Глава 4
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА
Мы отметили, что обязательными составляющими професси-ограммы юриста являются знания, навыки и качества, необходимые для становления юриста-профессионала. На примере деятельности юридических клиник мы показали, что обучение в них позволяет восполнить недостатки традиционного юридического образования именно в области обучения профессиональным навыкам, в становлении личности юриста-профессионала.
При этом постоянно делался упор назначение в современных условиях личностных качеств юриста. В предыдущих разделах книги уже цитировались требования государственного образовательного стандарта к качествам выпускника юридического вуза, получающего специальность "юрист", а также рекомендации Международной комиссии юристов, в которых устанавливается очень высокая нравственная "планка7" личностным качествам юриста, приобретающим для этой сферы деятельности значение профессиональных.
Именно поэтому мы считаем необходимым остановиться на обсуждении вопроса: каким должен быть юрист или какие нравственные начала лежат в основе его профессиональной деятельности?
Это значит, что разговор должен идти об этике профессиональной юридической деятельности (профессиональной этике юриста).
Как определить предмет такого разговора? Об этике вообще и юридической этике в частности написано немало книг и статей1.
1 См.. напр.: Ария С. Об адвокатской тайне II Российская юстиция. 1947. №2: Карщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999: Ватман ЦП. Адвокатская тгика. М.. 1977; Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этики адвоката / Проблемы российской адвокатуры. VI.. 1997; Дисциплинарная практика московских городской и областной коллегий адвокатов / Под ред. И.И. Склярского. М. 1$?1: КйселевЯ.С. Этика адвоката. ЛГУ. 1974; Кони А. Ф Нравственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Г. 4. М.. 1968: Му.члерат
Но тема эта еще далеко не исчерпана. В контексте данной книги она выводи гея в новую плоскость: где, когда и как обучать юристов нормам профессиональной этики, и не просто обучать, а превратить эти нормы в убеждения, сделать их элементами мировоззрения, профессиональными и человеческими качествами юриста.
И в этом случае мы не можем обойтись без попытки дать дефиницию (определение понятия) профессиональной этики юриста.
На основе анализа определений этики1 и профессиональной этики2 можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста представляет собой правила (совокупность правил) поведения юристов, а также способы обоснования этих правил, социально-философское истолкование назначения юридической профессии.
Правила поведения призваны установить определенный тин нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций.
Предметом регулирования этих правил являются следующие группы отношений:
между профессиональным юридическим сообществом, с од ной стороны, и государством, обществом - с другой;
между отдельным юристом и конкретным человеком, ока завшимся в сфере профессиональной деятельности данного юриста (следователь -обвиняемый, потерпевший, свидетель; адвокат - клиент);
между отдельными корпорациями юристов (судьи - проку роры, судьи - адвокаты, следователи - адвокаты) и отдель ными юристами, принадлежащими к одной и той же корпо рации (судья - судья, адвокат- адвокат и т.п.).
Эти правила могут содержаться в законах и иных нормативно-правовых актах. Например, ч. 6 ст. 47 и ст. 67' УПК РСФСР и ч. 2 ст. 16 Положения об адвокатуре РСФСР 1970 г. запрещает адвокату вступать в уголовное дело в качестве защитника или представителя, если он ранее занимал в этом деле иное процессуальное положение. Кроме того, источником этих норм являются профес-
Раймич. Независимость - основной принцип юридической этики Ч Адвокат. 1996. №1 I; Смирнов В. Суд. государственный обвинитель и адвокат: тгика взаимоотношений // Российская юстиция. 1995. №6. Более подробно со списком литературы по теме "профессиональная пика" можно ознакомится на сайте www.law clinic, ru.
1 См.: Краткий словарь иностранных слов. VI.. 1988. С. 625.
J См.: Словарь по л икс/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. VI.. 1989. С. 278.
сиональные кодексы поведения (например. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.).
Эти правила формируются и на основе прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм.
Под способами обоснования правил профессионального поведения юриста, вероятнее всего, следует понимать реализацию этих правил в практической деятельности. Речь идет о том, что этические требования в отличие от нормативно-правовых никогда не связываются с обязательно-принудительным обеспечением их соблюдения. Этическое правило - мера возможного, оптимального, но никогда абсолютного, единственно верного поведения. Следовательно, реализация (практическое применение) этических требований - это всегда выбор, а значит, и обоснование именно этого выбора.
Определение, профессиональной этики юриста посредством представлений как о самих правилах поведения, так и о способах обоснования этих правил, позволяет сделать очень существенный для процесса обучения юристов вывод. Изучение профессиональной этики юриста - это не только изучение, штудирование источников, содержащих этические правила. Возможно, что изучение профессиональной этики - это прежде всего процесс осмысления этических правил, поиск ответов на вопросы: почему юристам необходимо иметь этические правила поведения? почему в реальных жизненных ситуациях юрист должен поступать так, а не иначе, принимать то, а не иное решение?
Определив, что же такое профессиональная юридическая этика, необходимо ответить на вопрос: как научить юриста нормам этики и обучить его руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности?
Казалось бы, чего проще?! Следует только предусмотреть в Государственном образовательном стандарте еще одну общепрофессиональную дисциплину с названием "Юридическая этика'" либо "Профессиональная этика юриста", указать количество отводимых на нее часов, включить эту дисциплину в примерный учебный план, а затем в рабочие учебные планы юридических вузов. И уже через пять лет можно ожидать появления нового поколения юристов, ориентированных на социальную справедливость, правозащитные ценности, знающих и воплощающих в своей практической деятельности нормы профессиональной этики юриста.
К сожалению, все не так просто. Обучение этическим нормам, а тем более воспитание навыков профессионального этического поведения - задача невероятной сложности. Она Fie может быть решена в отрыве от той социокультурной среды, в которой родился и вырос будущий юрист и нормы которой составляют "плоть и кровь" его личности.
Кроме того, правила или нормы профессиональной этики формируются при условии наличия соответствующей профессиональной среды, организованной в юридическое сообщество. В большинстве развитых государств такие сообщества существуют и имеют давние и прочные традиции. Примером могут служить Американская ассоциация юристов в США, профессиональные адвокатские союзы (инны) в Англии. Одной из основных задач этих профессиональных ассоциаций является разработка и контроль за соблюдением этических норм профессионального поведения членами названных ассоциаций.
В современной России юридическое сообщество еще только начинает оформляться. Оно еще слишком слабо, чтобы установить общепрофессиональные этические нормы для всех юристов России. Возможно, по этой причине с таким трудом проходит обсуждение и принятие кодексов чести для различных корпораций юристов. В настоящее время такой кодекс есть только у российского судейского сообщества. Многочисленные же адвокатские организации до сих пор не смогли выработать даже приемлемого для всех них проекта Закона об адвокатуре, не говоря уже об Этическом кодексе адвокатов.
Как же в таких условиях обучать профессиональной этике студентов-юристов? Что может составить предмет такого обучения?
Чтение академических курсов по юридической этике может дать студентам только общее представление о некоторых правилах профессионального поведения. Поскольку в современной России эти нормы не формализованы ни в одном общеобязательном источнике, то их содержание и система весьма изменчивы и недостаточно определенны. В этой связи нормы этики в отличие от правовых норм заучивать бессмысленно.
Занимаясь проблемой практического обучения юристов, мы позволим себе предложить к обсуждению некоторые идеи относительно обучения студентов некоторым основам профессиональной этики.
Усвоение профессиональных этических норм приобретает особое значение в условиях существенного изменение системы
социальных ценностей, смены мировоззрения, политической и правовой идеологии. В современных российских условиях профессиональная этика приобретает для юриста значение сущностного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формально приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юриста, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределяют для него самодозволение совершить одни действия или самозапрет на совершение других.
Нормы этики реализуются в сфере юридической практики. Только действия юриста демонстрируют его этические установки. Наиболее наглядно эти установки проявляются в конфликтных или проблемных ситуациях, когда у юриста нет иной, кроме этической, основы для принятия решения.
Следовательно, в современных условиях России самым результативным способом обучения юристов профессиональной этике может быть только обучение через деятельность, в процессе и посредством деятельности. Именно такое обучение составляет основу обучения в юридических клиниках. Но этому же можно, очевидно, научиться и в других условиях, не работая в юридической клинике, можно также попробовать освоить нормы профессиональной этики самостоятельно.
Отсутствие кодифицированного свода этических норм, в равной мере относящихся ко всем сферам юридической практики, заставляет студентов юридических клиник задуматься как об общих этических принципах юридической профессии, так и о таких этических правилах, которые должны соблюдаться в деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи клиентам. Поэтому многие юридические клиники разработали и приняли этический кодекс1 в качестве одного из документов, регламентирующих их деятельность.
Следует подчеркнуть, что разработка студентами такого документа уже есть очень важная часть процесса обучения профессиональной юридической этике, ибо для создания текстов этических кодексов студентам приходится изучать значительный объем специальной литературы, знакомиться со сводами этических правил, принятых юридическими сообществами зарубежных стран.
1 В конце данной главы В качестве приложения приведены этические кодексы юридических клиник Ягеллонского университета (Польша) и Тверского roes дарствен нога у нивереитета (Россия).
проектами таких сводов, разрабатываемых российскими юридическими корпорациями. Изучая все эти материалы', Студенты юридических клиник приходят к мысли о необходимости тех или иных этических запретов, ограничений. Принятие же Этического кодекса, выработанного совместными усилиями, обязывает студентов уважать и соблюдать установленные им правила, действовать в соответствие с ними, т.е. у студентов начинают формироваться профессиональные качества.
Изучение этических кодексов, принятых разными юридическими клиниками, позволяет сделать вывод о том, что студенты юридических клиник осознают два этических принципа юридической деятельности принцип служения праву и принцип служения людям. Эти принципы в современных условиях должны быть положены в основу взаимоотношений между юридическим сообществом в целом, с одной стороны, и государством, обществом - с другой.
Первый принцип - принцип служения праву - является сутью, основой юридической профессии. Его значимость осознается в ситуациях, когда при разрешении проблем своих клиентов юристы и студенты сталкиваются с несовершенством законов, пробелами в законодательстве, с несовершенством и противоречивостью нормативных актов.
Такая ситуация сложилась, например, когда в одну из юридических клиник обратилась гражданка Абова1 с просьбой составить исковое заявление в суд с требованием взыскать с отдела социальной защиты недоначисленную ей пенсию. В беседе с этой клиенткой студенты выяснили, что размер ее пенсии исчисляют по более низкому коэффициенту, чем это предусмотрено действующим законодательством. Для того чтобы составить исковое заявление, студентам пришлось изучить немало нормативных актов и проанализировать судебную практику, так как до обращения к ним Абовой они не сталкивались с практикой исчисления размера пенсий.
При работе над данным исковым заявлением студенты обнаружили, что российское пенсионное законодательство весьма противоречиво, запутанно, и это приводит к ущемлению прав граждан. Например, они узнали, что действующий федеральный закон, устанавливающий индивидуальный коэффициент пенсионера в
' Hi этический соображений здесь и далее фамилии клиентов юридических клиник изменены, не называются и юридические клиники, а также фамилии студентов. 11о описываемые сит) ааии реальные, более того, типичные для юридических клиник.
размере 0,7, в практике исчисления пенсии не применяется. Органы, исчисляющие пенсию, руководствуясь вовсе не федеральным законом, а рекомендациями Министерства труда РФ, при исчислении пенсии используют коэффициент 0,54. И хотя любому юристу известно, что федеральный закон имеет приоритет перед подобного рода нормативными актами, студенты столкнулись с чиновниками, для которых рекомендация министерства оказалась важнее.
В отчете по этому делу студенты записали: "Очень тяжело, когда не можешь помочь человеку, особенно когда знаешь, что на твоей стороне закон, что ты прав, но ничего не можешь сделать с произволом чиновников". Студенты начинают понимать, что в реальной жизни означает этическое правило, требующее от юриста содействия устранению нарушений закона, защите гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Они осознают, что юрист, чтобы действовать в соответствии с принципом служения праву, должен вырабатывать у себя "бойцовские" качества и добиваться реализации предписаний закона для защиты нарушенного права.
Вместе с тем недостатки действующего законодательства, пробелы и коллизии вырабатывают у студентов "здоровый скептицизм" по отношению к закону, побуждают принимать участие в законотворческом процессе с целью совершенствования законодательства. Более того, студенты начинают задумываться над соотношением понятий "закон" и "право" и нередко приходят к выводу о том, что, к сожалению, представление о законе как всего лишь о форме выражения права сохранилось лишь в теории права. Не случайно и в речевом обороте, и в статьях на правовые темы у нас закрепилось словосочетание норма закона. Это показатель обыденного правосознания, представление о том, что любое правило, закрепленное в нормативном акте, становится правом в собственном смысле этого слова. Наверное, поэтому в русском языке использование в качестве характеристики человека слова "законник" не всегда имеет только положительную окраску.
Такие ситуации заставляют студентов разрешать дилемму, искать ответ на вопрос не только юридического, но и нравственного порядка: чему же служит юрист - закону или праву?
Каждому юристу известно правило: юрист не имеет права способствовать совершению правонарушения.
Однако только практика ставит юриста перед необходимостью не только осознать этот запрет, но и применить или не применить его в конкретном случае. Например, столкнувшись с молодым человеком, обратившимся за консультацией по вопросу, как можно "откосить" от службы в армии, юрист, вероятно, откажется давать подобную консультацию. И его поведение, скорее всего, будет признано законным и этичным. Но сможет ли юрист так же уверенно и однозначно сказать подобному клиенту "нет", если накануне к нему обратилась за юридической помощью женщина, сына которой призвали в армию, несмотря на медицинские противопоказания, и которого через два месяца после призыва отправили в район боевых действий, где он и погиб. И теперь мать ходит по многочисленным чиновничьим кабинетам, но нигде не получает ни помощи, ни даже сочувствия. Наверное, история этой матери заставит юриста по-иному взглянуть на просьбу призывника, и, возможно, она уже не покажется ему столь циничной и противозаконной. Положения закона, их противоречия поставят юриста перед необходимостью нравственного выбора, чему отдать предпочтение в описанной ситуации: конституционному праву молодого человека на альтернативную службу или иным законам, попирающим это право?
Но скептическое отношение к закону не должно превращаться в полное пренебрежение к нему. А такие случаи, особенно в последнее время, имеют место. Примером может послужить уголовное дело по обвинению группы лиц, среди которых находится и молодой адвокат, в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. При этом адвокату вменяется совершение следующих действий: он, участвуя в рассмотрении дела в арбитражном суде, предъявил суду письменный текст разъяснения нормативного акта, которое, по объяснению адвоката, было дано членом Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На таком толковании нормативного акта адвокат строил свою позицию о взыскании в пользу своего поручителя денежных средств. Когда арбитражный суд запросил у комитета подлинник этого документа, оказалось, что такого разъяснения не существует. Представленный адвокатом текст оказался вымышленным, а бланк, на котором размещен текст, поддельным, как поддельна и подпись, учиненная на этом бланке. Обучение в юридических клиниках позволяет обсуждать подобного рода ситуации на занятиях, чтобы студенты имели возможность сделать свой нравственный выбор.
Второй принцип принцип служения людям определяет взаимоотношения между юридическим сообществом и государством и обществом в целом.
Студенты-юристы начинают понимать значимость этого принципа, когда в юридические клиники обращаются граждане, в помощи которым отказывают практически все. А таких клиентов в юридических клиниках немало. Нам известны случаи, когда студенты юридических клиник в течение нескольких месяцев упорно пытались хоть чем-то помочь этим в полном смысле социально незащищенным людям. Они обходили десятки чиновнических кабинетов, писали десятки запросов в различные инстанции, обжаловали в судах бездействие должностных лиц и органов, прямым назначением которых является оказание помощи людям, и помогали, хотя и в незначительной части, решать проблемы обратившихся к ним людей. Такая ситуация сложилась, например, у студентки одной из юридических клиник, когда к ней обратился участник Великой Отечественной войны 76-летний Беленко. До обращения в юридическую клинику Беленко обращался в прокуратуру, в районный отдел внутренних дел. некоторые другие органы власти, но все его обращения были безрезультатными.
Суть его проблемы состояла в том, что гражданин Щербаков, занимающий квартиру, расположенную над квартирой Беленко, систематически заливал его квартиру водой. Кроме того, по заявлению Беленко, его сосед нарочно стучал ночью по полу, лишая его возможности спать. Районная прокуратура "отписалась" от обращения Беленко, сообщив, что по его заявлению была проведена проверка, но факты затопления квартиры Беленко не нашли своего подтверждения. Между тем имелись подлинники десяти актов о затоплении квартиры Беленко, составленные комиссиями ПЖРУ и КЭЧ.
Вместе со своим клиентом студентка должна была решить, каким же образом, обращаясь в какие органы можно защитить его нарушенное право. В отчете об этом деле она написала, что с точки зрения морали обращаться в суд с требованием о выселении соседа Беленко для нее не представлялось возможным в первую очередь потому, что этот человек также находился в преклонном возрасте, был инвалидом (у него ампутированы рука и нога) и совершенно одинок. Сам Беленко не настаивал на обращении в суд, и студентка, получив доверенность от Беленко на представление его интересов, в течение нескольких месяцев письменно и лично обращалась в самые различные государственные органы.
призванные в соответствии с законом оказывать содействие и помощь таким гражданам, как Беленко и его сосед.
Перед отделом социальной защиты населения она поставила вопрос о возможности назначения гражданину Щербакову опекуна, так как он является инвалидом и нуждается в получении помощи, либо помещения его в дом инвалидов. Она также неоднократно обращалась к участковому инспектору с просьбой провес ги профилактическую беседу со Щербаковым, разъяснить ему недопустимость тех действий, которые он совершает в отношении Беленко, и предупредить об ответственности за эти действия. Кроме этого студентка обратилась в Совет ветеранов Великой Отечественной войны с просьбой оказать помощь Беленко в создавшейся ситуации. Именно это обращение оказалось наиболее действенным, так как Совет ветеранов, получив от студентки весь собранный по делу материал, уже от своего имени направил обращение в администрацию района. В результате отдел социальной защиты под воздействием администрации выделил социальных помощников как Беленко, так и его соседу Щербакову. Беленко был очень доволен результатами работы студентки.
В своем отчете по делу Беленко студентка написала: "Я поняла, что на сегодняшний день никакая из существующих государственных организаций не стала бы заниматься с этим гражданином с такой тщательностью, с какой занимались им мы. Этот человек был очень благодарен нам за оказанную помощь. Ему, наверное, было приятно, что мы оказали ему столько внимания, и он почувствовал, что мы действительно хотим ему помочь, заинтересованы в исходе его дела. Когда он пришел к нам впервые, он был очень недоволен отношением должностных лиц, к которым обращался, так как они его посылали из одного учреждения в другое - лишь бы самим не заниматься его проблемами. Я также хочу обратить внимание на особенность тех людей, которые к нам обращаются: это люди преклонного возраста, некоторые из них чувствуют себя совершенно незащищенными и ненужными. И мы должны им оказывать не только юридическую помощь, но и поддерживать морально, обращаться с ними особенно внимательно".
Очевидно, что на примере этого дела студентка поняла этическую суть такой основы юридической профессии, как служение людям.
Мы говорим, что на сегодняшний день едва ли не единственным способом обучения профессиональной этике юриста является практическая деятельность студента-клинициста. При этом
возникает вопрос: в каком профессиональном качестве он может выступать? Студент не может сталкиваться с этическими проблемами, типичными для судьи, прокурора, следователя. Но при обучении в клинике он может выступать в качестве представителя гражданина клиента клиники. Наверное, именно в связи с этими обстоятельствами в этические кодексы клиник включаются и обсуждаются на занятиях этические правила деятельности адвоката (практикующего юриста).
В первую очередь это группа этических проблем, связанных с взаимоотношениями между юристом и его клиентом. Эти взаимоотношения должны строиться на принципе доверительности. Практикующий юрист-лицо, к которому гражданин обращается за помощью в защите своих интересов. Следовательно, гражданин должен быть уверен в том, что юрист, принявший его дело, будет на "его стороне". От юриста он ожидает реальной помощи, существенных изменений в той ситуации, которая привела его к юристу.
Поэтому молодые юристы прежде всего задумываются над вопросом о том, сумеют ли они оправдать такие ожидания. В связи с этим возникает необходимость обсудить этическое правило, согласно которому, принимая поручение, юрист должен быть уверен в своей компетентности*.
Обсуждая это правило, следует задуматься над рядом обстоятельств. Если после первого общения с клиентом юрист обнаруживает, что его знаний недостаточно, что он специализируется в другой области права, обязан ли он и имеет ли в такой ситуации право консультировать клиента? Должен ли он отказаться от ведения дела такого клиента? Сможет ли он обеспечить клиента качественной юридической помощью?
Попытаемся с точки зрения этого этического правила оценить поведение юриста в следующей ситуации. Молодой юрист встретил своего коллегу в книжном магазине и на его вопрос о том, что он ищет на книжных полках, ответил: "Понимаешь, тут у меня клиент выгодный появился. У него проблемы с таможней. Вот я ищу комментарий к Таможенному кодексу. Он тебе нигде не попадался?"
1 Компетентность юриста предполагает, во-первых, знание соответствующих норм права, во-вторых, наличие необходимою опыта их применения, в-третьих, доскональный учет всех обстоятельств, которые касаются поручений клиента и возможных правовых последствий их выполнения, наконец, в-четвертых, тщательну ю подготовку к надлежащему выполнению поручения клиента.
Наверное, решая вопрос о приеме дела в таких условиях, юрист должен отдавать себе отчет в том, сумеет ли он восполнить пробел в знаниях, необходимых для оказания помощи своему клиенту, сможет ли приобрести необходимую компетентность.
Проблема компетенции юриста приобретает особое значение в условиях деятельности юридических клиник при оказании юридической помощи гражданам студентами-юристами, которые еще не в полной мере являются профессионалами. Именно поэтому в юридических клиниках существует проблема отбора дел, которые "по силам студентам". Кроме того, должно устанавливаться жесткое правило: студент не предпринимает никаких действий по делу клиента клиники без обсуждения и одобрения их преподавателем или куратором клиники. В некоторых клиниках это правило прямо занесено в этический кодекс.
Следующее правило, вытекающее из принципа доверительности отношений между юристом и клиентом, - это конфиденциальность их отношений. Обсуждая необходимость соблюдения этого этического правила, мы должны обратить внимание на то, что конфиденциальность является необходимой предпосылкой доверительных отношений между юристом и клиентом, без которых становится невозможным предоставление правовой помощи. Поэтому сохранение в тайне любой информации, полученной юристом от клиента, а также информации о клиенте или других лицах в процессе практической деятельности является, с одной стороны, долгом по отношению к клиенту, а с другой - правом юриста в отношениях со всеми субъектами, которые могут требовать разглашения такой информации1.
Очень важной является также проблема, связанная с возможностью для юриста разгласить конфиденциальную информацию в интересах клиента. Например, как должен поступить юрист в ситуации, когда он представляет интересы истца по иску о восстановлении на работе. Основанием для увольнения работодатель
1 Например, в ст. 72 УПК РСФСР содержится правило, согласно которому не могут допрашиваться в качестве свидетеля: защитник обвиняемого - об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанности защитника: адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя. В ст. 61 ГПК РСФСР закрепляется правило о том. что не могут быть вызваны и допрошены представитель но гражданскому делу или защитник по уголовному делу - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя или защитника.
посчитал вынужденный прогул. В беседе с юристом клиент сообщил, что причиной опоздания на работу на пять часов была авария на железной дороге. Юрист понимает, что представления в суд одного только документа об этом происшествии будет вполне достаточно для получения решения о восстановлении на работе. Но он знает также, что клиент не желает разглашения сведений о том, что он находился в электропоезде в указанное время, по причине, которую он не хочет обсуждать ни с кем. Имеет ли юрист право предъявить в суд документ, который свидетельствует об уважительной причине опоздания его клиента на работу?
Мы должны также обсудить вопрос о том, существуют ли временные рамки для действия правила конфиденциальности. Не ограничивается ли это правило лишь временем, в течение которого действует договор о предоставлении юридических услуг?
Правило конфиденциальности имеет особенности при оказании помощи юридической клиникой. Как соблюдать правило конфиденциальности, если юридическая клиника представляет собой особого рода образовательный процесс и, следовательно, обсуждение проблем клиента несколькими студентами - это всегда коллективная работа с информацией, в том числе и конфиденциальной? Для обеспечения соблюдения конфиденциальности в клиниках должны вводиться особые процедуры.
Во-первых, клиент обязательно должен быть ознакомлен с правилами работы клиники, т.е. ему должно быть сообщено о том, что его проблема подлежит коллективному обсуждению. В некоторых клиниках разработаны даже специальные формы в виде особого документа - "Заявление о согласии гражданина на ведение его дела силами студентов под руководством преподавателей"1. Гражданину, обратившемуся в юридическую клинику, в этом случае предлагают ознакомиться с таким документом и подписать его, если он согласен получить помощь на указанных в документе условиях.
Во-вторых, правила работы в клинике должны быть приравнены к правилам работы юридической фирмы, согласно которым отношения при оказании юридической помощи возникают между клиентом и юридической фирмой в целом, а не с одним из ее сотрудников. Поэтому конфиденциальность обеспечивается в пределах этой фирмы; такие же правила действуют при конфликте
интересов, о котором мы будем говорить далее. Так, в этических кодексах юридических клиник устанавливаются следующие правила: "При обращении клиента отношения по оказанию правовой помощи возникают между клиентом и юридической клиникой в целом. Студент, ведущий личный прием граждан, обращающихся в клинику, обязан предупредить их о том, что дело принимается юридической клиникой в целом и в дальнейшем может быть передано другому участнику клиники'"1.
С принципом доверительности отношений клиента и юриста связаны и проблемы передачи дела от одного юриста другому. Студенты юридических клиник должны усвоить, что причины такой передачи должны быть только уважительными: болезнь, длительная командировка, завершение обучения в вузе. Для практикующих юристов могут быть и иные уважительные причины, например длительный процесс, исключающий возможность перерыва для ведения другого дела. Напротив, такой причиной не может быть предвидение возможной неудачи в получении нужного по делу результата и, следовательно, возможной потери своего имиджа исключительно "успешного" юриста.
Но вот может ли быть назван неэтичным отказ юриста от ведения дела после того как он узнал, что клиент болен открытой формой туберкулеза? Обсуждение такой ситуации помогает студентам еще раз понять, что правила этики требуют от юриста обязательного обоснования выбора своего поведения в тех случаях, когда для принятия решения нет иного, кроме этического основания.
Обсуждение принципа доверительности связано также с анализом правила; согласно которому юрист не имеет права принять дело, если у него отсутствует правовая позиция для защиты интересов клиента.
Разумеется, обсуждается только принятие поручения на ведение гражданских дел. У защитника по уголовному делу позиция есть всегда. В соответствии с законом защитник не вправе отказаться от участия в деле по своей воле даже в самой безнадежной ситуации. Он не имеет ни юридического, ни морального права оставить обвиняемого без помощи. Напротив, он обязан использовать все предусмотренные законом средства для защиты обвиняемого.
1 Образцы таких документов см.: Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. СПб.. 1999. С. 75-76.
1 Это правило закреплено в ст. 5 Этического кодекса юридической клиники Тверского государственною у ниверситета.
Но если речь идет о представительстве в гражданском процессе, следует обсудить вопрос о том, имеет ли юрист право взяться за дело, если он не видит его перспективы, не верит в успех и поэтому считает, что ничем не может помочь своему клиенту. Сделав вывод об отсутствии фактических и правовых оснований для выполнения поручения клиента, юрист обязан сообщить ему об этом и либо согласовать с ним возможное изменение содержания поручения, которое будет иметь правовую позицию, либо отказаться от принятия поручения. В противном случае он намеренно введет клиента в заблуждение относительно возможности положительного разрешения дела, т.е. по существу обманет человека, который ему доверяет.
Следующим принципом, определяющим отношения юриста и клиента, является принцип добросовестности.
В соответствии с этим принципом возникает необходимость обсудить правило полноты предоставляемых клиенту услуг.
Здесь особое внимание должно быть уделено обоснованию обязанности юриста постоянно информировать своего клиента о положении дела, сообщать ему обо всех изменениях, которые могут иметь значение для данного дела. Правило полноты предоставления услуг связано также с обязанностью юриста разъяснять клиенту право на обжалование не удовлетворяющего его решения суда и предлагать свою помощь в составлении кассационной жалобы или жалобы в порядке надзора. Студенты должны быть ознакомлены с практикой привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов за нарушение именно этого этического правила, когда адвокаты не приносят кассационной жалобы на обвинительный приговор суда, если при рассмотрении дела в суде они заявляли о невиновности своего подзащитного. Студенты должны понять, что от исполнения обязанности принести кассационную жалобу на приговор суда, который не принял позицию защиты об оправдании подсудимого, защитник может быть освобожден только в том случае, если против подачи такой жалобы возражает сам подзащитный. Они должны быть ознакомлены и с такой практикой опытных адвокатов, которые в случае возражения своего подзащитного от принесения кассационной жалобы предпочитают все-таки жалобу принести, но одновременно разъясняют своему подзащитному право эту жалобу отозвать. Преимущество такого поведения юриста состоит в том. что выбор возможных последствий принятого решения в этом случае полностью принадлежит его подзащитному.
В соответствии с правилом полноты предоставляемых услуг
юрист обязан не только оказывать своему клиенту юридическую помощь в узких пределах конкретной просьбы, но и разъяснять все последствия, которые могут наступить в результате выполнения этой просьбы. Например, известен случай, когда к юристу обратился осужденный к лишению свободы, уже отбывавший наказание в колонии-поселении. Он просил оказать ему помощь в составлении жалобы в порядке надзора в связи с суровостью назначенного наказания. Юрист такую жалобу составил, и она послужила основанием для принесения надзорного протеста и последующей отмены приговора. В результате человек, получивший такую юридическую помощь, из колонии-поселения был переведен в следственный изолятор, где в долгом ожидании повторного рассмотрения дела в суде получил тяжелое заболевание.
Принцип добросовестности в отношениях между юристом и клиентом довольно часто закрепляется в этических кодексах юридических клиник путем введения, например, таких правил: "При оказании правовой помощи участник юридической клиники должен проявлять внимание к интересам клиента. Студент обязан информировать клиента о каждом действии, предпринятом для решения проблемы клиента, и о его результате, а также отвечать на все вопросы клиента". Или: "Участник юридической клиники не вправе каким-либо образом вводить клиента в заблуждение относительно: реального положения дел; сложности дела; времени, которое потребуется для разрешения дела; всех возможных результатов разрешения дела и потенциальных расходов клиента: иных подобных обстоятельств, незнание или заблуждение клиента относительно которых может иметь неблагоприятные для него последствия". Или: "Во взаимоотношениях с клиентом участник юридической клиники должен проявлять деликатность, тактичность, сочувствие, а также оказывать клиенту моральную поддержку"1.
Принцип добросовестности предполагает также соблюдение юристом особых правил разрешения вопроса о приеме поручения или вступления в дело с учетом конфликта интересов.
Этические правила при конфликте интересов должны обязательно обсуждаться в юридических клиниках. Студенты клиник на практике осваивают положение о том, что юрист не имеет пра-
' ')ти правила закреплены в ст. 8 -10 Этического кодекса юридической клиники Тверского государственного \ ииверситета.
ва принимать поручение, если интересы клиента противоречат интересам другого клиента, с которым юрист связан соглашением о предоставлении правовой помощи.
Нарушения этого правила, к сожалению, еще имеют место. Так, президиум одной из коллегий адвокатов вынужден был возбудить дисциплинарное производство в отношении опытного и, как предполагалось, знающего этические нормы адвоката, который сначала оказал помощь в составлении искового заявления истцу, а затем в судебном заседании оказался на стороне ответчика. Каково же было удивление членов президиума, когда в ходе заседания этот адвокат вопрошал: "А покажите, где написано, что нельзя оказывать помощь лицам с противоречивыми интересами? По уголовно-процессуальному законодательству действительно нельзя - ст. 67' УПК РСФСР запрещает, но это дело гражданское!" Пришлось членам президиума разъяснять опытному, как они полагали, адвокату правило, содержащееся в ст. 16 Положения об адвокатуре в РСФСР.
Студенты усваивают правила конфликта интересов в ходе выполнения разной работы в юридической клинике, например во время обсуждения дел, принятых клиникой за определенный период (обычно такие занятия проводятся еженедельно). Целью проведения таких занятий является не только обсуждение поступивших дел, но и предотвращение принятия дел клиентов с конфликтом интересов. Обучаясь регистрировать дела клиентов клиники, студенты также сталкиваются с понятием конфликта интересов, они начинают понимать значение правильного ведения как регистрационного, так и алфавитного журналов клиентов клиники.
Студенты клиники осваивают на практике правило о том, что юрист не может принять поручение, если его выполнение противоречит как собственным интересам юриста, так и интересам его родственников или юридического объединения (например, адвокатского бюро), членом которого он является. При этом перед студентами возникает такая этическая дилемма, как принятие клиникой дел студентов, если они предъявляют претензии к учебному заведению, в составе которого действует юридическая клиника. Такая ситуация имела место в одной из юридических клиник. Оказавшись в очень сложном с этической точки зрения положении, клиника нашла-таки достойный выход. Она приняла решение выступить посредником между обратившимися в юридическую клинику студентами и администрацией вуза. В
результате организованных клиникой переговоров конфликт был разрешен без обращения студентов в суд.
Правило о конфликте интересов довольно тесно связано с правилом конфиденциальности. В связи с этим студенты клиники должны найти ответы на такие вопросы: имеет ли право юрист выступить против бывшего клиента, соглашения с которым на момент принятия поручения либо вступления в дело уже не существует или когда помощь бывшему клиенту уже оказана в полном объеме и поручения на продолжение дела уже нет? почему конфликт интересов связывается с принципом добросовестности?
Попробуем обсудить эти вопросы на примере следующей достаточно типичной для юридических клиник ситуации. В юридическую клинику обратилась пенсионерка Петрова. В ходе беседы с ней студенты выяснили следующие обстоятельства. У Петровой недавно (не прошло еще шести месяцев) скончался муж. После его смерти она нашла завещание, датированное 1984 г., согласно которому наследниками принадлежавшей мужу Петровой дачи являются сама Петрова и ее сын Александр. Петрова заинтересована в продаже дачи, потому что муж не оставил больше никакого наследства, а прожить на пенсию практически невозможно. Петрова знает также, что без согласия сына она не может продать дачу. Однако с сыном у нее сложились неприязненные отношения. Еще при жизни отца в 1992 г. Александр поссорился с родителями и с этого времени оставил дом, родителей и с ними не общался. Причину ссоры с сыном Петрова обсуждать не захотела, на вопрос о том, где он сейчас находится, ответила: "Не знаю". При этом она дала понять, что не имеет желания общаться с сыном, рассказала, что муж намеревался лишить сына наследства, и она сделает все, чтобы Александр не смог воспользоваться хоть каким-нибудь имуществом отца. '"Только через мой труп!", -заявила Петрова.
Студенты клиники обсудили с преподавателем обращение Петровой и начали готовить для нее консультацию. Но на очередном обсуждении дел, принятых клиникой, когда студенты рассказали об обращении в клинику Петровой, аспирант факультета Григорьев, который дважды в неделю курирует работу студентов клиники с клиентами, заявил, что Петров Александр был его клиентом. Выяснилось, что действительно год назад Петров А. обращался в клинику в связи с тем, что администрация предприятия, на котором он работал, намеревалась уволить его с работы, потому что подозревала его в хищении имущества предприятия.
Петров отрицал совершение хищения. Григорьев оказал помощь Петрову, провел с администрацией предприятия переговоры и таким образом предотвратил его увольнение.
Имеет ли право клиника продолжать работу с матерью бывшего клиента клиники Петрова Александра? Какое значение при этом приобретает обстоятельство, что при продолжении работы с Петровой сотрудники клиники имеют возможность использовать ту информацию, которая была конфиденциальной, т.е. была получена от бывшего клиента и по правилам конфиденциальности не может быть разглашена или использована в ущерб человеку, вступившему в доверительные отношения с клиникой? Необходимо ли внести в этические кодексы юридических клиник правило, согласно которому клиника не оказывает правовую помощь, если ранее она оказывала такую помощь противоположной стороне по данному делу или связанному с ним спору?
В юридических клиниках осваиваются также этические правила, призванные регулировать взаимоотношения внутри юридического сообщества, познается существо такой основы этих взаимоотношений, как принцип взаимного уважения и сотрудничества.
В практической совместной работе студенты начинают понимать, как важно соблюдать правило, согласно которому юрист обязан уважительно относиться к своим коллегам. Во многом этому способствуют те методики, которые используются при обучении студентов в клинике1. Разве можно без соблюдения этого правила участвовать в мозговом штурме, проведение которого требует терпимости к самым несуразным и невероятным предложениям всех участников этой операции? Участие в мозговых штурмах приучает студентов удерживаться от немедленной, непродуманной критики коллег по работе. Правило комментирования проделанных участниками ролевой игры действий, которое требует прежде всего найти и отметить положительные моменты, помогает студентам приобрести необходимые для совместной профессиональной деятельности качества. Уважительное отношение к коллегам по работе вырабатывается у студентов во время тренингов по задаванию вопросов и отработке навыков, необходимых в судебных прениях.
Разумеется, в осознании и усвоении необходимости уважительности в отношениях с коллегами большая роль принадлежит пре-
1 См. гл. 3 "()б\ чсмие профессиональным навыкам (интерактивные методики)"".
подавателям юридических клиник. Даже после очень содержательного и методически правильно проведенного занятия по профессиональной этике, посвященного правилам взаимоотношения коллег, студенты вряд ли воспримут эти правила, если преподаватель в повседневной работе позволяет себе грубо и бестактно прерывать обратившихся к нему сотрудников, в некорректных выражениях и особенно "за глаза" обсуждает своих коллег.
Следует обратить внимание на форму обсуждения со студентами содержания правоприменительных документов, копии которых во множестве доставляются в юридические клиники их клиентами. Ведь эти документы, как правило, составлялись коллегами-юристами. Но очень трудно бывает удержаться от жестких и не очень корректных выражений при обсуждении со студентами такой, например, постановляющей части определения об отказе в приеме искового заявления: "Поскольку жилищным законодательством не предусмотрено право лица, добровольно оставившего жилое помещение, требовать его раздела и заключения самостоятельного договора его найма, в приеме искового заявления отказать". Как обсуждать письмо осужденного, в котором он своего адвоката иначе как "хапуга" не называет? И все-таки преподаватель всегда должен помнить, как может отозваться его слово в сердцах студентов, которые уже завтра вольются в юридическое сообщество России. И уж тем более преподаватель всегда должен обращать внимание студентов на недопустимость бестактных выражений в адрес юристов ни в общении с клиентами клиники, ни в составленных документах правового характера и любой другой письменной информации. Он должен стремиться к тому, чтобы выпускники юридических клиник не копировали поведения известных ныне юристов, которые с экранов телевизора и на страницах газет уничижительно отзываются о профессиональной работе своих коллег и, не обладая всей информацией по делу, попирая этические нормы, поучают, как следовало бы вести то или иное дело. Юристы, к какой бы корпорации они ни принадлежали, должны быть объединены общими целями служения людям, обществу и праву.
Осваиваются в юридических клиниках правила взаимоотношений юристов, связанных с возможными формами и способы! и рекламы и саморекламы юриста1.
1 Под рекламой и саморекламой понимается распространение информации о предоставляемых юристом услугах и его личных особенностях и качествах.
Речь идет о том, что юридические клиники делают заявления о своей деятельности, связанной с оказанием юридической помощи гражданам. Поэтому студенты принимают участие в подготовке текстов таких заявлений. Выступая в средствах массовой информации, они рассказывают о видах оказываемой юридической клиникой помощи. Такая работа позволяет студентам осмыслить необходимость введения определенных ограничений в рекламу юридических услуг. Они начинают понимать, почему многие юридические корпорации зарубежных стран вводят некоторые ограничения, например:
рекламирование допускается лишь в форме объявлений, ин формационных сообщений;
объявления или сообщения должны быть ограничены сведе ниями о фамилии, имени, отчестве, адресе, по которому мож но обратиться к юристу, номере телефона, общими сведениями о направлениях деятельности, по которым специализирует ся юрист (или указанием на то, что правовая помощь может быть предложена по всем отраслям права), сведениями о том, в каких учебных заведениях получено юридическое образо вание, об ученых званиях юриста, о наградах, которые он имеет, о его членстве в союзах, ассоциациях адвокатов, об участии в их органах, о длительности стажа адвоката, об ино странных языках, которыми владеет юрист;
заявления, которые могут вызвать безосновательные надеж ды у клиента, недопустимы;
сообщения, содержащие оценочные характеристики юрис та, отзывы о его работе других лиц, сравнения с другими юри стами или их критику, являются нарушениями норм профес сиональной этики юриста.
С точки зрения этих правил попробуем оценить следующее объявление о деятельности юридической фирмы:
"Специализированная юридическая фирма предоставляет правовую помощь гражданам и юридическим лицам:
Консультации в сфере гражданского, семейного, жилищного, наследственного, административного (в том числе споры с ГИБДД), налогового законодательства.
Составление претензий, исков, заявлений, жалоб и представление интересов граждан и юридических лиц в суде, арбитражном суде, государственных органах, иных учреждениях и организациях по вопросам:
иски, связанные с ДТП, споры с ГИБДД ; возмещение ущерба; расторжение брака;
признание брака недействительным; споры при оформлении наследства..."
Далее следует перечень практически всех категорий дел.
Объявление заканчивается лозунгом, выделенным крупным шрифтом:
МЫ РАБОТАЕМ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО. МЫ НЕ ПРОИГРЫВАЕМ ДЕЛ"
Завершая обсуждение вопросов профессиональной этики в деятельности юридических клиник, еще раз поразмышляем о том, почему студенты-юристы испытывают затруднения при ответе на вопрос: "Что юрист должен уметь делать?'", а некоторые даже утверждают, что их не волнует вопрос, каким должен быть юрист.
Такое поведение студентов можно объяснить довольно просто. Им доподлинно известно, что по окончании обучения в вузе они получат диплом, в котором будет записано: "специальность -юриспруденция" или: "квалификация - юрист". Поэтому студенты уверены в том, что ответ на эти вопросы уже знают преподаватели, и в свое время именно преподаватели обязаны "выдать" студентам уже готовые "рецепты" необходимых правил поведения на все случаи деятельности по юридической специальности. Если это так, то задача преподавателей юридических клиник, обучающих студентов профессиональной юридической этике, - развеять миф о том, что факт получения диплома юриста означает полную и окончательную профессиональную подготовку, и внушить студентам, что ответы на вопросы, что должен уметь юрист и каким он должен быть, им предстоит искать всю жизнь, если они готовят себя к высокому предназначению юриста.
Для того чтобы будущие юристы могли сориентироваться в системе этических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личному поведению юриста, рассмотрим тексты нескольких этических кодексов.
Эти акты различны по содержанию, по своей юридической силе, их объединяет только одно - осознание юристами необходимости регулирования этических основ профессии.
Если ваша деятельность пока не регулируется подобным кодексом, возможно, ознакомившись с этими актами, вы составите свой личный этический кодекс! Это будет способствовать вашему успеху в профессиональной деятельности.
СТАНДАРТЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ'
(Приняты на конференции МАЮ в сентябре 1990 г. в г. Нью-Йорке)
Поскольку:
независимость юридической профессии представляется существенной гарантией для осуществления защиты прав человека и является необ ходимой для получения качественной правовой помощи;
справедливая система организации юстиции, которая гарантирует не зависимость юристов при выполнении ими профессионального долга без каких-либо необоснованных ограничений, прямого или косвенного давления или вмешательства, является абсолютно необходимой для по строения и функционирования правового государства;
важно создавать условия, при которых все люди имели бы возможность получения правовой помощи со стороны избранного ими независимо го адвоката для защиты (осуществления их юридических, экономичес ких, социальных, культурных, гражданских и политических прав);
профессиональные ассоциации юристов играют жизненно важную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, в за щите своих членов от необоснованных ограничений и нарушений в обес печении юридической помощью всех, кто в ней нуждается, а также во взаимодействии с правительственными и другими институтами для достижения целей правосудия, -
настоящие стандарты устанавливаются Международной ассоциацией юристов для решения задачи повышения роли и значения юристов, которые должны учитываться и уважаться правительством в процессе разработки общенационального законодательства и практики его применения, а также приниматься во внимание всеми юристами, судьями, представителями исполнительной и законодательной власти, обществом в целом.
Допуск к юридической профессии и юридическому образованию
Каждый человек, имеющий необходимую юридическую квалифика цию, должен иметь право стать юристом и осуществлять юридическую прак тику без ограничений и дискриминации.
Юридическое образование должно быть доступным всем людям, име ющим необходимую подготовку. Никому не может быть в этом отказано по причине цвета кожи, расы, пола, религиозных, политических или иных взгля дов, национальной или социальной принадлежности, наличия собственно сти, происхождения, общественного положения, физических недостатков.
Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая по нимание правовых и этических обязательств, а также прав человека и ос новных свобод, признанных законодательством страны и международным правом.
Учебные курсы в рамках юридического образования должны рассмат ривать социальную ответственность юриста, включая сотрудничество в обеспечении условий для правовой помощи, которая необходима для за щиты законных прав любого рода, в том числе экономических, социальных, культурных и политических прав, и особенно для защиты таких прав в про цессе их установления и развития.
См.: Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара. 1999. С. 281.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние