2.1. Юридические клиники в россии2
Возникновение идеи клинического юридического образования
В первой половине XIX в. преподавание юридических наук в России сводилось к законоведению, т.е. простому пересказу действующего российского законодательства, сообщению при этом отрывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства. Историческое и теоретическое осмысление излагаемого материала практически отсутствовало.
После либеральных реформ 60-70-х годов XIX в., которые изменили в лучшую сторону положение дел в высших учебных заведениях, появилась возможность повысить научно-теоретический уровень преподавания. Преобладающими формами занятий студентов были слушание лекций, чтение литературы, рекомендуемой программами и преподавателями, а также семинарские и практические занятия. Освоение материала контролировалось в рамках экзаменов и зачетов. Достаточно активно студенты вовлекались в науку. На юридических факультетах практиковалось написание различного рода сочинений с элементами научного исследования, за которые студенты удостаивались медалей и премий3.
Все перечисленные достижения, несомненно, улучшили юридическое образование, но только его теоретическую составляю-
1 Более подробно о методиках клинического юридического образования см. в гл. 3 "Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики)".
2 При подготовке раздела использованы материалы семинаров. См.: Прак тическое образование: рабочий семинар. М.. 1997: Юридическое обслужива ние неимущих и права человека. М. 1998: Материалы конференции руководи телей и преподавателей студенческих юридических консультаций. М.. 1999: Юридические клиники на рубеже тысячелетия: обмен опытом с целью повы шения эффективности программ. М.. 2000.
3 См.: Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной Рос сии (XVIII - начало XX в.) // Государство и право. 2000. № 9. С. 82. 84.
щую. Уже к концу XIX в. современники отмечали, что чисто теоретические сведения, приобретаемые без прочного запоминания и уяснения на практике, быстро "испаряются". В 1901 г. профессор А. Люблинский в статье, напечатанной в "Журнале Министерства юстиции" отметил, что юристы, только окончившие университетский курс, при первом желании применить свои знания на практике в качестве либо адвокатов, либо чиновников, поступающих в судебные или административные учреждения, оказываются совершенно беспомощными, нуждаются в указаниях посторонних лиц часто по самой азбуке юридической практики1.
Принятая форма практических занятий в большинстве случаев не способствовала развитию юридических навыков. На этих занятиях проводились всего лишь разборы казусов -либо взятых из практики, либо придуманных преподавателями.
В связи с этим началась дискуссия о способах решения этой проблемы. Одни правоведы предпочли сосредоточиться на дидактических аспектах и поставили под сомнение лекционную систему университетского преподавания. Последняя, по их мнению, "утомляет", "притупляет", "погружает учащихся в апатию". Взамен предлагалось ввести собеседование профессора со студентами и практические занятия2. Другие представители высшей школы, не разделяя критического отношения к лекциям и считая живое слово могучим средством для сообщения знаний, предложили иной вариант. Они выступили за создание на юридических факультетах аналогов медицинских клиник, где студенты имели бы возможность "прийти в непосредственное соприкосновение с нуждающимися в юридической помощи, чтобы уже в университете они смогли увидеть право в действии"3.
Достоинства такого обучения виделись прежде всего в том, что студенты сталкивались с ситуациями, "облеченными в кровь и плоть действительности", а не видоизмененными по усмотрению преподавателя. Соответственно студенту предстояло из массы практических подробностей выделить те, что имели значение для юридической квалификации дела. Кроме этого подобного рода занятия давали бы студентам возможность познакомиться с судебной и административной практикой.
1 См.'.Люблинский А. Юридические клиники //Журнал Министерства юстиции. 1901. № I.C. 175.
' См.: Казанский U.K. К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах. Одесса. 1901. С. 20. 25.
3 Люблинский А. Указ. соч. С. 178.
В качестве названия данной формы подготовки студентов-юристов в силу ее сходства по организации, способу деятельности и преследуемым целям с медицинской клиникой было признано целесообразным использовать наименование "юридическая клиника". Этот термин одним из первых предложил немецкий профессор Фроммгольд, опубликовавший в 1899 г. в журнале "Deutsche Juristen zeitung" заметку "Юридическая клиника"1. В ней он указывал, какое огромное значение имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, и предлагал устроить такие же клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся не разбирали бы под руководством профессора вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали непосредственную юридическую помощь нуждающимся в ней лицам, занимаясь живыми, не разрешенными еще делами.
Российские юристы поддержали идею юридических клиник. На рубеже XIX-XX вв. была сделана попытка сформулировать некоторые принципы клинического образования. Так, юридическая клиника должна была стать особым видом благотворительных учреждений для бедного населения, нуждающегося в юридической помощи, поскольку ее услуги предоставлялись бесплатно. Но этим социальное значение юридических клиник не ограничивалось. Они рассматривались российскими юристами еще и как один из возможных способов борьбы с подпольной адвокатурой, весьма распространенной в дореволюционной России, к тому же оказывавшей беднейшему населению некачественную юридическую помощь.
Правда, с самого начала предусматривалось, что не все желающие могли получить консультацию в такой клинике, т.е. клиника не предназначалась для всех людей, обращающихся за юридической помощью. Профессор - руководитель клиники должен был отбирать дела, с которыми будут работать студенты. Следовательно, часть клиентов все же должна была направляться к адвокатам. Отбор дел признавался необходимым в силу доминирования учебных целей юридической клиники, которые считались приоритетными. По этой причине и предполагалось принимать только те дела, к работе над которыми студенты были готовы, т.е. по которым прослушали специальные курсы.
Предусматривалось также ограничение видов юридической помощи только дачей консультаций и составлением различных
' Цит. по: Люблинский А. Указ. соч. С. 176.
бумаг, т.е. деятельность студентов-клиницистов не должна была выходить за стены вуза, они не могли выступать в суде или административных учреждениях.
Осознание того, что работа в юридической клинике является достаточно ответственной, приводило к мысли о необходимости введения серьезных требований как к преподавателям, так и к сту- ■ дентам-клиницистам. Руководители-правоведы должны были быть не только хорошими юристами-теоретиками, но и практиками в наиболее важных областях частного и публичного права. Помимо этого "они должны быть сострадательны к бедным, мягки и сдержанны в обращении с простым народом"1. Поскольку руководство клиникой должно было поглощать большую часть времени преподавателя, то предлагалось исключить возможность его совмещения с другими занятиями, например, с адвокатской практикой.
Не меньше требований как морального, так и делового свойства предлагалось предъявлять и к студентам. Одно из важнейших требований касалось ответственности студентов и сохранения тайны всех сведений, доверенных клиентом. Работа в клинике требует известной теоретической подготовки, поэтому предполагалось допускать к ней студентов только старших курсов. Многие правоведы дореволюционной России считали, что курс клинической подготовки должны проходить все студенты. А. Люблинский писал: "Ввиду той важности, какую клинические занятия представляют для всякого юриста-практика, их необходимо сделать обязательными для студентов"2. Правда, при этом оговаривалось, что не все студенты смогут постоянно работать с клиентами.
Высказывалась также идея о специализации юридических клиник по отдельным отраслям права. Специализация клиник, по мнению сторонников этой идеи, позволяла бы осуществлять отбор опытных преподавателей и способствовала бы повышению качества работы студентов.
Итак, уже к началу XX столетия правоведы в России не только были знакомы с идеей клинического образования, но и выработали собственные, в определенной степени оригинальные идеи, касавшиеся организации и деятельности юридических клиник. Были предприняты шаги и по реализации этих идей на практике. Так, отдельные элементы этой системы практической профессиональной подготовки использовались на юридических факультетах в
1 Люблинский А. Указ. соч. С. 178.
2 Там же. С. 179.
виде имитационных курсов или "клиник без реального клиента", на практических занятиях студентами разыгрывались судебные процессы1.
Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. в российском юридическом образовании была осознана необходимость юридического практического обучения и была обсуждена идея организации и деятельности юридических клиник. Социальная обстановка, сложившаяся в России в начале XX в., способствовала возникновению клиник, однако общественно-политическая ситуация сдерживала внедрение новых идей. После прихода к власти большевиков была создана централизованная система управления образованием и его финансирования, которая не позволяла вузам самостоятельно модернизировать учебный процесс. Идеи юридических клиник были надолго забыты в России.
Советское юридическое образование отличалось своей фундаментальностью, которая выражалась в доминировании теоретических курсов, что вполне соответствовало континентальной традиции преподавания права. Формирование практических навыков осуществлялось главным образом в ходе ознакомительной и производственной практики в различных учреждениях юридического профиля. Учебные планы не включали специальные курсы, призванные формировать у студентов практические умения и навыки, необходимые в работе юриста. На учебных занятиях обсуждались преимущественно теоретические вопросы или рассматривались отдельные практические ситуации, предложенные преподавателем. Каких-либо специальных способов преподавания юридических навыков, а тем более юридических клиник не существовало.
Вместе с тем идеи практического обучения юристов всегда оставались актуальными. В традиционные формы учебных занятий (лекции и семинары) преподаватели пытались включать интерактивные способы обучения: учебно-профессиональные тренинги, работу по освоению различных профессиональных видов деятельности, участие в реальной юридической практике. В частности, на семинарских занятиях разыгрывались судебные процессы, что давало возможность студентам пробовать себя в роли того или иного представителя юридической профессии. Достаточное распространение получили участие студентов юридических факультетов в работе различных учреждений, их деятельность в качестве общественных помощников. Правда, данный способ прак-
'См.: Казанский ПК. Указ. соч. С. 58-66.
тической подготовки юристов отличался фрагментарностью, отсутствием методических рекомендаций для преподавателей по проведению таких занятий. Эти формы практической подготовки ориентировали студентов прежде всего на защиту социалистической законности, служение исключительно интересам советского государства.
Современные юридические клиники
В России конца XX в. о необходимости организации клинического образования заговорили юристы, получившие возможность изучать опыт преподавания юридических наук в зарубежных странах, особенно в США. В 1993-1997 гг. многие будущие клиницисты - основатели юридических клиник России находились на стажировке в США, где им была предоставлена возможность увидеть и "потрогать руками" юридические клиники. После возвращения из таких поездок некоторые российские преподаватели юридических вузов задумались о возможности адаптации идеи юридических клиник к российской действительности. Это стало возможным во многом благодаря организационной, методической, финансовой поддержке зарубежных организаций, таких, как Американская ассоциация юристов (ABA), Фонд Форда, Фонд Сороса.
В настоящее время в России действует уже свыше 70 подобных учреждений. Современные российские юридические клиники создавались в разных условиях, с использованием различных ресурсов. Эти обстоятельства обусловили заметное разнообразие клинического юридического образования. Вместе с тем опыт юридических клиник, насчитывающий уже более пяти лет, позволяет сделать некоторые обобщения и выявить основные подходы к их организации.
Действующим в России юридическим клиникам присущи следующие характерные черты:
бесплатное предоставление юридических услуг по реаль ным делам, обычно лицам или группам лиц, которые в другом случае не имели бы доступа к таким услугам;
обучение навыкам деятельности: обучение в процессе прак тики и посредством практики;
прием в клинику лишь тех студентов, которые закончили базовый курс обучения и выполнили некоторые специфические
условия, как, например, прохождение курса той области материального права, по которой специализируется клиника.
Перечисленные положения вполне могут рассматриваться в качестве минимальных требований, которые должны предъявляться к юридическим клиникам. При этом следует помнить, что юридическая клиника отличается от традиционной практики студентов, а также от студенческой юридической консультации. Юридическая клиника - это прежде всего особый метод обучения студентов под руководством и контролем преподавателей.
Организационно-правовые формы и структура российских юридических клиник. Юридическая клиника должна иметь определенную организационно-правовую форму и структуру. В настоящее время в зависимости от организационно-правовой формы можно выделить два типа клиник:
юридическая клиника при вузе; юридическая клиника вне вуза.
Клиники первого типа действуют в виде относительно самостоятельных структурных подразделений юридического факультета вуза либо вуза в целом.
Деятельность юридических клиник при вузе регламентируется помимо общевузовских также локальными нормативными актами, которые регулируют деятельность только юридических клиник. К числу локальных нормативных актов относятся, например:
положение о юридической клинике, определяющее цели и задачи клиники, ее штат, органы управления и пр.:
учебный план, регламентирующий учебный процесс и уста навливающий программу клинического юридического образования;
этический кодекс, содержащий правила поведения студента во взаимоотношениях прежде всего с клиентами, а также колле гами по юридической клинике, с правоохранительными органами.
Этот перечень не является исчерпывающим. Юридические клиники разрабатывают и другие акты, необходимые для работы. Например, в клинике юридического факультета Регионального открытого социального института (г. Курск) приняты два акта -"Положение о приеме граждан" и "Должностные обязанности сотрудников клиники". В юридической клинике Саратовской государственной академии права имеются специально разработанные правила приема студентов. В некоторых клиниках действуют правила ведения определенных документов. Таким образом, каждая
клиника может самостоятельно определять правила своей работы.
Юридические клиники первого типа имеют, как правило, собственный штат работников, которые в большинстве случаев являются одновременно сотрудниками юридического вуза или факультета, хотя возможно приглашение и специалистов-практиков.
Наибольшее распространение получили клиники при юридических факультетах. Юридические клиники как относительно самостоятельные подразделения вуза в целом встречаются довольно редко. Как правило, такие клиники возглавляются директором, который осуществляет управление программой, непосредственно руководит всеми сотрудниками, отвечает за учебный план и преподает в клинике. Штат клиники включает постоянных и приглашенных преподавателей. Они организуют и осуществляют учебный процесс в клинике и непосредственно контролируют работу студентов. Преподаватели, как правило, должны иметь высшее юридическое образование, опыт практической работы и педагогический стаж. В штат могут входить методист или секретарь, выступающие в качестве администратора, т.е. они занимаются подготовкой встреч, распоряжаются средствами грантов, принимают сообщения, организуют обслуживание технических средств, хранение документов, ведут картотеку клиентов и т.п.
В качестве примера можно назвать юридическую клинику Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Оль-денбургского. Штат клиники включает директора, который осуществляет общее управление и планирует стратегию развития клиники, составление учебных программ, и администратора, ведающего делопроизводством клиники.
В юридической клинике могут быть и коллегиальные органы управления. Например, Положением о юридической клинике Северо-Кавказского технического университета (Ставрополь) предусмотрено создание Совета, в состав которого входят декан юридического факультета, работники клиники, представители юстиции, прокуратуры, юридических фирм, бюро и т.д. На Совет возлагаются следующие функции:
решение важнейших вопросов организационной деятельно сти клиники;
предоставление методических рекомендаций об особеннос тях оказания правовой помощи определенным лицам и о на правлениях деятельности клиники;
обеспечение связи и взаимодействия клиники с правоохра нительными и другими органами власти края;
рассмотрение спорных вопросов юридической практики, за трагивающих права и свободы граждан, и дача рекоменда ций сотрудникам клиники;
заслушивание отчетов о реализации принятых Советом ре шений и выполнении задач по оказанию правовой помощи населению1.
Работу Совета как коллегиального органа дополняют рабочие совещания, в которых принимают участие все преподаватели и студенты клиники. На совещаниях рассматриваются предложения по совершенствованию деятельности клиники, отчеты руководителей клиники и студентов о результатах работы, меры по решению организационно-практических задач и др.
Одним из вариантов юридических клиник при вузе являются межвузовские юридические клиники, которые создаются несколькими юридическими факультетами, заключившими соглашение об организации клинического обучения для своих студентов. Поскольку создание и нормальная деятельность клиники требуют достаточно больших затрат, то такое объединение усилий позволяет решать многие материальные проблемы.
Однако в настоящее время юридические клиники при вузе благодаря своей организационно-правовой форме и структуре предназначены для обучения только собственных студентов. Опора на штатных преподавателей и студентов только одного вуза (факультета) позволяет решить еще одну важнейшую проблему клиники — интеграцию клинического обучения в учебный план факультета. Чаще всего для юридической клиники отводятся факультативные часы, что позволяет рассчитывать на финансирование за счет средств вуза. К сожалению, эта задача решена не везде; официальное признание клиник Министерством образования РФ и руководством вуза, безусловно, активизировало бы распространение этой методики обучения студентов-юристов.
Юридические клиники вне вуза возникают чаще всего на базе самостоятельной некоммерческой негосударственной организации, открывающей общественные приемные, информационно-правовые центры и т.д. Внутренняя структура таких клиник тоже весьма разнообразна, так как им приходится заниматься привлечением как преподавателей, так и студентов. Контингент студен-
1 См.: Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. С. 63.
тов обычно формируется из представителей разных вузов. Например, фонд "ЭПРА" в г. Иркутске на основе договоров с несколькими вузами города организовал эколого-правовую клинику.
К сожалению, образовательные программы в таких клиниках зачастую сведены к минимуму. Работа студентов представляет собой форму самостоятельной практики студентов, осуществляемой, как правило, без предварительной подготовки, распределения ответственности за результаты работы между преподавателем и студентом. Рассматриваемая организационная форма юридической клиники, которую иногда называют интернатурой1, позволяет избежать значительных материальных затрат на формирование базы и рекламирование деятельности, но одновременно ослабляет связь с учебным процессом.
Поскольку деятельность юридической клиники направлена на реализацию в первую очередь образовательных целей, то наиболее предпочтительной ее организационной формой представляется обособленное структурное подразделение вуза или факультета.
Финансирование юридических клиник. Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм занятий преподавателю в клинике приходится работать с группой студентов не более 10—15 человек3, что тоже заметно увеличивает затраты.
Современные российские юридические клиники используют различные источники финансирования:
1) благотворительные поступления из различных фондов и организаций, специализирующихся на вопросах, связанных с модернизацией юридического образования в России. Например, финансовую помощь юридическим клиникам оказывают Американская ассоциация юристов, Фонд Форда, Институт "Открытое
1 Как правило, под интернатурой понимается юридическая клиника, дей ствующая на базе правоохранительных органов, юридических служб и т.п.
2 В зарубежных клиниках установлено оптимальное соотношение количе ства студентов на одного преподавателя -8:1 (8 студентов на одного преподава теля).
общество" - Фонд Сороса, Российский фонд правовых реформ
и др.;
собственные средства вуза, привлечение которых становит ся реальным после включения клинических курсов в учебный план и интеграции юридической клиники в структуру юридического факультета или вуза в целом. Кстати, в этом случае юридическая клиника уравнивается с другими учебными курсами, что тоже является основанием для ее финансирования из бюджета вуза;
иные источники, в том числе помощь со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, привлечение средств негосударственных организаций, где функ ционируют клиники, и т.д.
В некоторых юридических клиниках вполне серьезно рассматривается вопрос о возможности самостоятельного зарабатывания денег за счет предоставления платных услуг клиентам, которые обращаются по делам, носящим коммерческий характер, или взимания платы с вузов, чьи студенты проходят обучение в клинике, и т.д.
Юридическая клиника и студент. Важным вопросом является регулирование отношений между юридической клиникой и студентами. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о контингенте студентов, обучающихся в клинике: ими могут быть либо все студенты, либо только прошедшие специальный отбор, либо все желающие пройти обучение в клинике. Вновь создаваемые юридические клиники чаще всего не сталкиваются с этой проблемой, поскольку им приходится привлекать студентов-добровольцев. Однако после завершения периода становления клиники, когда интерес к ней заметно возрастает, приток студентов увеличивается. Тогда приходится решать дилемму: либо принимать всех, либо производить отбор.
Сторонники всеобщего клинического обучения полагают, что каждый студент должен пройти курс клинического обучения и соответственно получить возможность повысить качество профессиональной подготовки, выработать практические навыки. С таким мнением можно было бы согласиться, если бы учебные планы юридических вузов и их материальное положение позволяли обеспечить обучающий компонент юридической клиники для всех студентов. Как уже отмечалось, в юридической клинике обучение ведется индивидуально. Преподаватель клиники может рабо-
тать в течение семестра или одного учебного года с небольшой группой студентов. Это могут быть студенты разных курсов обучения. Аудиторные занятия в клинике сочетаются с приемом граждан и ведением их дел, включая консультирование, составление необходимых юридических документов, представление интересов граждан в различных государственных органах. Но все это -под тщательным контролем преподавателя. Как же организовать подобное обучение одновременно для всех студентов, если на каждом курсе их 100-120 человек?
Сторонники отбора также исходят из того, что клиническое обучение отличается индивидуальным подходом, но для обучения в клинике от студента требуются определенные качества, поэтому в клинику не должны приниматься все студенты подряд. Кроме того, принуждение студента к работе в клинике может иметь отрицательный результат, так как в этом случае возникают дополнительные проблемы, касающиеся качества предоставляемых клиникой юридических услуг и ответственности нерадивых студентов.
В настоящее время во многих юридических клиниках существует в той или иной форме система отбора студентов. Каждая клиника сама определяет принципы и условия такого отбора. Но при всем разнообразии технологий отбора уже определились^некоторые общие требования к студентам, зачисляемым в юридическую клинику. Во-первых, имеются в виду такие личностные и моральные качества, как вежливость, дисциплинированность, ответственность и др. Во-вторых, студенты должны изучить основные теоретические курсы, поэтому к работе в клинике могут привлекаться преимущественно старшекурсники. В-третьих, студенты должны продемонстрировать успехи в освоении юридических дисциплин.
Процедуры отбора включают:
собеседование;
тестирование;
изучение письменных документов, представленных студентом;
деловые игры;
конкурсы;
рекомендации;
сочетание различных процедур и др.
Например, в юридическую клинику Тверского государственного университета принимаются студенты старших курсов, уже изучившие основные отраслевые дисциплины. Прием студентов
основан на принципе добровольности. Студенты, желающие пройти обучение в клинике, обращаются к руководителю клиники с письменным заявлением. Отбор производится с учетом отношения студентов к учебе в предыдущий период, их успехов в освоении юридических дисциплин, мотивов, побудивших студента обратиться с заявлением о приеме в юридическую клинику.
По-иному отбирают студентов для обучения в юридической клинике при юридическом факультете Петрозаводского государственного университета. Там все желающие обучаться в клинике сначала участвуют в ролевых играх и после их завершения руководство юридической клиники принимает решение, кого из студентов оставить для дальнейшего обучения.
Деятельность студентов в юридической клинике помимо работы с клиентом включает:
участие в периодических занятиях в рамках специального клинического курса с целью выработки практических навыков;
еженедельные групповые занятия, т.е. встречи для обсужде ния дел, обмена опытом;
. еженедельные индивидуальные встречи с куратором для обсуждения дел.
Как правило, консультации клиентам студенты дают после предварительного согласования с преподавателем. В клинике обязанности студентов могут различаться и, следовательно, по-разному может быть организована их работа. Так, в клинике юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета студенты распределяются по функциональным группам':
консультанты;
диспетчеры;
служба информации и анализа;
группа рекламы и внешних связей.
Подходы к планированию рабочей нагрузки студентов-клиницистов также могут различаться. В одних случаях нагрузка определяется количеством часов, в течение которых студент работает с клиентами клиники. Например, студент обязывается проработать в клинике не менее 10 ч в неделю, включая время, потрачен-
1 См.: Доброхотова Ё. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной России) // Правоведение. 2000. № 4. С. 229.
ное на встречи с клиентами и иную работу по их делам. В других случаях студенту предлагается составить в течение семестра не менее двух или трех правовых документов по делам клиентов в клинике.
По мере завершения студентами курса клинического обучения они покидают юридическую клинику. Однако возможен и досрочный уход студентов из клиники, например, по собственному желанию или в связи с нарушением студентом правил работы в клинике, норм этического кодекса. Поэтому большое значение приобретает вопрос о контроле деятельности студентов. Юридическая клиника должна иметь схему контроля. Существуют разнообразные формы такого контроля: регулярные собеседования, письменные отчеты, дневниковые записи. В некоторых клиниках практикуется опрос клиентов по поводу качества предоставленных услуг.
Юридическая клиника и клиент. Юридические клиники, действующие в России, различаются не только по структуре, источникам финансирования и форме организации работы студентов, но и по "категориям" клиентов, с которыми там работают. Так, выделяются клиники "без живого клиента'" и клиники "с реальным клиентом".
В клинике "без живого клиента" для практического обучения студентов ведутся имитационные занятия, когда преподаватель предоставляет учащимся ознакомительный материал для выполнения определенных юридических действий, формулирует проблемную ситуацию, в которой студенты исполняют разные роли. По мере продвижения обучения происходит усложнение задач. Так развиваются различные практические навыки.
Еще одним примером клиники "без живого клиента" является программа "Живое право", направленная на правовое просвещение различных слоев населения. Студентов обучают тому, как преподавать основы права обычным гражданам, а затем сами студенты проводят занятия с использованием интерактивных методик по разъяснению права школьникам, осужденным и др.
Однако большинство клиник в России предпочитают работать с "реальным клиентом", когда студенты имеют дело с гражданами и их конкретными жизненными ситуациями. Сложилось два типа клиник "реальных клиентов": общей направленности и специализированные.
В клинике общей направленности к производству принимаются разнообразные дела. Опыт показывает, что преобладают обращения по вопросам, связанным с трудовым, семейным, жилищным и гражданским правом. Преимуществом такой клиники является то, что студентам приходится работать с разными делами. Это помогает им осваивать новые области права, отрабатывать навыки ведения дела от начала до конца. Обратной стороной "медали" является неподготовленность студентов, а в некоторых случаях и преподавателей к работе с любым клиентом.
Специализированные клиники принимают в работу только отдельные виды дел. Например, клиники Фонда экологического правоведения "ЭПРА" (Иркутск) и "Экодаль" (Хабаровск) имеют экологическую направленность. Недостатком таких клиник является то обстоятельство, что студенты не получают навыка решения разнообразных правовых проблем.
Наряду с названными существуют и другие виды юридических клиник, например, клиники, осуществляющие дистанционное консультирование клиентов, когда студенты работают с письмами. Заметное распространение получило консультирование таким способом осужденных к лишению свободы (Ставрополь, Тверь, Красноярск и др.). Отметим и так называемые горячие линии, когда консультирование ведется по телефону. Существуют клиники, в которых студенты специализируются на правовой экспертизе нормативных правовых актов, изданных преимущественно региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, и подготовке проектов законодательных актов (Хабаровск, Курск).
Ряд юридических клиник сочетает одновременно несколько направлений деятельности. Типичный пример - клиника Тверского государственного университета. В клинике ведется прием граждан по всем правовым вопросам и одновременно оказывается правовая помощь осужденным к лишению свободы в рамках программы "Адвокат по переписке" и на личном приеме, который организован в трех исправительных учреждениях на территории Тверской области; получает развитие экологическая программа; наконец, осуществляется правовое просвещение населения области в рамках программы "Живое право". Аналогичным образом работает юридическая клиника СевКавГТУ (Ставрополь).
Завершая рассказ о современных российских юридических клиниках, процитируем слова, сказанные ровно 100 лет назад и в полной мере отражающие перспективы развития данной формы
практической подготовки отечественных юристов: "Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья"'.
- Часть I
- Глава 2
- 2.1. Юридические клиники в россии2
- 2.2. Юридические клиники в сша2
- Типы юридических клиник
- 2.3. Клиническое юридическое образование в мире
- Бангладеш
- Филиппины
- Венгрия
- Глава 3
- Работа в малых группах
- Социальные проекты
- Интерактивное выступление
- Наглядные пособия
- Дерево решений
- Попс-формула1
- Ролевые игры
- Глава 4
- Правовое обучение общества
- Права и обязанности юристов
- Юридическое обслуживание бедных
- Ассоциации юристов
- Задачи ассоциации
- Дисциплинарное производство
- 2. Взаимоотношения адвоката с клиентом
- 3. Отношения с судом и участниками процесса
- 4. Отношения с коллегами по профессии
- 5. Заключительные положения
- Этический кодекс юридической клиники тверского государственного университета
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Этические требования к участникам юк
- Глава I. Взаимоотношения с клиентами клиники
- Глава II. Взаимоотношения между участниками юк
- Этический кодекс юридической клиники ягеллонского университета г. Кракова (польша)
- Часть II
- Этапы интервью
- Этапы интервьюирования
- Глава 6 консультирование
- Этапы консультирования
- Глава 7
- Из показаний свидетеля Пшеун л. И.
- Из показаний свидетеля Дымовой н. В.
- Э тапы анализа дела
- Упражнение
- Глава 8
- Упражнение 1 "Дело Городина"
- Из протокола допроса потерпевшего Орехова Игоря Анатольевича, 1962 г.Р.
- Другие документы Заключение эксперта № 5555 (судебно-биологическая экспертиза)
- Постановление
- Справка
- Из материалов дела
- Глава 9 допрос в суде
- 9.1. Допрос свидетелей
- 9.2. Допрос потерпевшего
- Исковоезаявление
- Возражения против иска
- Договор
- От 29 сентября 1994 года № 7 "о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"
- Глава 10
- 10.1. Содержание выступления адвоката в судебных прениях
- 10.2. Форма выступления адвоката в суде
- Показания обвиняемого Козлевича а.И.
- Показания Петровой н.В.
- Из материалов дела
- Объяснения Яковлевой н. С.
- Объяснения Яковлева и. Б.
- Глава 11
- 11.1. Переговоры
- Этапы веления переговоров
- 11.2. Медиация
- Этапы проведения медиации
- Информация для Татьяны
- 11.3. Оценка вступительного слова сторонами
- 11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов
- 11.5. Оценка медиационной сессии сторонами
- 11.6. Самооценка работы медиатора
- Глава 12
- 12.1. Понятие юридической техники
- 12.2. Правила юридической техники
- 12.3. Средства юридической техники
- 12.4. Приемы юридической техники
- Из тюрьмы
- Исковое заявление*
- Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Исковое заявление
- Упражнение 4
- Решение
- Суд решил:
- Часть III
- 13.1. Зарождение
- 13.2. Становление
- 13.3. Развитие
- 13.4. Трансформация
- 13.5. Современное состояние