11.1. Переговоры
Переговоры являются одной из главных составляющих в профессиональной деятельности юриста. Первая встреча с клиентом, его интервьюирование, консультирование, представление интересов клиента- в каждом из перечисленных этапов работы юриста присутствуют элементы переговоров.
Не случайно во многие договоры стороны вносят пункт о том, что в случае возникновения споров, связанных с действием договора, стороны предпримут все необходимое для разрешения спора путем переговоров, и зачастую этот пункт не является формальным.
Юрист должен уметь вести переговоры, соблюдая определенные правила, используя различные приемы и стили. Вместе с тем нелишним для юриста будет владение навыками психолога и медиатора. Не секрет, что наиболее успешные и известные юристы прекрасно разбираются в психологии и используют в своей работе различные психологические приемы.
В последнее время во многих юридических вузах обратили внимание на то, что умение вести переговоры и разрешать спорные ситуации является таким же важным практическим навыком для юриста, как и умение грамотно составлять документы, вырабатывать позицию по делу, выступать в прениях и т. д. Ведь для студента значительно проще еще в институте научиться азам разрешения конфликтных ситуаций, чем долгие годы учиться этому на практике, совершая ошибки, за которые будет расплачиваться тот, ради кого и работает юрист, - его клиент.
Прежде чем говорить о профессиональном навыке проведения переговоров, рассмотрим такое понятие, как конфликт. Именно конфликт, как правило, лежит в основе любого спора, в том числе и правового. Какие же ассоциации вызывает слово "конфликт"? Испорченное настроение, поражение, болезнь, смерть, скандал, слезы, разочарование, стресс и т.д., т.е. негативные ассоциации. Неужели конфликт несет в себе только отрицательные моменты? Чтобы составить объективное представление о конфликте, попробуем выделить в нем не только отрицательные, но и положительные моменты:
Положительные: Отрицательные:
эмоциональная разрядка разрыв отношений
разрешение спора нерешенная проблема
получение желаемого результата поражение
прояснение позиций сторон и т.д. расшатанные нервы и т.д.
Оказывается, в конфликте не так уж мало положительных моментов, при желании можно найти еще больше. Таким образом, конфликт не однозначен по своей природе, в нем есть как отрицательные, так и положительные стороны. В своей жизни каждый из нас не раз являлся участником различных конфликтов, которые разрешались с разной степенью успешности. Прожить жизнь без конфликтов, наверное, невозможно, они были, есть и будут в силу того, что люди по-разному смотрят на одни и те же предметы, имеют свои варианты решения той или иной задачи и т.п. Существует даже такое выражение: "Если у вас нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс "'.
Так что же такое конфликт?
Конфликт понимается как столкновение по поводу удовлетворения интересов, фактически как конфликт интересов.
Приведем примеры таких конфликтов.
В качестве конфликтующих могут выступать реальные интересы, а также интересы, которые приписываются другой стороне в конфликте и воспринимаются как угрожающие, и, наконец, интересы, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.
1. Конфликт реачьных интересов.
Нередко возникают конфликты между налоговой инспекцией и предпринимателями из-за столкновения экономических интересов государства, которые представляет налоговая инспекция, и экономических интересов предпринимателей.
2. Конфликт реальных интересов одной стороны с реально не существующими интересами другой стороны, приписываемыми ей первой стороной.
Руководитель организации чувствует угрозу со стороны более молодых или более компетентных подчиненных, опасается, что его "подсидят", тогда как на самом деле никто из подчиненных не претендует на должность руководителя.
3. Конфликт интересов, которые могут проявиться и столк нуться в будущем.
В будущем может возникнуть конфликт между арендатором земельного участка, на котором находится колодец, и его соседями, которые традиционно пользовались колодцем, в ситуации, если арендатор приватизирует этот участок и колодец перейдет в его собственность. Интерес владельца участка-единолично пользоваться колодцем, особенно при засушливой погоде, когда запасы
' Диксон Ч. Конфликт. СПб.. 1997. С. 17.
воды в колодце не успевают пополняться, столкнется с интересом соседей иметь источник воды рядом с домом1.
Что же нужно для того, чтобы возможные предстоящие конфликты не превратились в череду бесконечных стрессов и прочих неприятностей? Для этого прежде всего необходимо знать:
как предотвратить конфликт, грозящий погубить мир и доб рые отношения между людьми, затянуть их в череду бесконеч ных дрязг, интриг и беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни;
как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными;
как завершить конфликт с наименьшими потерями, а мо жет быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разрешения.
Ответы на эти непростые вопросы дает наука конфликтология, которая призвана изучать конфликты и искать способы их урегулирования2.
А как разрешить конфликтную ситуацию в повседневной жизни без знания азов конфликтологии? Безусловно, одним из наиболее действенных способов разрешения конфликтных ситуаций являются переговоры. Соответственно и последствия конфликта будут зависеть от того, насколько успешно конфликтующими сторонами были проведены переговоры.
Существует большое количество определений понятия "переговоры". Чаще всего переговоры определяются как процесс поиска соглашения между людьми через согласование их интересов.
Переговоры ведутся постоянно, с той или иной степенью успешности и эффективности. От умения человека вести переговоры зависит очень многое, если не все. Примерами ведения переговоров в повседневной жизни могут быть действия людей по согласованию интересов при устройстве на работу; заключении выгодного договора (контракта); разрешении конфликта в семье; при покупке продуктов на рынке (торгуясь с продавцом, покупатель ведет те же переговоры).
Успешность любых переговоров, как ни странно, зависит от того стиля, в котором они ведутся. Различают три стиля ведения переговоров: агрессивный, пассивный и с установкой на сотрудничество. Переговоры с установкой на сотрудничество - это золотая середина между агрессивным и пассивным стилями поведения.
1 Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Под ред. Е.Н. Ивановой. Рига-СПб.. 1997. С. 12.
1 Конфликтология /Под ред. А.С. Кармина. СПб.. 1999. С. 12.
299
См.: ХоОжат Дм: Переговоры на равных. Минск. 1980. С. 103-104. Особенности агрессивного поведения и установки на сотрудничество Отрицательный аспект Вы производите неблагоприятное впечатление на партнера. Партнер отказывается впредь иметь дело с вами. Вы настраиваете людей против себя. Добившись чего-то сегодня, вы рискуете навсегда испортить отноше ния с партнером. Вы провоцируете других на ответную агрессивность. Пассивный стиль ведения переговоров Положительный аспект Отрицательный аспект Агрессивный стиль ведения переговоров В книге Джейн Ходжсон Переговоры на равных"' приводятся сравнительные таблицы, с помощью которых попытаемся рассмотреть каждый из перечисленных стилей и сравнить их достоинства и недостатки.
Вы добиваетесь своего.
Вы укрепляете уверенность в себе.
Люди стараются не спорить с вами.
Вас не критикуют.
Вы заставляете считаться с собой.
Вас воспринимают как милого человека, с которым приятно иметь дело.
Уступая в чем-то сегодня, вы сможете отыграться завтра. Все решается очень быстро.
Агрессивность
Определение: намерение добт ься своей цели любой ценой, не учитывая интересов другой стороны. Цель: только победа. Поведение: игнорирование интересов, нужд и мнений других людей: человек говорит тоном, не терпящим возражений: идет напролом к поставленной цели: основной упор на собственное "Я": громкий голос, резкая интонация, острые вопросы, провоцирующие ответную резкость:
человек не дослушивает партнера до конца, постоянно перебивает его.
Вас не воспринимают всерьез и в следующий раз постараются выжагь из вас еще больше.
Вы теряете уверенность в себе.
Вы уступаете по всем позициям без исключения.
Установка на сотрудничество
Определение: намерение добиться своего с учетом интересов других. Цель: поиск компромиссного решения, устраивающего обе стороны.
Поведение: учет интересов, потребностей и мнений других людей: постоянный интерес к мнению других: желание услышать и понять точку зрения своего оппонента:
терпеливое обсуждение общей проблемы:
спокойный, доброжелательный гон. отсутствие агрессии и колких замечаний.
Агрессивный стиль предполагает победу только одной стороны, переговоры с установкой на сотрудничество настраивают на поиск решения, которое может удовлетворить каждую из сторон, участвующих в переговорах.
Если вы попробуете провести переговоры, которые вам предстоят, с установкой на сотрудничество, а потом сопоставите результаты этих переговоров с результатами переговоров, проводимых ранее, то поймете, что процесс переговоров не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, чего проще - сесть за стол и договориться. Только результат может оказаться неутешительным, даже если вы и попытаетесь вести переговоры с установкой на сотрудничество.
Чтобы успешно вести переговоры, например с установкой на сотрудничество, надо знать, что процесс таких переговоров включает восемь этапов, из которых каждый по-своему важен, существуют и специальные техники ведения переговоров.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние