.С. Кармина. С. 402-403.

суждают различные вариангы решения конфликта и совместно выбираю! из них тот, который обе сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то. что каждая сторона понимает под справедливостью, а не на юридические законы, прецеденты и правила.

  1. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса пере­ говоров. Медиация проходит конфиденциально. Все остается меж­ ду вами, другой стороной и медиатором. Он будет держать в сек­ рете все разговоры и информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить судебное заседание, а конфиденциаль­ ность в принципе невозможна.

  2. Процесс медиации относительно непродолжителен. Это не­ маловажное преимущество медиации, особенно в наших услови­ ях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяца­ ми, а иногда и годами. Важно также, что медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Для большей наглядности ниже представлена сравнительная таблица, характеризующая особенности суда и медиации.

Суд

Медиация

Процесс принудительный.

Процecc добровольный.

Судья назначается.

Медиатор выбирается.

Решение принимается с позиции

Решение принимают сами стороны

права и закона.

С позиции своих интересов.

Судья наделен соответствующими

Посредник решения не принимает.

полномочиями.

он лишь способствует выработке

решения.

Процесс длительный.

Более скорое разрешение конфликта

по сравнению с судом.

Публичная процедура.

I кгласная процедура.

Процесс требует значительных

Процесс дешевле, чем судебный.

средств (пошлина, услуги юриста).

Сотрудничество.

Состязательность.

Исполнение на достаточно высоком

Низкое исполнение решений.

уровне, т.е. стороны сами приходят

Одностороннее удовлетворение.

к необходимому им решению.

Обоюдное удовлетворение.

Рассмотрим принципы медиации.

I. Равноправие сторон - стороны в процессе медиации име­ют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении.

информации, в оценке приемлемости предложений, условий со­глашения и т.п.

2. Нейтральность посредника у медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внут­ ренне "пустым", никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно, важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип не­ разрывно связан с принципом равноправия сторон. Вели только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпати­ зирует другой стороне, процесс медиации будет сорван, и медиа­ тор может быть обвинен в сговоре со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать себе другого медиатора.

  1. Добровольность - никто не может заставить стороны прий­ ти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное согласие сторон на участие в медиации, и стороны сами могут выбрать себе посредника. В медиации, в отличие от судебного заседания, каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не устраивает предложенная кандидагура медиатора, она может попросить о его замене.

  2. Конфиденциальность - вся информация, которая становит­ ся известной в ходе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиа­ тор предупреждает об этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон информа­ цию, полученную от другой, передача информации происходит только с согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступ­ лении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторо­ нам, сообщает так же и о том. что если он будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет. Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему законодательству (ст. 73 и 74 УПК РСФСР) и может повлечь за собой определенные санкции, пре­ дусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодатель­ ства не будет только в случае, если медиатор является адвокатом

1Г4

одной из сторон, но тогда может возникнуть сомнение в его нейт­ральности. В некоторых странах, например в США, закон защи­щает медиатора и позволяет не сообщать суду информацию, став­шую известную ему в процессе медиации.

Рассмотрим функции, которые выполняет медиатор.

  1. Организация переговоров и создание атмосферы для дос­ тижения соглашения. Медиатор подготавливает место прове­ дения переговоров. Психологи утверждают, что переговоры, ме­ диацию лучше проводить за круглым столом, на столе должны быть ручки и бумага для записей (в ходе медиации это может при­ годиться). В помещении, в котором будет проходить медиация, не должно быть лишних людей. Ничто не должно отвлекать медиа­ тора и стороны от предстоящей работы. Медиатор создает необ­ ходимую атмосферу для переговоров, разряжает возможное на­ пряжение между сторонами, сообщает сторонам правила, по которым будет проходить процесс медиации, устанавливает рег­ ламент работы, рассказывает об этапах проведения медиации, что­ бы стороны до начала переговоров представляли себе ход про­ цесса. Медиатор контролирует последовательность ведения переговоров, не позволяет сторонам вести себя некорректно, по­ стоянно следит за тем, чтобы соблюдались принципы медиации. В случае необходимости медиатор проводит с каждой стороной встречу с глазу на глаз - эта встреча носит название "кокус" и представляет собой собеседование медиатора с каждой стороной индивидуально1. Возможностьпроведения кокусов медиатор ого­ варивает во вступительном слове.

  2. Побуждение стороны к анализу конфликта. Для медиа­ тора, так же как и для юриста, одним из залогов успеха является умение использовать в работе вопросы. В ходе переговоров меди­ атор своими вопросами пытается сделать так, чтобы стороны шире взглянули на сложившуюся ситуацию, постарались понять точку зрения своего партнера, объективно оценили свои возможности, он помогает отделить эмоции от фактических обстоятельств, по­ казывает сильные и слабые стороны позиций сторон, а также по­ следствия, которые могут возникнуть. Вот возможные вопросы:

Об тгом более подробно будет рассказано далее.

3. Активное слушание на всех этапах проведения медиации.

Используя техники активного слушания, перефразирования (во время медиации используются те же техники, что и при проведе­нии переговоров), медиатор помогает сторонам высказать свое мнение о сложившейся ситуации, прояснить все необходимые детали и спорные моменты. Перефразируя все рассказанное ему, медиатор дает возможность самой стороне услышать свой соб­ственный рассказ из его уст, попутно сглаживая все острые углы (некорректные слова, замечания, интонации), что даст возмож­ность и второй стороне услышать менее эмоциональный рассказ своего партнера из уст нейтрального человека. Медиатор работа­ет своеобразным переводчиком, постоянно следя за тем, чтобы смысл сказанного стороны понимали одинаково.

4. Генерация идеи. Медиатор помогает сторонам увидеть иные пути разрешения их ситуации. Часто случается так, что стороны не видят других путей разрешения спора, чем те, которые они пред­ лагают друг другу. Медиатору как человеку, наблюдающему за конфликтом со стороны и не симпатизирующему ни одной из сто­ рон, проще увидеть решение, которое может устроить каждую из спорящих сторон. Но медиатор в этом случае не должен напря­ мую сообщать сторонам об этом решении. При помощи вопросов он должен помочь сторонам начать поиски нового решения ситу­ ации. Но стороны должны найти решение сами, их переговоры, и ответственность за результаты этих переговоров лежит на них. Если медиатор нарушит это правило и предложит сторонам конк­ ретный способ разрешения конфликта, а стороны выполнят его указания, то в случае возникновения по окончании медиации у сторон постконфликта во всем может быть обвинен медиатор, так как именно он дал неверный совет. Таким образом, медиатор ни­ когда не должен давать сторонам рекомендации, как им следует поступить в сложившейся ситуации.

Медиатор генерирует идеи, например, таким образом:

При выработке совместного решения стороны учитывают все нюансы своих взаимоотношений и специфику своей работы, о ко-

316

торых медиатор может ничего не знать, поэтому решение, най­денное самими сторонами, будет всегда лучше и надежнее.

В случае если стороны никак не могут отвлечься от предлага­емых ими решений, медиатор своими вопросами может помочь "увидеть"' другой вариант, используя, например, такие вопросы: "Может быть, стоит рассмотреть такую идею...?"; "Что, если сделать...?".

5. Расширение ресурсов сторон. Медиатор снабжает участни­ ков спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предо­ ставляемая информация должна содержать только действитель­ ные факты и не зависеть от побочных сведений, уточнений и ин­ терпретаций. Если есть вероятность, что сведения, которыми располагают стороны, неполны, неверны или допускают различ­ ные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надежным источникам, где они смогут полу­ чить правильную информацию, разъяснение или совет. Например, он может дать сторонам прочесть формулировку закона или дру­ гого юридического документа, но при этом не имеет права интер­ претировать этот документ, а в случае возникающих проблем обя­ зан рекомендовать им обратиться к юристу. Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на его утвержде­ ния. Он не имеет права оценивать позицию стороны, заявляя, на­ пример: "Если ваша позиция основывается на..., то это неверно ".

  1. Обучение сторон переговорам. Медиатор своим примером и своими действиями помогает сторонам вести переговоры с ус­ тановкой на сотрудничество, пресекает любые попытки давления, оскорблений и прочего некорректного поведения, создает комфор­ тную атмосферу для переговоров и просит стороны об уважитель­ ном отношении друг к другу.

  2. Тестирование на реальность. Во время переговоров меди­ атор своими вопросами помогает сторонам оценить реалистич­ ность обсуждаемых предложений и принимаемых решений. На­ пример:

317

8. Вентилирование эмоций. Во время проведения медиации, особенно в ее начале, может возникнуть напряжение в беседе сто­рон. В этом случае для установления и поддержания доброжела­тельной и рабочей атмосферы медиатор применяет технику "вен­тилирование эмоций". В иной ситуации стоит дать сторонам открыто "сбросить" накопившиеся негативные эмоции, но при этом необходимо тщательно контролировать весь этот процесс, чтобы стороны не зашли слишком далеко. Подобный выброс эмо­ций позволит сторонам избавиться от всего негативного, что у них накопилось за время конфликта. Это может послужить неко­ей гарантией того, что подобный эмоциональный всплеск не про­изойдет в момент подписания достигнутого соглашения и не пе­речеркнет работу каждого участника медиации.

У переговоров и медиации много общего, и это не случайно: ведь медиация -это переговоры с участием нейтрального посред­ника (медиатора). Но с учетом того, что в медиации участвует ней­тральный посредник (медиатор), этот альтернативный способ раз­решения споров имеет ряд особенностей.

Рассмотрим этапы проведения медиации.