logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

Глава 4

ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА

Мы отметили, что обязательными составляющими професси-ограммы юриста являются знания, навыки и качества, не­обходимые для становления юриста-профессионала. На примере деятельности юридических клиник мы показали, что обучение в них позволяет восполнить недостатки традиционного юридичес­кого образования именно в области обучения профессиональным навыкам, в становлении личности юриста-профессионала.

При этом постоянно делался упор назначение в современных условиях личностных качеств юриста. В предыдущих разделах книги уже цитировались требования государственного образова­тельного стандарта к качествам выпускника юридического вуза, получающего специальность "юрист", а также рекомендации Международной комиссии юристов, в которых устанавливается очень высокая нравственная "планка7" личностным качествам юри­ста, приобретающим для этой сферы деятельности значение про­фессиональных.

Именно поэтому мы считаем необходимым остановиться на обсуждении вопроса: каким должен быть юрист или какие нрав­ственные начала лежат в основе его профессиональной деятель­ности?

Это значит, что разговор должен идти об этике профессиональ­ной юридической деятельности (профессиональной этике юриста).

Как определить предмет такого разговора? Об этике вообще и юридической этике в частности написано немало книг и статей1.

1 См.. напр.: Ария С. Об адвокатской тайне II Российская юстиция. 1947. №2: Карщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999: Ватман ЦП. Адво­катская тгика. М.. 1977; Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката / Проблемы российской адвокатуры. VI.. 1997; Дисциплинарная прак­тика московских городской и областной коллегий адвокатов / Под ред. И.И. Склярского. М. 1$?1: КйселевЯ.С. Этика адвоката. ЛГУ. 1974; Кони А. Ф Нрав­ственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Г. 4. М.. 1968: Му.члерат

Но тема эта еще далеко не исчерпана. В контексте данной книги она выводи гея в новую плоскость: где, когда и как обучать юрис­тов нормам профессиональной этики, и не просто обучать, а пре­вратить эти нормы в убеждения, сделать их элементами мировоз­зрения, профессиональными и человеческими качествами юриста.

И в этом случае мы не можем обойтись без попытки дать де­финицию (определение понятия) профессиональной этики юриста.

На основе анализа определений этики1 и профессиональной этики2 можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста представляет собой правила (совокупность правил) пове­дения юристов, а также способы обоснования этих правил, соци­ально-философское истолкование назначения юридической про­фессии.

Правила поведения призваны установить определенный тин нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций.

Предметом регулирования этих правил являются следующие группы отношений:

Эти правила могут содержаться в законах и иных нормативно-правовых актах. Например, ч. 6 ст. 47 и ст. 67' УПК РСФСР и ч. 2 ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР 1970 г. запрещает адвока­ту вступать в уголовное дело в качестве защитника или предста­вителя, если он ранее занимал в этом деле иное процессуальное положение. Кроме того, источником этих норм являются профес-

Раймич. Независимость - основной принцип юридической этики Ч Адвокат. 1996. №1 I; Смирнов В. Суд. государственный обвинитель и адвокат: тгика вза­имоотношений // Российская юстиция. 1995. №6. Более подробно со списком литературы по теме "профессиональная пика" можно ознакомится на сайте www.law clinic, ru.

1 См.: Краткий словарь иностранных слов. VI.. 1988. С. 625.

J См.: Словарь по л икс/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. VI.. 1989. С. 278.

сиональные кодексы поведения (например. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.).

Эти правила формируются и на основе прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за на­рушение этических норм.

Под способами обоснования правил профессионального пове­дения юриста, вероятнее всего, следует понимать реализацию этих правил в практической деятельности. Речь идет о том, что этичес­кие требования в отличие от нормативно-правовых никогда не свя­зываются с обязательно-принудительным обеспечением их соблю­дения. Этическое правило - мера возможного, оптимального, но никогда абсолютного, единственно верного поведения. Следова­тельно, реализация (практическое применение) этических требо­ваний - это всегда выбор, а значит, и обоснование именно этого выбора.

Определение, профессиональной этики юриста посредством представлений как о самих правилах поведения, так и о способах обоснования этих правил, позволяет сделать очень существенный для процесса обучения юристов вывод. Изучение профессиональ­ной этики юриста - это не только изучение, штудирование источ­ников, содержащих этические правила. Возможно, что изучение профессиональной этики - это прежде всего процесс осмысле­ния этических правил, поиск ответов на вопросы: почему юрис­там необходимо иметь этические правила поведения? почему в реальных жизненных ситуациях юрист должен поступать так, а не иначе, принимать то, а не иное решение?

Определив, что же такое профессиональная юридическая эти­ка, необходимо ответить на вопрос: как научить юриста нормам этики и обучить его руководствоваться ими в своей профессио­нальной деятельности?

Казалось бы, чего проще?! Следует только предусмотреть в Государственном образовательном стандарте еще одну общепро­фессиональную дисциплину с названием "Юридическая этика'" либо "Профессиональная этика юриста", указать количество от­водимых на нее часов, включить эту дисциплину в примерный учебный план, а затем в рабочие учебные планы юридических вузов. И уже через пять лет можно ожидать появления нового по­коления юристов, ориентированных на социальную справедли­вость, правозащитные ценности, знающих и воплощающих в своей практической деятельности нормы профессиональной этики юриста.

К сожалению, все не так просто. Обучение этическим нормам, а тем более воспитание навыков профессионального этического поведения - задача невероятной сложности. Она Fie может быть решена в отрыве от той социокультурной среды, в которой родил­ся и вырос будущий юрист и нормы которой составляют "плоть и кровь" его личности.

Кроме того, правила или нормы профессиональной этики фор­мируются при условии наличия соответствующей профессиональ­ной среды, организованной в юридическое сообщество. В боль­шинстве развитых государств такие сообщества существуют и имеют давние и прочные традиции. Примером могут служить Американская ассоциация юристов в США, профессиональные адвокатские союзы (инны) в Англии. Одной из основных задач этих профессиональных ассоциаций является разработка и конт­роль за соблюдением этических норм профессионального пове­дения членами названных ассоциаций.

В современной России юридическое сообщество еще только начинает оформляться. Оно еще слишком слабо, чтобы устано­вить общепрофессиональные этические нормы для всех юристов России. Возможно, по этой причине с таким трудом проходит об­суждение и принятие кодексов чести для различных корпораций юристов. В настоящее время такой кодекс есть только у российс­кого судейского сообщества. Многочисленные же адвокатские организации до сих пор не смогли выработать даже приемлемого для всех них проекта Закона об адвокатуре, не говоря уже об Эти­ческом кодексе адвокатов.

Как же в таких условиях обучать профессиональной этике сту­дентов-юристов? Что может составить предмет такого обучения?

Чтение академических курсов по юридической этике может дать студентам только общее представление о некоторых прави­лах профессионального поведения. Поскольку в современной Рос­сии эти нормы не формализованы ни в одном общеобязательном источнике, то их содержание и система весьма изменчивы и не­достаточно определенны. В этой связи нормы этики в отличие от правовых норм заучивать бессмысленно.

Занимаясь проблемой практического обучения юристов, мы позволим себе предложить к обсуждению некоторые идеи отно­сительно обучения студентов некоторым основам профессиональ­ной этики.

Усвоение профессиональных этических норм приобретает осо­бое значение в условиях существенного изменение системы

социальных ценностей, смены мировоззрения, политической и правовой идеологии. В современных российских условиях про­фессиональная этика приобретает для юриста значение сущност­ного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формаль­но приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юрис­та, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределя­ют для него самодозволение совершить одни действия или само­запрет на совершение других.

Нормы этики реализуются в сфере юридической практики. Только действия юриста демонстрируют его этические установ­ки. Наиболее наглядно эти установки проявляются в конфликт­ных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической, основы для принятия решения.

Следовательно, в современных условиях России самым резуль­тативным способом обучения юристов профессиональной этике может быть только обучение через деятельность, в процессе и посредством деятельности. Именно такое обучение составляет основу обучения в юридических клиниках. Но этому же можно, очевидно, научиться и в других условиях, не работая в юридичес­кой клинике, можно также попробовать освоить нормы профес­сиональной этики самостоятельно.

Отсутствие кодифицированного свода этических норм, в рав­ной мере относящихся ко всем сферам юридической практики, заставляет студентов юридических клиник задуматься как об об­щих этических принципах юридической профессии, так и о та­ких этических правилах, которые должны соблюдаться в деятель­ности юридических клиник при оказании юридической помощи клиентам. Поэтому многие юридические клиники разработали и приняли этический кодекс1 в качестве одного из документов, рег­ламентирующих их деятельность.

Следует подчеркнуть, что разработка студентами такого доку­мента уже есть очень важная часть процесса обучения професси­ональной юридической этике, ибо для создания текстов этичес­ких кодексов студентам приходится изучать значительный объем специальной литературы, знакомиться со сводами этических пра­вил, принятых юридическими сообществами зарубежных стран.

1 В конце данной главы В качестве приложения приведены этические кодек­сы юридических клиник Ягеллонского университета (Польша) и Тверского ro­es дарствен нога у нивереитета (Россия).

проектами таких сводов, разрабатываемых российскими юриди­ческими корпорациями. Изучая все эти материалы', Студенты юри­дических клиник приходят к мысли о необходимости тех или иных этических запретов, ограничений. Принятие же Этического ко­декса, выработанного совместными усилиями, обязывает студен­тов уважать и соблюдать установленные им правила, действовать в соответствие с ними, т.е. у студентов начинают формироваться профессиональные качества.

Изучение этических кодексов, принятых разными юридичес­кими клиниками, позволяет сделать вывод о том, что студенты юридических клиник осознают два этических принципа юриди­ческой деятельности принцип служения праву и принцип слу­жения людям. Эти принципы в современных условиях должны быть положены в основу взаимоотношений между юридическим сообществом в целом, с одной стороны, и государством, обще­ством - с другой.

Первый принцип - принцип служения праву - является су­тью, основой юридической профессии. Его значимость осознает­ся в ситуациях, когда при разрешении проблем своих клиентов юристы и студенты сталкиваются с несовершенством законов, пробелами в законодательстве, с несовершенством и противоре­чивостью нормативных актов.

Такая ситуация сложилась, например, когда в одну из юриди­ческих клиник обратилась гражданка Абова1 с просьбой соста­вить исковое заявление в суд с требованием взыскать с отдела со­циальной защиты недоначисленную ей пенсию. В беседе с этой клиенткой студенты выяснили, что размер ее пенсии исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это предусмотрено действу­ющим законодательством. Для того чтобы составить исковое за­явление, студентам пришлось изучить немало нормативных ак­тов и проанализировать судебную практику, так как до обращения к ним Абовой они не сталкивались с практикой исчисления раз­мера пенсий.

При работе над данным исковым заявлением студенты обна­ружили, что российское пенсионное законодательство весьма про­тиворечиво, запутанно, и это приводит к ущемлению прав граж­дан. Например, они узнали, что действующий федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в

' Hi этический соображений здесь и далее фамилии клиентов юридических клиник изменены, не называются и юридические клиники, а также фамилии студентов. 11о описываемые сит) ааии реальные, более того, типичные для юри­дических клиник.

размере 0,7, в практике исчисления пенсии не применяется. Орга­ны, исчисляющие пенсию, руководствуясь вовсе не федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ, при исчис­лении пенсии используют коэффициент 0,54. И хотя любому юри­сту известно, что федеральный закон имеет приоритет перед по­добного рода нормативными актами, студенты столкнулись с чиновниками, для которых рекомендация министерства оказалась важнее.

В отчете по этому делу студенты записали: "Очень тяжело, когда не можешь помочь человеку, особенно когда знаешь, что на твоей стороне закон, что ты прав, но ничего не можешь сделать с произволом чиновников". Студенты начинают понимать, что в реальной жизни означает этическое правило, требующее от юри­ста содействия устранению нарушений закона, защите гаранти­рованных Конституцией РФ прав и свобод человека и граждани­на. Они осознают, что юрист, чтобы действовать в соответствии с принципом служения праву, должен вырабатывать у себя "бой­цовские" качества и добиваться реализации предписаний закона для защиты нарушенного права.

Вместе с тем недостатки действующего законодательства, про­белы и коллизии вырабатывают у студентов "здоровый скепти­цизм" по отношению к закону, побуждают принимать участие в законотворческом процессе с целью совершенствования законо­дательства. Более того, студенты начинают задумываться над со­отношением понятий "закон" и "право" и нередко приходят к вы­воду о том, что, к сожалению, представление о законе как всего лишь о форме выражения права сохранилось лишь в теории пра­ва. Не случайно и в речевом обороте, и в статьях на правовые темы у нас закрепилось словосочетание норма закона. Это пока­затель обыденного правосознания, представление о том, что лю­бое правило, закрепленное в нормативном акте, становится пра­вом в собственном смысле этого слова. Наверное, поэтому в русском языке использование в качестве характеристики челове­ка слова "законник" не всегда имеет только положительную ок­раску.

Такие ситуации заставляют студентов разрешать дилемму, ис­кать ответ на вопрос не только юридического, но и нравственного порядка: чему же служит юрист - закону или праву?

Каждому юристу известно правило: юрист не имеет права способствовать совершению правонарушения.

Однако только практика ставит юриста перед необходимостью не только осознать этот запрет, но и применить или не применить его в конкретном случае. Например, столкнувшись с молодым человеком, обратившимся за консультацией по вопросу, как мож­но "откосить" от службы в армии, юрист, вероятно, откажется да­вать подобную консультацию. И его поведение, скорее всего, бу­дет признано законным и этичным. Но сможет ли юрист так же уверенно и однозначно сказать подобному клиенту "нет", если накануне к нему обратилась за юридической помощью женщина, сына которой призвали в армию, несмотря на медицинские про­тивопоказания, и которого через два месяца после призыва от­правили в район боевых действий, где он и погиб. И теперь мать ходит по многочисленным чиновничьим кабинетам, но нигде не получает ни помощи, ни даже сочувствия. Наверное, история этой матери заставит юриста по-иному взглянуть на просьбу призыв­ника, и, возможно, она уже не покажется ему столь циничной и противозаконной. Положения закона, их противоречия поставят юриста перед необходимостью нравственного выбора, чему от­дать предпочтение в описанной ситуации: конституционному пра­ву молодого человека на альтернативную службу или иным зако­нам, попирающим это право?

Но скептическое отношение к закону не должно превращаться в полное пренебрежение к нему. А такие случаи, особенно в пос­леднее время, имеют место. Примером может послужить уголов­ное дело по обвинению группы лиц, среди которых находится и молодой адвокат, в совершении преступления, предусмотренно­го ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. При этом адвокату вменяется совер­шение следующих действий: он, участвуя в рассмотрении дела в арбитражном суде, предъявил суду письменный текст разъясне­ния нормативного акта, которое, по объяснению адвоката, было дано членом Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На таком толковании нормативного акта адвокат строил свою позицию о взыскании в пользу своего поручителя денежных средств. Когда арбитражный суд запросил у комитета подлинник этого документа, оказалось, что такого разъяснения не существует. Представленный адвокатом текст ока­зался вымышленным, а бланк, на котором размещен текст, под­дельным, как поддельна и подпись, учиненная на этом бланке. Обучение в юридических клиниках позволяет обсуждать подоб­ного рода ситуации на занятиях, чтобы студенты имели возмож­ность сделать свой нравственный выбор.

Второй принцип принцип служения людям определяет вза­имоотношения между юридическим сообществом и государством и обществом в целом.

Студенты-юристы начинают понимать значимость этого прин­ципа, когда в юридические клиники обращаются граждане, в по­мощи которым отказывают практически все. А таких клиентов в юридических клиниках немало. Нам известны случаи, когда сту­денты юридических клиник в течение нескольких месяцев упор­но пытались хоть чем-то помочь этим в полном смысле социаль­но незащищенным людям. Они обходили десятки чиновнических кабинетов, писали десятки запросов в различные инстанции, об­жаловали в судах бездействие должностных лиц и органов, пря­мым назначением которых является оказание помощи людям, и помогали, хотя и в незначительной части, решать проблемы обра­тившихся к ним людей. Такая ситуация сложилась, например, у студентки одной из юридических клиник, когда к ней обратился участник Великой Отечественной войны 76-летний Беленко. До обращения в юридическую клинику Беленко обращался в проку­ратуру, в районный отдел внутренних дел. некоторые другие орга­ны власти, но все его обращения были безрезультатными.

Суть его проблемы состояла в том, что гражданин Щербаков, занимающий квартиру, расположенную над квартирой Беленко, систематически заливал его квартиру водой. Кроме того, по заяв­лению Беленко, его сосед нарочно стучал ночью по полу, лишая его возможности спать. Районная прокуратура "отписалась" от об­ращения Беленко, сообщив, что по его заявлению была проведе­на проверка, но факты затопления квартиры Беленко не нашли своего подтверждения. Между тем имелись подлинники десяти актов о затоплении квартиры Беленко, составленные комиссиями ПЖРУ и КЭЧ.

Вместе со своим клиентом студентка должна была решить, каким же образом, обращаясь в какие органы можно защитить его нарушенное право. В отчете об этом деле она написала, что с точки зрения морали обращаться в суд с требованием о выселе­нии соседа Беленко для нее не представлялось возможным в пер­вую очередь потому, что этот человек также находился в преклон­ном возрасте, был инвалидом (у него ампутированы рука и нога) и совершенно одинок. Сам Беленко не настаивал на обращении в суд, и студентка, получив доверенность от Беленко на представ­ление его интересов, в течение нескольких месяцев письменно и лично обращалась в самые различные государственные органы.

призванные в соответствии с законом оказывать содействие и по­мощь таким гражданам, как Беленко и его сосед.

Перед отделом социальной защиты населения она поставила вопрос о возможности назначения гражданину Щербакову опе­куна, так как он является инвалидом и нуждается в получении помощи, либо помещения его в дом инвалидов. Она также не­однократно обращалась к участковому инспектору с просьбой про­вес ги профилактическую беседу со Щербаковым, разъяснить ему недопустимость тех действий, которые он совершает в отноше­нии Беленко, и предупредить об ответственности за эти действия. Кроме этого студентка обратилась в Совет ветеранов Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь Беленко в со­здавшейся ситуации. Именно это обращение оказалось наиболее действенным, так как Совет ветеранов, получив от студентки весь собранный по делу материал, уже от своего имени направил об­ращение в администрацию района. В результате отдел социаль­ной защиты под воздействием администрации выделил соци­альных помощников как Беленко, так и его соседу Щербакову. Беленко был очень доволен результатами работы студентки.

В своем отчете по делу Беленко студентка написала: "Я поня­ла, что на сегодняшний день никакая из существующих государ­ственных организаций не стала бы заниматься с этим граждани­ном с такой тщательностью, с какой занимались им мы. Этот человек был очень благодарен нам за оказанную помощь. Ему, наверное, было приятно, что мы оказали ему столько внимания, и он почувствовал, что мы действительно хотим ему помочь, заин­тересованы в исходе его дела. Когда он пришел к нам впервые, он был очень недоволен отношением должностных лиц, к которым обращался, так как они его посылали из одного учреждения в другое - лишь бы самим не заниматься его проблемами. Я также хочу обратить внимание на особенность тех людей, которые к нам обращаются: это люди преклонного возраста, некоторые из них чувствуют себя совершенно незащищенными и ненужными. И мы должны им оказывать не только юридическую помощь, но и под­держивать морально, обращаться с ними особенно внимательно".

Очевидно, что на примере этого дела студентка поняла этичес­кую суть такой основы юридической профессии, как служение людям.

Мы говорим, что на сегодняшний день едва ли не единствен­ным способом обучения профессиональной этике юриста являет­ся практическая деятельность студента-клинициста. При этом

возникает вопрос: в каком профессиональном качестве он может выступать? Студент не может сталкиваться с этическими пробле­мами, типичными для судьи, прокурора, следователя. Но при обу­чении в клинике он может выступать в качестве представителя гражданина клиента клиники. Наверное, именно в связи с эти­ми обстоятельствами в этические кодексы клиник включаются и обсуждаются на занятиях этические правила деятельности адво­ката (практикующего юриста).

В первую очередь это группа этических проблем, связанных с взаимоотношениями между юристом и его клиентом. Эти взаи­моотношения должны строиться на принципе доверительности. Практикующий юрист-лицо, к которому гражданин обращается за помощью в защите своих интересов. Следовательно, гражда­нин должен быть уверен в том, что юрист, принявший его дело, будет на "его стороне". От юриста он ожидает реальной помощи, существенных изменений в той ситуации, которая привела его к юристу.

Поэтому молодые юристы прежде всего задумываются над вопросом о том, сумеют ли они оправдать такие ожидания. В свя­зи с этим возникает необходимость обсудить этическое правило, согласно которому, принимая поручение, юрист должен быть уверен в своей компетентности*.

Обсуждая это правило, следует задуматься над рядом обстоя­тельств. Если после первого общения с клиентом юрист обнару­живает, что его знаний недостаточно, что он специализируется в другой области права, обязан ли он и имеет ли в такой ситуации право консультировать клиента? Должен ли он отказаться от ве­дения дела такого клиента? Сможет ли он обеспечить клиента ка­чественной юридической помощью?

Попытаемся с точки зрения этого этического правила оценить поведение юриста в следующей ситуации. Молодой юрист встре­тил своего коллегу в книжном магазине и на его вопрос о том, что он ищет на книжных полках, ответил: "Понимаешь, тут у меня клиент выгодный появился. У него проблемы с таможней. Вот я ищу комментарий к Таможенному кодексу. Он тебе нигде не по­падался?"

1 Компетентность юриста предполагает, во-первых, знание соответствую­щих норм права, во-вторых, наличие необходимою опыта их применения, в-третьих, доскональный учет всех обстоятельств, которые касаются поруче­ний клиента и возможных правовых последствий их выполнения, наконец, в-четвертых, тщательну ю подготовку к надлежащему выполнению поручения кли­ента.

Наверное, решая вопрос о приеме дела в таких условиях, юрист должен отдавать себе отчет в том, сумеет ли он восполнить про­бел в знаниях, необходимых для оказания помощи своему клиен­ту, сможет ли приобрести необходимую компетентность.

Проблема компетенции юриста приобретает особое значение в условиях деятельности юридических клиник при оказании юри­дической помощи гражданам студентами-юристами, которые еще не в полной мере являются профессионалами. Именно поэтому в юридических клиниках существует проблема отбора дел, кото­рые "по силам студентам". Кроме того, должно устанавливаться жесткое правило: студент не предпринимает никаких действий по делу клиента клиники без обсуждения и одобрения их пре­подавателем или куратором клиники. В некоторых клиниках это правило прямо занесено в этический кодекс.

Следующее правило, вытекающее из принципа доверительно­сти отношений между юристом и клиентом, - это конфиденци­альность их отношений. Обсуждая необходимость соблюдения этого этического правила, мы должны обратить внимание на то, что конфиденциальность является необходимой предпосылкой до­верительных отношений между юристом и клиентом, без кото­рых становится невозможным предоставление правовой помощи. Поэтому сохранение в тайне любой информации, полученной юри­стом от клиента, а также информации о клиенте или других ли­цах в процессе практической деятельности является, с одной сто­роны, долгом по отношению к клиенту, а с другой - правом юриста в отношениях со всеми субъектами, которые могут требовать раз­глашения такой информации1.

Очень важной является также проблема, связанная с возмож­ностью для юриста разгласить конфиденциальную информацию в интересах клиента. Например, как должен поступить юрист в ситуации, когда он представляет интересы истца по иску о вос­становлении на работе. Основанием для увольнения работодатель

1 Например, в ст. 72 УПК РСФСР содержится правило, согласно которому не могут допрашиваться в качестве свидетеля: защитник обвиняемого - об об­стоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязан­ности защитника: адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя. В ст. 61 ГПК РСФСР закрепляется правило о том. что не могут быть вызваны и допрошены предста­витель но гражданскому делу или защитник по уголовному делу - об обстоя­тельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя или защитника.

посчитал вынужденный прогул. В беседе с юристом клиент сооб­щил, что причиной опоздания на работу на пять часов была ава­рия на железной дороге. Юрист понимает, что представления в суд одного только документа об этом происшествии будет вполне достаточно для получения решения о восстановлении на работе. Но он знает также, что клиент не желает разглашения сведений о том, что он находился в электропоезде в указанное время, по при­чине, которую он не хочет обсуждать ни с кем. Имеет ли юрист право предъявить в суд документ, который свидетельствует об ува­жительной причине опоздания его клиента на работу?

Мы должны также обсудить вопрос о том, существуют ли вре­менные рамки для действия правила конфиденциальности. Не ограничивается ли это правило лишь временем, в течение которо­го действует договор о предоставлении юридических услуг?

Правило конфиденциальности имеет особенности при оказа­нии помощи юридической клиникой. Как соблюдать правило кон­фиденциальности, если юридическая клиника представляет со­бой особого рода образовательный процесс и, следовательно, обсуждение проблем клиента несколькими студентами - это все­гда коллективная работа с информацией, в том числе и конфиден­циальной? Для обеспечения соблюдения конфиденциальности в клиниках должны вводиться особые процедуры.

Во-первых, клиент обязательно должен быть ознакомлен с пра­вилами работы клиники, т.е. ему должно быть сообщено о том, что его проблема подлежит коллективному обсуждению. В неко­торых клиниках разработаны даже специальные формы в виде особого документа - "Заявление о согласии гражданина на веде­ние его дела силами студентов под руководством преподавате­лей"1. Гражданину, обратившемуся в юридическую клинику, в этом случае предлагают ознакомиться с таким документом и подпи­сать его, если он согласен получить помощь на указанных в доку­менте условиях.

Во-вторых, правила работы в клинике должны быть приравне­ны к правилам работы юридической фирмы, согласно которым отношения при оказании юридической помощи возникают меж­ду клиентом и юридической фирмой в целом, а не с одним из ее сотрудников. Поэтому конфиденциальность обеспечивается в пре­делах этой фирмы; такие же правила действуют при конфликте

интересов, о котором мы будем говорить далее. Так, в этических кодексах юридических клиник устанавливаются следующие пра­вила: "При обращении клиента отношения по оказанию право­вой помощи возникают между клиентом и юридической клини­кой в целом. Студент, ведущий личный прием граждан, обращающихся в клинику, обязан предупредить их о том, что дело принимается юридической клиникой в целом и в дальнейшем может быть передано другому участнику клиники'"1.

С принципом доверительности отношений клиента и юриста связаны и проблемы передачи дела от одного юриста другому. Студенты юридических клиник должны усвоить, что причины такой передачи должны быть только уважительными: болезнь, длительная командировка, завершение обучения в вузе. Для прак­тикующих юристов могут быть и иные уважительные причины, например длительный процесс, исключающий возможность пе­рерыва для ведения другого дела. Напротив, такой причиной не может быть предвидение возможной неудачи в получении нуж­ного по делу результата и, следовательно, возможной потери сво­его имиджа исключительно "успешного" юриста.

Но вот может ли быть назван неэтичным отказ юриста от веде­ния дела после того как он узнал, что клиент болен открытой фор­мой туберкулеза? Обсуждение такой ситуации помогает студен­там еще раз понять, что правила этики требуют от юриста обязательного обоснования выбора своего поведения в тех случа­ях, когда для принятия решения нет иного, кроме этического ос­нования.

Обсуждение принципа доверительности связано также с ана­лизом правила; согласно которому юрист не имеет права при­нять дело, если у него отсутствует правовая позиция для за­щиты интересов клиента.

Разумеется, обсуждается только принятие поручения на веде­ние гражданских дел. У защитника по уголовному делу позиция есть всегда. В соответствии с законом защитник не вправе отка­заться от участия в деле по своей воле даже в самой безнадежной ситуации. Он не имеет ни юридического, ни морального права оставить обвиняемого без помощи. Напротив, он обязан исполь­зовать все предусмотренные законом средства для защиты обви­няемого.

1 Образцы таких документов см.: Юридическая клиника: опыт практическо­го обучения юристов. СПб.. 1999. С. 75-76.

1 Это правило закреплено в ст. 5 Этического кодекса юридической клиники Тверского государственною у ниверситета.

Но если речь идет о представительстве в гражданском процес­се, следует обсудить вопрос о том, имеет ли юрист право взяться за дело, если он не видит его перспективы, не верит в успех и поэтому считает, что ничем не может помочь своему клиенту. Сделав вывод об отсутствии фактических и правовых оснований для выполнения поручения клиента, юрист обязан сообщить ему об этом и либо согласовать с ним возможное изменение содержа­ния поручения, которое будет иметь правовую позицию, либо от­казаться от принятия поручения. В противном случае он наме­ренно введет клиента в заблуждение относительно возможности положительного разрешения дела, т.е. по существу обманет чело­века, который ему доверяет.

Следующим принципом, определяющим отношения юриста и клиента, является принцип добросовестности.

В соответствии с этим принципом возникает необходимость обсудить правило полноты предоставляемых клиенту услуг.

Здесь особое внимание должно быть уделено обоснованию обя­занности юриста постоянно информировать своего клиента о по­ложении дела, сообщать ему обо всех изменениях, которые могут иметь значение для данного дела. Правило полноты предоставле­ния услуг связано также с обязанностью юриста разъяснять кли­енту право на обжалование не удовлетворяющего его решения суда и предлагать свою помощь в составлении кассационной жалобы или жалобы в порядке надзора. Студенты должны быть ознаком­лены с практикой привлечения к дисциплинарной ответственно­сти адвокатов за нарушение именно этого этического правила, когда адвокаты не приносят кассационной жалобы на обвинитель­ный приговор суда, если при рассмотрении дела в суде они заяв­ляли о невиновности своего подзащитного. Студенты должны понять, что от исполнения обязанности принести кассационную жалобу на приговор суда, который не принял позицию защиты об оправдании подсудимого, защитник может быть освобожден толь­ко в том случае, если против подачи такой жалобы возражает сам подзащитный. Они должны быть ознакомлены и с такой практи­кой опытных адвокатов, которые в случае возражения своего под­защитного от принесения кассационной жалобы предпочитают все-таки жалобу принести, но одновременно разъясняют своему подзащитному право эту жалобу отозвать. Преимущество такого поведения юриста состоит в том. что выбор возможных послед­ствий принятого решения в этом случае полностью принадлежит его подзащитному.

В соответствии с правилом полноты предоставляемых услуг

юрист обязан не только оказывать своему клиенту юридическую помощь в узких пределах конкретной просьбы, но и разъяснять все последствия, которые могут наступить в результате выполне­ния этой просьбы. Например, известен случай, когда к юристу обратился осужденный к лишению свободы, уже отбывавший наказание в колонии-поселении. Он просил оказать ему помощь в составлении жалобы в порядке надзора в связи с суровостью назначенного наказания. Юрист такую жалобу составил, и она послужила основанием для принесения надзорного протеста и последующей отмены приговора. В результате человек, получив­ший такую юридическую помощь, из колонии-поселения был переведен в следственный изолятор, где в долгом ожидании по­вторного рассмотрения дела в суде получил тяжелое заболевание.

Принцип добросовестности в отношениях между юристом и клиентом довольно часто закрепляется в этических кодексах юри­дических клиник путем введения, например, таких правил: "При оказании правовой помощи участник юридической клиники дол­жен проявлять внимание к интересам клиента. Студент обязан ин­формировать клиента о каждом действии, предпринятом для ре­шения проблемы клиента, и о его результате, а также отвечать на все вопросы клиента". Или: "Участник юридической клиники не вправе каким-либо образом вводить клиента в заблуждение отно­сительно: реального положения дел; сложности дела; времени, которое потребуется для разрешения дела; всех возможных ре­зультатов разрешения дела и потенциальных расходов клиента: иных подобных обстоятельств, незнание или заблуждение клиен­та относительно которых может иметь неблагоприятные для него последствия". Или: "Во взаимоотношениях с клиентом участник юридической клиники должен проявлять деликатность, тактич­ность, сочувствие, а также оказывать клиенту моральную поддер­жку"1.

Принцип добросовестности предполагает также соблюдение юристом особых правил разрешения вопроса о приеме поруче­ния или вступления в дело с учетом конфликта интересов.

Этические правила при конфликте интересов должны обяза­тельно обсуждаться в юридических клиниках. Студенты клиник на практике осваивают положение о том, что юрист не имеет пра-

' ')ти правила закреплены в ст. 8 -10 Этического кодекса юридической кли­ники Тверского государственного \ ииверситета.

ва принимать поручение, если интересы клиента противоречат ин­тересам другого клиента, с которым юрист связан соглашением о предоставлении правовой помощи.

Нарушения этого правила, к сожалению, еще имеют место. Так, президиум одной из коллегий адвокатов вынужден был возбудить дисциплинарное производство в отношении опытного и, как пред­полагалось, знающего этические нормы адвоката, который сна­чала оказал помощь в составлении искового заявления истцу, а затем в судебном заседании оказался на стороне ответчика. Како­во же было удивление членов президиума, когда в ходе заседания этот адвокат вопрошал: "А покажите, где написано, что нельзя оказывать помощь лицам с противоречивыми интересами? По уголовно-процессуальному законодательству действительно нельзя - ст. 67' УПК РСФСР запрещает, но это дело гражданское!" Пришлось членам президиума разъяснять опытному, как они по­лагали, адвокату правило, содержащееся в ст. 16 Положения об адвокатуре в РСФСР.

Студенты усваивают правила конфликта интересов в ходе вы­полнения разной работы в юридической клинике, например во время обсуждения дел, принятых клиникой за определенный период (обычно такие занятия проводятся еженедельно). Целью проведения таких занятий является не только обсуждение посту­пивших дел, но и предотвращение принятия дел клиентов с конф­ликтом интересов. Обучаясь регистрировать дела клиентов кли­ники, студенты также сталкиваются с понятием конфликта интересов, они начинают понимать значение правильного веде­ния как регистрационного, так и алфавитного журналов клиен­тов клиники.

Студенты клиники осваивают на практике правило о том, что юрист не может принять поручение, если его выполнение про­тиворечит как собственным интересам юриста, так и инте­ресам его родственников или юридического объединения (на­пример, адвокатского бюро), членом которого он является. При этом перед студентами возникает такая этическая дилемма, как принятие клиникой дел студентов, если они предъявляют претен­зии к учебному заведению, в составе которого действует юриди­ческая клиника. Такая ситуация имела место в одной из юриди­ческих клиник. Оказавшись в очень сложном с этической точки зрения положении, клиника нашла-таки достойный выход. Она приняла решение выступить посредником между обратившими­ся в юридическую клинику студентами и администрацией вуза. В

результате организованных клиникой переговоров конфликт был разрешен без обращения студентов в суд.

Правило о конфликте интересов довольно тесно связано с пра­вилом конфиденциальности. В связи с этим студенты клиники дол­жны найти ответы на такие вопросы: имеет ли право юрист выс­тупить против бывшего клиента, соглашения с которым на момент принятия поручения либо вступления в дело уже не существует или когда помощь бывшему клиенту уже оказана в полном объе­ме и поручения на продолжение дела уже нет? почему конфликт интересов связывается с принципом добросовестности?

Попробуем обсудить эти вопросы на примере следующей до­статочно типичной для юридических клиник ситуации. В юриди­ческую клинику обратилась пенсионерка Петрова. В ходе беседы с ней студенты выяснили следующие обстоятельства. У Петро­вой недавно (не прошло еще шести месяцев) скончался муж. После его смерти она нашла завещание, датированное 1984 г., согласно которому наследниками принадлежавшей мужу Петровой дачи яв­ляются сама Петрова и ее сын Александр. Петрова заинтересова­на в продаже дачи, потому что муж не оставил больше никакого наследства, а прожить на пенсию практически невозможно. Пет­рова знает также, что без согласия сына она не может продать дачу. Однако с сыном у нее сложились неприязненные отноше­ния. Еще при жизни отца в 1992 г. Александр поссорился с роди­телями и с этого времени оставил дом, родителей и с ними не общался. Причину ссоры с сыном Петрова обсуждать не захоте­ла, на вопрос о том, где он сейчас находится, ответила: "Не знаю". При этом она дала понять, что не имеет желания общаться с сы­ном, рассказала, что муж намеревался лишить сына наследства, и она сделает все, чтобы Александр не смог воспользоваться хоть каким-нибудь имуществом отца. '"Только через мой труп!", -зая­вила Петрова.

Студенты клиники обсудили с преподавателем обращение Пет­ровой и начали готовить для нее консультацию. Но на очередном обсуждении дел, принятых клиникой, когда студенты рассказали об обращении в клинику Петровой, аспирант факультета Григо­рьев, который дважды в неделю курирует работу студентов кли­ники с клиентами, заявил, что Петров Александр был его клиен­том. Выяснилось, что действительно год назад Петров А. обращался в клинику в связи с тем, что администрация предпри­ятия, на котором он работал, намеревалась уволить его с работы, потому что подозревала его в хищении имущества предприятия.

Петров отрицал совершение хищения. Григорьев оказал помощь Петрову, провел с администрацией предприятия переговоры и таким образом предотвратил его увольнение.

Имеет ли право клиника продолжать работу с матерью бывше­го клиента клиники Петрова Александра? Какое значение при этом приобретает обстоятельство, что при продолжении работы с Пет­ровой сотрудники клиники имеют возможность использовать ту информацию, которая была конфиденциальной, т.е. была получе­на от бывшего клиента и по правилам конфиденциальности не может быть разглашена или использована в ущерб человеку, всту­пившему в доверительные отношения с клиникой? Необходимо ли внести в этические кодексы юридических клиник правило, согласно которому клиника не оказывает правовую помощь, если ранее она оказывала такую помощь противоположной стороне по данному делу или связанному с ним спору?

В юридических клиниках осваиваются также этические пра­вила, призванные регулировать взаимоотношения внутри юриди­ческого сообщества, познается существо такой основы этих вза­имоотношений, как принцип взаимного уважения и сотрудниче­ства.

В практической совместной работе студенты начинают пони­мать, как важно соблюдать правило, согласно которому юрист обязан уважительно относиться к своим коллегам. Во многом этому способствуют те методики, которые используются при обу­чении студентов в клинике1. Разве можно без соблюдения этого правила участвовать в мозговом штурме, проведение которого требует терпимости к самым несуразным и невероятным предло­жениям всех участников этой операции? Участие в мозговых штур­мах приучает студентов удерживаться от немедленной, непроду­манной критики коллег по работе. Правило комментирования проделанных участниками ролевой игры действий, которое тре­бует прежде всего найти и отметить положительные моменты, по­могает студентам приобрести необходимые для совместной про­фессиональной деятельности качества. Уважительное отношение к коллегам по работе вырабатывается у студентов во время тре­нингов по задаванию вопросов и отработке навыков, необходи­мых в судебных прениях.

Разумеется, в осознании и усвоении необходимости уважитель­ности в отношениях с коллегами большая роль принадлежит пре-

1 См. гл. 3 "()б\ чсмие профессиональным навыкам (интерактивные методики)"".

подавателям юридических клиник. Даже после очень содержа­тельного и методически правильно проведенного занятия по про­фессиональной этике, посвященного правилам взаимоотношения коллег, студенты вряд ли воспримут эти правила, если преподава­тель в повседневной работе позволяет себе грубо и бестактно пре­рывать обратившихся к нему сотрудников, в некорректных выра­жениях и особенно "за глаза" обсуждает своих коллег.

Следует обратить внимание на форму обсуждения со студен­тами содержания правоприменительных документов, копии ко­торых во множестве доставляются в юридические клиники их клиентами. Ведь эти документы, как правило, составлялись кол­легами-юристами. Но очень трудно бывает удержаться от жест­ких и не очень корректных выражений при обсуждении со сту­дентами такой, например, постановляющей части определения об отказе в приеме искового заявления: "Поскольку жилищным за­конодательством не предусмотрено право лица, добровольно ос­тавившего жилое помещение, требовать его раздела и заключе­ния самостоятельного договора его найма, в приеме искового заявления отказать". Как обсуждать письмо осужденного, в кото­ром он своего адвоката иначе как "хапуга" не называет? И все-таки преподаватель всегда должен помнить, как может отозвать­ся его слово в сердцах студентов, которые уже завтра вольются в юридическое сообщество России. И уж тем более преподаватель всегда должен обращать внимание студентов на недопустимость бестактных выражений в адрес юристов ни в общении с клиента­ми клиники, ни в составленных документах правового характера и любой другой письменной информации. Он должен стремиться к тому, чтобы выпускники юридических клиник не копировали поведения известных ныне юристов, которые с экранов телевизо­ра и на страницах газет уничижительно отзываются о профессио­нальной работе своих коллег и, не обладая всей информацией по делу, попирая этические нормы, поучают, как следовало бы вести то или иное дело. Юристы, к какой бы корпорации они ни при­надлежали, должны быть объединены общими целями служения людям, обществу и праву.

Осваиваются в юридических клиниках правила взаимоотно­шений юристов, связанных с возможными формами и спосо­бы! и рекламы и саморекламы юриста1.

1 Под рекламой и саморекламой понимается распространение информации о предоставляемых юристом услугах и его личных особенностях и качествах.

Речь идет о том, что юридические клиники делают заявления о своей деятельности, связанной с оказанием юридической помо­щи гражданам. Поэтому студенты принимают участие в подго­товке текстов таких заявлений. Выступая в средствах массовой информации, они рассказывают о видах оказываемой юридиче­ской клиникой помощи. Такая работа позволяет студентам осмыс­лить необходимость введения определенных ограничений в рек­ламу юридических услуг. Они начинают понимать, почему многие юридические корпорации зарубежных стран вводят некоторые ограничения, например:

С точки зрения этих правил попробуем оценить следующее объявление о деятельности юридической фирмы:

"Специализированная юридическая фирма предоставляет правовую помощь гражданам и юридическим лицам:

Консультации в сфере гражданского, семейного, жилищного, наслед­ственного, административного (в том числе споры с ГИБДД), налогового законодательства.

Составление претензий, исков, заявлений, жалоб и представление ин­тересов граждан и юридических лиц в суде, арбитражном суде, государ­ственных органах, иных учреждениях и организациях по вопросам:

иски, связанные с ДТП, споры с ГИБДД ; возмещение ущерба; расторжение брака;

признание брака недействительным; споры при оформлении наследства..."

Далее следует перечень практически всех категорий дел.

Объявление заканчивается лозунгом, выделенным крупным шрифтом:

МЫ РАБОТАЕМ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО. МЫ НЕ ПРОИГРЫВАЕМ ДЕЛ"

Завершая обсуждение вопросов профессиональной этики в деятельности юридических клиник, еще раз поразмышляем о том, почему студенты-юристы испытывают затруднения при ответе на вопрос: "Что юрист должен уметь делать?'", а некоторые даже ут­верждают, что их не волнует вопрос, каким должен быть юрист.

Такое поведение студентов можно объяснить довольно просто. Им доподлинно известно, что по окончании обучения в вузе они получат диплом, в котором будет записано: "специальность -юриспруденция" или: "квалификация - юрист". Поэтому студен­ты уверены в том, что ответ на эти вопросы уже знают преподава­тели, и в свое время именно преподаватели обязаны "выдать" сту­дентам уже готовые "рецепты" необходимых правил поведения на все случаи деятельности по юридической специальности. Если это так, то задача преподавателей юридических клиник, обучаю­щих студентов профессиональной юридической этике, - развеять миф о том, что факт получения диплома юриста означает полную и окончательную профессиональную подготовку, и внушить сту­дентам, что ответы на вопросы, что должен уметь юрист и каким он должен быть, им предстоит искать всю жизнь, если они гото­вят себя к высокому предназначению юриста.

Для того чтобы будущие юристы могли сориентироваться в системе этических требований, предъявляемых к профессиональ­ной деятельности и личному поведению юриста, рассмотрим тек­сты нескольких этических кодексов.

Эти акты различны по содержанию, по своей юридической силе, их объединяет только одно - осознание юристами необхо­димости регулирования этических основ профессии.

Если ваша деятельность пока не регулируется подобным ко­дексом, возможно, ознакомившись с этими актами, вы составите свой личный этический кодекс! Это будет способствовать ваше­му успеху в профессиональной деятельности.

СТАНДАРТЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ'

(Приняты на конференции МАЮ в сентябре 1990 г. в г. Нью-Йорке)

Поскольку:

настоящие стандарты устанавливаются Международной ассоциацией юристов для решения задачи повышения роли и значения юристов, кото­рые должны учитываться и уважаться правительством в процессе разра­ботки общенационального законодательства и практики его применения, а также приниматься во внимание всеми юристами, судьями, представи­телями исполнительной и законодательной власти, обществом в целом.

Допуск к юридической профессии и юридическому образованию

  1. Каждый человек, имеющий необходимую юридическую квалифика­ цию, должен иметь право стать юристом и осуществлять юридическую прак­ тику без ограничений и дискриминации.

  2. Юридическое образование должно быть доступным всем людям, име­ ющим необходимую подготовку. Никому не может быть в этом отказано по причине цвета кожи, расы, пола, религиозных, политических или иных взгля­ дов, национальной или социальной принадлежности, наличия собственно­ сти, происхождения, общественного положения, физических недостатков.

  3. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая по­ нимание правовых и этических обязательств, а также прав человека и ос­ новных свобод, признанных законодательством страны и международным правом.

  4. Учебные курсы в рамках юридического образования должны рассмат­ ривать социальную ответственность юриста, включая сотрудничество в обеспечении условий для правовой помощи, которая необходима для за­ щиты законных прав любого рода, в том числе экономических, социальных, культурных и политических прав, и особенно для защиты таких прав в про­ цессе их установления и развития.

См.: Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999. С. 281.