logo
Professionalnye_navyki_yurista_Voskobitova_L_A

2.1. Юридические клиники в россии2

Возникновение идеи клинического юридического образования

В первой половине XIX в. преподавание юридических наук в Рос­сии сводилось к законоведению, т.е. простому пересказу действу­ющего российского законодательства, сообщению при этом от­рывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства. Историческое и теоретическое осмысление излагаемого материала практически отсутствовало.

После либеральных реформ 60-70-х годов XIX в., которые из­менили в лучшую сторону положение дел в высших учебных за­ведениях, появилась возможность повысить научно-теоретиче­ский уровень преподавания. Преобладающими формами занятий студентов были слушание лекций, чтение литературы, рекомен­дуемой программами и преподавателями, а также семинарские и практические занятия. Освоение материала контролировалось в рамках экзаменов и зачетов. Достаточно активно студенты вовле­кались в науку. На юридических факультетах практиковалось на­писание различного рода сочинений с элементами научного ис­следования, за которые студенты удостаивались медалей и премий3.

Все перечисленные достижения, несомненно, улучшили юри­дическое образование, но только его теоретическую составляю-

1 Более подробно о методиках клинического юридического образования см. в гл. 3 "Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики)".

2 При подготовке раздела использованы материалы семинаров. См.: Прак­ тическое образование: рабочий семинар. М.. 1997: Юридическое обслужива­ ние неимущих и права человека. М. 1998: Материалы конференции руководи­ телей и преподавателей студенческих юридических консультаций. М.. 1999: Юридические клиники на рубеже тысячелетия: обмен опытом с целью повы­ шения эффективности программ. М.. 2000.

3 См.: Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной Рос­ сии (XVIII - начало XX в.) // Государство и право. 2000. № 9. С. 82. 84.

щую. Уже к концу XIX в. современники отмечали, что чисто тео­ретические сведения, приобретаемые без прочного запоминания и уяснения на практике, быстро "испаряются". В 1901 г. профес­сор А. Люблинский в статье, напечатанной в "Журнале Мини­стерства юстиции" отметил, что юристы, только окончившие уни­верситетский курс, при первом желании применить свои знания на практике в качестве либо адвокатов, либо чиновников, посту­пающих в судебные или административные учреждения, оказы­ваются совершенно беспомощными, нуждаются в указаниях по­сторонних лиц часто по самой азбуке юридической практики1.

Принятая форма практических занятий в большинстве случа­ев не способствовала развитию юридических навыков. На этих занятиях проводились всего лишь разборы казусов -либо взятых из практики, либо придуманных преподавателями.

В связи с этим началась дискуссия о способах решения этой проблемы. Одни правоведы предпочли сосредоточиться на дидак­тических аспектах и поставили под сомнение лекционную систе­му университетского преподавания. Последняя, по их мнению, "утомляет", "притупляет", "погружает учащихся в апатию". Вза­мен предлагалось ввести собеседование профессора со студента­ми и практические занятия2. Другие представители высшей шко­лы, не разделяя критического отношения к лекциям и считая живое слово могучим средством для сообщения знаний, предложили иной вариант. Они выступили за создание на юридических фа­культетах аналогов медицинских клиник, где студенты имели бы возможность "прийти в непосредственное соприкосновение с нуж­дающимися в юридической помощи, чтобы уже в университете они смогли увидеть право в действии"3.

Достоинства такого обучения виделись прежде всего в том, что студенты сталкивались с ситуациями, "облеченными в кровь и плоть действительности", а не видоизмененными по усмотрению преподавателя. Соответственно студенту предстояло из массы практических подробностей выделить те, что имели значение для юридической квалификации дела. Кроме этого подобного рода занятия давали бы студентам возможность познакомиться с су­дебной и административной практикой.

1 См.'.Люблинский А. Юридические клиники //Журнал Министерства юсти­ции. 1901. № I.C. 175.

' См.: Казанский U.K. К вопросу о постановке преподавания на юридиче­ских факультетах. Одесса. 1901. С. 20. 25.

3 Люблинский А. Указ. соч. С. 178.

В качестве названия данной формы подготовки студентов-юри­стов в силу ее сходства по организации, способу деятельности и преследуемым целям с медицинской клиникой было признано це­лесообразным использовать наименование "юридическая клини­ка". Этот термин одним из первых предложил немецкий профес­сор Фроммгольд, опубликовавший в 1899 г. в журнале "Deutsche Juristen zeitung" заметку "Юридическая клиника"1. В ней он ука­зывал, какое огромное значение имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и акаде­миях, и предлагал устроить такие же клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся не разбирали бы под руководством профессора вымышленные или отжившие юриди­ческие казусы, а оказывали непосредственную юридическую по­мощь нуждающимся в ней лицам, занимаясь живыми, не разре­шенными еще делами.

Российские юристы поддержали идею юридических клиник. На рубеже XIX-XX вв. была сделана попытка сформулировать некоторые принципы клинического образования. Так, юридиче­ская клиника должна была стать особым видом благотворитель­ных учреждений для бедного населения, нуждающегося в юри­дической помощи, поскольку ее услуги предоставлялись бесплатно. Но этим социальное значение юридических клиник не ограничи­валось. Они рассматривались российскими юристами еще и как один из возможных способов борьбы с подпольной адвокатурой, весьма распространенной в дореволюционной России, к тому же оказывавшей беднейшему населению некачественную юридиче­скую помощь.

Правда, с самого начала предусматривалось, что не все жела­ющие могли получить консультацию в такой клинике, т.е. клини­ка не предназначалась для всех людей, обращающихся за юриди­ческой помощью. Профессор - руководитель клиники должен был отбирать дела, с которыми будут работать студенты. Следователь­но, часть клиентов все же должна была направляться к адвока­там. Отбор дел признавался необходимым в силу доминирования учебных целей юридической клиники, которые считались при­оритетными. По этой причине и предполагалось принимать толь­ко те дела, к работе над которыми студенты были готовы, т.е. по которым прослушали специальные курсы.

Предусматривалось также ограничение видов юридической помощи только дачей консультаций и составлением различных

' Цит. по: Люблинский А. Указ. соч. С. 176.

бумаг, т.е. деятельность студентов-клиницистов не должна была выходить за стены вуза, они не могли выступать в суде или адми­нистративных учреждениях.

Осознание того, что работа в юридической клинике является достаточно ответственной, приводило к мысли о необходимости введения серьезных требований как к преподавателям, так и к сту- ■ дентам-клиницистам. Руководители-правоведы должны были быть не только хорошими юристами-теоретиками, но и практика­ми в наиболее важных областях частного и публичного права. По­мимо этого "они должны быть сострадательны к бедным, мягки и сдержанны в обращении с простым народом"1. Поскольку руко­водство клиникой должно было поглощать большую часть време­ни преподавателя, то предлагалось исключить возможность его совмещения с другими занятиями, например, с адвокатской прак­тикой.

Не меньше требований как морального, так и делового свой­ства предлагалось предъявлять и к студентам. Одно из важней­ших требований касалось ответственности студентов и сохране­ния тайны всех сведений, доверенных клиентом. Работа в клинике требует известной теоретической подготовки, поэтому предполага­лось допускать к ней студентов только старших курсов. Многие пра­воведы дореволюционной России считали, что курс клинической подготовки должны проходить все студенты. А. Люблинский пи­сал: "Ввиду той важности, какую клинические занятия представ­ляют для всякого юриста-практика, их необходимо сделать обяза­тельными для студентов"2. Правда, при этом оговаривалось, что не все студенты смогут постоянно работать с клиентами.

Высказывалась также идея о специализации юридических кли­ник по отдельным отраслям права. Специализация клиник, по мнению сторонников этой идеи, позволяла бы осуществлять от­бор опытных преподавателей и способствовала бы повышению качества работы студентов.

Итак, уже к началу XX столетия правоведы в России не только были знакомы с идеей клинического образования, но и выработа­ли собственные, в определенной степени оригинальные идеи, ка­савшиеся организации и деятельности юридических клиник. Были предприняты шаги и по реализации этих идей на практике. Так, отдельные элементы этой системы практической профессиональ­ной подготовки использовались на юридических факультетах в

1 Люблинский А. Указ. соч. С. 178.

2 Там же. С. 179.

виде имитационных курсов или "клиник без реального клиента", на практических занятиях студентами разыгрывались судебные процессы1.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. в российском юриди­ческом образовании была осознана необходимость юридическо­го практического обучения и была обсуждена идея организации и деятельности юридических клиник. Социальная обстановка, сложив­шаяся в России в начале XX в., способствовала возникновению клиник, однако общественно-политическая ситуация сдерживала внедрение новых идей. После прихода к власти большевиков была создана централизованная система управления образованием и его финансирования, которая не позволяла вузам самостоятельно мо­дернизировать учебный процесс. Идеи юридических клиник были надолго забыты в России.

Советское юридическое образование отличалось своей фунда­ментальностью, которая выражалась в доминировании теорети­ческих курсов, что вполне соответствовало континентальной тра­диции преподавания права. Формирование практических навыков осуществлялось главным образом в ходе ознакомительной и про­изводственной практики в различных учреждениях юридическо­го профиля. Учебные планы не включали специальные курсы, призванные формировать у студентов практические умения и на­выки, необходимые в работе юриста. На учебных занятиях об­суждались преимущественно теоретические вопросы или рассмат­ривались отдельные практические ситуации, предложенные преподавателем. Каких-либо специальных способов преподава­ния юридических навыков, а тем более юридических клиник не существовало.

Вместе с тем идеи практического обучения юристов всегда оставались актуальными. В традиционные формы учебных заня­тий (лекции и семинары) преподаватели пытались включать ин­терактивные способы обучения: учебно-профессиональные тре­нинги, работу по освоению различных профессиональных видов деятельности, участие в реальной юридической практике. В част­ности, на семинарских занятиях разыгрывались судебные процес­сы, что давало возможность студентам пробовать себя в роли того или иного представителя юридической профессии. Достаточное распространение получили участие студентов юридических фа­культетов в работе различных учреждений, их деятельность в ка­честве общественных помощников. Правда, данный способ прак-

'См.: Казанский ПК. Указ. соч. С. 58-66.

тической подготовки юристов отличался фрагментарностью, от­сутствием методических рекомендаций для преподавателей по проведению таких занятий. Эти формы практической подготовки ориентировали студентов прежде всего на защиту социалистиче­ской законности, служение исключительно интересам советского государства.

Современные юридические клиники

В России конца XX в. о необходимости организации клиническо­го образования заговорили юристы, получившие возможность изучать опыт преподавания юридических наук в зарубежных стра­нах, особенно в США. В 1993-1997 гг. многие будущие клиници­сты - основатели юридических клиник России находились на ста­жировке в США, где им была предоставлена возможность увидеть и "потрогать руками" юридические клиники. После возвращения из таких поездок некоторые российские преподаватели юриди­ческих вузов задумались о возможности адаптации идеи юриди­ческих клиник к российской действительности. Это стало возмож­ным во многом благодаря организационной, методической, финансовой поддержке зарубежных организаций, таких, как Американская ассоциация юристов (ABA), Фонд Форда, Фонд Со­роса.

В настоящее время в России действует уже свыше 70 подоб­ных учреждений. Современные российские юридические клини­ки создавались в разных условиях, с использованием различных ресурсов. Эти обстоятельства обусловили заметное разнообразие клинического юридического образования. Вместе с тем опыт юридических клиник, насчитывающий уже более пяти лет, по­зволяет сделать некоторые обобщения и выявить основные под­ходы к их организации.

Действующим в России юридическим клиникам присущи сле­дующие характерные черты:

  1. бесплатное предоставление юридических услуг по реаль­ ным делам, обычно лицам или группам лиц, которые в другом случае не имели бы доступа к таким услугам;

  2. обучение навыкам деятельности: обучение в процессе прак­ тики и посредством практики;

  3. прием в клинику лишь тех студентов, которые закончили базовый курс обучения и выполнили некоторые специфические

условия, как, например, прохождение курса той области матери­ального права, по которой специализируется клиника.

Перечисленные положения вполне могут рассматриваться в качестве минимальных требований, которые должны предъявлять­ся к юридическим клиникам. При этом следует помнить, что юри­дическая клиника отличается от традиционной практики студен­тов, а также от студенческой юридической консультации. Юридическая клиника - это прежде всего особый метод обуче­ния студентов под руководством и контролем преподавателей.

Организационно-правовые формы и структура российских юридических клиник. Юридическая клиника должна иметь оп­ределенную организационно-правовую форму и структуру. В на­стоящее время в зависимости от организационно-правовой фор­мы можно выделить два типа клиник:

юридическая клиника при вузе; юридическая клиника вне вуза.

Клиники первого типа действуют в виде относительно само­стоятельных структурных подразделений юридического факуль­тета вуза либо вуза в целом.

Деятельность юридических клиник при вузе регламентируется помимо общевузовских также локальными нормативными акта­ми, которые регулируют деятельность только юридических кли­ник. К числу локальных нормативных актов относятся, например:

  1. положение о юридической клинике, определяющее цели и задачи клиники, ее штат, органы управления и пр.:

  2. учебный план, регламентирующий учебный процесс и уста­ навливающий программу клинического юридического образования;

  3. этический кодекс, содержащий правила поведения студента во взаимоотношениях прежде всего с клиентами, а также колле­ гами по юридической клинике, с правоохранительными органами.

Этот перечень не является исчерпывающим. Юридические клиники разрабатывают и другие акты, необходимые для работы. Например, в клинике юридического факультета Регионального от­крытого социального института (г. Курск) приняты два акта -"Положение о приеме граждан" и "Должностные обязанности со­трудников клиники". В юридической клинике Саратовской госу­дарственной академии права имеются специально разработанные правила приема студентов. В некоторых клиниках действуют пра­вила ведения определенных документов. Таким образом, каждая

клиника может самостоятельно определять правила своей ра­боты.

Юридические клиники первого типа имеют, как правило, соб­ственный штат работников, которые в большинстве случаев явля­ются одновременно сотрудниками юридического вуза или факуль­тета, хотя возможно приглашение и специалистов-практиков.

Наибольшее распространение получили клиники при юриди­ческих факультетах. Юридические клиники как относительно самостоятельные подразделения вуза в целом встречаются доволь­но редко. Как правило, такие клиники возглавляются директором, который осуществляет управление программой, непосредствен­но руководит всеми сотрудниками, отвечает за учебный план и преподает в клинике. Штат клиники включает постоянных и при­глашенных преподавателей. Они организуют и осуществляют учебный процесс в клинике и непосредственно контролируют ра­боту студентов. Преподаватели, как правило, должны иметь выс­шее юридическое образование, опыт практической работы и пе­дагогический стаж. В штат могут входить методист или секретарь, выступающие в качестве администратора, т.е. они занимаются подготовкой встреч, распоряжаются средствами грантов, прини­мают сообщения, организуют обслуживание технических средств, хранение документов, ведут картотеку клиентов и т.п.

В качестве примера можно назвать юридическую клинику Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Оль-денбургского. Штат клиники включает директора, который осу­ществляет общее управление и планирует стратегию развития кли­ники, составление учебных программ, и администратора, ведающего делопроизводством клиники.

В юридической клинике могут быть и коллегиальные органы управления. Например, Положением о юридической клинике Северо-Кавказского технического университета (Ставрополь) пре­дусмотрено создание Совета, в состав которого входят декан юри­дического факультета, работники клиники, представители юсти­ции, прокуратуры, юридических фирм, бюро и т.д. На Совет возлагаются следующие функции:

Работу Совета как коллегиального органа дополняют рабочие совещания, в которых принимают участие все преподаватели и студенты клиники. На совещаниях рассматриваются предложе­ния по совершенствованию деятельности клиники, отчеты руко­водителей клиники и студентов о результатах работы, меры по решению организационно-практических задач и др.

Одним из вариантов юридических клиник при вузе являются межвузовские юридические клиники, которые создаются несколь­кими юридическими факультетами, заключившими соглашение об организации клинического обучения для своих студентов. По­скольку создание и нормальная деятельность клиники требуют достаточно больших затрат, то такое объединение усилий позво­ляет решать многие материальные проблемы.

Однако в настоящее время юридические клиники при вузе бла­годаря своей организационно-правовой форме и структуре пред­назначены для обучения только собственных студентов. Опора на штатных преподавателей и студентов только одного вуза (факульте­та) позволяет решить еще одну важнейшую проблему клиники — ин­теграцию клинического обучения в учебный план факультета. Чаще всего для юридической клиники отводятся факультативные часы, что позволяет рассчитывать на финансирование за счет средств вуза. К сожалению, эта задача решена не везде; офици­альное признание клиник Министерством образования РФ и ру­ководством вуза, безусловно, активизировало бы распростране­ние этой методики обучения студентов-юристов.

Юридические клиники вне вуза возникают чаще всего на базе самостоятельной некоммерческой негосударственной организа­ции, открывающей общественные приемные, информационно-правовые центры и т.д. Внутренняя структура таких клиник тоже весьма разнообразна, так как им приходится заниматься привле­чением как преподавателей, так и студентов. Контингент студен-

1 См.: Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. С. 63.

тов обычно формируется из представителей разных вузов. Напри­мер, фонд "ЭПРА" в г. Иркутске на основе договоров с несколь­кими вузами города организовал эколого-правовую клинику.

К сожалению, образовательные программы в таких клиниках зачастую сведены к минимуму. Работа студентов представляет собой форму самостоятельной практики студентов, осуществляе­мой, как правило, без предварительной подготовки, распределе­ния ответственности за результаты работы между преподавате­лем и студентом. Рассматриваемая организационная форма юридической клиники, которую иногда называют интернатурой1, позволяет избежать значительных материальных затрат на фор­мирование базы и рекламирование деятельности, но одновре­менно ослабляет связь с учебным процессом.

Поскольку деятельность юридической клиники направлена на реализацию в первую очередь образовательных целей, то наибо­лее предпочтительной ее организационной формой представля­ется обособленное структурное подразделение вуза или факуль­тета.

Финансирование юридических клиник. Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм заня­тий преподавателю в клинике приходится работать с группой сту­дентов не более 10—15 человек3, что тоже заметно увеличивает затраты.

Современные российские юридические клиники используют различные источники финансирования:

1) благотворительные поступления из различных фондов и организаций, специализирующихся на вопросах, связанных с мо­дернизацией юридического образования в России. Например, финансовую помощь юридическим клиникам оказывают Амери­канская ассоциация юристов, Фонд Форда, Институт "Открытое

1 Как правило, под интернатурой понимается юридическая клиника, дей­ ствующая на базе правоохранительных органов, юридических служб и т.п.

2 В зарубежных клиниках установлено оптимальное соотношение количе­ ства студентов на одного преподавателя -8:1 (8 студентов на одного преподава­ теля).

общество" - Фонд Сороса, Российский фонд правовых реформ

и др.;

  1. собственные средства вуза, привлечение которых становит­ ся реальным после включения клинических курсов в учебный план и интеграции юридической клиники в структуру юридического факультета или вуза в целом. Кстати, в этом случае юридическая клиника уравнивается с другими учебными курсами, что тоже является основанием для ее финансирования из бюджета вуза;

  2. иные источники, в том числе помощь со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, привлечение средств негосударственных организаций, где функ­ ционируют клиники, и т.д.

В некоторых юридических клиниках вполне серьезно рассмат­ривается вопрос о возможности самостоятельного зарабатывания денег за счет предоставления платных услуг клиентам, которые обращаются по делам, носящим коммерческий характер, или взи­мания платы с вузов, чьи студенты проходят обучение в клинике, и т.д.

Юридическая клиника и студент. Важным вопросом является регулирование отношений между юридической клиникой и сту­дентами. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о контингенте студентов, обучающихся в клинике: ими могут быть либо все студенты, либо только прошедшие специальный отбор, либо все желающие пройти обучение в клинике. Вновь создавае­мые юридические клиники чаще всего не сталкиваются с этой проблемой, поскольку им приходится привлекать студентов-доб­ровольцев. Однако после завершения периода становления кли­ники, когда интерес к ней заметно возрастает, приток студентов увеличивается. Тогда приходится решать дилемму: либо прини­мать всех, либо производить отбор.

Сторонники всеобщего клинического обучения полагают, что каждый студент должен пройти курс клинического обучения и соответственно получить возможность повысить качество профес­сиональной подготовки, выработать практические навыки. С та­ким мнением можно было бы согласиться, если бы учебные пла­ны юридических вузов и их материальное положение позволяли обеспечить обучающий компонент юридической клиники для всех студентов. Как уже отмечалось, в юридической клинике обуче­ние ведется индивидуально. Преподаватель клиники может рабо-

тать в течение семестра или одного учебного года с небольшой группой студентов. Это могут быть студенты разных курсов обу­чения. Аудиторные занятия в клинике сочетаются с приемом граж­дан и ведением их дел, включая консультирование, составление необходимых юридических документов, представление интере­сов граждан в различных государственных органах. Но все это -под тщательным контролем преподавателя. Как же организовать подобное обучение одновременно для всех студентов, если на каж­дом курсе их 100-120 человек?

Сторонники отбора также исходят из того, что клиническое обучение отличается индивидуальным подходом, но для обуче­ния в клинике от студента требуются определенные качества, по­этому в клинику не должны приниматься все студенты подряд. Кроме того, принуждение студента к работе в клинике может иметь отрицательный результат, так как в этом случае возникают допол­нительные проблемы, касающиеся качества предоставляемых кли­никой юридических услуг и ответственности нерадивых студентов.

В настоящее время во многих юридических клиниках суще­ствует в той или иной форме система отбора студентов. Каждая клиника сама определяет принципы и условия такого отбора. Но при всем разнообразии технологий отбора уже определились^не­которые общие требования к студентам, зачисляемым в юриди­ческую клинику. Во-первых, имеются в виду такие личностные и моральные качества, как вежливость, дисциплинированность, от­ветственность и др. Во-вторых, студенты должны изучить основ­ные теоретические курсы, поэтому к работе в клинике могут при­влекаться преимущественно старшекурсники. В-третьих, студенты должны продемонстрировать успехи в освоении юридических дис­циплин.

Процедуры отбора включают:

Например, в юридическую клинику Тверского государствен­ного университета принимаются студенты старших курсов, уже изучившие основные отраслевые дисциплины. Прием студентов

основан на принципе добровольности. Студенты, желающие прой­ти обучение в клинике, обращаются к руководителю клиники с письменным заявлением. Отбор производится с учетом отноше­ния студентов к учебе в предыдущий период, их успехов в освое­нии юридических дисциплин, мотивов, побудивших студента об­ратиться с заявлением о приеме в юридическую клинику.

По-иному отбирают студентов для обучения в юридической клинике при юридическом факультете Петрозаводского государ­ственного университета. Там все желающие обучаться в клинике сначала участвуют в ролевых играх и после их завершения руко­водство юридической клиники принимает решение, кого из сту­дентов оставить для дальнейшего обучения.

Деятельность студентов в юридической клинике помимо ра­боты с клиентом включает:

. еженедельные индивидуальные встречи с куратором для об­суждения дел.

Как правило, консультации клиентам студенты дают после предварительного согласования с преподавателем. В клинике обя­занности студентов могут различаться и, следовательно, по-раз­ному может быть организована их работа. Так, в клинике юриди­ческого факультета Санкт-Петербургского государственного университета студенты распределяются по функциональным груп­пам':

  1. консультанты;

  2. диспетчеры;

  3. служба информации и анализа;

  4. группа рекламы и внешних связей.

Подходы к планированию рабочей нагрузки студентов-клини­цистов также могут различаться. В одних случаях нагрузка опре­деляется количеством часов, в течение которых студент работает с клиентами клиники. Например, студент обязывается прорабо­тать в клинике не менее 10 ч в неделю, включая время, потрачен-

1 См.: Доброхотова Ё. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной Рос­сии) // Правоведение. 2000. № 4. С. 229.

ное на встречи с клиентами и иную работу по их делам. В других случаях студенту предлагается составить в течение семестра не менее двух или трех правовых документов по делам клиентов в клинике.

По мере завершения студентами курса клинического обучения они покидают юридическую клинику. Однако возможен и дос­рочный уход студентов из клиники, например, по собственному желанию или в связи с нарушением студентом правил работы в клинике, норм этического кодекса. Поэтому большое значение приобретает вопрос о контроле деятельности студентов. Юриди­ческая клиника должна иметь схему контроля. Существуют раз­нообразные формы такого контроля: регулярные собеседования, письменные отчеты, дневниковые записи. В некоторых клиниках практикуется опрос клиентов по поводу качества предоставлен­ных услуг.

Юридическая клиника и клиент. Юридические клиники, дей­ствующие в России, различаются не только по структуре, источ­никам финансирования и форме организации работы студентов, но и по "категориям" клиентов, с которыми там работают. Так, выделяются клиники "без живого клиента'" и клиники "с реаль­ным клиентом".

В клинике "без живого клиента" для практического обучения студентов ведутся имитационные занятия, когда преподаватель предоставляет учащимся ознакомительный материал для выпол­нения определенных юридических действий, формулирует про­блемную ситуацию, в которой студенты исполняют разные роли. По мере продвижения обучения происходит усложнение задач. Так развиваются различные практические навыки.

Еще одним примером клиники "без живого клиента" является программа "Живое право", направленная на правовое просвеще­ние различных слоев населения. Студентов обучают тому, как преподавать основы права обычным гражданам, а затем сами сту­денты проводят занятия с использованием интерактивных мето­дик по разъяснению права школьникам, осужденным и др.

Однако большинство клиник в России предпочитают работать с "реальным клиентом", когда студенты имеют дело с граждана­ми и их конкретными жизненными ситуациями. Сложилось два типа клиник "реальных клиентов": общей направленности и специализированные.

В клинике общей направленности к производству принимают­ся разнообразные дела. Опыт показывает, что преобладают обра­щения по вопросам, связанным с трудовым, семейным, жилищ­ным и гражданским правом. Преимуществом такой клиники является то, что студентам приходится работать с разными дела­ми. Это помогает им осваивать новые области права, отрабаты­вать навыки ведения дела от начала до конца. Обратной стороной "медали" является неподготовленность студентов, а в некоторых случаях и преподавателей к работе с любым клиентом.

Специализированные клиники принимают в работу только от­дельные виды дел. Например, клиники Фонда экологического правоведения "ЭПРА" (Иркутск) и "Экодаль" (Хабаровск) имеют экологическую направленность. Недостатком таких клиник явля­ется то обстоятельство, что студенты не получают навыка реше­ния разнообразных правовых проблем.

Наряду с названными существуют и другие виды юридиче­ских клиник, например, клиники, осуществляющие дистанцион­ное консультирование клиентов, когда студенты работают с пись­мами. Заметное распространение получило консультирование та­ким способом осужденных к лишению свободы (Ставрополь, Тверь, Красноярск и др.). Отметим и так называемые горячие линии, когда консультирование ведется по телефону. Существу­ют клиники, в которых студенты специализируются на правовой экспертизе нормативных правовых актов, изданных преимуще­ственно региональными органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, и подготовке проектов законода­тельных актов (Хабаровск, Курск).

Ряд юридических клиник сочетает одновременно несколько направлений деятельности. Типичный пример - клиника Твер­ского государственного университета. В клинике ведется прием граждан по всем правовым вопросам и одновременно оказывает­ся правовая помощь осужденным к лишению свободы в рамках программы "Адвокат по переписке" и на личном приеме, который организован в трех исправительных учреждениях на территории Тверской области; получает развитие экологическая программа; наконец, осуществляется правовое просвещение населения обла­сти в рамках программы "Живое право". Аналогичным образом работает юридическая клиника СевКавГТУ (Ставрополь).

Завершая рассказ о современных российских юридических клиниках, процитируем слова, сказанные ровно 100 лет назад и в полной мере отражающие перспективы развития данной формы

практической подготовки отечественных юристов: "Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочислен­ности у нас судов с присущей каждому из них специальной ком­петенцией, а также вследствие бедности и малограмотности боль­шей части нашего простонародья"'.