Этапы веления переговоров
Подготовка к переговорам.
Заключение процедурных соглашений.
Выступление сторон.
Прояснение интересов сторон.
Формулирование повестки дня.
Выдвижение и обсуждение предложений.
Выбор решения и формулировка соглашения.
Завершение нереговоров.
1 -й этап - подготовка к переговорам. По существу этот этап находится как бы за рамками переговоров, поэтому психологи нередко определяют его как нулевой этап. Подготовка к предстоящим переговорам включает решение ряда вопросов.
Определение места и времени проведения переговоров. Убедитесь, что стороны одинаково понимают, где и в какое время пройдут предстоящие переговоры. Например, фраза: "Договорились, встречаемся в понедельник в восемь, у меня" может быть понята участниками предварительных переговоров по-разному. Во-первых, в какой понедельник состоится встреча? В ближайший или через неделю? Чтобы стороны однозначно поняли информацию, содержащуюся в этой фразе, было бы логичнее сказать, что встреча состоится в понедельник, 19 декабря. Во-вторых, время переговоров. Что имелось в виду: восемь утра или восемь
301
вечера? Чтобы устранить двусмысленность, стоило сказать, что встреча состоится в 20.00. В-третьих, что означает "у меня'"? В офисе, дома, на даче и т.п.? Не лишним будет не только уточнить, где именно, но и указать адрес места предполагаемой встречи. С учетом всех указанных замечаний приведенная в качестве примера фраза должна была бы звучать гак: "Договорились, встречаемся в ближайший понедельник, 19 декабря, в восемь утра, в моем офисе по адресу: ул. Садовая, д. 5, 20-п офис''.
Определение тою, с кем предстоит вести переговоры, а также возможностей и полномочий этого лица. Перед началом переговоров убедитесь, что человек, с которым вам предстоит вести переговоры, уполномочен принимать интересующее вас решение. Следовало бы заранее узнать его имя, фамилию, отчество и должность. В противном случае, потратив массу времени и сил на переговоры, вы можете неожиданно для себя услышать, что все предложенное вами, безусловно, интересно, но, к сожалению, подобные решения принимает только президент компании и вам стоит встретиться с ним, но в ближайшее время его не будет. Какой будет ваша реакция на подобное заявление?
Формулирование своих интересов и определение желаемых результатов предстоящих переговоров. До начала переговоров определите, что вы хотите получить в результате переговоров (хотите быть принятым на должность главного бухгалтера с окладом 10 000 руб., хотите заключить договор на юридическое обслуживание и т. п.) и насколько реален такой результат.
Прогнозирование возможных целей и интересов второй стороны в предстоящих переговорах.
Продумывание возможных вариантов хода переговоров. С чем вторая сторона согласится сразу? Что может вызвать ее неудовольствие? На что вторая сторона не согласится никогда и почему?
Оценка своих сильных и слабых сторон. Выбор одежды, в которой вы пойдете на переговоры. Помните, что пословица "Встречают по одежке ... " действует во все времена и во многих странах. Представьте, что человек пришел устраиваться на работу в банк в шортах и пляжных шлепанцах. Какой будет реакция управляющего банка? Ваш внешний облик должен соответствовать обстановке, в которой будут проходить переговоры.
Для обобщения всех перечисленных моментов в ходе подготовки полезно задать себе ряд вопросов, ответив на которые мож-
302
но более четко представить картину предстоящих переговоров. Вот какие вопросы перед началом переговоров предлагает задать себе Джейн Ходжсон1:
Что я хочу? Каковы мои цели?
Что будет в самом худшем случае, если я не сумею добить ся поставленной цели?
Являются ли переговоры единственным способом достиже ния моей цели?
Почему я хочу именно этого? Что это даст мне?
Позитивна ли моя цель?
Чего и почему я категорически не хочу?
Где допустимый предел? Где я должен остановиться и пре кратить переговоры?
На какие уступки я могу пойти? Что для меня важно?
В чем мои сильные и слабые стороны?
10.Как продемонстрировать свою силу и не показать слабость?
11.Что для меня будет хорошим результатом?
12.Что будет удовлетворительным результатом?
13.Что я расценю как приемлемый результат?
14.Есть ли у меня полномочия вести с ними переговоры?
15.Обладаютли они достаточными полномочиями для переговоров со мной?
16.Чего, по моему мнению, они хотят и почему?
17.Что станет предметом их обсуждения?
18.Каковы их сила, слабость, потенциальная стратегия?
19. Насколько это важно для них? Что они потеряют, если соглашение не будет достигнуто?
20.Как на данные переговоры могут повлиять любые предыдущие?
21 .Какое влияние на ход переговоров окажет окружающая обстановка?
22.Какие ограничения с точки зрения законности или текущего момента следует принять в расчет?
Зная, что вам предстоят переговоры, не стоит пренебрегать стадией подготовки к ним. Как правило, на подготовку к переговорам тратится до 60% времени.
Будет очень обидно, если переговоры сорвутся или не будет достигнут необходимый результат из-за того, что вы плохо к ним подготовились, и если переговоры были сорваны или провали-
1 См.: Ходжсон Дж. Переговоры на равных. С. 69-70.
лись по вашей вине, го второго шанса разрешить спорную ситуацию у вас может не быть. Перед началом переговоров напомните себе правило, выработанное практикой: "Если ты не готов к переговорам, то лучше их отложить".
2-й этап -заключение процедурных соглашений. Начиная переговоры, определите совместно с другой стороной, какое время вы готовы уделить предстоящим переговорам. Если одна из сторон располагает временем, явно недостаточным для проведения предстоящих переговоров, то, может быть, следует отложить переговоры на более удобное время. Точно так же необходимо оговорить возможные перерывы в ходе переговоров (перерывы на кофе, на корректирование своих позиций, на консультации со своими специалистами и т.п.) и их продолжительность.
3-й этап - выступление сторон. Каждая сторона, участвующая в переговорах, выступает с заявлением, в котором излагает свою позицию (что вы хотите и почему) и указывает приемлемые для нее пути решения спорных вопросов. Здесь не стоит забывать о том, что необходимо продолжать налаживать контакт с партнерами по переговорам. Этому будут способствовать ваша доброжелательность и стремление найти решение, приемлемое и для другой стороны.
4-й этап - прояснение интересов сторон. Постарайтесь выяснить, в чем заключается интерес вашего партнера по переговорам. Совсем не обязательно, что об этом интересе он заявит в своем выступлении. Интерес другой стороны, впрочем, как и ваш, может быть скрытым (продавец всегда хочет продать свой товар дороже, ему совсем не обязательно сразу сообщать покупателю, что он может уступить ему товар на несколько рублей дешевле).
Интерес - это то, что для нас важно, значимо и ценно. Интерес другой стороны вы сможете выяснить, задавая вопросы. Если вам что-то неясно, не старайтесь думать за вашего партнера и объяснять себе за него, зачем он так поступает, что им движет. Может быть, стоит просто спросить об этом у него?! Все может оказаться значительно яснее и проще, чем вы думаете. Психологи приводят такой пример:
В одной семье, брат с сестрой поссорились из-за мандарина. Когда они в слезах прибежали к маме, чтобы она разрешила их спор, мама спросила каждого из них
Сынуля, зачем тебе мандарин?
Чтобы его съесть....
А тебе, доченька, зачем мандарин?
Я хочу сделать из его корки цукаты.
304
Стоит ли говорить о том, что на этом конфликт брата и сестры был исчерпан. Брат получил очищенный плоди гугже его съел, а сестра получила корки от мандарина и смогла приготовить цукаты. Если бы каждая из сторон, участвующих в споре из-за мандарина, просто поинтересовалась, для чего другой стороне нужен мандарин, то причин для возникновения спора просто не возникло бы.
Задавая вопросы, вы сможете существенно облегчить жизнь себе и своему партнеру. Люди часто не говорят о каких-то вещах потому, что их об этом не спрашивают. "Мы настолько привыкли к тому, что постоянно обобщаем свою речь, умалчивая о многих подробностях и деталях, что даже сами не замечаем этого. Умолчание в разговорной речи - вещь такая же обычная, как и обобщение. Это таит в себе и некоторую опасность, так как дает возможность слушателю истолковать наши слова по-своему. Вот почему в ходе переговоров особенно важно, чтобы собеседники понимали друг друга и при этом вкладывали в слова один и тот же смысл'71. Для того, чтобы избежать всевозможных искажений и превратных толкований, и используются вопросы.
Вопросы могут быть закрытые и открытые. Закрытые вопросы задаются тогда, когда необходим однозначный ответ и получение дополнительной информации не требуется. Например: "Вы были там один? ", "Вы получит факс от меня? ", "Смогу ли я застать вас завтра в офисе около 14 часов? " и т.д.
Открытые вопросы используются тогда, когда необходимо получить максимально полную информацию о чем-либо. К открытым вопросом относятся: Кто? Что? Зачем? Почему? Когда? Где? и т.д.2
Еще раз отметим, что умение задавать вопросы - это один из главных навыков юриста. Грамотно и своевременно заданный вопрос поможет выяснить важные фактические обстоятельства, отвлечь внимание оппонента, выиграть время для обдумывания сложившейся ситуации, уточнить позицию другой стороны, снять возможное напряжение и т.п. Именно с помощью вопросов можно убедиться, что не только вы правильно поняли собеседника, но и вас поняли тоже правильно.
5-Й этап - формулирование повестки дня. Этот этап имеет важное организационное значение. Стороны составляют список вопросов, по которым им необходимо прийти к соглашению в результате переговоров. В ходе переговоров возможна ситуация,
1 Ходжсон Дж. Переговоры на равных. С. 198.
2 Более подробно об умении задавать вопросы излагалось в гл. 5 '"Интер вьюирование клиента".
305
когда один из вопросов повестки дня будет разбит сторонами на несколько небольших вопросов для удобства обсуждения и принятия компромиссного решения.
6-й этап - выдвижение и обсуждение предложении. Стороны выдвигают свои предложения по достижению компромисса и обсуждают их приемлемость.
7-й этап - выбор решения и формулировка соглашения. Стороны из предложенных ими вариантов решения ситуации выбирают тот, который устраивает каждую. При выборе приемлемого для каждой стороны варианта важно уделить серьезное внимание такой технике ведения переговоров, как "тест на реальность" принятого соглашения (подробнее о техниках ведения переговоров см. далее). В том случае, если стороны заключили соглашение, которое не будет работать, появляется большая вероятность возникновения постконфликта, последствия которого могут быть самые негативные. При тестировании реальности вам на помощь снова придут вопросы. В качестве примера напомним известный анекдот про бизнес по-русски:
Встречаются двое:
Первый: Не купишь у меня вагон водки за десять тысяч долларов? Второй: Куплю с удовольствием...
Ударили по рукам. И первый побежал искать вагон водки, а второй -десять тысяч долларов.
Если бы они знали о "тесте на реальность'", то один из них, разумеется, спросил бы о наличии вагона водки, а другой - о наличии денег.
При формулировании соглашения важно помнить о том, что люди видят и понимают одни и те же вещи по-разному. Например, все договорились завтра прийти на работу в одежде красного цвета. И на другой день все действительно пришли в красном, но только один - в бордовом, другой - в алом, третий - в малиновом и т.д.
Соглашение необходимо составить таким образом, чтобы стороны однозначно толковали его положения во избежание пост-конфликта.
<Н-й этап - завершение переговоров. По завершении переговоров необходимо поблагодарить партнера за совместную работу, за стремление прийти к компромиссу. Следует обговорить первые шаги по выполнению достигнутого соглашения. Даже если ваши переговоры по каким-либо причинам не привели к заключению соглашения, постарайтесь расстаться со своим партнером 306
таким образом, чтобы вы всегда смогли вернуться за с гол переговоров. Не получилось договориться в этой ситуации, получится в другой.
Техники ведения переговоров
Техники - это те психологические приемы ведения переговоров, которые обеспечивают успех переговоров и взаимопонимание сторон. К ним относятся следующие приемы.
Активное слушание включает: контакт глазами, обеспечение обратной связи, выспрашивание, поддакивание "Да-да", "Угу'' (кивание головой). Используя эту технику, человек показывает, что он внимательно следит за тем, что говорит партнер, что участвует в беседе. Это помогает не терять контакт с партнером. Однако важно, чтобы такое активное слушание было искренним, иначе можно обидеть партнера, который может воспринять такой "прием" как издевку.
Перефразирование, "эхо-техника"- повторение своими словами услышанного от партнера. Применение этой техники позволяет убедиться, что вы правильно поняли слова своего партнера. Важно также, что ваш партнер уже из ваших уст услышит сказанное им самим и сможет в случае необходимости внести коррективы в переданную вам информацию, добавить необходимые детали. Если вы решили использовать при переговорах "эхо-технику", то фразы лучше начинать словами: "Если я вас правильно понял, то... ", "Иными словами, вы считаете, что... " и т.п.
Вентилирование хиоций - если атмосфера накалилась, дайте возможность вашему партнеру выговориться, сбросить накопившиеся эмоции, выявить все "больные" вопросы. На минуту остановитесь и посмотрите, какие чувства переполняют вас и вашего партнера. Если вы заметили злость, волнение, раздражение, скажите, например: " Я сейчас очень волнуюсь и нервничаю! А вы? ": "Язаметил, что вам неприятно говорить об этом... "; "Мне кажется, что вам не нравится мое предложение". Открытое обсуждение чувств и эмоций сторон действует как "вентилятор", который "проветривает" душную, накаленную атмосферу взаимного недовольства, что дает возможность спокойного, разумного обсуждения проблемы.
Выявление интересов - задавайте вопросы: зачем? почему?
307
для чего? и т.д. Подробно о выявлении интересов сторон было рассказано выше.
"Вне игры" или отделение проблемы от личности - во время переговоров может возникнуть ситуация, когда ваш партнер по переговорам будет вызывать у вас чувство нервозности и раздражения. В этом случае важно не пойти на поводу у этих чувств и помнить, что первоочередная задача для вас - достижение соглашения по вопросу, вынесенному на переговоры; что вы пришли сюда не обсуждать и исправлять особенности личности партнера, а решить общую проблему. Стоит только поддаться своим эмоциям, как переговоры моментально будут сорваны, причем последствия подобного срыва будут во сто крат хуже срыва переговоров из-за вашей недостаточной готовности к ним.
Мозговой штурм - эту технику удобно применять, когда предложения каждой стороны по разрешению спорных моментов не удовлетворяют ни одну из них. В этой ситуации сторонам стоит отвлечься от предлагаемых ими вариантов и совместно "набросать'" другие, ранее не предлагавшиеся варианты. Эти варианты могут быть самыми фантастическими и нереальными на первый взгляд, однако важно каждый вариант записать и воздержаться от их комментирования. Поступившие варианты детально рассматриваются сторонами и выбирается наиболее приемлемый.
Тест на реальность - проверяйте, насколько реально выполнить то, что предлагаете вы или ваш партнер, задавайте вопросы, которые помогут рассмотреть заключенное соглашение или предполагаемое решение со всех сторон. Тест на реальность можно продемонстрировать на следующем примере:
Итак, мы договорились, что 5 мая груз будет у меня?
Совершенно верно.
Сегодня 29 апреля. Когда вы планируете начать погрузку и сколько времени на это уйдет?
Начнем завтра - 30-го, плюс еще два дня.
В выходные дни 1 и 2 мая ваши люди будут работать?
Я и забыл совсем, что это выходные, вы правы, в этом случае срок поставки стоит отодвинуть на два дня. В этом случае вы сможете получить груз только 7 мая. Вас это устроит?
Думаю, да.
Адвокат дьявола - имитация одной стороной возможных для другой стороны негативных последствий развития ситуации в случае срыва переговоров. Эту технику стоит применить, когда возникает чувство, что из-за нежелания партнера искать пути к совместному решению ситуации переговоры близки к срыву. Например:
308
Либо вы принимаете мои предложения, либо я прекращаю всякие переговоры!
Скажите, Иван Петрович, если мы сегодня не сможем договориться, это сильно отразится на вашем бизнесе?
Да, отразится,ну и что?
Вы понесете убытки?
Понесу, но это дело принципа!
На сколько дней работы хватит запасов сырья?
На неделю.
А что будет дальше?
Производство встанет.
Мне бы этого не хотелось, наверное, так же, как и вам. Может быть, нам стоит рассмотреть решение, которое устроит как вас, так и меня?
Обратите внимание, что самую активную роль в этой технике играют все те же вопросы. Если бы партнер Ивана Петровича сам описал последствия срыва переговоров, это не принесло бы ничего хорошего, кроме еще большего раздражения. А отвечая на вопросы, Иван Петрович сам для себя прекрасно уяснил возможные последствия срыва переговоров.
Дробление проблемы ~ в случае если переговоры складываются неудачно, постарайтесь разбить большую проблему на более мелкие. Постепенно решая каждую из них, вы придете к решению главной.
Теперь, когда мы рассмотрели стили, этапы и техники ведения переговоров, попробуйте самостоятельно провести переговоры с установкой на сотрудничество. В качестве фабулы можно использовать ситуацию, предоставленную специалистами Центра разрешения конфликтов (г. Санкт-Петербург).
Для проведения игры по этой фабуле требуется три человека -Вараксин, Антонов и наблюдатель за ходом переговоров. Договоритесь, кто будет играть роль Вараксина, кто - Антонова и кто будет наблюдать за их переговорами со стороны, т.е. исполнит роль наблюдателя. Каждый участник игры знакомится с общей информацией и конфиденциальной информацией, относящейся только к его роли. Читать конфиденциальную информацию второй стороны не следует, эту информацию необходимо выяснить в ходе переговоров. В задачу наблюдателя входит оценка навыков переговорного процесса, сильных и слабых сторон. Для удобства комментирования наблюдателю рекомендуется фиксировать свои замечания на бумаге.
309
По завершении переговоров обменяйтесь со своим партнером впечатлениями от переговорного процесса: что вам понравилось в действиях друг друга, а что можно было сделать лучше. Постарайтесь оценить свои собственные действия. Затем попросите наблюдателя высказать свое мнение о проведенных переговорах.
В качестве учебных казусов по теме "Переговоры" можно использовать также конфликтные ситуации, в которых вы участвовали сами.
УПРАЖНЕНИЕ Конфликтная ситуация "Телефон"
Общая информация для Вараксина В. И. и Антонова Д. С.
Вараксин Владимир Иванович, пенсионер, старшина в отставке, и Антонов Дмитрий Сергеевич, научный работник, эколог, 35 лет, проживают в пятиэтажном кирпичном доме в центре города на третьем и четвергом этажах соответственно. У каждого двухкомнатная квартира с телефоном, причем их телефоны спарены друг с другом. Если в одной квартире звонят по телефону или отвечают на телефонный звонок, то во второй квартире телефон в это время занят. Номера телефонов различны. Телефонная служба не имеет технической возможности разблокировать телефоны в доме, где проживают Вараксины и Антоновы.
Вараксин В.И. проживает вместе с женой-пенсионеркой в этом доме более 20 лет. Антонов Д.С. въехал в дом год назад с семьей: женой, преподавателем вуза, и сыном 13 лет.
Полгода назад соседи, до сих пор незнакомые друг с другом, впервые встретились, когда Вараксин пришел к Антонову с жалобой на то, что Антоновы слишком часто разговаривают по телефону и Вараксины не могутсво-бодно располагать телефоном. Антонов Д.С. пообещал сократить время разговоров по телефону и предложил познакомиться. Вараксин с негодованием отказался. Со дня первой встречи неоднократно блокировало телефон как у Вараксиных, так и у Антоновых. Это являлось причиной скандалов, в которых участвовали обе стороны, но инициаторами выступали, как правило, Вараксины.
В один из таких моментов Вараксин позвонил в дверь Антоновых, ворвался в квартиру соседей, где была только жена Антонова, оттолкнул ее и выдернул телефонный шнур из розетки.
К моменту переговоров отношения сильно обострились. Конфликт требует разрешения.
Конфиденциальная информация для Вараксина В. И.
Вы - Вараксин Владимир Иванович, живете с женой Анной Петровной в этом доме более 20 лет. До пенсии (7 лет назад) вы служили старшиной в одном из военных училищ города. Ваша жена работала бухгалтером в ЖЭКе.
Ваши соседи Антоновы, на ваш взгляд, совершенно не учитывают тот факт, что телефон спаренный. Они ведут бесконечные телефонные разговоры, и вы не всегда можете дозвониться до поликлиники, мастерской, прачечной - вам или вашей жене приходится идти туда пешком, что в вашем возрасте и с вашим здоровьем тяжело. Вы приходили к Антонову, при первой встрече он обещал решить проблему, но не сделал этого, и по ве-
310
черам ваши родственники и знакомые не могут до вас дозвониться. Однажды в течение целого дня вы пытались дозвониться до поликлиники и вызвать врача для заболевшей жены. Дозвониться до поликлиники тяжело, а тут еще соседи каждые полчаса занимают телефон на 10-15 минут. Вы вышли из себя и кинулись в квартиру Антоновых, случайно толкнули жену Антонова и выдернули телефонный шнур из розетки.
Раньше в квартире Антоновых жил ваш бывший сослуживец, к которому вы часто заходили в гости и принимали его у себя. В некотором смысле спаренный телефон объединял вас. Общительность Антоновых заставила вас острее почувствовать свою выключенность из активной жизни и свое одиночество, усилившееся с отъездом сослуживца. Антоновы вызывают у вас неприязнь. К тому же вы считаете, что они первыми должны были прийти познакомиться, въехав в дом. Поэтому вы остро отреагировали при первой встрече с Антоновым на его предложение познакомиться и, не удержавшись, что-то сказали про эгоистичность и наглость современной молодежи. Вы знаете собственную резкость и некоторую напористость, но считаете, что Антонов другого обращения и не заслуживает. Хотя вам неловко за инцидент с женой Антонова, но вы не признаетесь в этом Антонову.
Затянувшийся конфликт утомил вас, и вы хотели бы урегулировать как-то проблему с телефоном, при этом:
иметь возможность при необходимости быстро пользоваться телефоном;
обезопасить себя от возможных ответных акций со стороны Антонова после инцидента;
получить от Антонова открытое признание ваших приоритетных прав на пользование телефоном (в связи с возрастом и здоровьем).
Конфиденциальная информация для Антонова Д. С.
Вы - Антонов Дмитрий Сергеевич, 35 лет, научный работник в области экологии. Год назад с семьей (жена Ирина и 13-летний сын Саша) вы въехали в этот дом по обмену.
Время от времени вы испытывали небольшие неудобства, связанные со спаренным телефоном и его блокировкой во время разговора соседей, но большой проблемы это для вас не составляло. Полгода назад вас впервые посетил ваш сосед Вараксин В.И. с претензиями по поводу ваших частых бесед по телефону. Вы предложили урегулировать сложности и познакомиться, но Вараксин нагрубил вам, упоминая наглость и эгоистичность молодежи, что вы приняли на свой счет. Впоследствии неоднократно Вараксин или его жена наносили вам визиты, ничем не отличавшиеся от первого независимо от того, как вы их встречали. В последний свой визит, в ваше отсутствие, Вараксин ворвался в вашу квартиру, оттолкнул вашу жену и вырвал из розетки телефонный шнур. Ваша жена в это время болела воспалением легких и, находясь на постельном режиме, была вынуждена часто созваниваться с преподавателями, замещавшими ее в вузе, и со студентами-дипломниками. Кроме того, ваши родственники и многочисленные друзья звонили ей, чтобы узнать о ее состоянии.
В то же время вы сами не любите, если вечером постоянно звонит телефон, мешая вам отдыхать, и были бы рады как-то сократить количество вечерних звонков. Днем вас не бывает дома, а жена отсутствует днем трижды в неделю. Вы думаете, что у Вараксина есть некоторые основания для жалоб, но вы совершенно не приемлете тот тон, в котором он с вами общается. Особенно разозлил вас инцидент в вашей квартире.
Вы хотели бы урегулировать вопрос с телефоном и готовы пойти на определенные уступки. Вы бы хотели:
чтобы вечером и рано утром телефон был свободен, чтобы до вас всегда могли дозвониться коллеги (ваши или вашей жены), что часто необходимо;
избавиться от визитов соседей;
чтобы Вараксин принес извинения вашей жене за инцидент.
3I1
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние